http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 2/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 2/2020

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10075

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
ПРАКТИКА КАК ФОРМА СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ

INDUSTRIAL PRACTICE AS A FORM OF SUPPORT FOR THE STUDENTS IN THE PROCESS
OF PROFESSIONAL FORMATION IN THE CONDITIONS OF INTERACTION
UNIVERSITY-ENTERPRISE

Семенко Ирина Егоровна
к.п.н., доцент кафедры «Экономика транспорта», Уральский государственный
университет путей сообщения»

Semenko I.E.

Аннотация.
 
Актуальность исследования обусловлена внутренними реформами
российской системы образования в соответствии с изменениями ситуации на рынке
труда, поскольку обучение в ВУЗе для большинства студентов должно привести к
трудоустройству по специальности. Целью статьи является выявление перспективных
направлений развития российских ВУЗов для повышения качества образования и
трудоустройства выпускников с помощью сотрудничества ВУЗов с работодателями.

Summary. The
relevance of the research topic is due to internal reforms of the Russian
education system in accordance with changes in the situation on the labor
market, since studying at a University for most students should lead to
employment in the specialty. The purpose of the article is to identify
promising areas of development of Russian Universities to improve the quality
of education and employment of graduates through cooperation between
Universities and employers.

Ключевые
слова:
Высшее образование, обучение,
трудоустройство, повышение качества образование.

Keywords:  Higher education, training, employment,
improving the quality of education

В
настоящее время модернизация процесса обучения особенно актуальна в связи с
быстро меняющимися внешними условиями, расширением инновационных процессов,
ориентацией на глобализацию и внутренней масштабной перестройкой российской системы
образования. Очень немногие технологии и идеи, производимые в университетах,
коммерциализируются и превращаются в успешный бизнес. Современная экономика
предъявляет все более высокие требования к уровню и содержанию высшего
образования, которое должно соответствовать информационно-технологическому
способу производства и быть очень чувствительным к требованиям рынка труда,
ориентируясь на изменения текущей и ближайшей ситуации. При этом сотрудники,
помимо профессиональных компетенций, обязаны демонстрировать гибкость,
возможность переучиваться и быстро осваивать новые технологии.

Образовательная
программа предназначена для реализации национальных целей и предполагает, что выпускники
будут способны обрабатывать, рассуждать и концептуализировать информацию в
конкретных и абстрактных областях при решении производственных проблем.
Согласно исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), потенциальные работники должны быть профессионально отобраны согласно
большому списку требований к личности: адаптивность, разрешение конфликтов,
креативность, навыки критического мышления, любознательность, коммуникативные
навыки / навыки сотрудничества, равенство / справедливость, глобальное
мышление, ориентация на цели и многие др. [1].

Различные
исследования показывают, что повышение качества профессиональной подготовки
старшекурсников является жизнеспособной стратегией сокращения разрыва между
выпускным годом и занятостью. Несмотря на проводимые реформы, российская
система высшего образования до сих пор не отвечает требованиям рынка труда – ни
по качеству образования, ни по достаточному количеству востребованных
специалистов. По данным исследования ПРООН, Россия находится лишь на 33-м месте
в рейтинге стран мира по уровню качества образования [2]. По данным британской
компании Quacquarelli Symonds, ежегодно составляющей рейтинг лучших учебных
заведений по трудоустройству выпускников, только 13 российских вузов входят в ТОП-500
лучших вузов по трудоустройству, лидирующие позиции в которых занимают МГУ (101
место), СПбГУ (181 место) и МГИМО (191 место) [3].

Но в то же
время рынок труда инертно воспринимает некоторые инновации в современном
образовании, например, бакалавриат и магистратуру, дистанционные
образовательные программы. Более того, потенциальные студенты вузов
предпочитают посещать продвинутые онлайн-курсы, дающие более глубокие и
практически адаптированные специализированные знания, что говорит о
необходимости модернизации образовательного процесса. Исходя из вышесказанного,
налаживание конструктивного диалога между вузами и работодателями становится
все более затруднительным и является важной составляющей обновления
образовательного процесса, что необходимо для возрождения российской системы
высшего образования.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, опубликованным на сайте Федеральной службы государственной статистики, а также по данным Росстата, в 2018 г. наблюдается постоянное снижение общего числа высших учебных заведений и научных организаций, предлагающих образование по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры и, соответственно, количества студентов, обучающихся по этим программам (таблица 1). Общее количество высших учебных заведений и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, в 2018 г. сократилось на 17,3 % (или 155 единиц) по сравнению с 2016 г., также уменьшилась численность студентов на 12,7 % (или 604 800 чел.) [4].

Исходя из
данных, полученных в таблице, можно сделать вывод, что в России с каждым годом
наблюдается тенденция к сокращению количества ВУЗов, предлагающих различные
формы обучения, что является причиной более поздних низких рейтингов
образования в стране и заставляет искать новые инновационные методы.

