Московский экономический журнал 3/2021

image_pdfimage_print

УДК 338.48 

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10146

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА ЭКОНОМИЧЕСКИ СРЕДНЕРАЗВИТЫХ СТРАН

THE IMPACT OF GOVERNMENT SPENDING ON THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN ECONOMICALLY MEDIUM-DEVELOPED COUNTRIES

Аношин А.В., кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Ижевск, Россия

Галямова Э.Ф., кандидат экономических наук, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Ижевск, Россия

Кутяшова Е.В., кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Ижевск, Россия

Морозова О.Н., кандидат экономических наук, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Ижевск, Россия

Anoshin A.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Udmurt State University, Izhevsk, Russia

Galyamova E.F., Candidate of Economic Sciences, Udmurt State University, Izhevsk, Russia

Kutyashova E.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Udmurt State University, Izhevsk, Russia

Morozova O. N., Candidate of Economic Sciences, Udmurt State University, Izhevsk, Russia 

Аннотация. В статье исследуется влияние деятельности государственных институтов по приоритизации сферы туризма и путешествий на рост туристических прибытий, расходов нерезидентов, вклада туризма в валовой внутренний продукт (ВВП) экономически среднеразвитых стран. На развитие сферы туризма оказывает влияние целый ряд факторов, важное значение среди которых принадлежит политике государства, проводимой в отношении визового режима, создания благоприятной деловой среды, а также прямая поддержка в виде выделение средств из бюджета на развитие инфраструктуры и рекламу в зарубежных СМИ. В рамках проведенного исследования выделена группа экономически среднеразвитых стран с долей туризма в ВВП страны от 5 до 25% с относительно высоким уровнем приоритизации туризма по глобальному индексу конкурентоспособности сферы туризма и путешествий 2019 года. Для определения влияния государственных расходов на развитие туризма, были рассчитаны средние темпы роста общего вклада туризма в валовом внутреннем продукте экономически среднеразвитых стран, средние темпы роста туристических прибытий, расходов иностранных туристов и средний темп роста государственных расходов на туризм за период с 2010 по 2019 год. Сделаны выводы об эффективности государственных расходов на развитие туризма экономически среднеразвитых стран с долей туризма в валовом внутреннем продукте от 5 до 25%. Рассмотрены особенности государственной политики по развитию туризма в отдельных странах.

Summary. The article examines the impact of the activities of state institutions on the prioritization of tourism and travel on the growth of tourist arrivals, non-residents’ expenditures, the contribution of tourism to the gross domestic product (GDP) of economically medium-developed countries. The development of the tourism sector is influenced by a number of factors, among which important is the state policy in relation to the visa regime, the creation of a favorable business environment, as well as direct support in the form of allocating funds from the budget for the development of infrastructure and advertising in foreign media. Within the framework of the study, a group of economically medium-developed countries with a share of tourism in the country’s GDP from 5 to 25% with a relatively high level of tourism prioritization according to the global tourism and travel competitiveness index of 2019 was identified. To determine the impact of government spending on tourism development, we calculated the average growth rate of the total contribution of tourism to the gross domestic product of economically developed countries, the average growth rate of tourist arrivals, foreign tourist spending and the average growth rate of government spending on tourism for the period from 2010 to 2019. Conclusions are made about the effectiveness of government spending on the development of tourism in economically medium-developed countries with the share of tourism in the gross domestic product from 5 to 25%. The features of the state policy for the development of tourism in individual countries are considered.

Ключевые слова: туризм, государственные расходы, приоритизация, валовой внутренний продукт, доля туризма в ВВП, прибытия иностранных туристов, расходы международных туристов, конкурентоспособность.

Key words: ourism, government spending, prioritization, gross domestic product, tourism share in GDP, foreign tourist arrivals, international tourist spending, competitiveness.

Современный этап деятельности любого государства характеризуется определением и поиском государственными институтами приоритетных направлений развития, обеспечивающих диверсификацию и рост национальной экономики.  Постиндустриальный путь развития мирового хозяйства предопределяет приоритетные направления развития производственной и непроизводственной сфер. Одной из таких сфер является туризм. Во многих странах туризм имеет большое значение в формировании валового внутреннего продукта и обеспечении занятости населения.

