Московский экономический журнал 3/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 338

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_3_179 

ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ В СТРУКТУРЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА

TOURIST ROUTES IN THE STRUCTURE OF DOMESTIC TOURISM

Никифорова А.А., кандидат культурологии, доцент, Нижневартовский государственный университет

Nikiforova A.A., Candidate of Cultural Studies, Associate Professor, Nizhnevartovsk State University

Аннотация.  Развитие внутреннего туризма является одной из приоритетных задач развития культурной политики регионов. Для знакомства с новыми территориями активно развиваются брендовые туристские маршруты, способные охватывать несколько регионов. Особую роль в популяризации внутреннего туризма играет Русское географическое общество, поддерживающие интересные предложения туроператоров, и Ростуризм совместно с Ассоциацией туроператоров утвердившие программу брендовых маршрутов. Внутренний туризм не только способствует продвижению новых малоизвестных территорий, но и развивает необходимую инфраструктуру на данной территории.

Abstract. The development of domestic tourism is one of the priority tasks of the development of the cultural policy of the regions. Branded tourist routes capable of covering several regions are actively developing to explore new territories. A special role in the popularization of domestic tourism is played by the Russian Geographical Society, which supports interesting offers of tour operators, and Rostourism, together with the Association of Tour Operators, which approved the program of branded routes. Domestic tourism not only promotes new little-known territories, but also develops the necessary infrastructure in this territory.

Ключевые слова: внутренний туризм, дестинация, Русское географическое общество, туристский маршрут, региональная культурная политика

Keywords: domestic tourism, destination, Russian Geographical Society, tourist route, regional cultural policy 

Внутренний туризм, активно развивающийся в последнее время, является объектом пристального внимания как со стороны правительства, так и со стороны туроператоров. Путешествия по России становятся неотъемлемой частью отдыха россиян — даже те, кто раньше предпочитал отдыхать за границей, с 2020 года активно путешествуют по родной стране, изучая античные памятники юга России, покоряя горы Северного Кавказа и знакомясь с первозданной природой Алтая.

Сегодня развитие туризма стало одним из приоритетных направлений культурной политики регионов. Воплощая диалектику «глобального» и «национального», региональная культурная политика предусматривает оптимизацию взаимодействий личности и локального сообщества, обеспечение их эффективного развития с учетом местных традиций, реальных материальных и духовных ресурсов [1].

Не смотря на возросшую популярность внутреннего туризма, для многих  путешественников до сих пор остаются вопросы, что посмотреть в России, как лучше добраться до труднодоступных мест, где остановиться в поездке. При этом развитие внутреннего туризма требуют не только решения инфраструктурных вопросов, но и создания большого количества качественных турпродуктов, стимулов для путешествий по нашей стране.

В общем комплексе мероприятий по созданию современной конкурентоспособной туриндустрии осуществляется активное продвижение как самого региона, так и его туристского продукта на внутреннем и зарубежных рынках туристских услуг.  С целью популяризации богатого туристского потенциала нашей страны, с начала 2010-х годов Русское географическое общество (РГО) сделало развитие внутреннего и въездного туризма, информационную и организационную поддержку его развития, разработку новых туристских маршрутов, культурно-познавательного, экологического и научного туризма, формирование чувства патриотизма одним из приоритетных направлений своей деятельности. С целью поддержки и развития внутреннего и въездного туризма Русское географическое общество разрабатывает туристские маршруты и поддерживает интересные туры российских туроператоров, проводит конкурс «Лучший гид России», а также организует различные туристические мероприятия.

В 2019 году для продвижения лучших, с точки зрения ученых-географов и практиков туризма, туристских направлений РГО разработало систему добровольной сертификации туристских маршрутов «Рекомендовано РГО». Благодаря этой системе у Общества появилась возможность выделить наиболее интересные и познавательные путешествия по России — те, которые можно отметить «знаком качества» Русского географического общества. Статус «Рекомендовано РГО» уже получил 61 туристский маршрут по России от десяти туроператоров страны. Эти маршруты представлены на сайте РГО в специальном разделе — «Путешествия с РГО» [2].

