Московский экономический журнал 4/2021

image_pdfimage_print

УДК 338.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10205

РАЗВИТИЕ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 

DEVELOPMENT OF REGIONAL INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE SUPPORT

Кузнецова С.Н., к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»

Козлова Е.П., к.э.н., ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»

Назаркина Е.С., ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»

Трушкова Д.М., ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Kuznetsova S.N., Kozlova E.P, Nazarkina E.S., Trushkova D.M.

Аннотация. В статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса о необходимости государственной поддержки региональной промышленной инфраструктуры: промышленных парков и технопарков. Авторы статьи указывают на основные этапы поддержки промышленных парков и технопарков: предоставление земельных участков, создание инфраструктуры, привлечение финансирования на реализацию проекта, создание и предоставление зданий для резидентов, повышение спроса инвесторов на размещение в парках, поиск и привлечение резидентов, увеличение предложения парков с целью снижения стоимости и размещение в парке. Промышленные парки растут быстрее других сегментов коммерческой недвижимости. В статье выделяются следующие источники роста: «неорганизованные оппозиции», отказ от непрофессиональных площадок в пользу парков, отказ от собственных площадок, расширение, переход прямых иностранных инвестиций из других юрисдикций, инвестиции в новые российские производства.

Summary. In the article, the authors turn to the consideration of the need for state support for regional industrial infrastructure: industrial parks and technoparks.  The authors of the article point out the main stages of support for industrial parks and technology parks: the provision of land plots, the creation of infrastructure, attracting funding for the project, the creation and provision of buildings for residents, an increase in the demand of investors to accommodate parks, search and attract residents, increase the supply of parks in order to reduce the cost and placement in the park.  Industrial parks grow faster than other commercial real estate segments.  The article identifies the following sources of growth: «unorganized opposition», refusal of non-professional sites in favor of parks, refusal of own sites, expansion, transition of foreign direct investment from other jurisdictions, investments in new Russian production.

Ключевые слова: развитие, поддержка, промышленный парк, технопарк, резидент, инвестиции.

Key words: development, support, industrial park, technopark, resident, investment. 

Введение

Управляющие компании промышленных парков и технопарков смогут возмещать часть затрат на уплату процентов в 2021 г. Планируемый объем субсидий на период 2021–2023 гг. составит 828,7 млн руб., что позволит поддержать до 15 промышленных парков и технопарков с кредитным портфелем до 7 млрд руб. В 2021 году сумма поддержки составит более 193 млн руб., в 2022 году — около 300 млн руб., в 2023 году — около 340 млн руб. Возмещаться будут две трети суммы затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. К 2030 году государство ждет от промышленных парков привлечения частных инвестиций не менее 8 руб. на 1 руб. госсубсидии. Резиденты промышленных парков и технопарков к тому времени должны иметь объем выручки не менее 10 руб. на 1 руб. вложенных государством средств [1].

Актуальность. Существуют проблема неравномерности распределения промышленных площадок с подготовленной инфраструктурой по Российской Федерации (таблица 1). Поэтому важно моделировать прикладные наукоемкие задачи в условиях цифровизации по поддержке региональной промышленной инфраструктуры (промышленных парков, промышленных технопарков) [2].

Цель и задачи исследования. Цель создание единой архитектуры мер господдержки промышленных парков и технопарков и повышение эффективности использования федеральных ресурсов в условиях цифровизации.

Задачи исследования — повышение успешности промышленного парка и технопарка, с помощью измерения объёмов инвестиций (прямых иностранных и в основной капитал), количества построенных или модернизированных заводов, новыми высокопроизводительными рабочими местами, масштабами внутренней кооперации [3].

Предмет и объект исследования.

Предметом исследования являются модели прикладных наукоемких задач по поддержке региональной промышленной инфраструктуры.

Объектом исследования является промышленная инфраструктура (промышленные парки и технопарки).

Используемые методы и технологии. В исследовании использован: статистический метода, метод анализа.

Научная новизна заключается в том, что последние проекты преференциальных территорий в промышленно развитых городах повышают деловую активность и трудоспособное население муниципальных районов [4].

Ожидаемые результаты. Формирование промышленных парков и технопарков в муниципальных районах и предоставление преференций резидентам (таблица 2), в которых:

  • значительная маятниковая миграция;
  • сформированы точки роста в виде существующих или образовываемых промышленных площадок, промышленных парков, агропарков.

Готовность к реализации, опыт реализации. Предложить органам исполнительной власти зафиксировать ответственных за регионами.

Партнеры. Ассоциация промышленных парков.

Наличие аналогов, преимущества перед аналогом (инновационность). Преференции распространяются на территории созданного промышленного парка или технопарка, который находится рядом с населенным пунктом, источником трудовых ресурсов [5].

Область применения результатов

По состоянию на 2020 г. в России числится 251 промышленный парк, из них действующих — 155. В статусе создаваемых — 61 и еще 35 парков — со статусом «намерения». Технопарков создано 70, из них 53 — действующие, 14 — создаваемые, 3 — «намерения» [6].

Предлагается внедрять механизм компенсации части вложений частных инвесторов, планируется реализовать через субъекты Российской Федерации с 2021 года. Оформляется заявка региона на отбор частных проектов создания промышленных парков и технопарков: 100% суммы таможенных пошлин; 100% налог на прибыль организаций (федеральная часть); 100% суммы налога на добавленную стоимость.

