Московский экономический журнал 3/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10139

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ И США

ANALYSIS OF STUDENT SPORT DEVELOPMENT IN RUSSIA. COMPARATIVE ANALYSIS OF STUDENT SPORTS IN RUSSIA AND USA

Кузнецов Денис Леонидович, аспирант кафедры индустрии гостеприимства туризма и спорта, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия, E-mail: Denis17kuznetsov@yandex.ru

Kuznetsov Denis Leonidovich, Postgraduate student of the Department of Hospitality Tourism and Sports Industry, Russian university of economics of G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, E–mail: Denis17kuznetsov@yandex.ru

Аннотация. В современных реалиях формирование личности конкурентоспособного специалиста, помимо непосредственно эффективности самой образовательной программы высшего учебного заведения, обуславливает необходимость интеграции в образовательный процесс ряда факультативных направлений.

Одним из таких направлений, традиционно, является спорт.

Студенческий спорт, как явление, давно известен за рубежом, особую популярность он обрел в Северной Америке. Став одним из показателей престижности того или иного учебного заведения, студенческий спорт на западе давно стал неотъемлемой часть общего образовательного процесса, тогда как в России данное направление только вошло в стадию активного формирования.

В рамках данной статьи автором будет проведен анализ процесса становления, современного состояния и основных тенденций развития студенческого спорта в России, а также сравнение с американской моделью студенческого спорта. 

Summary. In modern realities, the formation of a competitive specialist’s personality, in addition to the effectiveness of the educational program of a higher educational institution itself, necessitates the integration of a number of optional areas into the educational process.

One of these areas, traditionally, is sports.

Student sports, as a phenomenon, have long been known abroad, it gained particular popularity in North America. Having become one of the indicators of the prestige of this or that educational institution, student sports in the West have long become an integral part of the general educational process, while in Russia this direction has just entered the stage of active formation.

Within the framework of this article, the author will analyze the process of formation, the current state and the main trends in the development of student sports in Russia and comparison with the American college sports model.

Ключевые слова: спорт, образовательный процесс, здоровый образ жизни, физическая культура, зарубежный опыт. 

Key words: sports, educational process, healthy lifestyle, physical culture, foreign experience.

Свою массовую популярность студенческий спорт начал приобретать за рубежом начиная с средины прошлого столетия. На сегодняшний день это стремительно развивающаяся индустрия, уровень оборота и финансовых вложений в которой вполне сопоставим с профессиональным спортом.

Кроме того, развитие студенческого спорта в последнее время относится к показателям уровня социального и экономического развития государства.

В развитых странах, студенческому спорту уделяется особое внимание, однако в нашей стране данный вид студенческой деятельности только развивается.

Начало развитию отечественного студенческого спорта было положено на Универсиаде 2013 года, проведенной в Казани, когда российские спортсмены с большим отрывом опередили своих соперников.

Значение развития студенческого спорта для государства, прежде всего, состоит в пропаганде здорового образа жизни среди молодых людей, а также формировании спортивного резерва для сборных команд в сфере профессионального спорта.

Кроме того, уровень организации студенческого спорта и зрелищность спортивных состязаний в молодежной среде, повышает инвестиционную привлекательность данного вида спортивных мероприятий.

Таким образом, к основным факторам целесообразности развития студенческого спорта можно отнести его социальный и экономический характер.

И, невзирая на то, что студенческий спорт, как правило, рассматривается в контексте непрофессиональной спортивной деятельности, талантливые спортсмены, выросшие в студенческой среде, во многом не уступают элите мирового профессионального спорта.

Обозначив актуальность исследования, перейдем, непосредственно к предметному рассмотрению поднятого в работе вопроса.

Истоками возникновения студенческого спорта, как явления, принято считать создание лодочного клуба при Йельском университете в США в 1843 году.

В этот период стали активно формироваться первые спортивные клубы среди студентов, которые, изначально позиционировались в качестве любительских спортивных секций.

Основная цель, которую преследовали организаторы клубов данного типа, заключалась в развитии спорта в студенческой среде, однако, постепенно уровень подготовки участников данных спортивных клубов возрастал, а наиболее способные студенты могли конкурировать даже с представителями профессионального спорта.

