Московский экономический журнал 2/2020

image_pdfimage_print

УДК 338

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10102

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА НА ОТДЫХ В АНАПЕ

FACTORS CREATING DEMAND FOR REST IN ANAPA

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Шамина Екатерина Максимовна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Биндюкова Александра Павловна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Shamina E.M., Ekaterina.shamina@mail.ru

Bimdukova A.P., alexa.bind@yandex.ru

Аннотация. В статье описаны результаты исследования факторов формирования спроса на туристские продукты и выбор места отдыха в городе Анапа. Авторами выделены ключевые критерии выбора, которые оказывают влияние на выбор места отдыха летом: количество отдыхающих, наличие детей и их количества, тип питания, средства размещения, основные объекты показа, тип отдыха и т.д. авторами сделаны выводы о возможностях и перспективах отдыха в городе Анапа, как семейной здравницы и места рекреационного отдыха различными целевыми группами.

Summary. The article describes the results of a study of factors in the formation of demand for tourist products and the choice of a vacation spot in the city of Anapa. The authors highlighted the key selection criteria that affect the choice of a vacation spot in the summer: the number of vacationers, the presence of children and their number, type of food, accommodation facilities, main display facilities, type of vacation, etc. Authors made conclusions about the possibilities and prospects of recreation in the city of Anapa, as a family health resort and a place of recreational recreation by various target groups.

Ключевые слова: отдых, Анапа, факторы формирования спроса, опрос, исследование.

Keywords: rest, Anapa, factors of demand formation, survey, research.

1. Введение. Основными тенденциями туризма на современном этапе является развитие внутреннего туризма [3]. Все большее количество россиян предпочитают отдыхать в России, не смотря на возобновление туристского направления, связанного с Турцией. В 2019 году на южных курортах России отдохнуло свыше 1500000 человек. Лидером среди рекреационных территорий является Краснодарский край. Одним из популярных городов для летнего отдыха в Краснодарском крае является Анапа. Анапа лидирует среди курортов Краснодарского края в сегменте семейного отдыха [2,4].

Анапа в курортном понимании — это не только сам город Анапа, но и его пригороды — Джемете, Витязево, Сукко, Благовещенская.

У отдыхающих в Анапе достаточно обширный выбор средств размещения: 23 санатория, 32 пансионата, 65 домов и баз отдыха и 400 частных гостиниц [1].

2. Материалы и методы исследования. В течение 2019 года авторами было проведено исследование среди жителей Нижнего Новгорода, планирующих летний отдых 2020 провести в Анапе с целью выявления спроса на данные виды туристских продуктов. В исследовании приняли участие 150 респондентов, исследование проводилось средствами google forms.

3. Результаты исследования. По данным анкетирования, респонденты по возрасту, распределились следующим образом: наиболее широко представлена возрастная группа от 18 до 24 лет – 46,2%, на втором месте группа от 25 до 40 лет – 36,5%, далее группа от 40 и выше – 13,5% и группа до 18 лет – 3,8%. (Рисунок 1)

У большинства опрошенных семейное положение женат/замужем – 41,2%, далее есть парень/девушка – 29,4%, один/одна – 27,5%. (Рисунок 2) На вопрос: «Ваш размер семьи?» большинство опрошенных ответило 3 чел. – 52,3%, 4 чел – 25%, 2 чел – 18,2%, 5 и более – 4,5%. (Рисунок 3).

Большинство участников опроса предпочитают рекреационный туризм – 51,9%, экскурсионный – 40,7% и лечебный туризм– 7,4%. Для кого-то главной целью отдыха является поплескаться в теплом, соленом море, позагорать на песке, для других знакомство с достопримечательностями, обычаями, традициями, религией страны. А кто-то и вовсе едет подлечить свое здоровье. (Рисунок 4).

В своем путешествие большинство опрошенных выбирают гостиницы – 51,9%, так как это наиболее распространенный вид проживания. Реже выбирают хостелы – 1,9%, так как считают, что в гостинице проживать наиболее комфортнее, чем в хостелах, хотя бывают хорошие хостелы, по очень хорошей цене. Остальные выбирают гостевые дома – 44,4%. В отличие от гостиницы, гостевой дом обладает набором параметров, которые делают условия проживания в нём приближёнными к домашним (Рисунок 5).

По данным опроса при бронировании номеров участники учитывают следующее: наличие кондиционера – 68,5%, Wi-Fi – 53,7%, вид из номера – 44,4%, интерьер – 42,6%, парковка – 1,9%. (Рисунок 6).

