Московский экономический журнал 2/2020

image_pdfimage_print

УДК 332.145

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10092

Оценка эффективности проекта эксплуатации вертолета Marenco SKYe SH 900 в Республике Татарстан

Effectiveness evaluating of the Marenco SKYe SH 900 helicopter operation project in the Republic of Tatarstan

Зуева Татьяна Игоревна, кандидат экономических наук, доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва

Минневалиева Алсу Адиловна, референт, Авиакомпания ООО «Авиасервис», г. Казань

Zueva Т.I., t-zueva@list.ru

Minnevalieva A.А., shadalieva@mail.ru

Аннотация. Исследование возможности и условий эксплуатации вертолета Marenco SKYe SH 900 в Республике Татарстан будет способствовать улучшению ситуации на авиационном рынке региона в сфере бизнес-перевозок, улучшению качества и безопасности полетов. Проведен сравнительный анализ технико-экономических характеристик вертолетов, используемых в регионе в качестве бизнес-авиации, показано, что спрос на бизнес-перевозки зависит, в том числе, от качества предоставляемых услуг и эргономических характеристик вертолета. Рассмотрен проект эксплуатации в Республике Татарстан нового для России вертолета специализированной авиакомпанией  и обоснована его экономическая и социальная эффективность при заданных условиях.

Summary. The study of the possibility and operating conditions of the Marenco SKYe SH 900 helicopter in the Republic of Tatarstan will help to improve the situation in the aviation market of the region in the field of business transportation, improve the quality and safety of flights. Comparative analysis of technical and economic characteristics of helicopters used in the region as business aviation, it is shown that the demand for business transportation depends, including the quality of services and ergonomic characteristics of the helicopter. The project of operation of a new helicopter for Russia by a specialized airline in the Republic of Tatarstan is considered and its economic and social efficiency is justified under the given conditions.

Ключевые слова: регион, авиационный рынок, услуги, бизнес-авиация, конкурентные преимущества, управление проектами, эффективность.

Key words: region, aviation market, services, business aviation, competitive advantages, project management, efficiency.

Авиации принадлежит значительная роль в решении задач, отвечающих государственным интересам Российской Федерации (РФ) и регионам, в частности, Республики Татарстан (РТ).  Именно авиационная деятельность во многом способствует росту промышленно-экономического потенциала страны, развитию научной, культурной и социальной сфер. Важной частью авиатранспортного рынка является вертолетный сегмент, вертолеты в РТ используются, в том числе, и для осуществления бизнес перевозок. Однако развитие гражданского вертолетостроения в РФ характеризуется отсутствием в линейке легких вертолетов, ориентированных на пассажирские, в том числе, VIP и бизнес перевозки, поэтому в составе парка эксплуатируются легкие вертолеты иностранных производителей.

Спрос на услуги бизнес авиации в настоящее время объясняется рядом факторов [1]:

  • нежеланием бизнесменов находиться в зависимости от расписания регулярных линий – вследствие графика работы, др.
  • желанием сократить время, затрачиваемое на перелет;
  • желанием передвигаться по воздуху с наибольшей безопасностью – воздушные судна (ВС) деловой авиации, как правило, пилотируются только высококлассными пилотами, большая часть из которых, после завершения соответствующего курса обучения, приходит из регулярных авиакомпаний; кроме того, частные ВС проходят более тщательное и качественное техническое обслуживание и не совершают рейсы при наличии даже незначительных отказов, а террористическая угроза при использовании частных ВС сведена к минимуму;
  • желанием передвигаться по воздуху с наибольшим комфортом;
  • развитием процессов интеграции и глобализации бизнеса.

Удовлетворение спроса на бизнес перевозки напрямую зависит от качественного состава парка, соответствия эксплуатационных характеристик ВС современным требованиям бизнеса. Таким образом, анализ технико-экономических характеристик эксплуатируемой техники в сравнении с перспективными характеристиками, характерными для новейших ВС в данной весовой категории, является актуальной задачей исследования, а оценка эффективности проекта эксплуатации перспективного ВС будет способствовать принятию обоснованных управленческих решений при обновлении вертолетного парка, необходимом для активизации бизнеса и промышленных связей в РТ.    

