Московский экономический журнал 4/2020

image_pdfimage_print

УДК 338

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10212

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ВЫБОРА ОБУВИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК

MARKET RESEARCH OF SHOES SELECTION CRITERIA: REGIONAL MARKET

Шишменёва Алёна Андреевна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Мартысевич Валерия Владимировна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Shishmeneva A.A., shishmenevaaa@st.mininuniver.ru

Martysevich V.V., martysevichvv@st.mininuniver.ru

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Аннотация. В статье описаны результаты исследования критериев, которые являются важными при выборе и совершении покупки жителями Нижнего Новгорода. Авторами уделено внимание таким составляющим выбора как цена, изготовитель, материал обуви, важность и приоритетность факторов формирования решения о покупке, отношение к месту покупки и его составляющим: дизайн помещения, удобство. Раскрываются ключевые вопросы значимости контактной зоны при покупке: консультация и консультанты – необходимость и бесполезность. Сделаны выводы о возможностях и перспективах развития продаж на рынке обуви.

Summary. The article describes the results of a study of the criteria that are important when choosing and making a purchase by residents of Nizhny Novgorod. The authors pay attention to such components of choice as price, manufacturer, footwear material, the importance and priority of the factors in the formation of the purchase decision, the attitude to the place of purchase and its components: room design, convenience. The key issues of the importance of the contact zone when buying are revealed: consultation and consultants – the need and futility. Conclusions are made about the opportunities and prospects for the development of sales in the footwear market.

Ключевые слова: рынок продаж обуви, обувь, критерии выбора, динамика рынка, опрос, исследование.

Keywords: shoe sales market, shoes, selection criteria, market dynamics, survey, research.

Снижение оборота российского fashion-рынка по итогам 2019 года на 3-4% до 2,26-2,29 трлн рублей может быть связано со снижением платежеспособности населения и погодными аномалиями, полагают в пресс-службе Nawinia Rus [1].

Согласно исследованию потребительского доверия, более 50% россиян в 2019 году сократили расходы на одежду. Так как одежда и обувь, будучи необязательными расходами, продолжают оставаться главной статьей экономии в российских семьях, опережая даже такой сегмент трат как развлечения вне дома [2].

На показателях 2019 года, возможно, сказалось и усиление госрегулирования отрасли, не исключает эксперт [2]. В частности, ужесточение контроля за сертификацией соответствия товаров. Если раньше импортеры могли находить лаборатории, которые выдавали сертификаты без проведения лабораторных испытаний. Теперь эта стало невозможным. Как следствие – издержки импортеров одежды и обуви возросли. Причем как финансовые, так и временные [3].

Мультиканальный формат, обеспечивающий максимальное удобство покупок, станет основой стратегией развития компаний в 2020 году, прогнозируют аналитики Fashion Consulting Group. Причем ключевыми драйверами fashion online станут опережающее развитие маркетплейсов, рост продаж с мобильных устройств и через социальные сети [1,2].

Целью исследования является изучения предпочтений покупателей в сфере продажи женской обуви. Выборка составила 129 человек, средний возраст участников от 19 до 21. Опрос проводился в течение февраля 2020 года в Нижнем Новгороде.

Большинство респондентов часто посещают ТЦ (55,2%), 44,8% – считают, что редко, интересно, что нет таких людей, которые бы практически не посещали ТЦ.

Для большинства покупателей самую важную роль при выборе магазина играет его ассортимент (72,4%), уровень цен (62,1%), 31% – местоположение, и для 10,3% важен престиж магазина и сетевая марка.

По мнению большинства наличие в магазине кафе делает его наиболее комфортным (58,6%). Равное количество процентов (44,8%) считают, что выигрывает тот торговый центр, где есть лифт и зонга отдыха; наличие туалета – 37,9 %, а наличие кондиционера – 34,5%, важность детской комнаты составляет всего 6,9%.

Важность и значимость интерьера магазина в процессе принятия решения о покупке отражено на рисунке 1.

Практически половина опрошенных (48,3%) предпочитают теплые цвета в интерьере магазина, 37, 9% предпочитают холодные, а для 13,8% цвета интерьера не имеют значения.

Большинство участниц положительно относятся к музыкальному сопровождению в магазине (82,8%), для 17,2% оно не имеет значения.

