Московский экономический журнал 4/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_4_232

ЯЗЫКОВЫЕ ШКОЛЫ: ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

LANGUAGE SCHOOLS: DEMAND AND RELEVANCE OF TRAINING

Лазаревич Светлана Валерьевна, кандидат филологических наук, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород

Дюдякова Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Цапина Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики фирмы, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Lazarevich S.V., svetlaz15@yandex.ru

Diudiakova S.V., teremok-nn@mail.ru

Bulganina S. V., bulgsv@mail.ru

Lebedeva T.E., taty-lebed@mail.ru

Tsapina T.N., tsapina@mail.ru 

Аннотация. В статье описаны результаты исследования актуальности и востребованности языковых школ на рынке образовательных услуг. Акцентировано внимание на целях обучения и параметрах выбора языковых школ жителями Нижнего Новгорода. Авторами раскрываются ключевые факторы формирования спроса на языковые школы: цена, форма обучения, предлагаемые курсы. Раскрываются и подробно обсуждаются факторы формирования рынка языковых школ. Авторами проанализированы ключевые образовательные методы и технологии, которые используют языковые школы в своей деятельности. Сделаны выводы о возможностях и перспективах развития данного рынка.

Abstract. The article describes the results of a study of the relevance and relevance of language schools in the educational services market. The attention is focused on the goals of learning and the parameters of the choice of language schools by residents of Nizhny Novgorod. The authors reveal the key factors in the formation of demand for language schools: price, form of education, courses offered. The factors of formation of the market of language schools are revealed and discussed in detail. The authors analyzed the key educational methods and technologies that language schools use in their activities. Conclusions are drawn about the possibilities and prospects for the development of this market.

Ключевые слова: рынок языковых услуг, языковые школы, опрос, маркетинговое исследование, параметры выбора языковой школы

Keywords: market of language services, language schools, survey, marketing research, options for choosing a language school

  1. Введение. Одним из условий конкурентоспособного специалиста на рынке труда является владение им иностранным языком, а иногда и не одним [1,3,6]. Как и прежде лидирующие позиции по востребованности занимает английский язык, в сложившихся экономических и политических условиях отвоевывает свое место китайский язык.

Языковые школы предлагают разные направления курсов, что позволяет подобрать оптимальный вариант изучения иностранного языка в соответствии с предъявляемыми целями потребителя [2,4,5].

  1. Материалы и методы исследования. Целью данного исследования является определение актуальности занятий в языковых школах.

Опрос был проведен в декабре 2021 года-феврале 2022 года с выборкой в 360 человек средствами google forms.

  1. Результаты исследования и их обсуждение. Основными плюсами обучения в языковой школе респонденты видят: систематичность занятий (61,1%), далее в равной степени оценили игровую форму занятий (50%) и квалифицированных педагогов (50%), затем множество наглядных пособий (47,2%) и наименее полезными посчитали сравнительно малый упор на грамматику при занятиях (19,4%).

Основные минусы – 66,7% опрошенных считают, что интересы конкретной личности учитываются мало, ввиду больших групп; 44,4% – стоимость обучения и 33,3% к минусам отнесли плохой контроль качества обучения в языковых школах.

Как видно из рисунка 1, бесплатные пробные уроки в языковых школах необходимы 83,3% респондентов, чтобы понять смогут ли они там обучаться, остальным они не нужны.

Наиболее интересными курсами для опрошенных являются: разговорные курсы – 27,8%, специализированные курсы – 19,4%, интенсивы – 19,4%, классические курсы – 16,7%, курсы бизнес-английского – 11,1%, технические курсы – 5,6% (рисунок 2).

Анализируя данные опроса, было установлено, что наиболее востребованным языком является английский – 75%, затем китайский – 44,4%, далее немецкий – 33,3%, испанский – 19,4% и иные языки – 16,7%.

При этом 58,3% людей выбирают очную форму обучения, а 41,7% – заочную.

Среди основных причин, которые привели респондентов в языковые школы, были отмечены: 72,2% людей обучаются в языковых школах для карьеры, дальнейшего обучения и личных целей в жизни, затем 36,1% ради интересного опыта и 27,8% – для заведения новых знакомств заграницей.

Основными критериями, которыми они руководствовались при выборе языковой школы для последующего обучения, были названы: 58,3% – степень специализированности преподавателей, 55,6% – типы языковых курсов, 50% – страна обучения, 41,7% – условия обучения, 27,8% – поиск по возрасту (возрастной группе).

