Московский экономический журнал 2/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10074

МНОГОУРОВНЕВОСТЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

MULTILEVEL AND COMPETITIVE NATURE OF THE PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM

Семенко И.Е. доцент кафедры «Экономика транспорта», Уральский государственный университет путей сообщения

Semenko I.E.

Аннотация. Целью статьи является анализ понятий многоуровневости и конкурентоспособности системы профессионального образования.

Автор приходит к выводу, что на современном этапе система профессионального образования получает развитие в высокорисковой среде, и именно от уровня конкурентоспособности образовательной организации профессионального образования  зависит ее востребованность на рынке, поскольку только высоко конкурентные образовательные организации могут готовить крепких профессионалов, способных в будущем стать квалифицированными специалистами и принести пользу своей стране.

Summary. the purpose of the article is to analyze the concepts of multilevel and competitive nature of the professional education system.

The author comes to the conclusion that at the present stage, the system of professional education is developing in a high-risk environment, and it is the level of competitiveness of the educational organization of professional education that determines its demand in the market, since only highly competitive educational organizations can train strong professionals who can become qualified specialists in the future and benefit their country.

Ключевые слова: система профессионального образования, многоуровневость, конкурентоспособность.

Keywords: professional education system, multilevel, competitiveness.

Система профессионального образования – это часть общей системы образования человека в период всей его жизни. Данная система формируется  под влиянием изменений социально-экономической среды, где происходит ее реализация.

Факторы среды  формируют социально-педагогические условия, которые предопределяют эффективное функционирование системы непрерывного профессионального образования. Структура системы непрерывного профессионального образования включает комплекс образовательных учреждений, которые способны  к обеспечению организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев профессионального образования, цель которых – совместно решать задачи, связанные с воспитанием, обучением и развитием каждого человека, учитывая актуальные и перспективные общественные потребности, удовлетворяющие его стремление к  саморазвитию и самообразованию в течение всей его жизни [3].

Структура непрерывного образования формируется на основе расширения образовательных возможностей для каждого человека в области реализации своих потребностей в  получении новых знаний.  Соответственно, за счет непрерывности профессионального образования обеспечивается возможность многоаспектного движения личности в образовательном пространстве, а также создаются благоприятные условия для ее движения. Создание таких условий осуществляется  через реализацию ряда свойств, которые присущи системе непрерывного профессионального образования.

Каждый вектор движения человека в образовательном пространстве может быть сопоставлен  с определенным свойством системы непрерывного профессионального образования. Так, свойство многоуровневости  соотносится с вектором «движения вверх» и предполагает, что существуют многие уровни и ступени основного (базового) профессионального образования. Для человека получить профессиональное образование определенного уровня означает достичь и подтвердить соответствующий образовательный ценз, удостоверенный утвержденным государством документом [3].

Законом РФ «Об образовании» установлены следующие уровни основного профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование – бакалавриат;

3) высшее образование – специалитет, магистратура;

4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

В течение  последнего десятилетия структуры почти всех уровней  были трансформированы за счет того, что в их структуру были введены новые подуровни. В основе различий ступеней лежит различие квалификаций выпускников, которые получают соответствующее профессиональное образование [4].

Сегодня в состав диверсифицированной системы профессионального образования в России входят различные  уровни и ступени: начальное профессиональное образование включает две ступени, среднее профессиональное образование –  также две ступени, высшее профессиональное и послевузовское образование – три и две ступени, соответственно.

Чтобы обеспечить маневренность и предоставить возможность обучающемуся свободно перемещаться в профессиональном образовательном пространстве,  все три вектора движения  должны включать процедуру согласования профессиональных образовательных программ – от начальной профессиональной подготовки до последипломного образования. Такая процедура основана на преемственности, под которой понимается «непрерывающаяся связь между различными этапами и стадиями в историческом развитии образовательной теории и практики, базирующаяся на сохранении и последовательном обогащении общих традиций и более частого позитивного опыта, на их постоянном качественном обновлении с учетом изменений, происходящих в жизни общества, и нового содержания образовательных потребностей» [2].

