Московский экономический журнал 2/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 338.012

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_2_101

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАДЕЖНОСТИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ

ECONOMIC MECHANISM FOR REGULATING THE RELIABILITY OF POWER SUPPLY IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ABROAD

Ильин Александр Петрович, соискатель для написания кандидатской диссертации кафедры экономики и управления предприятиями и ПК, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный экономический университет, E-mail: ilyin.ap.89@gmail.com

Ilyin Alexander Petrovich, Postgraduate student of Economics and enterprise management Department, Saint-Petersburg State University of Economics, E-mail: ilyin.ap.89@gmail.com

Аннотация. В данной статье приведен сравнительный анализ экономических механизмов государственного регулирования надежности электроснабжения потребителей в Великобритании, Германии, Нидерландах, Норвегии, Финляндии, Швеции, США и России. Актуальность законодательного регулирования надежности электроснабжения обусловлена тем фактом, что во многих государствах электроэнергетика представляет собой естественную монополию. Рассмотрены такие инструменты, как компенсационные выплаты, стандарты надежности поставок и схемы поощрений. Проведено исследование влияния используемых инструментов регулирования на индексы надежности электроснабжения.

По результатам проведенного исследования можно сделать выводы о том, что на текущий момент нет положительной корреляции между использованием какого-либо инструмента регулирования надежности электроснабжения и значениями индексов надежности. Даже использование всех инструментов законодательного регулирования надежности электроснабжения не является гарантией низких значений индексов надежности. Экономические механизмы регулирования электроэнергетической области на государственном уровне необходимы и должны находится в постоянном совершенствовании. Россия на данный момент отстает в развитии механизма регулирования,  единственный используемый инструмент – стандарты надежности поставок  – содержит достаточно общие требования. Поэтому, как минимум, необходима разработка на государственном уровне актуальных стандартов для обеспечения качественного электроснабжения.

Abstract. This article provides a comparative analysis of the economic mechanisms of state regulation of the reliability of electricity supply to consumers in the UK, Germany, the Netherlands, Norway, Finland, Sweden, the USA and Russia. The relevance of legislative regulation of the reliability of power supply is due to the fact that in many states the power industry is a natural monopoly. Tools such as compensation payments, supply reliability standards and incentive schemes are considered.

It was concluded that at the moment there is no positive correlation between the use of any instrument for regulating the reliability of power supply and the values of reliability indices. Even the use of all instruments of legislative regulation of power supply reliability is not a guarantee of low values of reliability indices. Economic mechanisms for regulation of the electric power industry at the state level are necessary and should be constantly improved. Russia is currently lagging behind in the development of the regulatory mechanism, the only tool used – standards for reliability of supply – contains fairly general requirements. Therefore, it is necessary to develop relevant standards at the state level to ensure high-quality power supply.

Ключевые слова: электроэнергетика, электроснабжение, компенсационные выплаты, стандарты надежности, нарушение электроснабжения, SAIFI, SAIDI

Keywords: power industry, power supply, compensation payments, reliability standards, power supply interruption, SAIFI, SAIDI

Тот факт, что во многих государствах электроэнергетика представляет собой естественную монополию, обуславливает актуальность и необходимость законодательного регулирования надежности электроснабжения. Для обеспечения прав потребителей на получение надежной электроэнергии и материальной мотивации компаний-поставщиков электроэнергии государства могут использовать различные инструменты: компенсационные выплаты за перерывы в электроснабжении, стандарты надежности поставок и схемы поощрений.

Компенсационные выплаты за перерывы в электроснабжении предоставляются потребителям, лишенным электроснабжения в течение какого-либо времени. Стандарты надежности поставок регулируют деятельность электроэнергетических компаний на законодательном уровне и/или устанавливают минимально допустимые значения показателей их деятельности. Схемы поощрений, в свою очередь, являются дополнением к существующим стандартам: они предполагают получение компаниями премий различных видов за выполнение целевых показателей и выплату различных штрафов за их невыполнение.

Основой для выбора государств, рассматриваемых в данной статье, послужили следующие критерии:

  • степень развития экономики государства (дальнейшему рассмотрению подлежит законодательство развитых государств);
  • надежность электроснабжения с точки зрения индекса «Надёжности электроснабжения и прозрачности тарифов» [8];
  • степень открытости информации о законодательном регулировании надежности электроснабжения (будут рассмотрены государства, законодательство которых доступно в открытых источниках).