Большинство опрошенных выбрали вид питания Half Board( завтрак и ужин) – 42,6%, это связано с тем что днем на отдыхе люди не сидят в отелях, а посещают различные места, питание All inclusive(шведский стол) выбрали – 38,9% людей, и питание Bed and Breakfast выбрали – 18,5%, этот тип питания выбирают те люди которые находятся в отеле только утром, а остальное время они проводят вне отеля.(Рисунок 7).

По данным опроса 90,7 % опрошенных людей хотели бы посетить город Анапа, так как это курорт с развитой инфраструктурой, богатой природой, окруженный россыпью уникальных памятников истории и культуры, и только 9,3 % опрошенных предпочли бы другой город. (Рисунок 8).

Большинство опрошенных больше всего хотят посетить в Анапе Ласточкины Гнёзда – 75,9%, Анапский дельфинарий Nemo и Крокодиловая ферма – 57,4%, Аквапарк “Тики-Так – 53,7% и Анапский археологический музей “Горгиппия” – 42,6%.

По данным опроса люди на отдыхе хотят насладиться красивыми видами, природой – 79,6%, провести время с семьей и друзьями – 66,7%, новые знания, посетить различные места – 46,3%.

4. Обсуждение. На основании проведенного исследования были определены основные факторы, оказывающие влияние на спрос на курортное направление Анапа.

1.      Семейный отдых

2.      Рекреационный туристский продукт

3.      Размещение в гостинице с питанием типа HB

4.      Обязательное наличие кондиционера и Wi-Fi

5. Заключение. Таким образом, отдых в Анапе больше подойдет туристам с детьми, так как Анапа признан лучшим местом для семейного отдыха, поскольку здесь есть все возможности для этого. Помимо семей с детьми в Анапе будет также замечательно отдыхать молодым и активным туристам, а также пожилым людям. Потенциал этого курорта очень велик.

Многокилометровые песчаные пляжи, вот, что действительно привлекает сюда семей с детьми. Черноморское побережье Краснодарского края в большинстве своем это галька, где-то крупная и острая. Часто необходима специальная обувь для купания. В Анапе же наоборот, пляжи очень широкие с хорошим желтым песком и пологим заходом в воду. Взрослым зачастую нет смысла переживать за своих чад играющих на берегу. К тому же, здесь еще достаточно мелкое море.

Анапа – курорт здравница. В этом месте очень чистый целебный воздух, к тому же здесь практикуется лечение специальными грязями. Не случайно сюда приезжают на лечение люди с болезнями сердечно-сосудистой системы, кожными заболеваниями, гинекологическими, урологическими заболеваниями, заболеваниями органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата, что подойдет для пожилых туристов.

Литература

  1. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Варивода В.С. Создание ресурсной базы расширения сектора гостиничных услуг в регионе//Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 2.
  2. Задорожняя А.Н. Отдых – это святое… дело. Современное состояние санаторно-курортного и туристского комплекса Анапы: ресурсы, проблемы, перспективы развития//Российское предпринимательство. 2007. № 3. С. 130-133.
  3. Матющенко Н.С. Функционирование индустрии отдыха и развлечений в Анапе и Геленджике в период зарождения приморских курортов//Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 3 (23). С. 67-72.
  4. Нестерова Е.А. Формирование эффективной стратегии развития курортного предприятия (на примере базы отдыха “Анапа” ФГБОУ ВО “РЭУ им. Г.В. Плеханова”//Российские регионы: взгляд в будущее. 2019. Т. 6. № 2. С. 104-111.

Referents

1.   Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Varivoda V.S. Sozdanie resursnoj bazy rasshireniya sektora gostinichnyh uslug v regione//Vestnik Mininskogo universiteta. 2014. № 4 (8). p. 2.

2.   Zadorozhnyaya A.N. Otdyh – eto svyatoe… delo. Sovremennoe sostoyanie sanatorno-kurortnogo i turistskogo kompleksa Anapy: resursy, problemy, perspektivy razvitiya//Rossijskoe predprinimatel’stvo. 2007. № 3. pp. 130-133.

3.   Matyushchenko N.S. Funkcionirovanie industrii otdyha i razvlechenij v Anape I Gelendzhike v period zarozhdeniya primorskih kurortov//Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Seriya: Ekonomika. 2012. № 3 (23). pp. 67-72.

4.   Nesterova E.A. Formirovanie effektivnoj strategii razvitiya kurortnogo predpriyatiya (na primere bazy otdyha “Anapa” FGBOU VO “REU im. G.V. Plekhanova”//Rossijskie regiony: vzglyad v budushchee. 2019. T. 6. № 2. pp. 104-111.