Русское географическое общество находит и другие способы популяризации туризма по России. Так, совместно с партнерами и региональными отделениями РГО выпустило трехтомную энциклопедию путешествий «Где я должен побывать, чтобы познать Россию». Энциклопедия посвящена уникальным местам и достопримечательностям России, истории и географии нашей страны. Она охватывает все 85 регионов России.

За десять лет РГО подписало 18 соглашений о взаимодействии в сфере туризма. К примеру, в рамках реализации «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации» создана совместная рабочая группа Федерального агентства по туризму и РГО, призванная содействовать формированию региональных туристских кластеров и продвигать туристские маршруты по Арктической зоне России. С Ассоциацией туроператоров России (АТОР) РГО заключило соглашение о совместной популяризации внутреннего и въездного туризма, продвижении маршрутов по России на мировом и внутреннем туристских рынках, развитии комфортной для путешественников инфраструктуры. Соглашение касается прежде всего экологических туров по заповедникам, в создании которых помогает Общество, и крупных маршрутов.

Открывая новые направления, обращают внимание и на развитие средств размещения. Так, для повышения туристкой привлекательности самых уникальных в России территорий, РГО, Федеральное агентство по туризму и туроператор RussiaDiscovery подписали соглашение о намерениях с целью создания общероссийской сети глэмпингов. 

Общемировой тренд на встречи с дикой природой, с отдаленными уголками, сохранившими культурное наследие, в противовес шумной скученности курортных городов и пляжей, становится достаточно востребованным среди туристов. Туроператоры научились делать отдых на природе комфортным, освоив глэмпинги, транспортные средства от вертолета до байдарок, плотов и даже совсем уж новинок — хаусботов [3].

Заповедные территории, принимающие туристов, совершенствуют инфраструктуру, оборудуют экологические тропы, стараясь сделать доступным наблюдение животных в дикой природе. По мнению РГО, именно такой туризм не предполагает излишних социальных контактов, массового скопления людей, дает возможность побывать в таких местах, которые сами по себе придают силы и укрепляют здоровье круглый год.

Еще одним эффективным инструментом популяризации стали национальные брендовые маршруты. Программа национальных брендовых туристских маршрутов успешно работает с 2019 года, а инициатором ее формирования выступила Ассоциация туроператоров России. 

Формирование любого регионального или межрегионального маршрута невозможно без работы туроператорского сообщества. В регионах существуют действующие межрегиональные маршруты, интересные потребителю и имеющие привлекательную экономическую составляющую, но, при этом не включенные в ассортимент продаж туроператоров. Зачастую этот межрегиональный продукт является лишь проектом, из-за невозможности туроператором реализовать часть тура, проходящую по соседнему региону [4].

Реализация Проекта является одной из мер нефинансовой поддержки регионов, реализуемой совместно с экспертным и бизнес сообществом. Ростуризм подчеркивает важность совместной работы регионов, общественных организаций в сфере туризма и туроператоров для формирования конкурентоспособного туристского продукта. Среди наиболее востребованных у туристов брендовых проектов, утвержденных экспертным советом Ростуризма, можно выделить: «Русские усадьбы на рубеже веков»,  «Ярославия – страна городов», «В Сибирь – по своей воле», «Императорский Маршрут», Гран-тур «Вся Карелия», «Здравствуй, Алтай!» и многие другие [5]. Также информационную поддержку брендовых маршрутов осуществляет национальный туристический портал Russia.Travel [6], где представлена подробная информация о них.

Маршрут может быть признан «национальным брендовым», если в составе маршрута имеются объекты, которые обладают национальным или международным статусом, в том числе, например, объектов всемирного наследия ЮНЕСКО; у проекта есть грамотная финансовая модель и он соответствует стандартам безопасности, качества и доступности [7]. Маршрут обязательно должен быть создан в соответствии со стандартами, разработанными Экспертным Советом при Ростуризме по развитию внутреннего и въездного туризма. В частности, должны быть соблюдены количественные и качественные критерии.