 Для анализа зарубежного опыта законодательного регулирования надежности электроснабжения были выбраны Великобритания, Германия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швеция и США.

Великобритания

Генерация, распределение и сбыт электроэнергии в Великобритании являются лицензируемыми видами деятельности, регулируемыми Федеральной службой газовых и электроэнергетических рынков (Office of Gas and Electricity Markets, OFGEM). OFGEM несет ответственность за обеспечение надёжности, качества и безопасности электроснабжения [1, 10].

Федеральная служба газовых и электроэнергетических рынков устанавливает Стандарты деятельности электроэнергетических компаний и Стандарты выплат при низком качестве поставки электроэнергии [12]. Кроме этого, регулирующий орган определяет схему поощрений компаний. Стандарты устанавливают ответственность распределительных компаний за выплаты потребителям.

Германия

Регуляцией электроэнергетической отрасли Германии занимается Федеральное агентство по сетям (Bundesnetzagentur) [19]. Законодательство Германии закрепляет ответственность за надежность электроснабжения за распределительными компаниями. Для поддержания надежности электроснабжения на высоком уровне Федеральное агентство по сетям использует три инструмента: управление уровнем доходов компаний, управление уровнем расходов компаний и создание условий для конкуренции. Рассмотрим данные инструменты более подробно.

Управление уровнем доходов и уровнем расходов необходимо для регуляции качества электроснабжения: раз в пять лет регулятор проводит мониторинг качества электроснабжения, понесенных затрат и полученной выручки для всех распределительных компаний и приводит расходы различных компаний к стандартизованному виду. Последнее необходимо для сравнения компаний между собой и выявления статей неэффективных затрат в их деятельности. Как следствие, сравнивая эффективные и неэффективные компании, регулятор на следующие 5 лет утверждает уровень операционных затрат, рентабельность собственного капитала (ROE), амортизацию и уровень выручки [18]. Важно отметить, что при низком качестве поставки электроэнергии регулятор может снизить разрешенный уровень выручки и повысить уровень издержек для улучшения качества электроснабжения. Также, в качестве наказания за низкое качество поставки электроэнергии, распределительная компания может быть лишена лицензии на поставку электроэнергии.

В законодательстве Германии не предусмотрены какие-либо компенсационные выплаты клиентам за низкое качество электроснабжения. Федеральное агентство по сетям заинтересовано в создании свободной конкуренции распределительных компаний в Германии, поэтому в качестве одной из своих ключевых задач ставит беспрепятственный вход новых распределительных компаний на рынок.

Нидерланды

Поставка электроэнергии в Нидерландах регулируется Сетевым кодексом Нидерландов, согласно которому ответственность за качество электроснабжения лежит на распределительных компаниях [11, 17]. Администрация по регулированию энергетики Нидерландов (Dutch Office of Energy Regulation) является главным регулирующим органом в данной сфере и использует различные инструменты для обеспечения высокой надёжности поставок электроэнергии:

  • компенсационные выплаты за низкое качество электроснабжения;
  • регулирование цены на электроэнергию;
  • административная и материальная ответственность.

В качестве компенсационных выплат за каждые 4 часа перерыва
в электроснабжении предусмотрена выплата суммы, которая дифференцирована по потребителям.

Администрация по регулированию энергетики Нидерландов устанавливает для каждой распределительной компании максимальную цену продажи электроэнергии, что является дополнительным инструментом регулирования качества электроснабжения. При этом максимальная цена может быть как увеличена, так и уменьшена в зависимости от основных показателей деятельности компании.

В соответствии с законодательством Нидерландов, распределительные компании несут материальную ответственность только за прямой ущерб в результате перерывов в электроснабжении, а косвенный ущерб возмещению не подлежит. Помимо вышеперечисленных видов ответственности, законодательство Нидерландов предполагает также и наложение административной ответственности.

Норвегия

Электроэнергетическая отрасль Норвегии регулируется Законом об энергетике, регулирующим органом рынка электроэнергии и энергосистемы Норвегии является Управление по регулированию энергетики (Energy Regulatory Authority) [9].