Далее, авторы установили какие страны им были бы наиболее интересны для обучения в режиме онлайн. Анализируя данные опроса, выделены Европейские страны – 38,9%, затем Великобритания (занимает 1 место среди студентов Москвы и Санкт-Петербурга) – 33,3%, далее США и Канада – 13,9% (рисунок 3).

Среди основных преимуществ обучения в онлайн-режиме, в языковых школах были названы мобильность данного режима обучения – 41,7%, затем сравнительно низкая стоимость – 33,3% и сокращенное время на подготовку – 25% (рисунок 4).

Наиболее приемлемый диапазон цен для обучения в языковой школе, среди опрошенных является 20–30 тысяч рублей – 47,2%, затем 30-50 тысяч рублей – 36,1% и 50-75 тысяч рублей – 16,7%. Ни один из респондентов не выделил сумму 75 тысяч рублей и выше (рисунок 5).

В завершение опроса, авторами был задан вопрос, какой же метод обучения в языковой школе им нравится больше всего.

Результаты опроса позволили сделать следующие выводы: 30,6% – личностно-ориентированное и ролевое общение, 27,8% – активизация процесса восприятия, мышления, памяти для более полного усвоения речевого материала, 19,4% – коллективное взаимодействие и системно-деятельный подход, 13,9% – принцип плотности общения и избыточности языкового материала, 8,3% – использование информационных и цифровых технологий при обучении (рисунок 6).

Выводы: таким образом, анализируя результаты исследования, которые приведены в статье можно сделать следующие выводы: обучение в языковых школах и, в частности, в онлайн-режиме, очень актуально на сегодняшний день, большинство респондентов выбрали очное обучение наиболее полезным и практичным даже в нынешних реалиях.

Как наиболее актуальными языками для изучения остается английский язык, а на второе место вышел китайский язык. Как и прежде основными причинами, которые приводят в языковые школы, остается необходимость знания языка на работе, а также в личных целях.

Список источников

  1. Акопян С.К., Григорян К.М., Лебедева Т.Е., Булганина С.В. Критерии выбора курсов немецкого языка в Нижнем Новгороде//Московский экономический журнал. 2021. № 10.
  2. Волкова А.Ю., Путилина Е.А. Перспективы дистанционного обучения иностранному языку. В сборнике: Lingua Academica: Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Н.А. Крашенинниковой. 2020. С. 150-154.
  3. Ломакина Т.Ю., Васильченко Н.В. Современная технология обучения иностранному языку: проектирование и опыт – Москва, 2021.
  4. Милюкова А.Г., Лазарева А.А. Продвижение языковых школ на региональном рынке//PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2020. № 23. С. 28-36.
  5. Никонов Р.В. Организационно-педагогическое обеспечение межкультурного образовательного пространства языковой школы//Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 16. № 1. С. 43-49.
  6. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий //Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. № 1 (26). С. 5.

References

  1. Akopyan S.K., Grigoryan K.M., Lebedeva T.E., Bulganina S.V. Kriterii vybora kursov nemeckogo yazyka v Nizhnem Novgorode//Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2021. № 10.
  2. Volkova A.YU., Putilina E.A. Perspektivy distancionnogo obucheniya inostrannomu yazyku. V sbornike: Lingua Academica: Aktual’nye problemy lingvistiki i lingvodidaktiki. Materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod red. N.A. Krasheninnikovoj. 2020. S. 150-154.
  3. Lomakina T.YU., Vasil’chenko N.V. Sovremennaya tekhnologiya obucheniya inostrannomu yazyku: proektirovanie i opyt – Moskva, 2021.
  4. Milyukova A.G., Lazareva A.A. Prodvizhenie yazykovyh shkol na regional’nom rynke//PR i reklama v izmenyayushchemsya mire: regional’nyj aspekt. 2020. № 23. S. 28-36.
  5. Nikonov R.V. Organizacionno-pedagogicheskoe obespechenie mezhkul’turnogo obrazovatel’nogo prostranstva yazykovoj shkoly//Uchenye zapiski Zabajkal’skogo gosudarstvennogo universiteta. 2021. T. 16. № 1. S. 43-49.
  6. Smirnova ZH.V., Kochnova K.A. Obuchenie sotrudnikov servisnyh predpriyatij s ispol’zovaniem informacionnyh tekhnologij //Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T.7. № 1 (26). S. 5.

Для цитирования: Лазаревич С.В., Дюдякова С.В., Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Цапина Т.Н. Языковые школы: востребованность и актуальность обучения // Московский экономический журнал. 2022. № 4. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2022-34/

© Лазаревич С.В., Дюдякова С.В., Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Цапина Т.Н., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 4.