Постепенное возникновение студенческих спортивных клубов в университетах разных стран стало основой для студенческого спорта в целом, а массовость данного явления позволила проводить целые соревнования среди высших учебных заведений.

Датой официального возникновения Студенческого спортивного движения стал 1919 год, когда в Страсбурге была создана Международная конфедерация студентов (C.I.E) президентом которой стал Жан Птижан, по сути, являвшийся инициатором создания данного движения [5, с. 36].

В этом же году было положено начало Универсиадам.

Одной из наиболее крупных и престижных универсиад является Всемирная Универсиада, в которой принимают участие студенты со всех стран мира.

По форме и организации Универсиада практически полностью копирует Олимпийские игры. Нашу страну, начиная с 1994 года, в этой организации представляет Российский студенческий союз.

С 1995 года, студенты–спортсмены российских высших учебных заведений выступают на Всемирных Универсиадах и в неофициальном командном зачете стабильно входят в перечень сильнейших команд, занимая лидирующие позиции практически на всех зимних Универсиадах.

В России развитие спорта в студенческой среде регламентируется на основе действующей нормативной базы.

Непосредственно в данном процессе принимает участие ряд организаций, которые, так или иначе, оказывают влияние на развитие студенческого спорта на своем уровне.

Прежде всего, это студенческие организации, участники которых увлекаются спортом и являются приверженцами здорового образа жизни.

Следующую ступень в данной иерархии занимают организации, занимающиеся целенаправленной поддержкой спорта в студенческой среде, среди которых: всероссийские и региональные федерации и лиги, средства массовой информации и др. [1, с. 580]

Помимо этого, развитие студенческого спорта выступает одной из прерогатив в деятельности органов государственной власти федерального и регионального уровней в сфере образования и спорта.

Основными общественными организациями, к целям и задачам которых относится развитие студенческого спорта, являются Российский студенческий спортивный союз и Ассоциация студенческих спортивных клубов России.

Невзирая на существенное разнообразие и достаточно обширный диапазон приоритетных направлений в сфере студенческого спорта, данные организации выделяют несколько стратегических целей своей деятельности, среди которых:

  • развитие массового спорта;
  • приобщение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
  • подготовка и обеспечение выступления сборных студенческих команд в рамках международных спортивных соревнований;
  • популяризация спорта в студенческой среде [11, с. 222].

Сегодня достаточно отчетливо наблюдается тенденция к объединению усилий всех заинтересованных лиц и организаций к развитию и популяризации спорта и массовой физкультурно–оздоровительной работы среди студенческой молодежи.

В качестве примера данному утверждению выступает увеличение числа проектов, связанных с совершенствованием физкультурно–оздоровительной и спортивно–массовой работы среди студентов.

Наибольший интерес представляют именно те мероприятия, которые являются актуальными, инновационными и, созданными, по сути, с целью для развития и поддержки отечественного молодежного спорта [2, с. 25].

Следовательно, вполне очевидно, что современный вектор развития отечественного студенческого спорта, основу которого составляет так называемый «спорт высших достижений», требует усиления посредством активизации иных направлений, кроме массового спорта, а также популяризаторской деятельности.

Кроме того, современный этап развития отечественного студенческого спорта столкнулся с вопросом подготовки профессиональных кадров, способных организовать процесс бесперебойной деятельности спортивных клубов в рамках существующих образовательных программ и проектов.

Сегодня большой интерес в студенческой среде вызывают и проекты, сопряженные с формированием профессиональных сообществ, действующих в сфере студенческого спорта.

Прогноз дальнейших перспектив развития и совершенствования студенческого спорта в нашей стране, позволяет сделать вывод, что в относительно недалеком будущем в России будет сформирована широкая сеть спортивных клубов при образовательных учреждениях, увеличение числа официальных соревнований, а также видов спорта для студентов.

Однако, это только первичный прогноз. Для более детального анализа сложившейся в отечественном студенческом спорте ситуации, а также определению тенденций дальнейшего развития данного направления, по мнению автора, целесообразно прибегнуть к сравнению развития данного явления за рубежом.