Ответственность за качество электроснабжения в соответствии с Законом об энергетике возложено на распределительные компании, которые являются естественными монополистами. Управление по регулированию энергетики Норвегии использует инструменты регулирования деятельности распределительных компаний, установленные Регламентом качества поставки в энергосистему, которым не определены количественные требования к непрерывности поставок электрической энергии, но учитывается стоимость перебоев в её поставке при принятии решения о пределе дохода для сетевых компаний посредством влияния на уровни максимальных доходов и минимальных расходов, штрафы, уплачиваемые в пользу потребителей, в случае нарушения условий заключённых договоров [9].

Ежегодно распределительные компании передают техническую и экономическую информацию о своей деятельности в Управление по регулированию энергетики Норвегии, в который они также обязаны сообщать о перерывах в поставках электроэнергии. Для каждой группы потребителей распределительной компании (сельское хозяйство, городские жители, промышленность, торговля, крупные промышленные предприятия, государственный сектор) регулирующий орган устанавливает стоимость часа перерыва в электроснабжении. На основе анализа данных о конкретной компании и рынку в целом регулирующий орган рассчитывает и доводит до сведения компании ожидаемые расходы, связанные с перерывами в электроснабжении. Если по результатам проведенного анализа компании оказывается, что фактическая стоимость перерывов выше ожидаемой, то для компании снижается тариф и, как следствие, максимальная выручка компании. В случае, если фактическая стоимость перерывов ниже ожидаемой, максимальная выручка компании увеличивается регулирующим органом.

В случае жалоб потребителей на качество электроэнергии сетевые компании обязаны проводить расследования в целях установления соответствия качества поставки электрической энергии требованиям нормативных актов.

Если проведённые расследования доказывают несоблюдение ограничений, установленных в соответствии с нормативными актами, сетевые компании обязаны определить их причину и выявить ответственных за конкретное нарушение. При этом сетевые компании не имеют права взимать с потребителей плату за проводимые расследования инцидентов, если поступившие от потребителей обращения и жалобы соответствуют законодательству [9].

Сетевые компании обязаны предоставлять информацию о качестве электроснабжения в своей сети в течение одного месяца по запросам существующих или потенциальных потребителей. Эти данные включают, среди прочего, результаты регистрации данных о сбоях, анализа нарушений в работе и конкретных условий в сети, которые могут повлиять на качество электроснабжения потребителя.

В законодательстве Норвегии не предусмотрены компенсационные выплаты потребителям за несоответствующее качество поставки электроэнергии, однако компании в контрактах на поставку электроэнергии могут самостоятельно устанавливать компенсационные выплаты за длительные перерывы (свыше 12 часов).

Финляндия

В Финляндии регулирующим органом в сфере предоставления электроэнергии является Министерство торговли и промышленности Финляндии (Ministry of Trade and Industry) [13]. Согласно законодательству Финляндии, ответственность за перерывы в электроснабжении несут распределительные или сбытовые компании (в зависимости от того, к сетям какой из компаний подключен потребитель) [16]. В качестве инструментов обеспечения надежности электроснабжения регулятором используются стандартные компенсации различного характера, а также возмещение прямого и косвенного ущерба.

Помимо стандартных компенсаций за перерывы в электроснабжении, существует ряд других выплат, на которые могут претендовать клиенты. При неисправности, понижающей прописанное в договоре или предусмотренное законодательством качество поставки электроэнергии, компания должна снизить цену на электроэнергию пропорционально качеству. Если неисправность повлекла за собой прямой материальный ущерб клиента, вред здоровью или гибель (прямой ущерб), то компания также должна выплатить компенсацию [16]. Помимо причиненного прямого материального ущерба, электроэнергетическая компания несет ответственность за косвенный ущерб, но только в том случае, если это произошло из-за халатности ее работников [22].

Таким образом, в Финляндии предусмотрены компенсационные выплаты клиентам только за длительные перерывы в поставках электроэнергии. Важной особенностью выплачиваемых компенсаций является возмещение косвенных убытков от перерывов в электроснабжении в определенных случаях. Также распределительные или сбытовые компании должны выплачивать стандартные компенсации, а также возмещать материальный ущерб.

Швеция

В Швеции ответственность за перерывы в поставках электроэнергии лежит на компании-владельце электрической сети, к которой подключен клиент [21, 15]. Регулирующим органом электроэнергетической отрасли в Швеции является Министерство предпринимательства, энергетики и коммуникаций (Ministry of Enterprise, Energy and Communications) [21]. В качестве инструментов законодательного регулирования надежности электроснабжения в Швеции используются стандарты надежности поставок и компенсационные выплаты клиентам. На один перерыв максимальная сумма выплаты ограничена 300% общей годовой стоимости электроэнергии от поставщика [15]. Ограничение перерывов в электроснабжении является своеобразным стандартом надежности электроснабжения.

