Московский экономический журнал 2/2021

image_pdfimage_print

УДК 338

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10090

ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ В ПЕРИОД ОГРАНИЧЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С COVID-19 

BUSINESS CHALLENGES DURING COVID-19 RESTRICTIONS

Охотников Илья Викторович, кандидат экономических наук, доцент, Российский университет транспорта, г. Москва

Сибирко Иван Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, Российский университет транспорта, г. Москва

Яшкова Наталья Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент, Самарский государственный университет путей сообщения, Нижегородский филиал, г. Нижний Новгород

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Okhotnikov I.V., roat.miit@mail.ru

Sibirko I.V., roat.miit@mail.ru

Yashkova N.V., nv-jaschkova@yandex.ru

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Lebedeva T.E., taty-lebed@mail.ru

Аннотация. В статье описаны результаты исследования проблем и результатов, с которыми столкнулись компании в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. В статье авторами затронуты актуальные проблемы связанные и производством/сбытом, взаимоотношениями с поставщиками и клиентами, решение проблем со складскими помещениями и полный уход от них в ряде случаев, наличие или стремление к созданию филиалов и вступление в сети (производственные/торговые). Изучению подвергся и персонал компаний, установлено, что организации заинтересованы в развитии, адаптации и обучении. Именно в персонале многие видят повышение конкурентоспособности и выживаемости компании. Выводы статьи соответствуют проведенному исследованию.

Summary. The article describes the results of a study of the problems and results that companies faced during the COVID-19 coronavirus pandemic. In the article, the authors touched on topical problems related to production / sales, relationships with suppliers and customers, solving problems with warehouses and completely avoiding them in some cases, the presence or desire to create branches and join the network (production / trade). The personnel of the companies were also studied, it was found that organizations are interested in development, adaptation and training. It is in the personnel that many see an increase in the competitiveness and survival of the company. The conclusions of the article are consistent with the research conducted.

Ключевые слова: компания, Нижний Новгород, персонал, производство, торговля, пандемия, ограничения, опрос, исследование.

Keywords: company, Nizhny Novgorod, personnel, production, trade, pandemic, restrictions, survey, research.

Пандемия, объявленная ВОЗ, в связи с вирусом COVID-19, весной 2020 года, внесла существенные коррективы в работу организаций и предприятий любой из экономических сфер деятельности.

Произошедшие изменения, связанные с переводом сотрудников на удаленную работу, ведением переговоров с партнерами и поставщиками в удаленном формате, срывы поставок, проблемы в логистических потоках и это только начало длинного перечня проблем, с которыми столкнулись организации [1,2]. Важными проблемами стали – вопросы, связанные с персоналом и его обучением работать на «удаленке» [3].

Руководство организаций столкнулось с решением проблем, которых никогда не было, решению которых нигде не учили, ни в вузе, не в практике, даже самых опытных из них. В компаниях стали появляться такие «узкие» места, о которых руководство не подозревало.

Особые проблемы ждали те компании, которые работами с зарубежными партнёрами и поставщиками – границы закрыты, в странах локдаун.

Целью исследования, результаты которого нашли свое отражение в статье, является выявление проблем в управлении логистической, маркетинговой, внешнеэкономической деятельностью в условиях новых экономических взаимодействий, связанных с COVID-19.

Исследование было проведено в мае-июне 2020 года, в период смягчения ограничений, связанных с пандемией. В исследовании приняло участие 116 человек из числа руководителей нижегородских организаций и предприятий различных форм собственности и численности сотрудников.

Среди респондентов-компаний, 37,5% производят массовый продукт, 25%  – товар, реализуемый крупными партиями; 18,8% – малые партии; 12,5 – выпускают штучный продукт и 6,3% – реализуют под заказ с индивидуальным подходом к заказчику (рисунок 1).

Многие компании, а именно 62,6% испытали проблемы с реализацией продукции, в первую очередь, как сказали респонденты из-за отсутствия собственной трейд-площадки; 27,4% – имея интернет-поддержку нашли новые каналы сбыта и расширили целевую аудиторию; 10% – приостановили полностью или частично свое производство/реализацию.

87,6% организаций удовлетворены работой поставщиков в измененных условиях, это свидетельствует о том, что соотношении качества сырья ее цены – мобильны и соотносятся с ситуацией на рынке. 12,4% – сочли работу поставщиков не удовлетворительной. Основные причины недовольства представлены на рисунке 2.

