Московский экономический журнал 4/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 334

ББК 65

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_4_214

ОБЗОР ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ТОРГОВЛИ ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ В РФ

REVIEW OF CUSTOMS STATISTICS OF TRADE IN PRECIOUS METALS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Шаповалова Мария Андреевна, к.т.н., доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского филиала им. В.Б. Бобкова Россиийской таможенной академии, Россия, г. Санкт-Петербург

Shapovalova Maria Andreevna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Customs Operations and Customs Control of the St. Petersburg Branch named after V.B. Bobkov of the Russian Customs Academy, Russia, St. Petersburg

Аннотация. В статье исследованы статистическая информация, раскрывающая объем ввоза и вывоза драгоценных металлов в Российской Федерации и проблемы, возникающие при их перемещении. Автором рассмотрен перечень стратегически важных товаров и ресурсов, который дополнен изделиями из драгоценных металлов, камней, природного жемчуга. Выявлены проблемные вопросы перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней в рамках Евразийского экономического союза.

Abstract. The article examines statistical information that reveals the volume of import and export of precious metals in the Russian Federation and the problems that arise during their movement. The author considered a list of strategically important goods and resources, which is supplemented by items made of precious metals, stones, natural pearls. Identified problematic issues of movement of precious metals and precious stones within the Eurasian Economic Union

Ключевые слова: таможенная статистика; государственный контроль; апробирование; драгоценные металлы и камни

Keywords: customs statistics; state control; testing; precious metals and stones 

Пандемия COVID-19 существенно затормозила экономические процессы не только внутри нашей страны, но и во всем мире в целом. Однако объемы перемещаемых через таможенную границу драгоценных металлов не снижаются. Например, экспорт драгоценных металлов из России в период пандемии короновируса существенно вырос по сравнению с предыдущими годами. Это связано с тем, что роль драгоценных металлов в экономике России действительно высока. В условиях всемирных интеграционных процессов велика важность создания единого рынка таких товаров между различными типами международных интеграций, в том числе в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Так, в рамках ЕАЭС формирование единого рынка драгоценных металлов и камней определено  «Соглашение об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках Евразийского экономического союза» [1], которое стало новым толчком для увеличения взаимодействия между государствами-членами, разрушения торговых барьеров и тем самым, упрощения процедуры ввоза и вывоза, путем создания единых требований и правил оборота драгоценных металлов.

Актуальность исследования связана с тем, что государство осуществляет контроль за перемещением драгоценных металлов и напрямую оказывает влияние на объем оборота драгоценных металлов, развитие внутреннего рынка и его конкурентоспособность, а также на экономику страны в целом.  Именно эффективность оборота драгоценные металлов на национальном уровне и их перемещения через границу с давних пор являются показателем прочности и устойчивости экономики страны.

Целью исследования является анализ статистической информации, раскрывающей объем ввоза и вывоза драгоценных металлов в Российской Федерации и проблем, возникающих при их перемещении.

В соответствии с целью исследования, автором поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать таможенную статистику торговли драгоценными металлами в РФ.
  2. Выделить проблемы перемещения драгоценных металлов на территории ЕАЭС.

Большая роль отведена драгоценным металлам в структуре торгово- экономических отношений, а экспорт и импорт таких товаров, несомненно, влияет на политическую деятельность государства. Добыча золота осуществляется в более чем 75 странах. Крупнейшие месторождения расположены в Китае, Южной Африканской республике, Канаде, Соединенных Штатах Америки, Австралии, Индонезии и России.

Крупные золотые месторождения в России располагаются на Чукотке, Амуре, на Урале, в Красноярском крае и в Магадане. Учеными также отмечается территория Подмосковья и Крымского полуострова. Промышленная добыча металла активно идет в Кемеровской и Свердловской областях (Воронцовское, Березовское и Богомоловское месторождения), Забайкалье (Балейский район).