В соответствии со шведским законодательством компенсация за причинённый ущерб вследствие нарушения электроснабжения не выплачивается в следующих случаях [20]:

  • перерыв произошел по вине клиента;
  • длительность перерыва с учетом мер по восстановлению сети не превышает 12 часов;
  • форс-мажор.

Помимо этого, потребители электрической энергии имеют право требовать выплату материального ущерба собственности или ущерба здоровью, причинённого несоответствующим качеством поставки электрической энергии.

США

В США профильное ведомство  – Министерство энергетики США (Department of Energy) – разрабатывает общую энергетическую политику, осуществляет надзор в области электроэнергетики и отвечает за поддержание надёжности энергосистем, их экономической устойчивости, а также обеспечение экологической безопасности.

Главным регулятором электроэнергетической отрасли является Федеральная комиссия регулирования энергетики (Federal Energy Regulatory Commission, FERC), сотрудничающая с Североамериканской советом по надёжности (North American Electric Reliability Corporation, NERC). К основным функциям FERC относятся контроль за соблюдением норм в области энергетики, нормативное регулирование торговли электроэнергией  и услугами по передачи энергии между штатами, регулирование цен на оптовых рынках электроэнергии, обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, установление обязательных требований надёжности. Ответственность за надёжность электроснабжения лежит на компаниях-поставщиках электроэнергии [7].

NERC является саморегулируемой некоммерческой организацией, в которую входят представители всех сфер отрасли: государственные органы, энергетические компании, потребители электрической энергии. К основным функциям NERC относится разработка, согласование и контроль за соблюдением стандартов надёжности функционирования энергосистемы, мониторинг и анализ проблем, связанных с надёжностью. Стандарты надёжности являются обязательными для субъектов отрасли, за их нарушение FERC имеет право накладывать штрафы размером до 1 млн долл. США в день [7].

В сфере электроснабжения в США действуют индексы качества обслуживания (SQI), не достижение нормативных значений которых приводит к штрафам для компаний-поставщиков электрической энергии.

Таким образом, в США используется единственный инструмент регулирования качества электроснабжения – штрафные санкции при не достижении компаниями-поставщиками электрической энергии целевых показателей индексов качества обслуживания потребителей.

Во всех штатах США компании-поставщики электрической энергии могут быть привлечены к гражданской ответственности, если был нанесён материальный ущерб в результате перерывов в электроснабжении или причинён вред здоровью и жизни людей, а также к уголовной ответственности, если это произошло из-за халатности работников таких компаний.

Российская Федерация

Электроэнергетическая отрасль Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», а регулирующими органами в данной отрасли являются Правительство Российской Федерации, Министерство энергетики и Федеральная антимонопольная служба. В соответствии со ст. 38 Федерального закона № 35-ФЗ ответственность за надёжность электроснабжения несут «все субъекты энергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям», в частности, энергосбытовые компании, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации. Таким образом, можно утверждать, что в Российской Федерации ответственность за перерывы в поставках электроэнергии несет поставщик электрической энергии.

Общие принципы и порядок оказания услуг по передаче электроэнергии в отношении любой категории потребителей определяются «Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии» [5]. Обязательства сетевых организаций по обеспечению надёжности электроснабжения зависят от категории надёжности энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, в отношении которых заключён договор электроснабжения.

Правительство Российской Федерации в Постановлении № 442 от 04.05.2012 установило максимально допустимую общую продолжительность перерыва в электроснабжении 72 часа в год. Важно отметить, что в Постановлении не указаны меры воздействия на компании, у которых суммарная длительность перерывов в электроснабжении превышает установленный уровень в 72 часа [4].

В то же время, в соответствии с п. 1 ст. 547 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причинённый этим реальный ущерб, но не упущенную выгоду, на что в законодательстве сделана отдельная ссылка (п. 2 ст. 15 ГК РФ) [1]. Следовательно, этой статьей установлена ограниченная ответственность, т. е. право стороны требовать в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств возмещения только реального ущерба.