Итак, как видно из рисунка 2 равное количество по 37,5% недовольны низким качеством сырья и отсутствием деловой этики (нарушения договора, хамство и грубость); 12,5% отмечают высокие цены (резкое и неоправданное повышение).

Важно было уточнить был ли изменен ассортимент продукции в период локдауна. Полученные результаты показали, что до стабильности компаниям очень далеко в сложившихся обстоятельствах (рисунок 3).

43,8% организаций обновляют ассортимент один раз в 3 недели; 12,5% один раз в 2 недели; 12,5% один раз в месяц; 12,5% один раз в неделю.

И лишь несколько организаций отметили один раз в год (12,5%) и один раз в квартал (6%) именно этот показатель говорит о стабильности производства.

Изменение ассортиментной политики не могло не сказаться на изменении складских помещений (квадратура складов на время проведения исследования представлена на рисунке 4).

И в анализе результатов хотелось бы отметить, отсутствие склада у 6,3% компаний, это говорит о том, что складов нет и торговые компании работают по договору дропшипинга.

Те же кто используют складские помещения сталкиваются с определенными проблемами при выполнении складских операций (рисунок 5).

Основные проблемы как видно из рисунка – длительное размещение товара, простои транспорта и длительные разгрузки.

Организации, принявшие участие в исследовании, в большинстве (56,3%) не входят в торговые сети, планируют это сделать для стабилизации работы на рынке (25%) (рисунок 6).

Также, организации и компании, принявшие участие в исследовании, имеют собственную торговую, производственную сеть, другая половина участников не имеют своей сети (рисунок 7).

Далее на рисунке 8 представлено количество компаний в сети у 50% организаций, представленных выше на рисунке 7.

У всех организаций присутвует транспортная логистика и свой автопарк.

Оценивая масштаб компаний авторы уточнили количество менеджеров на предприятии по работе с клиентами (рисунок 9).

Как видно из рисунка 9 – основное количество компаний имеют от 30-50 менеджеров. Показатели качества работы с клиентами отражены на рисунке 10.

Таким образом, используя корпоративные стандарты работы с клиентами, компании поддерживают высокий уровень качества работы с клиентами, обеспечивают успешность своих позиций на рынке.

Оценивая имеющийся кадровый потенциал, руководители отмечают средний и удовлетворительный уровень персонала (рисунок 11), при этом 75% компаний готовы вложить средства в повышение квалификации своих сотрудников (рисунок 12) среди эффективных форм повышения квалификации руководители компаний назвали тренинги, семинары и практические мастер-классы.

Полученные результаты говорят о грамотном применении руководством новых технологий и программ развития персонала.

В завершении исследования вопрос касался перспектив роста объемов производства/реализации на предприятиях/организациях и были получены результаты, представленные на рисунке 13.

Как видно, и это понятно, у 18,8% – рост снизится, а большинство компаний не готовы к росту (62,5%).

Таким образом, компании по-разному адаптировались к работе в условиях пандемии, при этом, что очень важно, руководители считают человеческие ресурсы компании главным элементом и готовы вкладывать средства в обучение и развитие персонала. 

Литература

  1. Егоров Е.Е., Павлов С.А. Управление инновациями в кадровом менеджменте компании В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 224-226.
  2. Лебедева Т.Е., Прохорова М.П. Адаптация персонала торговой организации//Наука Красноярья. 2019. Т. 8. № 4-4. С. 58-63.
  3. Смирнова Ж.В.Кочнова К.А.Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий //Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. № 1 (26). С. 5.

Referents

  1. Egorov E.E., Pavlov S.A. Upravlenie innovaciyami v kadrovom menedzhmente kompanii V sbornike: Social’nye i tekhnicheskie servisy: problemy i puti razvitiya. sbornik statej po materialam IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni Koz’my Minina. 2018. S. 224-226.
  2. Lebedeva T.E., Prohorova M.P. Adaptaciya personala torgovoj organizacii//Nauka Krasnoyar’ya. 2019. T. 8. № 4-4. S. 58-63.
  3. Smirnova ZH.V., Kochnova K.A. Obuchenie sotrudnikov servisnyh predpriyatij s ispol’zovaniem informacionnyh tekhnologij //Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T.7. № 1 (26). S. 5.