Важное значение в исследовании имеет следующий вопрос, касающийся контактной зоны. Большинству участниц (58,6%) не нужна помощь продавца консультанта при выборе обуви, а 41,4% участниц нужна.

Для большинства респондентов (86,2%) при выборе обуви важно ее качество, далее идет комфорт 82,8%, цена 75,9%, материал 51,7%, мода 41,4%, цвет 27,6%, стиль 24,1%, высота каблука 17,2%, наименьшее значение имеет марка 10,3%.

Справедливая цена для покупки различных видов обуви представлено на рисунке 2.

75,9% опрошенных предпочитают классический стиль, 72,4% – спортивный, 69% – повседневный, 37,9% – деловой, 10,3% – гламурный и кэжуал, 6,9% – морской. Стили: арт- деко, богемный, восточный, кантри не предпочитает никто.

Большинство опрошенных обычно в теплую погоду ходят в кедах ( 10,3%), 6,9% в балетках и вьетнамках, остальную обувь выбрали одинаково –по 3,4 % .

72,4% опрошенных, что составляет большинство, выбирают кожаный материал, 31% – замшу, 24,1% – эко-кожу, 20,7% – текстиль, 13,8% – джинсу, а самый маленький процент у резины – 3,4%.

Конусообразный каблук предпочитает большинство (13,8%), наборный – 10,3%, одинаковый процент набрали 6,9% шпильки и ковбойский, остальные виды выбрали по одинаковому проценту 3,4%. Большинство опрошенных редко покупают обувь на высоком каблуке (75,9%).

Большинство опрошенных не нравится обувь на высокой платформе (69%), а остальные 31% – ее поклонники.

Обувь на шнурках предпочитает большинство опрошенных – 51,7%, на резинке – 44,8%, самый маленький процент у обуви на велькро – 3,4%.

Для большинства опрошенных производитель обуви не имеет значения, а обувь импортного и отечественного производителя предпочитают равные доли – по 13,8%.

Молнии, как украшения для обуви, предпочитает большинство опрошенных (79,3%), 37,9% предпочитают цепочки, а 31% предпочитает клепки, вышивку – 20,7%, и стразы – 13,8%.

Таким образом, средний возраст покупателей 19-21 год, большинство опрошенных часто посещают торговые центры, самым главным критерием является ассортимент магазина, наличие кафе делает магазин более комфортным,  для равного числа покупателей интерьер важен или средней важности, теплые цвета интерьера магазина предпочитает большинство опрошенных, поэтому при открытии магазина нужно использовать именно эти цвета, так же в магазине нужно муз. Сопровождение, возраст продавцов – консультантов не имеет значения, обувь обязательно должна быть качественная, так как это важный критерий при выборе обуви, цен должны быть доступными.

Литература

  1. Анализ рынка обуви в России. Discovery Research Group [Электронный ресурс]: Режим доступа URL:https://drgroup.ru/235-issledovanie-rossiiskogo-rinka-obuvi.html (Дата доступа: 20.03.2020)
  2. Евдокимов К.В., Саморуков В.И., Саморуков Д.В. Формирование адаптированного к запросам потребителей промышленного ассортимента обуви на основе исследований рынка обувной продукции//Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2020. № 2 (81). С. 247-258.
  3. Киселёва А.И., Сорокина Ю.В. Влияние потребительских предпочтений на рынке обуви. В сборнике: Наука и бизнес: проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 105-108.

Referents

1.   Analiz rynka obuvi v Rossii. Discovery Research Group [Elektronnyj resurs]: Rezhim dostupa URL:https://drgroup.ru/235-issledovanie-rossiiskogo-rinka-obuvi.html (Data dostupa: 20.03.2020)

2.   Evdokimov K.V., Samorukov V.I., Samorukov D.V. Formirovanie adaptirovannogo k zaprosam potrebitelej promyshlennogo assortimenta obuvi na osnove issledovanij rynka obuvnoj produkcii//Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava. 2020. № 2 (81). pp. 247-258.

3.   Kiselyova A.I., Sorokina YU.V. Vliyanie potrebitel’skih predpochtenij na rynke obuvi. V sbornike: Nauka i biznes: problemy i perspektivy razvitiya predprinimatel’skoj deyatel’nosti sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. pp. 105-108.