Так, в случае подачи энергоснабжающей организацией потребителю электроэнергии в меньшем количестве по сравнению с обусловленным в договоре энергоснабжения, потребитель вправе потребовать возмещения убытков, если иное не определено указанным договором.

Таким образом, в Российской Федерации ответственность за перерывы в электроснабжении лежит на компаниях-поставщиках электроэнергии, к которым предъявляются минимальные требования в области надёжности поставки электроэнергии: максимально допустимая общая продолжительность перерыва электроснабжения – 72 часа в год и высокая вероятность бесперебойной работы.

Управляющие компании, обслуживающие многоквартирные жилые дома и несущие ответственность за надёжность и качество электроснабжения потребителей, в случае несоблюдения требований электробезопасности могут быть привлечены к административной ответственности [2, 3].

Таким образом, надёжность поставки электрической энергии в России обеспечивается путём требований общего характера к компаниям – поставщикам электрической энергии, а обязательства сетевых организаций по обеспечению надёжности электроснабжения и необходимости осуществления компенсационных выплат потребителям электрической энергии зависят от категории надёжности энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и регламентируются Гражданским кодексом, Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации. Использование индексов SAIDI и SAIFI для определения уровня надежности оказываемых услуг введено только с 2016 года [6].

Несмотря на то, что электроэнергетическая отрасль в рассмотренных государствах регулируется по-разному, в законодательном регулировании надежности электроснабжения различных стран можно выделить ряд сходств и различий (таблица 1). Как было описано выше, регуляторы могут влиять на надежность электроснабжения с помощью трех инструментов: законодательно установленных компенсаций клиентам, стандартов надежности поставок и схем поощрений.

Компенсации клиентам существуют Великобритании, Нидерландах, Финляндии, Швеции. Компенсация может устанавливаться на законодательном уровне как в абсолютном выражении (Великобритания, Нидерланды), так и в относительном – в процентах от годовой стоимости электроэнергии (Финляндия, Швеция).

На текущий момент стандарты надежности электроснабжения есть во всех рассмотренных государствах, а схемы поощрений применяются Великобритании, Германии, Нидерландах, Норвегии, Финляндии. Поощрения и наказания в схемах поощрений также могут быть различных видов: денежные выплаты регулятору и премии от него (Великобритания, США), влияние на уровень максимально возможных доходов или тарифов на электроэнергию (Германия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия), а также влияние на уровень минимально возможных расходов (Германия, Норвегия).

Также в защиту граждан некоторых государств выступают Гражданские Кодексы, Кодексы об административных правонарушениях и иные нормативные акты. В Финляндии (в обязательном порядке) компании-поставщики электроэнергии обязаны компенсировать косвенные потери, связанные с перерывами в электроснабжении. Очевидно, что стандарты надежности поставок электроэнергии сами по себе являются хорошим инструментом, но неполным, так как обязательно должны устанавливаться меры наказания для компаний, не выполняющих прописанные в стандартах требования.

По показателю SAIFI, государствами с наиболее надежным электроснабжением являются Нидерланды, Германия и Великобритания, а по показателю SAIDI – Германия и Нидерланды [14]. Великобритания и Нидерланды используют три инструмента законодательного регулирования надежности электроснабжения, в то время как Германия – только два: стандарты надежности поставок и схемы поощрений.

На текущий момент нет положительной корреляции между использованием какого-либо инструмента регулирования надежности электроснабжения и значениями индексов SAIFI и SAIDI. Так, использование всех инструментов законодательного регулирования надежности электроснабжения не является гарантией низких значений индексов SAIFI и SAIDI: если Великобритания и Нидерланды находятся на первых местах по значениям данных показателей, то Финляндия, также использующая три рассмотренных выше инструмента, демонстрируют не самые низкие значения данных показателей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что экономические механизмы регулирования электроэнергетической области на государственном уровне необходимы даже в современных рыночных реалиях. Россия на данный момент отстает в развитии механизма регулирования,  единственный используемый инструмент – стандарты надежности поставок  –содержит достаточно общие требования. Поэтому, как минимум, необходима разработка на государственном уровне актуальных стандартов для обеспечения качественного электроснабжения.