В качестве примера целесообразно взять Соединенные Штаты Америки, в которых студенческий спорт уже давно стал неотъемлемым элементом студенческой жизни в целом, а достижения университетских спортивных команд стали серьезным показателем и критерием оценки деятельности всего учебного учреждения.

Так, современные спортивные соревнования среди американских студентов, организационный уровень которых во многом не уступает передовым примерам организации профессиональных спортивных состязаний НБА, НФЛ, НХЛ и т.д., по сути, только видимая часть глубоко интегрированной и отлаженной системы.

История американского студенческого спорта берет свое начало в 1852 году, когда состоялись первые в истории соревнования по гребле среди студенческих команд, в которых приняли участие учащиеся Гарвардского и Йельского университетов.

В этот период была создана «Лига плюща» (The Ivy league), являющаяся сегодня популярным названием восьми наиболее престижных высших учебных учреждений США.

На сегодняшний день, Национальная ассоциация студенческого спорта (NCAA) осуществляет координацию соревнований свыше чем по двадцати видам спорта, а наиболее значимые матчи университетских команд собирают вокруг себя тысячи болельщиков.

Помимо этого, непосредственно студенческий спорт сегодня стал «кузницей кадров» для профессиональных спортивных лиг и национальных сборных США.

Рассмотрим деятельность Национальной ассоциации студенческого спорта более детально.

Так, первым турниром, в котором принимали участие исключительно студенческие команды, стали Летние Олимпийские игры 1904 года, в рамках которого показательным видом спорта стал баскетбол. Победу в рамках данного турнира одержал колледж Хайрэм.

В 1922 году в Индианаполисе был организован Национальный межуниверситетский турнир по баскетболу – первый автономный турнир, в котором принимали участие исключительно студенческие команды [3, с. 104].

В 1939 году был основан еще один национальный турнир, организованный Национальной ассоциацией студенческого спорта (NCAA). География данного турнира изменялась каждый год. Хотя NIT был создан раньше и обладал большим престижем, в сравнении с NCAA в течение многих лет, в итоге, он утратил свой статус и популярность.

В 2011 году NCAA список команд был увеличен до 68. Команды, которые заняли последние 8 мест, проводят ряд внутренних игр «на вылет», после чего в турнире остается 64 команды. Это является первым раундом турнира [12].

В США насчитывается тысячи учебных учреждений, и далеко не каждый их вузов обладает соответствующим бюджетом для содержания в своих командах спортсменов мирового уровня.

NCAA подразделяется на 3 дивизиона:

  1. NCAA Division 1 (в нее входит порядка 350 университетов).

Сюда входят крупнейшие университеты США с сильными командами и развитой инфраструктурой на уровне профессиональных лиг.

  1. NCAA Division 2 (порядка 315 университетов).

Менее крупные учебные заведения с меньшим бюджетом, но сильными командами.

  1. NCAA Division 3 – (порядка 450 университетов) [3, с. 149].

В третий дивизион входят небольшие университеты. В этом дивизионе спорт является более массовым, а спортсмены не получают стипендии.

NCAA является некоммерческой организацией. Однако, ее доход составляет более 850 миллионов долларов в год. Основная часть прибыли приходит от продажи телетрансляций. 96% своей прибыли ассоциация возвращает вузам. То есть университеты полностью окупают свои вложения в спорт.

Будучи окупаемым и весьма хорошо мотивированным, студенческий спорт в США проложил путь в профессиональный спорт для ряда выдающихся американских спортсменов.

Таким образом, первые десятилетия прошлого века определили границы трансформации любительского студенческого спорта от стихийной деятельности местных клубов и сообществ, в целостный процесс, выявив круг проблем, сопряженных с внутренними отношениями членов Национальной студенческой спортивной ассоциации, которые предстояло решать в последующие годы.

Таким образом, студенческий спорт в США имеет глубокие корни и достаточно длительную и порой неоднозначную историю становления и развития.

Вместе с тем, отечественный студенческий спорт также нельзя назвать абсолютно новым явлениям для российской системы образования. По мнению автора, в контексте исследуемой проблемы нельзя исключать советский студенческий спорт, который, по своим масштабам, конечно же, не мог соперничать с Американским аналогом, однако, заложил определенный базис для дальнейшего развития данного направления в современной России.