Доведение средств из Федерального бюджета до региона на финансовое обеспечение возмещения затрат частного инвестора: 5 лет (20 кварталов) 15 млн руб. на 1 га для промышленного парка; 60 тыс. руб. за 1 м2 для технопарка [7].

Выводы

 Эффективность проекта заключается в следующем (таблица 3):

Налоговые льготы проекта: внебюджетные фонды 22987 тыс. руб. (30%); федеральный бюджет 4864 тыс. руб. (7%); бюджет субъекта РФ 47982 тыс. руб. (63%) [8].

Доходы бюджетной системы с учетом льгот: внебюджетные фонды 12921 тыс. руб. (6%); бюджет субъекта РФ 65439 тыс. руб. (32%); федеральный бюджет 129619 тыс. руб. (62%) [9].

В заключении авторами представлены сравнительная характеристика региональных мер поддержки: 39 (45%) количество субъектов РФ, у которых приняты НПА по вопросам промышленных парков и технопарков; 33 (38%) количество субъектов РФ, у которых имеются меры поддержки промышленных парков и технопарков.

По расчетам авторов проект позволяет снизить налоговое бремя. Общая сумма льгот за 10 лет 75,8 млн руб.: налоги и платежи 52,8 млн руб.; отчисления в фонды 22,9 млн руб.; за счет федерального бюджета 4,8 млн руб.; за счет бюджета субъекта РФ 47,9 млн руб.; за счет внебюджетных фондов 22,9 млн руб. [10].

Общая сумма доходов бюджета за 10 лет 207,9 млн руб.: налоги и платежи 195 млн руб.; отчисления в фонды 12,9 млн руб.; в федеральный бюджет 129,6 млн руб.; в бюджет субъекта РФ 65,4 млн руб.; во внебюджетные фонды 12,9 млн руб. [11].

В субъектах РФ отсутствует единый подход к установлению мер стимулирования деятельности в сфере промышленности.

В субъектах РФ в настоящее время приняты региональные законы о промышленной политике, в рамках которых закреплен перечень мер стимулирования промышленности, дублирующий меры поддержки, установленные в рамках Федерального закона № 488-ФЗ [12].

Однако, на практике, регионы ограничиваются поддержкой управляющих компаний и резидентов промышленных парков и технопарков в форме предоставления субсидий и налоговых льгот [13].

Список литературы

  1. Глазьев, С. Ю. Переход к инновационной экономике – условие будущего развития России / С. Ю. Глазьев // Инновации. 2012. № 3−4. С. 46−51.
  2. Деев А. А. Проблемы реализации государственной промышленной политики России / А.А. Деев, М.С. Соколов // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17, № 5.
  3. Дикунов, С. А. Институты развития региональной инновационной структуры / С. А. Дикунов, А. С. Бровко, М. С. Дикунова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. № 10-4. С. 27−31.
  4. Козлова Е.П., Кузнецова С.Н., Назаркина Е.С., Уткин В.Е. Аспекты эффективного управления системой промышленного производства на основе процесса автоматизации. Московский экономический журнал. 2020. № 11. С. 53.
  5. Кузнецов В.П., Кузнецова С.Н., Лапаев Д.Н. Теоретические аспекты развития организационно-экономического механизма формирования индустриальных парков: монография. Издательство «Познание» (Казань), 2014. с. 148.
  6. Кузнецова С.Н. Концепция реализации механизма для развития инноваций и внедрения современных технологий индустриальных парков. e-FORUM. 2020. № 4 (13). С. 33-47.
  7. Миронов, Д. С. Институционально-трансформационные факторы развития индустриальных парков Свердловской области / Д. С. Миронов // Теоретическая и прикладная экономика. – 2018. – № 4. – С. 33–52.
  8. Миронов, Д. С. Институциональные условия и факторы выбора индустриального парка как места для развития инновационного бизнеса / Д. С. Миронов, В. Ж. Дубровский // Управленец = The Manager. – 2018. – Т. 9, № 6. – С. 33–52.
  9. Миронов, Д. С. Механизмы государственной поддержки в формировании и развитии полиотраслевых промышленных парковых структур / Д. С. Миронов, В. А. Благинин // Современная научная мысль. – 2017. – № 3. – С. 117–126.
  10. Поташник Я.С., Кузнецова С.Н. Состояние и тенденции в инвестиционной и инновационной сферах промышленности Нижегородской области // Научное обозрение: теория и практика. № 4. С. 85-93.
  11. Савина, О. Н. Оценка эффективности налоговых льгот: действующие региональные практики и проблемы их реализации / О. Н. Савина // Пермский финансовый журнал. 2016. № 2(15). C. 64−82.
  12. Шувалов А.А., Кузнецова С.Н. Перспективы развития технопарков в Российской Федерации. В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». С. 159-163.
  13. Kuznetsov V.P., Kuznetsova S.N., Romanovskaya E.V., Andryashina N.S., Garina E.P. Technological renewal of industrial sectors through creation of high-tech industrial eco-clusters // Studies in Computational Intelligence. 2019. Т. 826. С. 1089-1095.