 Список источников

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Консультант плюс. Версия Проф. : Справ.-прав. система.
  2. Кодекс об административных правонарушениях [Текст]: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020) // Консультант плюс. Версия Проф. : Справ.-прав. система.
  3. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов [Текст]: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 // Консультант плюс. Версия Проф. : Справ.-прав. система.
  4. О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии [Текст]: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 // Консультант плюс. Версия Проф. : Справ.-прав. система.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 // Консультант плюс. Версия Проф. : Справ.-прав. система.
  6. Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 29.11.2016 г. № 1256 “Об утверждении Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций”// Консультант плюс. Версия Проф. : Справ.-прав. система.
  7. Официальный сайт Ассоциации «Некоммерческое партнёрство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.np-sr.ru/ru/market/cominfo/foreign/index.htm/.
  8. Официальный сайт проекта «Doing Business» Всемирного банка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russian.doingbusiness.org/ru/data/exploretopics/getting-electricity.
  9. Официальный сайт Управления по регулированию энергетики Норвегии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nve.no/reguleringsmyndigheten/.
  10. Петюков, С.Э. Зарубежный опыт обеспечения безопасности и надёжности электроэнергетических систем на примере Великобритании и Германии и целесообразность его применения в России [Текст] / С.Э. Петюков // Инновации и инвестиции. – 2017. – № 2.
  11. Ajodhia V., Petrov K., Scarsi G.C., Franken B. Experience with Regulation of Network Quality in Italy, the UK, and the Netherlands // Electrical Power Quality and Utilization. – 2006. – Vol. 2, Issue 1. – P. 3-9.
  12. Electricity North West. Guaranteed standards of service table 2018-2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.enwl.co.uk/globalassets/advice-and-services/documents/gsop/guaranteed-standards-of-service-payments-explained.pdf
  13. Energy Market Authority. National report 2013 to the Agency for the Cooperation of Energy Regulators and to the European Commission. – Helsinki, 2014. – 68 p.
  14. Energy Quality of Supply Work Stream (EQS WS). CEER Benchmarking Report 6.1 on the Continuity of Electricity and Gas Supply. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ceer.eu/documents/ 104400/-/-/963153e6-2f42-78eb-22a4-06f1552dd34c
  15. Ministry of Enterprise, Energy, and communication. Electricity Act. – 2012. – 38 p.
  16. Ministry of Trade and Industry. Electricity Market Act. – Helsinki, 2005. – 30 p.
  17. Netherlands Competition Authority. Dutch Grid Code // Netherlands Government Gazette. – 2005. – Issue 9. – P.11-32.
  18. O’Donnell E. Electricity Regulation in 28 jurisdictions worldwide. – London: Law Business Research Ltd, 2012. – 221 p.
  19. Piaszeck S., Wenzel L., Wolf A. Regional Diversity in the Costs of Electricity Outages: Results for German Counties. – Hamburg: Hamburgisches WeltWirtschaftsInstitut, 2013. – 45 p.
  20. Sweden – Legal and Regulatory Framework Overview // European Energy Review 2008. – 2009. – P.344-349.
  21. Swedish Energy Markets Inspectorate. The Swedish electricity and natural gas markets 2012. – Eskilstuna: Elanders Sverige, 2013. – 65 p.
  22. Wetterstein P. Compensation for Pure Economic Loss in Finnish Tort Law. –Stockholm: Stockholm Institute for Scandianvian Law, 2009. – 16 p.