Непосредственно становление российского студенческого спорта приходится на начало XX века, когда первые студенческие спортивные клубы стали формироваться при политехническом и электротехническом институтах Москвы.

К 1904 году в Российской империи действовало уже порядка 40 студенческих спортивных клубов, большинство из которых находилось при вузах столицы.

После становления Советской власти развитие студенческого спорта начало развиваться в другом русле. Так, в 1918 году было создано крупнейшее высшее учебное заведение в сфере физической культуры и спорта Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры (ныне – Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма).

В 1928 году Центральное бюро Пролетстуда организовало первые спортивные соревнования среди студенческой молодежи. В программу спортивных состязаний были включены хоккей, лыжные гонки, конькобежный спорт, бокс и пинг–понг.

Студенческий спорт прошел несколько стадий развития.

Начало первого этапа пришлось на конец 20–х годов прошлого столетия и завершился организационным оформлением студенческого спорта, формированием ряда спортивных коллективов при учебных заведениях разного уровня, а также проведением первых студенческих соревнований всесоюзного уровня.

В конце 30–х годов в СССР создаются добровольные спортивные общества (ДСО), в рамках которых, действующие физкультурные коллективы высших учебных заведений были причисленных к тем или иным ДСО в зависимости от специфики профессиональной принадлежности их участников [8, с. 65]

Создание в 1957 году всесоюзного студенческого спортивного общества «Буревестник» послужило стартом для третьего этапа развития спортивного движения в среде студенческой молодежи. В течении последующих лет было организовано и проведено множество студенческих соревнований разных уровней под общим руководством ЦС «Буревестник».

Данные задачи были поставлены правительством и партии и отражены в соответствующем постановлении 1948 года.

С 70–х годов основной вектор развития физического воспитания учащейся молодежи стала смещаться в сторону оздоровительного направления, что нашло свое выражение в значительном числе научных исследований, направленных на формирование учебных программ в сфере физического воспитания [9, с. 39].

В 1987 году ЦС «Буревестник» был преобразован в Центральный спортивный клуб «Буревестник» ВДФСО профсоюзов.

Дальнейшее развитие студенческого спорта в России происходило уже после распада СССР, о чем отмечалось в начале настоящей статьи.

На основе приведенных выше данных, а также иных источников, проведем сравнительный анализ современного состояния, перспектив и проблем студенческого спорта в России и США.

По данным портала Statista в США численность студентов, занимающихся спортом, составляет 35,9 % от общего числа студентов.

В России же эти цифры составляют порядка 46,5 % от всех студентов. Данные нельзя назвать полностью достоверными, так как в отчетах разных государственных органов информация тоже разная.

Есть существенные различия и в управленческом подходе.

Так, в США студенческий спорт развивают несколько крупных специализированных ассоциаций, о которых говорилось ранее, – Национальная студенческая спортивная ассоциация (NCAA), Национальная ассоциация межуниверситетского спорта (NAIA) и Национальная юношеская студенческая спортивная ассоциация (NJCAA).

В Северной Америке государство почти не влияет на развитие и организацию студенческого спорта, все ассоциации развиваются самостоятельно [10, с. 193].

В нашей стране управление студенческим спортом входит в компетенцию целого ряда организаций: федеральные и региональные органы исполнительной власти в сфере спорта, образования, молодежной политики, органы местного самоуправления и только потом общественные организации «Российский студенческий спортивный союз», «Ассоциация студенческих спортивных клубов России», различные студенческие спортивные лиги и спортивные федерации [13, с. 41].

Система студенческого спорта в Штатах имеет два уровня.

Первый уровень, это все учебные заведения, чьи команды выступают под эгидой NCAA, NAIA и NJCAA.

Второй уровень спорта можно назвать массовым, так как здесь в мероприятиях участвуют все остальные студенты [14].

Есть существенные различия и в финансировании студенческого спорта.

В нашей стране, организации, взявшие на себя ответственность за развитие студенческого спорта, являются некоммерческими. Главная цель – это популяризация спорта. Финансирование в основном осуществляется из бюджетных организаций различного уровня, внебюджетных источников, и, конечно же, от студенческого союза, студенческих лиг и т.д. Следовательно, речь о получении прибыли от спортивных соревнований не идет.