Промышленный профиль РТ [2] определяют нефтегазохимический комплекс (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты, самолеты и авиадвигатели, компрессоры и нефтегазоперекачивающее оборудование, речные и морские суда, гамму коммерческих и легковых автомобилей), а также развитое электро- и радиоприборостроение. РТ добывает около 30 млн. тонн неочищенной нефти в год, что составляет 6,7% от всей российской добычи, производит 40% всего российского полиэтилена и 33% всех автомобильных шин. Доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте  Татарстана составляет около 25%. В РТ активно развивается сеть технопарков, успешно функционируют ЗАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея», индустриальная площадка КИП «Мастер», IT-парк, технополис «Химград». Значимую роль в развитии РТ играют внешние инвестиции. Многие инфраструктурные объекты: транспортные развязки, дороги и спортивные объекты строились с участием внешних инвесторов. Среди последних известных проектов иностранных инвесторов можно выделить строительство в Казани океанариума, открытие прямого сообщения между Казанью и эмиратом Дубай, завод «Хаэр» в Набержных Челнах. Положительная тенденция экономического развития в РТ создает благоприятные условия для развития деятельности предприятий республики, расширения деловых связей, оказывает влияние на увеличение спроса в сфере деловых вертолетных авиаперевозок, проведения авиационных работ, вертолетных экскурсий.

В РТ в настоящее время эксплуатируются вертолеты Ми-8, Ми-2, R-44, Bell-407, 429, Ансат. Большинство конструкций вертолетов на сегодняшний день устарели и не в полной мере соответствуют запросам рынка.  В сфере бизнес-перевозок используются вертолеты Bell-407 и R-44. С целью решения задачи пополнения парка вертолетами с перспективными характеристиками, для улучшения ситуации на рынке услуг, повышения качества и безопасности полетов, с использованием метода сравнения, рассмотрим технико-экономические характеристики имеющихся в Республике вертолетов, эксплуатирующихся в настоящее время в сфере бизнес-перевозок и нового на данном рынке вертолета Marenco SKYe SH 900 (табл. 1,2),  имеющего перспективный уровень технических характеристик [3,4], который может быть востребован в РТ.

Сравнительный анализ показывает, что SH 900 является перспективным вертолетом в своем классе и имеет преимущество относительно конкурентов по большинству технико-эксплуатационных параметров. Однако, в условиях сопоставимости анализируемых вариантов техники по объему выполняемых работ, аналоги демонстрирует преимущество перед SH 900 по экономическим показателям.

Учитывая высокие технические показатели вертолета SH 900 и хорошую эргономику, данный вертолет имеет перспективы эксплуатации в РТ, при этом, приобретение вертолета возможно заказчиком – предпринимателем или организацией (что в настоящее время часто наблюдается в регионе) и эксплуатация вертолета авиакомпанией – перевозчиком на основании договора летно-технической эксплуатации.

Рассмотрим проект эксплуатации SH 900 в РТ. Проект направлен на улучшение уровня обслуживания авиакомпанией бизнес – перевозок в РТ. Целями данного Проекта являются: расширение  и обновление парка вертолетов авиакомпании, повышение безопасности и рентабельности бизнес – авиаперевозок в РТ, улучшение качества услуг бизнес-авиации в РТ. Показатели коммерческой и экономической эффективности проекта рассчитаем с учетом метода дисконтирования.

Приобретение дополнительного вертолета позволит:

  • привлечь дополнительных VIP-клиентов за счет высокого комфортного, современного вертолетного дизайна и эргономики, низкой шумовой сигнатуры, возможности выполнять рейс в любых погодных условиях и в различное время суток, высокой крейсерской скорости вертолета;
  •  расширить и увеличить географию полетов авиакомпании;
  • способствовать успешной реализации крупных социально-направленных проектов в РТ;
  • улучшить имидж и финансовую составляющую компании;
  • повысить уровень безопасности полетов за счет инновационных внешних и внутренних технических характеристик вертолета, современной системы безопасности, высоких пилотажных характеристик, закрытого рулевого винта.

В рамках данного проекта планируется осуществить замену выбывающих из эксплуатации вертолетов (R-44)  путем дополнительного приобретения вертолета  SH900 и создания необходимой инфраструктуры для его эксплуатации. Предполагается осуществление авиационных пассажирских перевозок бизнес – класса. Плательщиком при реализации проекта планируется считать учредителя авиакомпании бизнес-авиации.

В рамках данного проекта на сегодняшний день авиакомпании бизнес-авиации РТ не имеют обученных пилотов. Обучение можно пройти только в г. Моллис, готовых пилотов на данное ВС в РФ нет, так как нет опыта эксплуатации в России. Планируется обучить 3 пилотов и инженера по ведению технической документации в городе Моллис, Швейцария (первоначальное обучение, также курсы повышения квалификации, тренировки).