Добыча золота в мире в 2020 году снизилась на 3% и составила около 3200 тонн. Уже в течение десяти лет почетное первое место по добыче золота в мире занимает Китай, в 2019 и 2020 году им было добыто по 380 тонн золота. По состоянию на 2020 год Россия входит в первые 10 стран мира по добычи золота, занимая почетное третье место (300 тонн).

Серебро занимает вторую строчку популярности по добыче драгоценных металлов, уступая первое место золоту. На данный момент запасы серебра на территории России оцениваются в 70 000 тонн. За январь – декабрь 2020 года в соответствии с данными Министерства Финансов РФ общий объем добытого серебра – 438, 35 тонн [2].

Рассмотрим статистическую отчетность ввоза драгоценных металлов на территорию Российской Федерации на период с 2016 по 2020 год,  представленную в таблице 1.

Импорт в Россию товаров из группы 71 Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ( ТНВЭД ЕАЭС) за период 2016 –2020 гг. составил 3,65 млрд. долл. США41 , общим весом 10.7 тыс. тонн. В части стоимостной характеристики наибольший объем импорта пришелся на 2019 год и составил 1,08 млрд. долл. США, как представлено на рис. 1. На рис. 2 изображены количественные характеристики объема импорта с 2016 по 2020 гг. В целом, за выбранный период общий объем импорта драгоценных металлов в долларах США и в тоннах увеличился [3].

Снижение курса рубля привело к тому, что товары из драгоценных металлов в других странах стали более дорогостоящими для России, сюда же относится и переработка сырья за границей. Сравним объемы импорта в млн. долл. США по отдельным товарным позициям группы 71 ТНВЭД ЕАЭС в 2020 году и в 2019, представленным в таблице 2.

Положительные изменения наблюдаются в товарных позициях 7106, 7108; 7110 и 7115. Отрицательные изменения наблюдаются для товарных позиций 7110, 7112, 7113, 7114, 7118 [3].

Импорт в Россию товаров группы 71 ТНВЭД ЕАЭС за 2020 составил 792 млн. долл. США,  что на на 25.45%  ниже по сравнению с 2019 годом. В основном импортировались «отходы и лом драг. металлов» (41%), «ювелирные изделия и их части из драгоценных металлов» (40%). Импорт отходов и лома драгоценных металлов является положительным фактом для ювелирной промышленности нашей страны, поскольку при поставке сырья для переработки российскими компаниями, повышается добавленная стоимость изделий.

Российский экспорт товаров из группы 71 ТН ВЭД ЕАЭС за период 2016 –

2020 составил 75.7 млрд. долл. США, общим весом 28.7 тыс. тонн. В части стоимостной характеристики наибольший объем экспорта пришелся на 2020 год и составил 30,4 млн. долл. США, как представлено в таблице 3. Что касается количественных характеристик, то в 2020 году наблюдается наибольший объем экспорта за представленный период – 6,67 тыс. тонн [5]. В целом, за выбранный период общий объем экспорта драгоценных металлов в долларах США и в тоннах увеличился. Несмотря на то, что эпидемия короновируса в 2020 году значительно затормозила экономику не только нашей страны, но и всего мира в целом, экспорт из России драгоценных металлов и изделий из них существенно вырос, показав абсолютный рост объемов в два раза по сравнению с предыдущим годом. Эксперты сходятся во мнении, что такие результаты связаны с политической деятельностью нашей страны, нацеленной на компенсацию падения доходной части от экспорта других товаров [5].

В основном в 2020 году экспортировались «золото необработанное или в виде порошка» (37%), и «платина необработанная или в виде порошка» (29%) [5]. Экспорт золота по итогам 2020 года вырос в 2,5 раза по сравнению с 2019 годом до 320 тонн. Аналитики отметили, что Россия традиционно входит в число ведущих мировых производителей золота. Так, в течение последних нескольких лет мы соперничаем с Австралией за второе место.

Что касается субъектов нашей страны, то по большей части экспорт драгоценных металлов и изделий из них приходится на Москву (68,2%), Якутию (12,7%) и Костромскую область (8,6%). Это связано с тем, на территории этих субъектов располагаются крупнейшие предприятия добычи, обработки и производства драгоценных металлов.

