Московский экономический журнал 3/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 338.242.2

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_3_192

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

FRANCHISING AS AN EFFICIENCY TOOL LOGISTIC PROCESSES IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Лазутина Антонина Леонардовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород; кандидат экономических наук, доцент, доцент  кафедры товароведения, сервиса и управления качеством, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород, E-mail: lal74@mail.ru

Моровова Ирина Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения, сервиса и управления качеством, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород, E-mail: 30940@mail.ru

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, E-mail: taty-lebed@mail.ru

Иванова Ольга Николаевна, старший преподаватель, кафедры технологии общественного питания, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород, E-mail: olya.mitina-ol@yandex.ru

Lazutina Antonina Leonardovna

Morovova Irina Mikhailovna

Lebedeva Tatiana Evgenevna

Ivanova Olga Nikolaevna

Аннотация. В статье раскрывается сущность франчайзинга в логистике, отражается его специфика, обусловленная цифровизацией данного явления / данных отношений, в том числе с использованием искусственного интеллекта. На основе права франшизы происходит процесс масштабирования хозяйственных связей в сфере логистики растет их интенсивность, что позволяет нарастить выручку продуцентов логистических услуг, повысить их рентабельность. В этих условиях растут также бюджетные доходы различных субъектов на основе возрастающих налоговых отчислений.

Abstract. The article reveals the essence of franchising in logistics, reflects its specifics, due to the digitalization of this phenomenon/these relationships, including using artificial intelligence. Based on the franchise right, the process of scaling economic relations in the logistics sector is growing in intensity, which allows increasing the revenue of logistics service providers and increasing their profitability. Under these conditions, budget revenues of various entities are also growing on the basis of increasing tax deductions.

Ключевые слова: франчайзинг,  логистический сервис, цифровизация логистики, трансакционные издержки, эффективность, оптимизация логистических процессов

Keywords: franchising, logistics service, logistics digitalization, transaction costs, efficiency, logistics process optimization

В настоящее время франчайзинг занимает одно из основных драйверов в развитии бизнеса России, содействуя при этом развитию среднего и малого бизнеса. Кроме того, с помощью торговых предприятий,  функционирующих по системе франчайзинга развивается потребительский рынок и повышается качество торгового обслуживания населения. [2]

Процесс масштабирования хозяйственных связей в сфере логистики повышает доверие контр-агентов  друг к другу, обеспечивают надежность хозяйственных связей между производителями (субъектами логистики) и покупателями, разумеется, прежде всего – оптовыми. В этих условиях франчайзи проще и легче выйти на рынок логистических услуг, сократить как издержки обращения, связанные с движением / продвижением экономических благ от производителя до покупателя, так и трансакционные издержки (в частности такие как: издержки поиска информации о субъектах логистики, размерах и уровнях тарифов, которые они запрашивают, требования к условиям поставки, способам расчетов, страхования, безопасности и т.д., выбора вида и заключение контрактов, их мониторинга и т.д.).

Если перейти на импирический уровень исследования вышеуказанной проблемы, то в качестве объекта анализа выберем SPAR, как наиболее репрезентативную в данном контенте, что позволит с надежных теоретических позиций не только изучить эту проблему, но и выработать научно-обоснованные рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности логистических цепей. [1]

Франчайзинг – система, одним из важнейших фактором развития которой является логистика. Она один из основных механизмов функционирования смешанной формы крупного и мелкого предпринимательства. В связи с этим, важно выявить роль цифровизации логистики в развитии среднего и малого бизнеса.

К задачам исследования можно отнести такие как: установление взаимосвязи франчайзинга и логистики; анализ предоставляемых услуг SPARа клиентам; Что касается вариантов применения франчайзинга в логистике в настоящее время, то это: оказание контрагентам логистических услуг (транспортные, складские, информационные услуги); консалтинг логистических услуг (расширение присутствия сетевой торговли в регионах); консалтинг по внедрению информационных систем в логистике, в том числе на цифровой основе. [3]

Так как система франчайзинговых взаимоотношений стимулирует развитие не только непосредственно процессов логистики, но и сопутствующих им услуг, формируется их система, направленная на оптимизацию всех видов логистических потоков и в результате формируется логистический сервис.

Логистический сервис – комплекс нематериальных логистических действий, которые обеспечивают наибольшее удовлетворенность спроса покупателей в ходе управления материальными, финансовыми и информационными потоками, во время проведения и оформления заказа, покупки, поставки и дальнейшего обслуживания товаров.

Перед логистическим сервисом стоит ряд задач, которые основываются на следующих показателях: размер дохода в расчете на каждую оказанную услугу;  период исполнения заказов (с момента получения заказа до момента доставки груза потребителю); часть заказов, которая демонстрируется потребителям из той массы запасов, которые уже находятся на складах торгового предприятия; наличие оптимальной величины заказов для непрерывного обеспечения клиентов.

В рамках данного исследования раскрывается структура логистической системы сети розничной торговли «SPAR», включающая в себя 13 320 магазинов в 48 странах на 4-х континентах, в том числе и в России, а также вид отношений между рыночными субъектами, которые заключают договор с малым и средним бизнесом на право осуществлять деятельность и вести свой бизнес от имени франчайзера.