Студенческие ассоциации в США, также являются некоммерческими. Однако, у них нет поддержки от государственных структур, особенно в таком виде как в России. Данные организации способны самостоятельно заработать деньги на финансирование собственной деятельности.

По данным источника Statista, доход NCCA за 2020 год уже перешел границу в 1 миллиард долларов. 79 % дохода составляют продажи рекламы и телевизионных прав, остальные доходы от чемпионатов, инвестиций, сервиса и взносов. Большая часть полученной прибыли возвращается ассоциацией университетам. Такой подход способствуют повышению уровня ажиотажа вокруг спортивных событий под эгидой студенческого спорта США [7, с. 53].

В России студенческий спорт является элементом массового спорта. Часто в нашей стране спортивные соревнования проходят в добровольно–принудительном порядке, несмотря видимую «праздничность» события, проведение которого в большей степени необходимо чиновникам для выполнения плана и улучшения статистических показателей.

В России студентам практически невозможно попасть в профессиональный спорт. Будущие спортсмены учатся либо на заочной форме обучения, либо же просто формально.

В США статус спортсмена, учащегося в высшем учебном заведении почетен, а успех в студенческом спорте сравнивается с достижениями в профессиональном. Спортсмен–студент имеет право на получение специальной стипендии. Однако, спортивные достижения не освобождают студентов от занятий, поскольку плохая успеваемость может стать причиной для исключения из команды и учебного заведения.

Существенные отличия между уровнем студенческого спорта в России и США в немалой степени обусловлены и менталитетом населения.

Как отмечалось выше, в США студенческий спорт практически не отличается от профессионального, а спортивные соревнования собирают многотысячные стадионы болельщиков и транслируются по местному и центральному телевидению.

Такая яркая организация и уровень освещения спортивных студенческих соревнований характерен только для США. Спортивные клубы поддерживают не только студенты, но и весь город, в котором расположен университет [15].

В России имеется проблема в виде плохой посещаемости, соответственно ждать чего–то большего от студенческого спорта не стоит. Помимо этого, инфраструктура продолжает оставаться весьма слабо развитой [6, с. 69].

Вместе с тем, отдельно взятые студенческие лиги довольно неплохо работают над внешним видом лиги, развивают работу в социальных сетях, стараются увеличить посещаемость матчей, но нужно это, по большому счету, только им самим.

Подводя итог проведенного исследования, необходимо отметить следующее.

Спортивная жизнь студентов на сегодняшний день пребывает на стадии стремительного развития, в связи с чем, в экономически развитых государствах студенческому спорту уделяется большое внимание.

Как видно из сравнительного анализа развития и функционирования студенческого спорта в России и США, данное направление спортивной деятельности в обоих государствах имеет достаточно продолжительную историю.

Несомненно, что в Америке студенческий спорт выведен на пока что недостижимый для отечественной образовательной системы уровень, что обусловлено как вполне объективными политическими, социальными и экономическими процессами, протекающими в государствах на протяжении всего прошлого и текущего столетия.

Благодаря студенческомуспорту студенты получают реальную возможность повышать собственный уровень спортивного мастерства, что позволяет им участвовать в профессиональных соревнованиях, получая при этом реальный шанс на дальнейшее развитие спортивной карьеры.

Кроме того, как показывает опыт США, студенческий спорт может выступать и объектом серьезных инвестиций и капиталовложения, способствующих поддержке талантливых студентов и улучшению инфраструктуры самого учебного учреждения и его образовательного потенциала.

Таким образом, развитие студенческого спорта открывает новые возможности, как для самих вузов и их студентов, так и для частного предпринимательства. Высшие учебные учреждения получат возможность привлечь большее число абитуриентов, тем самым укрепив и повысив свой социальный статус, тогда как представители бизнес–структур получат дополнительную возможность продвижения своего продукта посредством рекламной деятельности.