Основной товарооборот пришёлся на «золото необработанное или в виде порошка» (37%), «платина необработанная или в виде порошка» (35%) [6].

В конце 2020 года Федеральная пробирная палата подвела итоги своей деятельности и ее территориальными органами было оформлено 7239 актов государственного контроля. По сравнению с 2019 годом количество оформленных актов увеличилось на 5%. Количество оформленных актов государственного контроля приведено на рисунке 4.

За период 2016-2020 гг. общий объем импорта в Россию драгоценных металлов увеличился, что свидетельствует о верном направлении регулирования и контроля ввоза со стороны нашего государства. Однако, если рассматривать для анализа более долгосрочный период, то можно отметить, что объемы ввоза в нашу страну драгоценных металлов уменьшился.

В 2018 году Правительство РФ на основе Постановления от 22.10.2018 от №1259 «О внесении изменений в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» [7] расширило Перечень стратегически важных товаров и ресурсов. Перечень дополнился изделиями из драгоценных металлов, камней, природного жемчуга, также туда внесли часы наручные или карманные, содержащие драгоценный металл, руды и концентраты. Статья 226.1 УК РФ определяет меру наказания при незаконном перемещении стратегически важных товаров в особо крупном размере (стоимость перемещаемых незаконным образом товаров превышает 1000000 рублей) в виде лишения свободы от 3 до 7 лет.

Среди таможенных органов лидерами по борьбе с контрабандой драгоценных металлов и изделий из них являются Южная оперативная, Минераловодская, Северо-Осетинская, Дагестанская и Краснодарская таможня. По большей части преступления по незаконному перемещению драгоценных металлов и изделий из них раскрываются через передачу оперативных данных о таких товарах, другие раскрываются благодаря проведению форм таможенного контроля. Таким образом, контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов наращивает свои обороты, а доля теневого рынка растет, приобретая масштабы не только в нашем государстве, но и во всем мире в целом. Решением проблемы контрабанды драгоценных металлов может стать создание Единого рынка драгоценных металлов и изделий из них в ЕАЭС.

В Российской Федерации опломбированием металлов занимается Пробирная палата РФ. У государства есть опасения и недоверие к частным предпринимателям, поэтому нанесение проб в нашей стране находится в ведении государственной инспекции. Если допустить частных организаций к проведению опломбирования, это приведет к снижению цен на данную операцию. Кроме того, рынок драгоценных металлов в России очень жестко и строго регулируется и часто далеко не в пользу российских производителей. К примеру, если российские ювелиры вывезли изделия на международную выставку, то осуществить продажу своих изделий они не смогут без обратного ввоза в Россию и оформления международного контракта.

 «Соглашение об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках Евразийского экономического союза от 22 ноября 2019 г.», вступившее в силу 24 мая 2021 года, включает в себя унифицированные правила обращения и вопросы организации гармонизации нормативно-правового регулирования перемещения драгоценных металлов и камней в рамках ЕАЭС. Данный документ позволяет признать государствам-участникам пробирные клейма друг друга, что позволяет снизить ограничения и способствует стабильному развитию свободного обращения таких товаров в пределах Союза. Однако существует риск ввоза через государства-члены ЕАЭС на территорию нашей страны контрабандой продукции драгоценных металлов, а также изделия могут не соответствовать указанной на них пробе. Например, ввезенные товары с поддельными клеймами из Республики Казахстан, где нет уголовной ответственности за такое правонарушение. Поэтому признание государствами-участниками пробирных клейм на данный момент достаточно рискованно из-за разного уровня государственного контроля не только за оборотом драгоценных металлов, но также за апробированием и клеймением.

Еще одной проблемой является свободное обращение импортных изделий и сырья по более низкой цене, чем цены частных производителей государств-членов ЕАЭС. Соответственно, необходимо предпринять действия по жесткому мониторингу цен на драгоценные металлы и изделия из них. В России отслеживанием таких цен занимается Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ при Министерстве финансов РФ. Путем отслеживания зарубежных цен государства-члены ЕАЭС смогут предпринимать действия, которые позволят уравновесить цены и оптимальным образом вписать их в общий оборот драгоценных металлов.