Туризм выступает в качестве ключевого фактора развития национальных экономик развитых и развивающихся стран, имеет решающее значение в достижении таких целей устойчивого развития, как экономический рост, ответственное производство и потребление, достойная работа, обеспечение сохранности экосистем [1]. Туризм является источником экономического процветания, обеспечивая выгоды экономического, социального и культурного характера. Благодаря ему генерируется постоянный поток инвестиций, что способствует региональному развитию, формирует национальное и международное богатство, а также стимулирует перенос ресурсов из более богатых в более бедные страны [2]. Сфера туризма и путешествий, по мнению целого ряда исследователей, является одной из быстрорастущих отраслей глобального экспорта в мире и служит источником социально-экономического прогресса множества стран и территорий [3-5].

Наибольший вклад в развитие туризма вносят страны с развивающейся экономикой, демонстрирующие рост конкурентоспособности в сфере туризма и становясь все более желательными направлениями для путешествий [6].

На развитие сферы туризма оказывает влияние целый ряд факторов: наличие развитой туристской инфраструктуры, культурно-исторических достопримечательностей, рекреационных ресурсов, обеспечение безопасности, реклама и активное продвижение на мировом рынке и т.п.

Большое значение для успешного развития сферы туризма имеет поддержка государственных институтов и проводимая ими политика в отношении визового режима, создания благоприятной деловой среды, выделение средств из бюджета на развитие инфраструктуры и рекламу в зарубежных СМИ.

Так, экономически развитые страны мира, рассматривающие туризм как одно из приоритетных направлений развития национальной экономики, выделяют значительные средства национальным туристическим администрациям на поддержание и продвижение туристского продукта, превращая туризм в высокодоходный сектор экономики [7].

В связи с вышеизложенным, актуальным представляется установление зависимости между деятельностью государственных институтов по приоритизации сферы туризма и путешествий, в частности государственными туристскими расходами и ростом туристических прибытий, расходами нерезидентов, вкладом туризма в ВВП экономически среднеразвитых стран.

Основой проведенных исследований являются данные рейтинга стран по индексу конкурентоспособности путешествий и туризма в 2019 году и мирового атласа данных по туристическим прибытиям, расходам международных туристов, общему вкладу туризма в ВВП страны, государственным туристским расходам за 2010-2019 гг. в постоянных ценах 2011 г. [6,8-11].

На основе анализа рейтинга стран по фактору «приоритизация путешествий и туризма» индекса конкурентоспособности в сфере туризма, вклада туризма в ВВП и группировки стран по уровню экономического развития, была выделена группа экономически среднеразвитых стран, имеющих наиболее высокие значения данного показателя (табл.1) [7].

В рейтинге 140 стран, лидерами по фактору «приоритизации» субиндекса «Политика в области путешествий и благоприятные условия» индекса конкурентоспособности в сфере туризма, среди экономических среднеразвитых стран являются: Доминиканская республика, Индонезия, Коста-Рика, Кения, Марокко, Таиланд, Мексика и другие. Практически все страны демонстрируют положительную динамику по фактору «приоритизация путешествий и туризма», за счет увеличения государственного финансирования отрасли и реализации стратегий по продвижению бренда страны на мировом рынке [6].

Несмотря на 73 место в общем индексе конкурентоспособности туризма, Доминиканская республика занимает 7 место по фактору «приоритизация путешествий и туризма», доля туризма в ВВП составила в 2019 году 17%, что обусловлено особым вниманием государственных институтов к данному сектору экономики. За развитие туризма отвечает Министерство туризма Доминиканской республики, а также Национальный фонд туризма (ФОНТУР) и Центр экспорта и инвестиций Доминиканской республики. В соответствии с законом «О туризме» 1969 г., туристический сектор является приоритетной для государства отраслью экономики, а закон «О развитии туризма и новых туристических центров» 2001 г. предусмотрел конкретные меры по стимулированию туристической деятельности. Так, компании, работающие и оказывающие услуги в туристической сфере (гостиничный бизнес, строительство, тематические парки развлечений, транспортное обслуживание и др.), на 15 лет освобождаются от подоходного налога с дохода от инвестиций в турсектор, освобождается от всех государственных и муниципальных налогов покупка земельных участков для строительства туристических объектов, гостиничные комплексы по прошествии 5 лет с даты ввода в эксплуатацию полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость [12].

Индонезия занимает 10 место по фактору «приоритизация путешествий и туризма» и 40 место в общем индексе конкурентоспособности туризма. Туризм является важной составляющей индонезийской экономики, значительным источником валютных доходов. Туризм в Индонезии в настоящее время контролируется Министерством туризма Индонезии, которое проводит активную политику по развитию туристской инфраструктуры и продвижению национального бренда на мировом рынке услуг [13]. Туристический бренд Индонезии «Wonderful Indonesia» завоевал две награды в номинации «самый популярный» и «самый выдающийся» на выставке «Пекинская международная туристическая выставка» 2018 года. 