SPAR предоставляет множество услуг, поэтому он занимает одно из лидирующих мест на рынке России. Благодаря логистическому сервису SPAR повышается его конкурентоспособность, увеличивается число клиентов, улучшается качество оказываемых услуг и продукции, развивается товарооборот. [4]

Поскольку SPAR – самая крупная международная сеть продовольственных супермаркетов, она имеет свою постоянно развивающуюся франшизу, дающую право использовать в своем бизнесе бренд и бизнес-модель другой компании [5].

Проведенный анализ показал, что франчайзинговый пакет бренда SPAR включает в себя:

  • исследование плана торгового центра, обеспечение абсолютного пакета аудиовизуальных коммуникаций;
  • передачу технологий деятельности магазина, представленных в виде руководства согласно бизнес- процессам;
  • обучение персонала, стажировка, повышение квалификации работников;
  • корпоративные договоры поставки;
  • наличие скидок у поставщиков на услуги и оборудование;
  • формирование ассортиментной матрицы;
  • консалтинговые и информационные услуги центрального офиса, а также юридическая поддержка;
  • проведение проектных работ по организации и открытию магазина;
  • помощь в рабочей деятельности персонала;
  • единую маркетинговую политику, а также развитие рекламы данной сети. Франшиза бренда SPAR распространяется во многих регионах России.  Любая франшиза нуждается в эффективной организации управленческих, торговых и производственно-технологических процессов, данные задачи в большой мере разрешает логистика.

SPAR осуществляет логистический сервис с помощью нижеперечисленных принципов:

  • наибольшее соответствие к требованиям потребителей;
  • взаимосвязь маркетинга и обслуживания
  • эластичность обслуживания на изменение условий рынка, потребителей, обслуживаемых товаров;

Основными задачами логистического сервиса SPAR являются:

  • предоставление консультации потенциальным клиентам перед покупкой товара данного предприятия;
  • предоставление необходимой документации, включающей в себя права и обязанности специалистов данного предприятия;
  • создание необходимых условий для безопасной эксплуатации товаров;
  • презентация рабочего состояния изделия клиенту;
  • эксплуатационная доставка резервных элементов.

Следует отметить, что логистическая деятельность данной сети в качестве основы для разработки и реализации тактического плана (от формирования до реализации) настоятельно требует четкого, однозначного сегментирования  данных услуг с учетом специфики номенклатуры ассортимента того или иного оптового или розничного звена, в частности это относится к широкому / универсальному набору продовольственных товаров; установления списка наиболее важных с целью потребителей услуг; ранжирование услуг, входящих в сформированный список, на наиболее значимые для потребителей; установление стандартов услуг в разрезе основных сегментов охваченного рынка; постоянный мониторинг и анализ оказываемых услуг и спроса на них; углубление взаимосвязи между качеством обслуживания и стоимостью услуг.

Несомненно, что эффективность логистической деятельности будет таковой только в том случае, если наряду с прямыми связями (от акторов логистики) будут строится надежные, продуктивные, безопасные, обратные связи – от получателей данных услуг, что позволит своевременно, полно, глубоко, дифференцированно учесть специфику их деятельности.[6]

Осуществление данных стратегических и тактических задач невозможно без дальнейшей цифровизации процессов логистического сервиса сетевой оптовой и розничной торговли. Так, к примеру, в каждом из супермаркетов установлено по шесть касс самообслуживания, что приводит к  снижению издержек на персонал и увеличению пропускной способности магазина.

Цифровые технологии приходят на помощь оптимизации и повышения эффективности логистики, так как франчайзинг, применяемый в системе торговой сети SPAR, обусловливает деятельность множества торговых предприятий различного формата, объединенных единой системой товароснабжения, ценообразования, ассортиментной матрицы, системой скидок, программой лояльности под общим брендом SPAR, поэтому повышение эффективности логистических процессов с помощью цифровых технологий позволит поднять качество обслуживания на новый уровень.

Сложившаяся ситуация дала толчок развитию цифровым технологиям оптовой и розничной торговле, логистическим процессам, организации закупок и товароснабжению. [9]

Цифровизация логистики и использование ИТ-продуктов значительно уменьшает затраты транспортных фирм и обеспечивает стремительное развитие бизнеса, но для малого предпринимательства данный вид бизнес-процесса недоступен, так как бюджет такой фирмы не расположен к подобным затратам. Это позволит повысить рыночную устойчивость хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса. [7]

Несомненно цифровизация выступает главным трендом современной логистики, она помогает интегрировать бизнес-процессы, отделять программы и сервисы, тем самым улучшая предпринимательство. В целом, цифровая трансформация позволяет логистическому сервису выйти на новый уровень.

