Московский экономический журнал 4/2021

image_pdfimage_print

УДК 65.011

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10207

Понятие и сущность принципов реинжиниринга бизнес-процессов

The concept and essence of the principles of business process reengineering

Егорова Анастасия Олеговна, кандидат экономических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Романовская Елена Вадимовна, кандидат экономических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Малахина Анастасия Алексеевна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Романовский Юрий Вадимович, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир

Egorova A.O., Egorova_AO@mininuniver.ru

Romanovskaya E.V., romanovskaya_ev@mininuniver.ru

Malakhina A.S., malahinaaa@std.mininuniver.ru

Romanovsky Yu.V., urarom@list.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены такие вопросы, как определение бизнес-процесса, понятие реинжиниринга, особенности, типы программ реинжиниринга бизнес-процесса, преимущества и ограничения. Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время все большее внимание уделяется понятию реинжиниринга. Авторами представлены основные принципы при реализации процесса реинжиниринга. Авторами сделаны выводы и даны рекомендации по совершенствованию применения принципов реинжиниринга бизнес-процессов.

Summary. This article discusses such issues as the definition of a business process, the concept of reengineering, features, types of business process reengineering programs, advantages and limitations. The relevance of the article is due to the fact that at present more and more attention is paid to the concept of reengineering. The authors present the basic principles for implementing the reengineering process. The authors draw conclusions and give recommendations for improving the application of the principles of business process reengineering.

Ключевые слова: реинжиниринг, бизнес-процесс, прибыль, принцип,  организация.

Keywords: reengineering, business process, profit, principle, organization.

Бизнес-процесс – это комплект взаимосвязанных дел по производству готовой продукции или же услуг на базе потребления ресурсов [3].

В случае, если на начальном этапе процесса реинжиниринга появляются проблемы, и команда не имеет возможность двигаться далее, стоит пользоваться принципами реинжиниринга. Есть 6 ведущих основ РБП. 

Принцип №1 – предполагает обращение с поставщиками как с частью организации. Следует находить пути привлечения поставщиков извне для выполнения отдельных частей процесса, для чего необходимо доверие к поставщикам, собственно что вполне вероятно, в случае если с ними заключены партнерские дела [4-6].

Принцип №2 – предполагает уменьшение «входов» для процесса, что позволит уменьшить неоправданное число входных интерфейсов и уменьшить продолжительность выполнения бизнес-процесса. 

Принцип №3 – подключение в работу актуальной информацию. По существу, это ведение учета и баз данных по предшествующим сделкам и работам, к которой, при необходимости, можно обратиться.

Принцип №4 – связать параллельные работы взамен интегрирования их итогов. Работа нескольких отделов обязана быть согласована, и налажена обоюдная коммуникация [1, 2].

Принцип №5 – заключение должно приниматься в одной точке и там, где проводится работа. В случае, если будет некоторое количество точек принятия заключений, то процесс станет прерываться, а работа останавливаться. Также нужен контроль над всем ходом работы для актуальной корректировки и связи.

Принцип №6 – нужно закреплять информацию там, где источник, и закреплять ее только один раз. Это поможет сэкономить время, т.к. не будет необходимости обрабатывать информацию из нескольких источников для получения документов. 

Так, дополнительно при реорганизации бизнес-процессов возможно концентрировать внимание на таких принципах, как: принцип соотношения привлеченных ресурсов задачам – снижение огромного объема ручной работы; принцип предотвращения возможных ошибок и задач – анализируем типовые внештатные проблемы и описываем их заключение в соответственной процедуре; принцип координированности в работе; принцип контрольных точек – регуляция свойства выполнения бизнес-процесса. 

Перечислим типовые события по реорганизации бизнес-процессов – прекращение дублирования функций, уменьшение лишних согласований, упрощение процедур принятия заключений (делегирование дел, вступление должности главного за бизнес-процесс), автоматизация комплексного характера [7].

К нетиповым событиям относится «творческая работа» служащих отдела (изменение схемы работы по обслуживанию покупателей, изменение организационной структуры). Моделирование бизнес процесса «как должно быть идеально».

Делаем некоторое количество разновидностей моделей, при этом предусматриваем изменения количественных характеристик процесса, а именно происходит перемена логики процесса, конфигурации организационной структуры, изменение автоматизации. При поддержке целевых критериев анализируется модель, повторные итерации, и в случае если потребуется, ее дальнейшее документирование, вступление в работу. 

Однако зададимся вопросом, откуда взять идеи для действенного бизнес-процесса. Процесс разработки считается креативным, и поэтому нужно включить в работу наибольшее возможное количество служащих, заинтересовать высококвалифицированных профессионалов, выполнить сравнение бизнес-процессов готовых моделей, обменяться навыком с другими предприятиями, проведение внутренних семинаров. 

Таким образом, рассмотренные вопросы демонстрируют, как возможно перестроить процесс, получив новые формы организации труда, которые отличаются от функционального подхода. Для того, чтобы применять их продуктивно, от команды РБП потребуется композиция креативного и аналитического мышления.

Список литературы

1. Kuznetsov V.P., Garina E.P., Romanovskaya E.V., Kuznetsova S.N., Andryashina N.S. Organizational design and rationalization of production systems of a machine-building enterprise (by the example of the contract assembly workshop) // Espacios. 2018. Т. 39. № 1. С. 25.

2. Kuznetsova S.N., Romanovskaya E.V., Artemyeva M.V., Andryashina N.S., Egorova A.O. Advantages of residents of industrial parks (by the example of AVTOVAZ) // Advances in Intelligent Systems and Computing (см. в книгах). 2018. Т. 622. С. 502-509.

3. Егорова А.О., Романовская Е.В. Проблемы развития машиностроения в Нижегородской области // Научное обозрение. 2015. № 23. С. 190-195.

4. Кузнецов В.П., Гарина Е.П., Романовская Е.В. Система создания продукта в теории устойчивого развития производства // Вестник РАЕН. 2015. Т. 15. № 6. С. 41-45.

5. Малушко Е.Ю., Лизунков В.Г. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики // Вестник Мининского университета. Т.8. № 2. 2020. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-3 (дата обращения 30.03.21).

6. Поначугин А.В. Практика использования интерактивных технологий для подготовки бакалавров прикладной информатики в период пандемии COVID-19 // Вестник Мининского университета. Т.8. № 4. 2020. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-4-6 (дата обращения 30.03.21).

7. Романовская Е.В., Семахин Е.А. Маркетинговые особенности создания нового продукта на промышленном предприятии // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2015. № 4 (28). С. 64-72.