Для определения влияния государственных расходов на развитие сферы туризма были рассчитаны средние темпы роста общего вклада туризма в ВВП экономически среднеразвитых стран и средний темп роста государственных туристских расходов за период с 2010 по 2019 год (рис.1). Для расчета среднего коэффициента роста использована средняя геометрическая.

Большинство стран демонстрируют положительную динамику по среднему росту вклада туризма в ВВП, за исключением Египта, Туниса и Ливана. Самые высокие среднегодовые темпы роста вклада туризма в ВВП за 2010-2019 гг. у Китая – 10,6%, Таиланда – 8,6%, Доминиканской республики – 8%, Турции -7,4 %. По среднему темпу роста государственных расходов на туризм лидируют: Китай – 10,3%, Доминиканская республика – 8%, Индонезия – 6,2%. Из приведенных данных можно сделать вывод, что высокие темпы роста вклада туризма в ВВП большинства стран, в частности, обеспечиваются за счет активной политики государства по приоритизации сферы туризма и путешествий, а опережающие темпы роста вклада туризма в ВВП у большинства стран по отношению к темпам роста государственных расходов, свидетельствуют об эффективности проводимой политики по продвижению страны на мировом рынке туристических услуг. Наиболее эффективной можно признать работу государственных структур и институтов по продвижению туризма Малайзии, Таиланда, Коста-Рики (табл.2).

Правительство Малайзии прилагает серьезные усилия для устойчивого развития туризма в стране. Туризм является самой крупной отраслью в секторе услуг и вторым по значимости сектором экономики после нефтегазового, обеспечивающим валютные поступления. Общий вклад туризма в ВВП Малайзии за 2019 году составил 13,3 %. Государственными институтами, ответственными за развитие туризма являются: Министерство культуры и туризма, Малазийский совет по развитию туризма, а также правительственное агентство «Туризм Малайзии». Реализуемые Национальная стратегия развития туризма и Программа экономической трансформации по превращению Малайзии в экономику с высоким доходом предусматривают: продвижение туристического продукта на местном и международном рынках, диверсификацию туристического продукта и повышение качества услуг, привлечение частных инвестиций в развитие инновационного туристического продукта, организацию участия туристов в международных выставках, спортивных состязаниях, культурных мероприятиях и т.п. [12].

Одиннадцатый 5-летний плана развития Малайзии (Eleventh Malaysia Plan) (2016–2020 годы) предусматривал улучшение контента туристических сайтов, увеличение числа рекламных мероприятий, в которых участвуют национальные турфирмы за рубежом, акцент на уникальность предлагаемого туристического продукта. Следуя современным тенденциям, для развития экотуризма был разработан Национальный план по экотуризму (National Ecotourism Plan) (2016–2025 годы), направленный на максимальное использование его потенциала и обеспечение экологической устойчивости. Инициативы Малайзии по развитию экотуризма были отмечены наградой «Лучший экологический отпуск» (Best Eco-Vacation) на присуждении 5-й Национальной премии в области географического туризма (National Geographic Traveler Awards) – лучших туристических направлений 2015 года по версии журнала National Geographic Traveller.

Государственными институтами, ответственными за развитие туризма в Таиланде являются: Министерство туризма и спорта, Управление по туризму, Туристический совет Таиланда. Министерством сделан акцент на поддержку бизнес-операторов в развитии и использовании онлайн-платформ для продвижения туристических продуктов, новейшие маркетинговые инструменты. Так, в Таиланде набирает популярность онлайн площадка Airbnb для размещения, поиска и краткосрочной аренды жилья по всему миру. В рамках современных тенденций министерство продвигает такие виды туризма, как спортивный, гастрономический, круизный, свадебный, медицинский и оздоровительный туризм. Управление по туризму Таиланда в ответ на быстрый рост посетителей из Китая, Бразилии, Чили, Колумбии и других стран, активно открывает маркетинговые представительства по всему миру [14].  

В 2019 году Таиланд вошел в топ-10 самых посещаемых стран мира, заняв 8 место в общем рейтинге и 2 место после Китая среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона [15].  Вклад туризма в ВВП Таиланда в 2019 году составил 21,9 %. Таиланд занял 31 место в рейтинге стран по индексу конкурентоспособности туризма, при этом заняв 10 место по привлекательности природных ресурсов и 14 место по эффективности инфраструктуры туристических услуг [6]. 