В настоящее время в сфере логистического сервиса усиливается тенденция распространения цифровых технологий, это обусловлено требованием прозрачности информации о логистических процессах в режиме он-лайн и, как следствие повышение их качества. Также улучшение качества логистических процессов требует ускорения скорости обработки все более увеличивающегося объема информационных потоков в логистической системе. [8]

Все это является подтверждением необходимости расширения цифровых технологий логистического сервиса и наиболее наглядно это выражается в торговой деятельности сетей различного уровня. При организации франчайзингового бизнеса эти вопросы наиболее актуальны, так как формирование цифровой логистики позволит вовлечь новые хозяйствующие субъекты в сферу торгового бизнеса, что повысит качество торгового обслуживания населения, улучшит их качество жизни. [10]

Как следует из приведенного выше анализа синонима франчайзинга, последнее позволяет своевременно и в полном объеме, с наименьшими / оптимальными, выше перечисленными издержками обеспечивать номенклатуру и ассортимент данной торговой сети, оказывать сопутствующие услуги, решать проблемы их качества и безопасности, что является материальной основой для повышения благополучия людей, роста их благосостояния, разумеется, при безусловном учете уровня и структуры доходов покупателей, их предпочтений, потребительского поведения. 

Список источников

  1. Бондаренко И.А., Задорожняя О.А. Положительные и отрицательные стороны франчайзинга, и его влияние на экономику. Аспирант. 2021. № 11 (68). С. 15-18.
  2. Дудин М.Н., Омарова З.К. Цифровое предпринимательство в сфере услуг и торговом секторе: сущность, цели, задачи, оценка экономических выгод. ЦИТИСЭ. 2019. № 1 (18). С. 31.
  3. Коняхина Т.Б., Грунина С.И. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в российской федерации. Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 632-635.
  4. Лазутина А.Л., Лебедева Т.Е. Особенности аттестации персонала кредитно-финансовой организации. Московский экономический журнал. 2017. № 3. С. 39.
  5. Моровова И.М., Проняева К.А. Рыночная устойчивость хозяйствующего субъекта и ее показатели. В сборнике: Инновационные технологии управления. Сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 159-161.
  6. Рыбакова Ю.В. Действующая система финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Экономика и предпринимательство. 2019. № 1 (102). С. 636-640
  7. Рошканова А.С. Проектирование бизнес-процессов предприятия в сфере услуг. В сборнике: Современные информационные технологии: интеграция науки и практики. Сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции. 2019. С. 207-212.
  8. Чикова О.А., Золотавин В.С., Каменев Р.В., Максимова Л.А. Новая структурная модель измерения пространственного интеллекта. Вестник Мининского университета. Том 9, № 4. 2021.
  9. Шабельникова Е.А., Журенко К.В. Особенности развития малого и среднего предпринимательства в регионах России. Экономический вестник Донбасского государственного технического университета. 2019. № 2. С. 27-35.
  10. Н.М. Хохлова, Е. А. Семахин, О. А. Немова. Эффективность применения логистики для внутренней и внешней интеграции предприятия. «Вестник Мининского университета». 2015 – N 3. 

References

  1. Bondarenko I.A., Zadorozhnaya O.A. Positive and negative aspects of franchising, and its impact on the economy. PhD student. 2021. № 11 (68). C. 15-18.
  2. Dudin M.N., Omarova Z.K. Digital entrepreneurship in the services and trade sector: essence, goals, objectives, assessment of economic benefits. CITISE. 2019. № 1 (18). Page 31.
  3. Konyakhina T.B., Grunina S.I. Problems and prospects of small business development in the Russian Federation. Economics and entrepreneurship. 2018. № 5 (94). C. 632-635.
  4. Lazutina A.L., Lebedeva I.E. Features of certification of personnel of a credit and financial organization. Moscow Economic Journal. 2017. № 3. Page 39.
  5. Morovova I.M., Pronyaeva K.A. Market stability of the economic entity and its indicators. In the collection: Innovative management technologies. a collection of articles on the materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference. Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin. 2017. C. 159-161.
  6. Rybakova Yu.V. The current system of financial support for small and medium-sized businesses in the Russian Federation. Economics and entrepreneurship. 2019. № 1 (102). C. 636-640
  7. Roshkanova A.S. Designing business processes of the enterprise in the service sector. In the collection: Modern information technologies: integration of science and practice. Collection of materials of the International Correspondence Scientific and Practical Conference. 2019. C. 207-212.
  8. Chikova O.A., Zolotavin V.S., Kamenev R.V., Maximova L.A. A new structural model for measuring spatial intelligence. Journal of Minin University. Volume 9, Volume 4. 2021.
  9. Shabelnikova E.A., Zhurenko K.V. Features of the development of small and medium-sized enterprises in the regions of Russia. Economic bulletin of Donbass State Technical University. 2019. № 2. C. 27-35.
  10. N.M. Khokhlova, E. A. Semakhin, O. A. Nemova. Efficient application of logistics for internal and external integration of the enterprise. “Bulletin of the University of Minin.” 2015 – N 3. 

Для цитирования: Лазутина А.Л., Моровова И.М., Лебедева Т.Е., Иванова О.Н. Франчайзинг как инструмент повышения эффективности  логистических процессов в условиях цифровизации  // Московский экономический журнал. 2022. № 3. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2022-60/

© Лазутина А.Л., Моровова И.М., Лебедева Т.Е., Иванова  О.Н., Московский экономический журнал. 2022, № 3.