Московский экономический журнал 3/2020

image_pdfimage_print

УДК 339.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10191

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТИ РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНЫХ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ

INCREASING  COMPETITIVE-SUSTAINABLE OF RUSSIAN AIRLINES UNDER CONDITIONS COMPLEX EXTERNAL FACTORS

Тихонов Алексей Иванович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»,  e-mail:  mai512hr@mail.ru

Новиков Сергей Вячеславович, кандидат экономических наук, доцент, Директор Института инженерной экономики и гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»,  e-mail: ncsrm@mail.ru

Tikhonov Alexey I., candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute (National Research University).

Novikov Sergey V., candidate of Economical Sciences, Associate Professor, Director of Institute of engineering economy and humanities, Moscow aviation institute (national research university)

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования уровня конкурентоустойчивости российских авиационных компаний, испытывающих колоссальное давление на бизнес в связи с опасной эпидемиологической обстановкой 2020 года. Анализируется возможность сохранения рыночных позиций по пассажирским и грузовым перевозкам основных отечественных компаний – авиаперевозчиков. Особое внимание уделяется ключевой позиции флагмана российского авиационного транспорта – группе компаний «Аэрофлот». Предлагается ряд организационно-экономических механизмов антикризисного управления для сохранения устойчивости компании.

Summary. The article presents the results of a study of the level of competitiveness of Russian aviation companies experiencing tremendous pressure on business in connection with the dangerous epidemiological situation in 2020. The article analyzes the possibility of maintaining market positions in passenger and freight transportation of the main domestic companies – air carriers. Particular attention is paid to the key position of the flagship of Russian aviation transport – the Aeroflot group of companies. A number of organizational and economic mechanisms for crisis management are proposed to maintain the stability of the company.

Ключевые слова: конкурентоустойчивость, авиационная компания, кризис, пассажиропоток.

Key words: competitive-sustainable, aviation company, crisis, passenger flow.

Существенное ограничение количества рейсов из-за пандемии коронавируса и ослабления курса рубля серьезно повышают риски банкротств отечественных компаний-авиаперевозчиков. По оценке Росавиации, убытки 35-ти основных российских авиакомпаний из-за закрытия большинства международных перелетов могут превысить 100 млрд. руб., а в случае полного закрытия всех международных направлений они могут потерять все 360 млрд. руб. уже в 2020 году. Для справки: по материалам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (входят 6 из 10 крупнейших по пассажиропотоку авиаперевозчиков России), убытки в  2018 г. были в размере 51,7 млрд. руб., и в 2019 г. – 40 млрд. руб. Если Правительство РФ не готово принять экстренные меры по поддержке отечественных авиационных компаний, то отрасль, которая всегда была конкурентоустойчивой, ждет глубокий затяжной кризис. Из-за жестких ограничений, российские перевозчики могут потерять, по оценкам аналитиков, до одной трети существующего рынка, и к концу текущего года вся гражданская авиация может попасть в сильнейший «штопор».  Не всем авиаперевозчикам удастся выжить в условиях глобальной рецессии. Остается надежда на самые конкурентоустойчивые на мировом рынке авиационные компании.

Флагманом воздушного транспорта России, несомненно, является группа компаний «Аэрофлот», входящая в глобальный авиационный альянс SkyTeam (его доля на отечественном рынке составляет 42,3%., Рис.1).  

Лидером по объему грузовых авиаперевозок на российском рынке является  Группа компаний «Волга-Днепр» (50,8%). «Аэрофлот» находится на втором месте с долей 19,4%. На долю пяти крупнейших игроков приходится 78,7% от общего объема перевезенных грузов (Рис. 2). ПАО «Аэрофлот» был основан 17 марта 1923 года и является одной из старейших авиакомпаний мира. Совокупная маршрутная сеть альянса насчитывает почти 1100 пунктов в 177 странах мира. В прошлые годы авиакомпания перевозила более 30 млн. пассажиров,  а с учётом остальных авиакомпаний Группы «Аэрофлот»  почти 50 млн. чел. в год. Единственная из российских авиакомпаний, «Аэрофлот» обладает  высоким рейтингом  «четыре звезды» Skytrax по качеству сервиса, престижной международной премией Skytrax World Airline Awards в категории «Лучшая авиакомпания Восточной Европы», высшим рейтингом «пять звёзд» в самой престижной категории «Глобальная авиакомпания» APEX (Рис. 3 – 7).

Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» за 2020 год может потерять из-за сложной эпидемиологической ситуации более пяти  млн. пассажиров. Серьезно осложняет финансовую ситуацию и логичное повышение  цены на авиабилеты из-за неблагоприятного валютного  курса. Чтобы не возвращать билеты потенциальным пассажирам, и сохранить хоть какие-то средства, много российские авиакомпании стараются переоформить максимальное количество билетов с пролонгированной датой вылета. В себестоимость билетов на внутрироссийских направлениях заложено около трети в виде издержек в зарубежной валюте в виде лизинговых платежей за авиалайнеры и их техническое обслуживание. Часть российских компании будут вынуждены переориентировать свои международные маршруты на внутренние направления, что перегреет конкуренцию внутри страны. Для сохранения положительного имиджа и сохранения на мировом рынке, компания «Аэрофлот» заявила, что даже снизит на 10% цены, себе в убыток, на некоторых международных направлениях.

Самая крупная авиакомпания Восточной Европы «Аэрофлот» уже приступила к консервации четвертой части авиапарка (65 машин), состоящего из 247 самолетов, по причине сокращения количества международных рейсов на фоне пандемии COVID-19. Сокращение затронет шесть из семи эксплуатируемых типов самолетов (Superjet-100 – 23 шт., Airbus A320 – 9 шт., Airbus A321 – 7 шт., Boeing-737 – 6 шт., Airbus A330 –  11 шт.,  Boeing -777 – 9 шт.).  Исключение сделано только для новейших самолетов, Airbus A350, которые поступили в строй в начале 2020 г.  (Таблица 1, Рис. 8).