Для дальнейшего анализа влияния государственных расходов на развитие туризма, рассмотрим средние темпы роста прибытий и расходов иностранных туристов в экономически среднеразвитых странах за 2010-2019 гг. (рис.2).

На основании приведенных данных, мы видим, что большая часть стран демонстрирует положительную динамику по туристическим прибытиям, за исключением Египта, Иордании и Ливана, спад туристического потока в которых был обусловлен высокой террористической угрозой. Самые высокие средние темпы прироста прибытий в Таиланде – 10,7% и Индонезии – 9,7%. В большинстве стран средние темпы роста расходов нерезидентов превышают средние темпы роста туристических прибытий, за исключением Кении, Туниса, в которых на фоне роста прибытий падают расходы иностранных туристов. Несмотря на 82 место в общем индексе конкурентоспособности туризма, Кения занимает 21 место по фактору «приоритизация путешествий и туризма» (табл.1), благодаря политике государственных институтов по продвижению Кении на мировом туристическом рынке. По данным Министерства туризма и дикой природы, Кения является третьей по величине туристической экономикой в ​​странах Африки южнее Сахары после Южной Африки и Нигерии.

Программа развития Кении «Kenya Vision 2030» предусматривает создание глобально конкурентоспособной и процветающей страны с высоким качеством жизни к 2030 году. Раздел «Развитие туризма» предусматривает реализацию комплексной маркетинговой программы, направленной на увеличение как числа туристов, прибывших в страну, так и доходов на одного туриста. Эти мероприятия включают: проведение глобальных рекламных кампаний бренда для повышения глобальной осведомленности о Кении; проникновение на новые и развивающиеся рынки с особым акцентом на БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай); осуществление расширенной сегментации рынка для привлечения туристов с более высокой доходностью; целенаправленное продвижение и активация продукта с приоритетом сафари, пляжа, культуры, спорта и туристических продуктов объектов культурного наследия [16]. 

Для оценки эффективности государственных расходов на развитие туризма по прибытиям, рассмотрим соотношение средних темпов роста прибытий и государственных расходов экономически среднеразвитых стран за 2010-2019 гг. (рис.3).

Большая часть стран, за исключением Китая, Доминиканской республики, Мексики, Египта, Иордании и Ливана, демонстрирует опережающие средние темпы роста прибытий по отношению к средним темпам роста государственных расходов на туризм, что свидетельствует об эффективности деятельности государственных институтов по продвижению туристического сектора на рынке услуг. В Китае же средние темпы роста государственных расходов на развитие туризма на 8% выше средних темпов роста туристических прибытий, что свидетельствует об особом внимании, уделяемом государственными институтами развитию данного сектора экономики. Китай на сегодняшний день является крупнейшей экономикой в Азиатско-Тихоокеанском регионе, занимает 13-е место в мире по конкурентоспособности сферы туризма и путешествий и 4-е место в мире по посещаемости туристами. Основу китайской конкурентоспособности составляют его исключительные природные (4 место) и культурные ресурсы (1 место). При этом Китай имеет низкие оценки в области охраны окружающей среды, экологической устойчивости (120 место), по международной открытости (76 место), по отношению к здоровью и гигиене (62 место), обеспечению безопасности туризма (59 место), также слабо развита инфраструктура туристических услуг (86 место), наземная и портовая инфраструктура (48 место) [6]. 

Государственное управление по туризму Китая продвигает идеи создания турпродуктов с использованием современных технологий и услуг, создания развитой туристической информационной системы, предусматривающей распространение информации о туристических возможностях регионов, разрабатывается государственная «имиджевая» стратегия. Так, Госсовету КНР предписывается организовать работу по продвижению за рубежом китайского туризма, в том числе за счет создания сети специализированных административных органов, развития международного взаимодействия. Регионам вменено в обязанность заниматься продвижением собственного туристического имиджа, создавать туристические продукты «с региональной спецификой» [17]. 