Преемственность уровней и ступеней профессионального образования основана на последовательности и согласованности содержания профессиональных образовательных программ, форм и методов обучения, характера учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Соответственно,  обеспечение многомерного характера системы непрерывного профессионального образования обеспечивается  многоуровневостью, дополнительностью, маневренностью, преемственностью, которые позволяют наиболее полно удовлетворить все личностные и общественные потребности.

Важнейшая проблема формирования системы непрерывного профессионального образования заключена в разработке ее структуры, которая  способна к отражению наиболее существенных и устойчивых связей элементов и их групп, которые обеспечивают основные свойства системы. У каждого отдельного звена системы непрерывного профессионального образования имеются ряд собственных специфических задач, которые определяет его роль, связи с предыдущими и последующими звеньями, меняющиеся требования к качеству обучения. Выполняя функции по обеспечению относительной законченности обучения, каждое звено системы непрерывного профессионального образования ответственно за качество аттестации своих выпускников, а также за то, чтобы они имели возможность продолжить образование.  По этой причине должен иметь место не просто конгломерат различных видов и форм образовательных учреждений, а именно единая система, где образовательные организации реализуют общие для всей системы цели и задачи [1].

Современной концепцией подготовки специалистов предусматривается процесс включения учебного заведения любого уровня как структурного элемента в систему непрерывного профессионального образования. Работа каждого из этих звеньев ориентирована на будущее, по этой причине цели и задачи воспитания, обучения и развития обязаны отражать не только совокупность актуальных, сегодняшних потребностей общества, но и перспективных запросов и потребностей и в материальной, и в духовной сферах общественного развития. Таким образом, образовательной деятельности на каждом уровне должен быть свойствен опережающий характер.

Еще одна важная тенденция  профессионального образования – интегративность – была четко выражена на первом этапе реализации непрерывного образования, как в Европе, так и в бывшем СССР. Документ ЮНЕСКО, подготовленный для XIX Генеральной конференции ООН, непрерывное образование трактовал в качестве «средства связи и интеграции»,  которое позволяло достичь синтеза ряда элементов в уже имеющейся системе образования и в качестве «основополагающего принципа организационной перестройки различных звеньев системы образования» [5].

Развитие рыночных отношений  расширило объем образовательных потребностей, изменило их структуру, это выдвинуло на передний план возможность решения ряда проблем: позволило привести в соответствие с региональными потребностями количество профессиональных образовательных учреждений и их виды: установило содержание образования, адекватное запросам общества и интересам обучающихся; обеспечило различный уровень преемственности в образовании; дало возможность разработать и внедрить технологии обучения, способные обеспечить максимальную реализацию потребностей личности, учесть ряд  ее индивидуальных особенностей.

Соответственно, проведение социально-экономических преобразований существенно повлияли на российское профессиональное образование, обеспечив условия для реализации академической автономии высших учебных заведений, обеспечения многообразия образовательных учреждений и вариативности профессиональных образовательных программ, развития негосударственного сектора образования. В системе профессионального образования РФ, при учете сохранения отечественных традиций  осуществлять глубокую фундаментальную подготовку, имеется тенденция перехода к многоуровневой и многовариантной структуре образовательного процесса, который был отражен и закреплен в Законе  РФ «Об образовании», а также других законодательных документах.

Важной категорией, которая характеризует  сегодня систему профессионального образования в России, выступает конкурентоспособность. Она включает определенную систему показателей [2]:

1. Показатели конкурентоспособности образовательных программ (целевая подготовка, количество трудоустроенных выпускников, доходы от научно – исследовательской деятельности, базовые кафедры и сетевые образовательные программы  и пр.).