Первой
тенденцией к решению данной проблемы в современных реалиях является расширение
деятельности высших учебных заведений с целью повышения эффективности
российской образовательной системы и качества образования.

Второй
тенденцией, непосредственно связанной с организацией и формой образовательного
процесса, можно считать постепенное расширение внедрения дистанционного
образования, что делает его более доступным: количество студентов, обучающихся,
основанные на использовании компьютеров и телекоммуникационных сетей,
увеличилось до 10,8% в 2018 г. [4].

Третья тенденция демонстрирует изменение отношения к образованию российских студентов, произошедшее в последние годы (таблица 2). Несмотря на то, что в 2018 г. доля студентов, удовлетворенных выбранной профессией, увеличилась, тем не менее, финансовая сторона профессии также оставалась важной, и ее значимость среди юношей возросла в 2018 г. по сравнению с юношами 2010 г. [5]. Согласно систематическим опросам, проводимым ВЦИОМ, все большее число россиян сегодня считают, что отношение студентов к образованию улучшается: с 19% в 2013 г. до 37% в 2017 г. (и 47% среди семей со студентами). В то же время доля тех, кто придерживается противоположного мнения, колеблется в узком диапазоне 26-29% (28% в 2017 г.) [6].

Такие
образовательные тенденции как качество, доступность и заинтересованность в
обучении, по логике вещей, должны оказывать положительное влияние на
последующее трудоустройство выпускников высших учебных заведений. Однако есть и
обратная тенденция. По данным социологических опросов, проведенных ВЦИОМ, почти
половина опрошенных (47%) считают, что ситуация с трудоустройством выпускников
по специальности ухудшается (при этом 13% заявили об улучшении), а еще 40%
считают, что новым студентам становится все труднее найти высокооплачиваемую
работу (11% придерживаются сегодня противоположного мнения, по сравнению с 18%
в 2015 г.) [6].

Сложившуюся
ситуацию можно рассмотреть с точки зрения работодателя, а последующее трудоустройство
как важнейший стимул для получения высшего образования. Также ВЦИОМ проведены социологические
опросы, проведенных методом телефонных переговоров с работодателями на основе
стратифицированного двухфазного случайного отбора стационарных и мобильных
телефонов 1800 респондентов. По результатам опроса, при оценке профессиональных
знаний студентов разных уровней образования работодатели в среднем ставят
выпускникам высших учебных заведений более высокие оценки, чем выпускникам
техникумов. В тоже время, по мнению российских работодателей, дипломные оценки
оказываются второстепенными, а опыт работы, в том числе стажировки и практики,
является более значимым фактором для принятия решения о приеме специалиста на
работу.

Таким
образом, получается замкнутый круг, в котором работодатель хочет иметь
работника с реальным опытом, а студенту негде его получить. Зачастую, поиск
места прохождения практики – важная часть учебного процесса, которая позволяет
выпускнику трудоустроится по специальности. Компаниям требуется специалист,
максимально подготовленный к работе, а также способный быстро сориентироваться
в новой области обучения. Исходя из проведенного анализа, можно разработать
основные направления взаимодействия университетов и предприятий для дальнейшего
трудоустройства выпускников:

1. Принудительный
метод: используемый метод предполагает общий возврат к назначению выпускников
на предприятие. Например, недавно в Государственную Думу был внесен
законопроект, предполагающий, что студенты, обучающиеся за счет бюджета, должны
работать в государственных учреждениях или организациях после окончания учебы в
течение того же периода, что и их образования [7]. Выбор этого метода
обусловлен необходимостью полной занятости в государстве. Однако с человеческой
точки зрения это просто негуманно, т. к. не каждый хочет работать по
специальности, по которой учился.

2.
Качественный метод: в связи с тем, что уровень занятости по специальности в
России очень низок, одним из путей решения этой проблемы является
сотрудничество компаний с подготовленными выпускниками вузов. Согласно
статистике Росстата, менее трети опрошенных работодателей учитывают
абитуриентов и выпускников вузов. Однако взаимодействие иностранных компаний с
выпускниками становится все более популярным. Доля специалистов, востребованных
иностранными работодателями, значительно превышает долю работодателей в России.
В связи с бурным развитием этого факта, необходимо искать пути решения данной
проблемы, необходимо развивать тесные отношения между выпускниками и
работодателями.

ВУЗы
должны дать работодателям полную информацию об образовательной программе, количестве
студентов, том числе, целевиках, и качестве образовательного процесса. При этом
работодатели должны быть причастны к участию в пересмотре и последующей
разработке учебных планов и программ, а также к преподаванию, организации  и предоставлению студентам места для
прохождения всех видов практик. Более того, усилия ВУЗов должны быть направлены
на организацию непрерывной совместной деятельности по повышению качества
проведения всех видов практик студентов. Благодаря консультационному участию
университеты могут активно участвовать в создании общих норм для работодателей
в отношении ценности квалификаций, получаемых в рамках международного
образования.