Наглядно представим проблемы и пути решения в таблице 4.

Таким образом, для решения проблем перемещения драгоценных металлов государствам-членам ЕАЭС необходимо осуществлять борьбу с незаконным перемещением не только на национальном уровне, но и на уровне международного сотрудничества, путем создания межгосударственных договоренностей и таможенных соглашений по регулированию перемещения товаров. В статье автором проанализирована статистика перемещения, динамика импорта и экспорта драгоценных металлов, а также рассмотрена структура товарооборота драгоценных металлов за 2020 год.

Список источников

  1. Соглашение об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках Евразийского экономического союза // СПС КонсультантПлюс // URL: http://www/consultаnt/ru/
  2. Итоги внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2019 году / Департамент аналитического сопровождения внешнеэкономической деятельности // https://www.economy.gov.ru/material/file/66eec1250c653fc9abd0419604f44bbd/VED.pdf
  3. Русские скупают золото и бриллианты: «драгоценный» импортт РФ вырос почти наполовину // https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2019/russkie-skupayut-zoloto-i-brillianty/
  4. Федеральная пробирная палата подвела итоги 2020 года// https://npral.ru/news/federalnaya-probirnaya-palata-podvela-itogi-2020-goda/
  5. Товарооборот «жемчуг природный или искусственный, драгоценные камни, драг. металлы; бижутерия; монеты» // Аналитика за август, 2021 //  https://ru-stat.com/analytics/8706
  6. Мониторинг экономической ситуации в России // Тенденции и вызовы социально-экономического развития 2020 // № 29(131), Декабрь // https://www.ranepa.ru/pdf/monitoring/monitoring-ekonomicheskoy-situatsii-v-rossii-29-131-dekabr-2020-g.pdf.html
  7. Постановление Правительства РФ от 22 октября 2018 г. № 1259 «О внесении изменений в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www/consultаnt/ru/

References

  1. Soglashenie ob osobennostyax osushhestvleniya operacij s dragocenny`mi metallami i dragocenny`mi kamnyami v ramkax Evrazijskogo e`konomicheskogo soyuza // SPS Konsul`tantPlyus // URL: http://www/consultant/ru/
  2. Itogi vneshnee`konomicheskoj deyatel`nosti Rossijskoj Federacii v 2019 godu / Departament analiticheskogo soprovozhdeniya vneshnee`konomicheskoj deyatel`nosti // https://www.economy.gov.ru/material/file/66eec1250c653fc9abd0419604f44bbd/VED.pdf
  3. Russkie skupayut zoloto i brillianty`: «dragocenny`j» importt RF vy`ros pochti napolovinu // https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2019/russkie-skupayut-zoloto-i-brillianty/
  4. Federal`naya probirnaya palata podvela itogi 2020 goda// https://npral.ru/news/federalnaya-probirnaya-palata-podvela-itogi-2020-goda/
  5. Tovarooborot «zhemchug prirodny`j ili iskusstvenny`j, dragocenny`e kamni, drag. metally`; bizhuteriya; monety`» // Analitika za avgust, 2021 //  https://ru-stat.com/analytics/8706
  6. Monitoring e`konomicheskoj situacii v Rossii // Tendencii i vy`zovy` social`no-e`konomicheskogo razvitiya 2020 // № 29(131), Dekabr` // https://www.ranepa.ru/pdf/monitoring/monitoring-ekonomicheskoy-situatsii-v-rossii-29-131-dekabr-2020-g.pdf.html
  7. Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 22 oktyabrya 2018 g. № 1259 «O vnesenii izmenenij v perechen` strategicheski vazhny`x tovarov i resursov dlya celej stat`i 226.1 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // SPS Konsul`tantPlyus. URL: http://www/consultant/ru/

Для цитирования: Шаповалова М.А. Обзор таможенной статистики торговли драгоценными металлами в РФ // Московский экономический журнал. 2022. № 4. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2022-16/

© Шаповалова М.А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 4.