Для поддержания конкурентоспособности необходимо, чтобы образовательные организации профессионального образования выпускали востребованные кадры для социально-экономической системы регионов, и такие кадры смогли устроиться на работу по специальности. Именно по этому актуализируется роль системы адресно-целевой подготовки специалистов, которая  формирует спрос на рынке труда. Соответственно,  образовательным учреждениям необходимо проработать механизм трудоустройства выпускников. Целевая подготовка кадров может осуществляться только при наличии налаженной связи с предприятиями региона, а также сферой услуг.

2. Показатели конкурентоспособности профессорско – преподавательского состава (количество преподавателей с ученой степенью и званием, получивших возможность пройти стажировку в крупных компаниях, количество современных учебно-методических комплексов, отвечающих современным требованиям облразования и пр.

Данный показатель  отражает наличие в образовательном учреждении профессионального кадрового потенциала, а также говорит о способности персонала чутко реагировать на изменения образовательной среды. Сюда же включаются показатели, отражающие объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника (тыс. руб.), также учитываются полученные гранты, зарегистрированные патенты, издательская деятельность и пр.

3. Показатели конкурентоспособности материально – технического оснащения (достаточная учебная площадь в расчете на одного студента, количество аудиторий, обновление библиотечного фонда, наличие электронных образовательных ресурсов, возможность дистанционного обучения и пр.)

Выпускники вуза могут быть высоко курентноспособными на рынке только в том случае, если в процессе их подготовки  были использованы современные стандарты, учебные планы, рабочие программы, отвечающие запросам социально-экономической системы региона. Также, образовательные учреждения должны предоставлять знания на опережение времени, чтобы их выпускниками  стали востребованные конкурентоспособные специалисты, обладающие комплексом  актуальных при выпуске знаний, умений и навыков.

Соответственно, можно заключить, что эффективная система профессионального образования может существовать только в том случае, если образовательное учреждение профессионального образования не только соответствует установленным требованиям к конкурентоспособности образовательных учреждений, но и требованиям к конкурентоспособности образовательных программ.

Таким образом, на современном этапе система профессионального образования получает развитие в высокорисковой среде, и именно от уровня конкурентоспособности образовательной организации профессионального образования  зависит ее востребованность на рынке, поскольку только высоко конкурентные образовательные организации могут готовить крепких профессионалов, способных в будущем стать квалифицированными специалистами и принести пользу своей стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беляков, С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления [Текст] / С.А. Беляков. – М. : МАКС Пресс, 2009. – 437 с.
  2.  Бухарова, Г.Д. Системы образования: учебное пособие. [Текст] / Г.Д. Бухарова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015.-475 с.
  3. Лейбович, А. Н. Федеральные государственные образовательные стандарты [Текст] / А. Н. Лейбович // Образовательная политика. – 2009. – № 8. – С. 11.
  4. Медведева, Н.В. Взаимодействие среднего учебного заведения и социальных партнеров в обеспечении качества профессиональной подготовки студентов [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : защищена 18.05.2011 / Н.В. Медведева. – Москва : Изд-во МГУ им. М.А. Шолохова, 2011. – 29 с.
  5. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст] / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. – М.: Валдос, 2014. – 319 с.\

LIST OF REFERENCES

1.  Belyakov, S. A. Modernization of education in Russia: improving management [Text] / S. A. Belyakov. – Moscow: MAX Press, 2009. – 437 p.

2.  Bukharova, G. D. educational Systems: a textbook. [Text] / G. D. Bukharova. – Rostov n/A: Phoenix, 2015.-475 PP.

3.  Leibovich, A. N. Federal state educational standards [Text] / A. N. Leibovich / / Educational policy. – 2009. – No. 8. – P. 11.

4.  Medvedeva, N. V. Interaction of secondary educational institutions and social partners in ensuring the quality of professional training of students [Text]: autoref. dis. … kand. PED. Sciences: protected 18.05.2011 / N. V. Medvedeva. – Moscow: Publishing house of Moscow state University. M. A. Sholokhova, 2011. – 29 p.

5.  Shamova, T. I. Management of educational systems [Text] / T. I. Shamova, P. I. Tretyakov, N. P. Kapustin. – Moscow: Valdos, 2014. – 319 p.