Таким образом, проведенные исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

  • туризм играет важную роль в достижении такой цели устойчивого развития, как экономический рост;
  • значительный вклад в развитие туризма вносят страны с развивающейся экономикой, становясь все более желательными направлениями для путешествий;
  • на развитие сферы туризма оказывает влияние наличие развитой туристской инфраструктуры, культурно-исторических достопримечательностей, природных ресурсов, обеспечение безопасности, реклама и активное продвижение на мировом рынке;
  • важное значение в развитии сферы туризма имеет политика государства, проводимая в отношении визового режима, создания благоприятной деловой среды, выделение средств из бюджета на развитие инфраструктуры и рекламу в зарубежных СМИ;
  • деятельность государственных институтов по приоритизации сферы туризма и путешествий, оказывает непосредственное влияние на рост вклада туризма в ВВП экономически среднеразвитых стран;
  • в рейтинге 140 стран, лидерами по фактору «приоритизации» индекса конкурентоспособности в сфере туризма, среди экономических среднеразвитых стран являются: Доминиканская республика, Индонезия, Коста-Рика, Кения, Марокко, Таиланд, Мексика;
  • по среднему темпу роста государственных расходов на туризм лидируют Китай, Доминиканская республика и Индонезия, при этом наиболее эффективной можно считать работу по продвижению туризма государственных институтов Малайзии, Таиланда и Коста-Рики;

Подводя итоги, следует отметить, что без вложения государственных средств невозможно полноценное развитие туризма. Наиболее высоких результатов добиваются страны с мощной государственной поддержкой сферы туризма, использующие взаимовыгодные формы сотрудничества государства и бизнеса, комплексно развивающие туристическую инфраструктуру.

Список источников

  1. Декларация тысячелетия ООН от 08.09.2000 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml
  2. Монреальская декларация ООН от 12.09.1996 г. «К гуманному и социальному видению туризма» URL: http://docs.cntd.ru/document/901813694
  3. Кузнецова О. П., Косьмин А.Д., Кузьменко А. А., Кузнецов В. В., Кузнецова С. В., Самохвалова О. М. Туризм как драйвер социально-экономического и социокультурного развития страны // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – С. 2165-2178
  4. Пенкина Н.В. Устойчивое развитие туризма в регионе: подходы к анализу проблемы //Дискуссия. 2017. № 10 (84). С. 23-27
  5. Пирогова О.В., Пирогова А. Ю. Роль устойчивого туризма в мире // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 7-2. С.305-309
  6. Доклад о глобальном индексе конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий 2019. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TTCR_2019.pdf
  7. Кутяшова Е. В., Скобелева О. А. Влияние государственных расходов на развитие туризма в экономически высокоразвитых странах // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gosudarstvennyh-rashodov-na-razvitie-turizma-v-ekonomicheski-vysokorazvityh-stranah
  8. Международный туризм, число прибытий URL: http://knoema.ru/atlas/topics/Туризм/Ключевые-показатели-туризма/Число-прибытий
  9. Расходы международных туристов внутри страны URL: http://knoema.ru/atlas/topics/Туризм/Расходы-международных-туристов-внутри-страны/Расходы-международных-туристов-внутри-страны-млрд-единиц-нац-валюты
  10. Туризм, общий вклад в ВВП, в постоянных ценах 2011 г. URL: http://knoema.ru/atlas/topics/Туризм/Общий-вклад-туризма-в-ВВП/Общий-вклад-в-ВВП-в-постоянных-ценах-2011-г-млрд-долл-США
  11. Туризм, государственные расходы, в постоянных ценах 2011 г. URL: http://knoema.ru/atlas/topics/Туризм/Туристские-государственные-расходы/Государственные-расходы-в-постоянных-ценах-2011-г-млрд-долл-США
  12. Анализ зарубежного опыта развития внутреннего и въездного туризма // Аналитический вестник СФ ФС РФ 2016. № 47 (646). URL: http://council.gov.ru/activity/analytics/analytical_bulletins/74071/
  13. Кутяшова Е.В., Скобелева О.А. Влияние капиталовложений на развитие туризма в экономически среднеразвитых странах // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2020. №11-2. С. 26-31
  14. Бочкарева Н.В. Туристический бизнес Таиланда: новые вызовы и прогнозы // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turisticheskiy-biznes-tailanda-novye-vyzovy-i-prognozy
  15. Мировой рейтинг туризма https://ru.qaz.wiki/wiki/World_Tourism_Rankings
  16. Программа развития Кении «Kenya Vision 2030» URL: http://vision2030.go.ke/economic-pillar/#59
  17. Куклина Е.А., Десятниченко Д.Ю. О государственной политике в сфере туризма и рекреации (в контексте лучших мировых практик) // Управленческое консультирование. №10 (106). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-gosudarstvennoy-politike-v-sfere-turizma-i-rekreatsii-v-kontekste-luchshih-mirovyh-praktik