Качество
подготовки выпускника и результаты его профессиональной деятельности не только
оцениваются текущим работодателем, но и наблюдаются другими участниками в
данной сфере деятельности. Если работодатели в организационной сфере
изолированы друг от друга, то вряд ли они смогут узнать, как работают студенты
в других компаниях. Когда работодатели имеют тесные связи через социальные и
профессиональные сети, у них появляется больше возможностей для обмена такого
рода информацией. ВУЗы должны быть вовлечены в этот процесс и играть
определяющую роль. Например, некоторые исследователи и организации в сфере
высшего образования должны изучать успешные случаи трудоустройства своих
выпускников и распространять отчеты среди целевых групп работодателей.

Эти
направления дают несколько вариантов того, как можно развивать взаимодействие
между ВУЗами и работодателями для повышения качества подготовки молодых
специалистов.

Кажется,
что эти предложения можно легко осуществить. Однако в крупномасштабном плане
реализации есть большие проблемы. Во-первых, поскольку ВУЗы и работодатели
имеют разные интересы и стимулы, процесс налаживания диалога и партнерства вряд
ли будет легким. Во-вторых, ВУЗам для осуществления предлагаемых действий
потребуются инвестиции с их стороны, что зачастую выходит за рамки  финансовых возможностей. В значительной
степени конечные результаты зависят от того, как руководители университетов
признают важную роль убеждений работодателей в отношении результатов образования
и их понимания механизмов, лежащих в основе профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Исследование деловых навыков
выпускников / Организация экономического развития [Электронный ресурс] URL: http://oecdru.org/publics.html
(дата обращения: 04.02.2019).

2. Рейтинг стран мира по индексу
уровня образования / Программа развития Организации Объединенных Наций
[Электронный ресурс] URL: https://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info
(дата обращения: 04.02.2019).

3. Рейтинг лучших учебных
заведений по трудоустройству выпускников / Quacquarelli Symonds (QS)
[Электронный ресурс] URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/employability-rankings/2020
(дата обращения: 04.02.2019).

4. Уровень образования Российской
Федерации в 2019 г. / Федеральная служба государственной статистики
[Электронный ресурс] URL: https://rosinfostat.ru/uroven-obrazovaniya/ (дата
обращения: 04.02.2019).

5. Сумакова М. А. Исследование
удовлетворенности студентов выбранной профессией // Научное сообщество
студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ.
науч.-практ. конф. № 18(29). [Электронный ресурс] URL: https://sibac.info/archive/meghdis/18(29).pdf
(дата обращения: 04.02.2020).

6. Исследования выявления
отношения студентов к образовательному процессу / Всероссийский центр изучения
общественного мнения [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=515
(дата обращения: 04.02.2020).

7. Внесение проекта закона об
обязательном рапсределении после ВУЗа / Электронный журнал РБК [Электронный
ресурс] URL:https://www.rbc.ru/politics/16/04/2018/5ad47d999a7947f9495fa03a
(дата обращения: 04.02.2020).

LIST OF REFERENCES

1.
Research of business skills of graduates / Organization of economic development
[Electronic resource] URL: http://oecdru.org/publics.html (accessed:
04.02.2019).

2.
Rating of countries in the world according to the education level index /
United Nations development Program [Electronic resource] URL:
https://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (date of
processing: 04.02.2019).

3.
Rating of the best educational institutions for employment of graduates /
Quacquarelli Symonds (QS) [Electronic resource] URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/employability-rankings/2020
(accessed: 04.02.2019).

4.
The level of education of the Russian Federation in 2019 / Federal state
statistics service [Electronic resource] URL:
https://rosinfostat.ru/uroven-obrazovaniya/ (accessed: 04.02.2019).

5.
Sumakova M. A. Research of students ‘ satisfaction with the chosen profession /
/ Scientific community of students: Interdisciplinary research: sat. St. on
Mat. XXIX international. stud. science.- prakt. Conf.  No. 18(29). [Electronic resource] URL:
https://sibac.info/archive/meghdis/18(29). pdf (accessed 04.02.2020).

6.
Research to identify students ‘ attitudes to the educational process /
all-Russian center for public opinion research [Electronic resource] URL:
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=515 (date of processing: 04.02.2020).

7.
Introduction of the draft law on mandatory rapsredelenie after VU-Za /
Electronic journal of RBC [Electronic resource] URL:https: / / www. rbc.
ru/politics/16/04/2018/5ad47d999a7947f9495fa03a (accessed 04.02.2020).