References

  1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast` pervaya) [Tekst]: Federal`ny`j zakon ot 30 noyabrya 1994 g. № 51-FZ // Konsul`tant plyus. Versiya Prof. : Sprav.-prav. sistema.
  2. Kodeks ob administrativny`x pravonarusheniyax [Tekst]: Federal`ny`j zakon ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 31.07.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 11.08.2020) // Konsul`tant plyus. Versiya Prof. : Sprav.-prav. sistema.
  3. O predostavlenii kommunal`ny`x uslug sobstvennikam i pol`zovatelyam pomeshhenij v mnogokvartirny`x domax i zhily`x domov [Tekst]: Postanovlenie Pravitel`stva Rossijskoj Federacii ot 6 maya 2011 g. № 354 // Konsul`tant plyus. Versiya Prof. : Sprav.-prav. sistema.
  4. O funkcionirovanii roznichny`x ry`nkov e`lektricheskoj e`nergii, polnom i (ili) chastichnom ogranichenii rezhima potrebleniya e`lektricheskoj e`nergii [Tekst]: Postanovlenie Pravitel`stva Rossijskoj Federacii ot 4 maya 2012 g. № 442 // Konsul`tant plyus. Versiya Prof. : Sprav.-prav. sistema.
  5. Postanovlenie Pravitel`stva Rossijskoj Federacii ot 27 dekabrya 2004 g. № 861 // Konsul`tant plyus. Versiya Prof. : Sprav.-prav. sistema.
  6. Prikaz Ministerstva e`nergetiki Rossijskoj Federacii ot 29.11.2016 g. № 1256 “Ob utverzhdenii Metodicheskix ukazanij po raschetu urovnya nadezhnosti i kachestva postavlyaemy`x tovarov i okazy`vaemy`x uslug dlya organizacii po upravleniyu edinoj nacional`noj (obshherossijskoj) e`lektricheskoj set`yu i territorial`ny`x setevy`x organizacij”// Konsul`tant plyus. Versiya Prof. : Sprav.-prav. sistema.
  7. Oficial`ny`j sajt Associacii «Nekommercheskoe partnyorstvo Sovet ry`nka po organizacii e`ffektivnoj sistemy` optovoj i roznichnoj torgovli e`lektricheskoj e`nergiej i moshhnost`yu». [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://www.np-sr.ru/ru/market/cominfo/foreign/index.htm/.
  8. Oficial`ny`j sajt proekta «Doing Business» Vsemirnogo banka [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://russian.doingbusiness.org/ru/data/exploretopics/getting-electricity.
  9. Oficial`ny`j sajt Upravleniya po regulirovaniyu e`nergetiki Norvegii. [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://www.nve.no/reguleringsmyndigheten/.
  10. Petyukov, S.E`. Zarubezhny`j opy`t obespecheniya bezopasnosti i nadyozhnosti e`lektroe`nergeticheskix sistem na primere Velikobritanii i Germanii i celesoobraznost` ego primeneniya v Rossii [Tekst] / S.E`. Petyukov // Innovacii i investicii. – 2017. – № 2.
  11. Ajodhia V., Petrov K., Scarsi G.C., Franken B. Experience with Regulation of Network Quality in Italy, the UK, and the Netherlands // Electrical Power Quality and Utilization. – 2006. – Vol. 2, Issue 1. – P. 3-9.
  12. Electricity North West. Guaranteed standards of service table 2018-2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.enwl.co.uk/globalassets/advice-and-services/documents/gsop/guaranteed-standards-of-service-payments-explained.pdf
  13. Energy Market Authority. National report 2013 to the Agency for the Cooperation of Energy Regulators and to the European Commission. – Helsinki, 2014. – 68 p.
  14. Energy Quality of Supply Work Stream (EQS WS). CEER Benchmarking Report 6.1 on the Continuity of Electricity and Gas Supply. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ceer.eu/documents/ 104400/-/-/963153e6-2f42-78eb-22a4-06f1552dd34c
  15. Ministry of Enterprise, Energy, and communication. Electricity Act. – 2012. – 38 p.
  16. Ministry of Trade and Industry. Electricity Market Act. – Helsinki, 2005. – 30 p.
  17. Netherlands Competition Authority. Dutch Grid Code // Netherlands Government Gazette. – 2005. – Issue 9. – P.11-32.
  18. O’Donnell E. Electricity Regulation in 28 jurisdictions worldwide. – London: Law Business Research Ltd, 2012. – 221 p.
  19. Piaszeck S., Wenzel L., Wolf A. Regional Diversity in the Costs of Electricity Outages: Results for German Counties. – Hamburg: Hamburgisches WeltWirtschaftsInstitut, 2013. – 45 p.
  20. Sweden – Legal and Regulatory Framework Overview // European Energy Review 2008. – 2009. – P.344-349.
  21. Swedish Energy Markets Inspectorate. The Swedish electricity and natural gas markets 2012. – Eskilstuna: Elanders Sverige, 2013. – 65 p.
  22. Wetterstein P. Compensation for Pure Economic Loss in Finnish Tort Law. –Stockholm: Stockholm Institute for Scandianvian Law, 2009. – 16 p. 

Для цитирования: Ильин А.П. Экономические механизмы регулирования надежности электроснабжения потребителей в Российской Федерации и за рубежом // Московский экономический журнал. 2022. № 2. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2022-35/

© Ильин А.П., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 2.