Менеджменту “Аэрофлота” придется серьезно скорректировать программу наращивания парка самолетов, учитывая существенное падение занятости пассажирских кресел. Этот важный экономический показатель снизился до 80,5% в 2018 г., и до  79,2% в 2019 г. Вынужденной мерой экономии “Аэрофлота” является актуализация Долгосрочной программы развития Группы «Аэрофлот» на период  до 2025 гг.  и отказ от ряда программ развития, в том числе цифровизации, а также перевод на социально важные, но неприбыльные дальневосточные маршруты более экономичные самолеты дочерней «России».

Стратегические цели авиакомпании «Аэрофлот» на 2025 год:

  1. Вхождение в топ-5 европейских авиакомпаний по пассажиропотоку и выручке (сейчас – 7-е место).
  2. Вхождение в топ-20 глобальных игроков по пассажиропотоку и выручке (сейчас – 24-е место).
  3. Перевозка более 70 млн. пассажиров, в том числе не менее 30 млн. внутри России.
  4. Развитие перевозок через главный хаб в Москве с долей трансферных пассажиров не менее 32%.
  5. Обеспечение широкого присутствия на рынке.

Несмотря на явные достижения, есть области, улучшения в которых положительно скажется на всех авиакомпаниях. Стоит обратить внимание на качественное обучение персонала, точнее на профессиональную направленность обучения. Высокую деловую и финансовую эффективность компании будет иметь только тогда, когда все сотрудники будут обладать профессиональными знаниями и навыками, а также высоким уровнем корпоративной культуры. Имеется в виду не только узкопрофессиональные, но и коммуникативные  навыки, которые важны для построения устойчивой корпоративной культуры организации и, следовательно, достижения профессионального мастерства.

В жестких условиях, когда планируется массово сокращать пилотов и стюардесс из-за обвального падения рынка, необходимо реализовать полный комплекс мероприятий по реализации маркетинговой стратегии. Российским авиакомпаниям необходимо охватить следующие стратегические направления:

  • повышение конкурентоспособности и качества авиаперевозчиков на международном рынке, российском и рынке СНГ;
  • повышение эффективности деятельности основного персонала в онлайн-среде;
  • развитие продаж сопутствующих услуг;
  • диверсифицировать структуры доходов с точки зрения валют и географии.
  • повышение конкурентоспособности на корпоративном рынке и в агентском канале продаж.

Российские авиакомпании должны внедрять различные программы оптимизации операционных расходов по всем функциональным направлениям. Надо учитывать возможности повсеместной экономии на масштабе по результатам интеграции различных авиакомпаний. В работе требуется внедрять лучшие мировые отраслевые практики повышения эффективности работы.

В условиях сложных внешних факторов, Государство должно обязательно поддержать авиационных перевозчиков, но в условиях масштабного кризиса финансовая помощь может понадобиться и остальным отраслям, а до авиационного транспорта поддержка может дойти не скоро. Необходимо вспомнить, что Руководство страны уже фундаментально поддержала наши авиакомпании после кризиса 2014-2015 гг., когда отменили НДС на внутренних линиях, ввели возврат акциза за авиационное топливо, установили дифференцированную ставку за обслуживание, за аэронавигацию. Поэтому Правительство РФ, выделившее уже огромные ресурсы и оказавшее  существенную поддержку, может переложить бремя ответственности на менеджмент самих компаний. Грянувший кризис будет серьезной проверкой на устойчивость руководства авиакомпаний, ведь именно от их умелых действий будет зависеть то, сколько компаний переживут катастрофическое снижение спроса.

Список литературы

1. Опустевшее небо: коронавирус поставил авиакомпании на грань выживания. [Электронный ресурс]:  https://www.bbc.com/russian/features-51746065

2. Кризис в авиакомпаниях из-за коронавируса назвали самым пугающим в истории. [Электронный ресурс]:   https://lenta.ru/news/2020/03/18/krisis/

3. Кризис в авиации. [Электронный ресурс]:   https://expert.ru/dossier/story/552236/

4. Смогут ли МАУ и SkyUp пережить крупнейший кризис в истории авиации. [Электронный ресурс]:  https://biz.liga.net/all/transport/article/smogut-li-mau-i-skyup-perejit-krupneyshiy-krizis-v-istorii-aviatsii

5. Потери авиакомпаний России из-за коронавируса. [Электронный ресурс]:
https://www.rbc.ru/business/13/03/2020/5e6a5f039a7947302d6e5ae4

6. “Аэрофлот” против коронавируса и слабого рубля. [Электронный ресурс]: https://www.google.com/search?rlz=1C1AWUA_enRU744RU75

7. Обновлённая информация об изменениях в полётной программе Аэрофлота. [Электронный ресурс]: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/news/61710

8. Тихонов А.И.  Оценка конкурентоустойчивости авиационной компании // Вестник Академии знаний. 2020. № 1 (36). С. 233-238.

9. Тихонов А.И., Новиков С.В., Тихонова С.В.  Проведение экономической оценки эффективности деятельности предприятий авиационной промышленности // Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 80.

10. ‘Existential crisis’: airline workers fear layoffs amid coronavirus pandemic // The Guardian. [Электронный ресурс]:  https://www.theguardian.com/business/2020/mar/23/existential-crisis-airline-workers-fear-layoffs-amid-coronavirus-pandemic

11. Airlines Cut International Flights in Response to the Pandemic. [Электронный ресурс]:  https://www.google.com/search?rlz=1C1AWUA_enRU744RU751