Основные статьи затрат, связанные с подготовкой 3-х пилотов и инженера:

  • обучение (первоначальное обучение, тренинги и др.) одного пилота, с учетом командировочных расходов и суточных;
  • обучение инженера по технической документации (первоначальное обучение, тренинги и др.), с учетом командировочных расходов и суточных;
  • зарплата пилота;
  • зарплата инженера по ведению технической документации;
  • обмундирование пилотов;
  • предполетный медицинский осмотр;
  • страхование пилотов.

В РТ функционируют базы по техническому обслуживанию (ТО). Планируется получение  дополнительного сертификата и допусков на инженеров на проведение ТО вертолета SH 900.

Доходы и расходы по проекту эксплуатации вертолета SH 900 рассматривались при разных сценариях развития ситуации: оптимистическом, реалистическом и пессимистическом, с 2018 года по 2022 гг.  Полеты планировались с 1 июля 2018 года. Информация представлена с учетом расходов на 3 пилотов и 1 инженера по введению технической документации. Амортизация ВС рассчитывалась на 15 лет с учетом весовой категории вертолета. Фрагмент бюджета Доходов и Расходов с 2018 г. (без НДС) представлен в табл. 3, расчетные показатели эффективности проекта – в табл. 4.

По результатам расчета проектных показателей заметна положительная динамика роста чистой прибыли. Если в 2019 году чистая прибыль (при оптимистическом ходе развитии) составляет 7 136 951 руб., то в 2022 году результат равен 7 451 420 руб.

Не рассматривалось движение денежных средств по инвестиционной и финансовой деятельности, так как представлена ситуация, когда плательщиком является учредитель авиакомпании и нет необходимости привлекать дополнительно финансовые средства. Проект с государственным участием, направлен на поддержку и развитие регионального бизнеса и социально направленных проектов в регионе,  рассчитан при условии применения ставки дисконтирования – 5%.

Расчетные показатели эффективности проекта показывают, что проект эксплуатации вертолета SH 900 является экономически эффективным при заданных условиях. Ожидаемые социальные результаты реализации проекта эксплуатации  вертолета SH 900 в РТ представлены в таблице 5.

В целом, проявление социальных результатов ожидается как в отношении работников авиакомпании, так и в отношении потребителей услуг, также социальные результаты будут проявляться в увеличении количества и улучшении качества оказания услуг пассажирам, увеличении охвата пассажиров услугами, увеличении поступления налоговых платежей в государственный бюджет.

Полученные в результате проведенного исследования результаты будут способствовать решению задач развития регионов России и направлены на улучшение транспортной доступности в РТ (в сфере бизнес – перевозок).

Литература

  1. Рынок деловой авиации: мировой опыт и российская действительность. [Электронный ресурс]. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/rynok-delovoy-aviatsii-mirovoy-opyt-i-rossiyskaya-deystvitelnost (дата обращения: 12.02.2017).
  2. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Дорожно-транспортный комплекс, Авиапредприятия РТ, Планы, программы, проекты [Электронный ресурс]. URL:http://mindortrans.tatarstan.ru (дата обращения: 16.02.2017).
  3. BizAvNews Marenco подняла в воздух второй SKYe SH09 [Электронный ресурс]. URL:http://www.bizav.ru/230/16293(дата обращения: 10.02.2017).
  4. Зуева Т.И. Оценка конкурентоспособности и позиционирование Marenco SKYe SH900 в группе однодвигательных вертолетов. Т.И. Зуева, А.Д. Долин // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. Рубрика: Инновации. Инвестиции. – Кисловодск: 2015 | (73) УЭкС, 1/2015 [Электронный ресурс]. URL:http://www.uecs.ru (дата обращения: 16.02.2017).
  5. Старик Д.Э. Оценка эффективности инвестиционных проектов [Текст] / Д.Э. Старик. – М.: Доброе слово, 2008. – 136с.
  6. Минько Э. Качество и конкурентоспособность [Текст]  / Э. Минько, М. Кричевский. – СПб.: Питер, 2004. – 268с.
  7. Лужанский Б.Е. Принятие управленческих решений [Текст]  / Б.Е. Лужанский, Г.В. Мельникова. – М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2010. – 96с.
  8. Клочков В.В. Прогнозирование экономической эффективности создания новых видов скоростного пассажирского транспорта [Текст]  / В.В. Клочков, М.В. Нижник, А.Л. Русанова  //Проблемы прогнозирования, 2009. №3, с.58-76.