В числе качественных критериев: соответствие предлагаемого маршрута и включенных в него объектов мировому уровню, а также потребностям заявленной целевой аудитории.

Количественные критерии: планируемый рост турпотока, планируемое количество новых рабочих мест, планируемый объем привлеченных инвестиций и др.

Ростуризм планирует отбирать по 10-20 маршрутов в год. Таким образом, к 2030 году должно появиться 100-150 новых маршрутов. Потенциальный прирост внутреннего экскурсионного турпотока благодаря новым брендовым маршрутам должен составить не менее 70% в течение трех лет [7].

Несомненным плюсом для развития внутреннего туризма будет реализация предложения РГО по разработке и ведению сертификации туристских маршрутов, продуктов и отдельных услуг, в том числе с учетом рисков распространения коронавирусной инфекции.

Можно с уверенностью говорить о том, что брендовые туристские маршруты позволяют значительно увеличить турпоток в регионы, уменьшить влияние фактора сезонности, создать круглогодичные предложения национального масштаба. При этом немаловажно, чтобы туры по таким маршрутам были доступны по цене.

Список источников

  1. Скульмовская Л.Г., Никифорова А.А. Реализация региональной культурной политики средствами культуроохранных технологий (на примере Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа –Югры). Тюмень, 2019. 166 с.
  2. Как РГО помогает развиваться туризму в России // https://www.rgo.ru/ru/article/kak-rgo-pomogaet-razvivatsya-turizmu-v-rossii
  3. Антивирус для туризма: РГО предлагает план выведения отрасли из кризиса https://www.rgo.ru/ru/article/antivirus-dlya-turizma-rgo-predlagaet-plan-vyvedeniya-otrasli-iz-krizisa
  4. Никифорова А.А. Туристский маршрут как способ популяризации дестинации // Инновационные решения социальных, экономических и технологических проблем современного общества. сборник научных статей по итогам круглого стола со всероссийским и международным участием. Москва, 2021. С. 120-121.
  5. Брендовые маршруты // https://www.atorus.ru/subst_import/routes.html
  6. Маршруты// Национальный туристический портал// https://russia.travel/routes/
  7. Ростуризм: к 2030 году туристам могут быть доступны еще 150 брендовых маршрутов https://news.myseldon.com/ru/news/index/252572370

References

  1. Skul`movskaya L.G., Nikiforova A.A. Realizaciya regional`noj kul`turnoj politiki sredstvami kul`turooxranny`x texnologij (na primere Tyumenskoj oblasti i Xanty`-Mansijskogo avtonomnogo okruga –Yugry`). Tyumen`, 2019. 166 s.
  2. Kak RGO pomogaet razvivat`sya turizmu v Rossii // https://www.rgo.ru/ru/article/kak-rgo-pomogaet-razvivatsya-turizmu-v-rossii
  3. Antivirus dlya turizma: RGO predlagaet plan vy`vedeniya otrasli iz krizisa https://www.rgo.ru/ru/article/antivirus-dlya-turizma-rgo-predlagaet-plan-vyvedeniya-otrasli-iz-krizisa
  4. Nikiforova A.A. Turistskij marshrut kak sposob populyarizacii destinacii // Innovacionny`e resheniya social`ny`x, e`konomicheskix i texnologicheskix problem sovremennogo obshhestva. sbornik nauchny`x statej po itogam kruglogo stola so vserossijskim i mezhdunarodny`m uchastiem. Moskva, 2021. S. 120-121.
  5. Brendovy`e marshruty` // https://www.atorus.ru/subst_import/routes.html
  6. Marshruty`// Nacional`ny`j turisticheskij portal// https://russia.travel/routes/
  7. Rosturizm: k 2030 godu turistam mogut by`t` dostupny` eshhe 150 brendovy`x marshrutov https://news.myseldon.com/ru/news/index/252572370

Для цитирования: Никифорова А.А. Туристские маршруты в структуре внутреннего туризма // Московский экономический журнал. 2022. № 3. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2022-47/

© Никифорова А.А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 3.