Московский экономический журнал 13/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10356

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РАБОЧИХ ПРОГРАММ

METHODOLOGICAL ASPECTS OF WORK PROGRAM ANALYSIS

Мамонтова И.Ю., кан. пед. наук, специалист по учебно-методической работе кафедры ЭТиМ ФГБОУ ВО “Государственный университет по землеустройству”, Москва, Россия

Mamontova I.Iu.

Аннотация: Статья посвящена актуальной теме, касающейся проектирования рабочих программ курсов непедагогических дисциплин, удовлетворяющих требованиям ФГОС++.  В работе приведены типичные ошибки, допускаемые преподавателями, при разработке программ с использованием компетентностного подхода.

Summary: The article is devoted to an urgent topic relating to the design of work programs for non-pedagogical disciplines satisfying the requirements of GEF ++. The paper gives typical mistakes made by teachers when developing programs using the competency-based approach.

Ключевые слова: рабочая программа, компетенции, индикаторы, результаты обучения.

Keywords: work program, competencies, indicators, learning outcomes.

Ведение. Традиционно главным видом деятельность преподавателя являлась деятельность по представлению информации  и реализации контроля.

Новые социально-экономические условия, продиктовали  появление новых ФГОСов , повышение ответственности образовательного учреждения за образовательную программу привели к необходимости переосмысления и переструктурирования курсов, самостоятельной разработке учебных рабочих программ преподавателями высших учебных заведений.

Цели исследования. На основе анализа рабочих программ выявить типичные ошибки, допускаемые преподавателями при проектировании курсов. Определить уровень сформированности педагогических компетенций у авторов программ.

Методы исследования. Теоретическое изучение методологической и педагогической литературы, нормативной документации по теме исследования. Системный анализ и статистическая обработка результатов.

Объект исследования. Учебная и педагогическая деятельность.

Предмет исследования. Рабочие программы дисциплин.

Результаты и обсужденгия.Нормативно-методическая база, регламентирующая разработку образовательных программ включает в себя: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, Федеральные государственные образовательные стандарты, Образовательные стандарты, Профессиональные стандарты, Примерные образовательные программы, Нормативные акты (Положения) Министерства образования и науки РФ, Локальные нормативные акты образовательной организации.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» в статье 10 главы  2 определил три уровня системы высшего профессионального образования :
 высшее образование – бакалавриат ; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура).

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения сформулированы в терминах компетенций, приводятся их перечни и виды.

Компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов не сводимых к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности.

Эти образовательные результаты, называемые компетентностями,  рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи –профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

Федеральный государственный образовательный стандарт  представляет собой  совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

ФГОС включают в себя требования к:

  1. структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему
  2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
  3. результатам освоения основных образовательных программ

Результатами освоения образовательных программ являются сформированные у обучаемых компетенции. Компетенции – цель образовательной программы, ориентированная на запросы современного рынка труда и на удовлетворение потребностей личности.

В  ФГОС ВО 3++ сформулированы требования к результатам освоения программ в виде трех уровней компетенций:

  • универсальные компетенции (УК): набор универсальных компетенций является инвариантным для области образования;
  • общепрофессиональные компетенции (ОПК): в пределах направления подготовки должны не зависеть от вида деятельности;
  • профессиональные компетенции (ПК): устанавливаются программой бакалавриата при наличии у нее направленности, формируются на основе профессиональных стандартов(могут изменяться со временем).

Компетенции формируются в процессе изучения дисциплин и видов деятельности, предусмотренных учебным планом. Обычно формирование компетенции осуществляется циклично на протяжении всего цикла обучения.

Индикаторы достижения компетенций – это то, что студент должен делать, т.е. может продемонстрироватьв итоге освоения программы. Индикатор является оценкой уровня достижения поставленной цели, т.е.уровня оценки овладения компетенциями.

Индикаторы должны быть измеряемыми.

В настоящее время реализуется компетентностный подход в разработке образовательных программ.

 Рабочая программа – очень важный документ. По ней можно судить каким будет и что можно ожидать на выходе. Конечно, качественная рабочая программа еще не гарантия организации учебного процесса хорошего качества и получения высоких достижений студентов, она – недостаточное, но необходимое условие для качественного образования.

Основными функциями рабочей программы , по мнению профессора Галины Борисовны Скок ,являются: прогносностическая (задает предполагаемый конечный результат обучения); функция целеполагания (цели определяют все основные компоненты курса); информационная (представляет информацию общего характера о курсе); организационно-методическая (содержит информацию об основных организационных формах учебного процесса и особенностях методики ведения курса); контрольно-диагностическая (включает средства проверки степени достижения студентами заявленных целей курса).

Нами проделан анализ некоторого количество рабочих программ, составленных преподавателями Государственного университета по землеустройству не имеющих базового педагогического образования.

Мы можем отметить следующее выявленные, по нашему мнению, недостатки:

1. Требования к учебному курсу в основном формулируются в соответствии с ФГОС, и практически во всех программах отсутствует личная авторская позиция преподавателя.

2. Цели курса, описание результатов обучения  часто подменяются содержанием курса либо они очень общие , т.е. не диагностируемые или очень конкретные и разрозненные.

3. В рабочей программе не определяется требуемый первоначальный уровень обученности студентов, что делает возможным повторяемость одного и того же материала в разных курсах.

4. Содержание курса является основным разделом в рабочей программе. Тематическое содержание , описание тем  занимает центральную часть.

Главная роль преподавателя сводится к изложению материала, а студенты учатся его воспроизводить.

5. Не выделяется ядро курса и не определяется структура курса. Все считается одинаково важным в курсе.

Не описываются основные понятия, изучаемые в курсе.

6. Описываемые в программе результаты обучения никак не связаны с компетенциями и индикаторами достижения компетенций.

7. В описании программы дается слишком много индикаторов и результатов обучения.

8. Система получения итоговой  оценки заранее не определена.

9. В рабочей программе не содержится характеристика заданий для определения уровня  итоговой оценки уровня обученности студента, сформулированных в терминах  индикаторов достижений и  результатов обучения студентов, определяющих степень достижения компетенций разного уровня.

По классификации профессора Нины Васильевны Кузьминой, основные педагогические компетенции преподавателя можно сгруппировать в пять кластеров: гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные. К гностическим компетенциям относят действия, способствующие накоплению знаний о целях, объектах и субъектах педагогического процесса. Проектировочные компетенции представляют собой действия, связанные с планированием стратегических и тактических задач и способах их решения. Конструктивные компетенции характеризуют действия, касающиеся отбора и композиционного построения содержания обучения и воспитания. Организаторские компетенции отражают действия, направленные на конкретную организацию взаимодействия педагога и студентов, коммуникативные – относятся к установлению педагогически целесообразных взаимоотношений участников педагогического процесса.

Выводы. По результатам проведенного анализа рабочих программ мы можем говорить об уровне сформированности педагогических компетенций у преподавателей и рекомендовать пройти обучение для повышения уровня указанных выше компетенций.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012

2. С.Л. ТроянскаяОсновы компетентностного подхода в высшем образовании.Учебное пособие. Ижевск: Издательский центр«Удмуртский университет», 2016

3 Тарасова Н.В. Стратегия реализации компетентностного подхода в образовании: историко-педагогический аспект // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования: обзор. информ. / ФИРО. 2007. № 1.

4. Н.В.Кузьмина Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа,1990

5. И.А. Зимняя Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) / И.А. Зимняя // Проблемы качества образования: материалы XIV Всерос. совещ. – М., 2004.

6. Г.Б. Скок.Как спроектировать учебный процесс по по курсу. Учебное пособие. Новосибирск, 2006