Следовательно, оптимизация нормативной базы в сфере регулирования отечественного студенческого спорта, а также перераспределение наличных ресурсов в развитие спортивных клубов при учебных учреждениях в дальнейшем позволит вузам: создать крупную индустрию, в которую будут интегрированы современные инновационные технологии; обеспечить нужды студентов в занятиях физической культурой и спортом; развить внутреннюю спортивную инфраструктуру; полностью открыть потенциал талантливой молодежи, создав тем самым основу для спортивного резерва страны; популяризовать здоровый образ жизни среди населения страны и увеличить общий уровень здоровья граждан.

Список литературы

  1. Алимова А.Ж., Левина Д.С., Новаковская А.В. Проблемы правового регулирования студенческого спорта в Российской Федерации // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов. Материалы II Всероссийской научно–практической конференции с международным участием, посвященной 85–летию КНИТУ–КАИ. 2016. – С. 579–581. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28348008&pf=1
  2. Бондаренко Е.Е., Студеникина К.О., Попова М.В. Проблемы развития физической культуры и студенческого спорта в Российской Федерации // Физическая культура, спорт и туризм в высшем образовании. – С. 23–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41229202&pf=1
  3. Витько С.Ю. Физическое воспитание как основа развития, совершенствования и гармонизации человека в условиях технического прогресса // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: Материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – №1. – С. 103–106. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25612281
  4. Головинова И. Ю., Николаева В. С. Финансирование студенческого спорта в США и расходы на подготовку молодых спортсменов // Волгоградский государственный социально–педагогический университет. Наука–2020. 2020. – С. 147–151. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44209060
  5. Гуреева Е.А., Задворный А.С. Анализ развития студенческого спорта в разрезе субъектов РФ // Экономика и предпринимательство – 2016. № 11 – 2 (76 – 2) – С. 346-352
  6. Зотова Ф.Р., Файзуллин И.Ф. Студенческий спорт в регионе: состояние, проблемы и перспективы // Наука и спорт: современные тенденции. 2015. – С. 32–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23406203
  7. Ильин С.Н., Ишмухаметова Н.Ф. Проблемы и перспективы развития студенческого спорта // Социально–педагогические аспекты физического воспитания молодежи. Сборник научных трудов XVII Международной научно–практической конференции. 2019. – С. 67–72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42404117
  8. Клименко А.Н., Гутко А.В., Канатьев К.Н., Сорокин И.А. Сравнительная характеристика студенческого спорта в России и США // Спортивный менеджмент: актуальные проблемы, практический опыт и перспективы. Сборник научных статей. 2020. – С. 52–57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42568288
  9. Налимова М.Н., Макарова Е. А.Студенческий спорт в России: настоящее и будущее // Самарский государственный экономический университет. Olymplus. Гуманитарная версия. 2019. – № 2. – С. 64–66. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38537371
  10. Поплавский А. В., Белова А. А. Поддержка и развитие студенческого спорта как базы для подготовки спортивного резерва // СИЛА СИСТЕМ. 2019. – С. 39–42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42447694
  11. Садовой В. П. Основные подходы развития студенческого спорта в зарубежных вузах // Проблемы современного педагогического образования. 2017. – С. 192–199. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30775738
  12. Brenda L. Vogel, Jeff Kress, and Daniel R. Jeske Student–Athletes vs. Athlete–Students: The academic success, campus involvement, and future goals of Division I student athletes who were university bound compared to those who would not have attended a university had they not been an athlete. Department of Kinesiology. Sports Studies and Sports Psychology. 2019. URL: http://thesportjournal.org/article/tag/student–athletes/
  13. Nicole Grimit, Effects of Student Athletics on Academic Performance. The Journal of Undergraduate Research. 2014. – 37–59 р. URL: https://openprairie.sdstate.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1014&context=jur
  14. Alexander T. McDaniel and Lindsey H. Schroeder The Identification of Potential Risk Factors of Mild Traumatic Brain Injury among the Military Paratrooper and a Potential Intervention Strategy // Sports Health & Fitness. URL: https://thesportjournal.org/
  15. Jennifer J. Moreland,a Kathryn A. Coxe,b and Jingzhen Yang Collegiate athletes’ mental health services utilization: A systematic review of conceptualizations, operationalizations, facilitators, and barriers // J Sport Health Sci. 2018. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6180550/