Московский экономический журнал 13/2019

image_pdfimage_print

УДК 379

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10311

РЕАЛИЗАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПРОЕКТОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КЛАСТЕРА

REALIZATION OF TOURIST PROJECTS AND FORMATION OF TOURIST CLUSTER INFRASTRUCTURE

Чихутова Анастасия Дмитриевна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Голованова Софья Олеговна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Chikhutova A.D., chihutova2015@yandex.ru

Golovanova S.O., Sogolovanova@gmail.com

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы проектирования и формирования инфраструктуры туристского кластера. В качестве примера приведены результаты проектирования кластера Сокольское Нижегородской области. Целью исследования является анализ проектирования потенциала территории и учет существующей инфраструктуры для формирования регионального кластера на основе территориального зонирования. В статье приводятся примеры проектирования туристско-рекреационных зон с учетом достоинств и недостатков ресурсной базы, интереса объектов показа и т.д. В выводах к статье рассматриваются ключевые направления применения проектных технологий для туристских зон с учетом их инфраструктуры, достоинств и недостатков основных логистических систем при реализации кластерного подхода.

Summary: The article discusses current issues of designing and forming the infrastructure of a tourist cluster. As an example, the results of the design of the Sokolskoye cluster in the Nizhny Novgorod Region are given. The aim of the study is to analyze the design of the potential of the territory and take into account the existing infrastructure for the formation of a regional cluster based on territorial zoning. The article gives examples of the design of tourist and recreational areas, taking into account the advantages and disadvantages of the resource base, the interest of display objects, etc. The conclusions of the article discuss the key areas of application of design technologies for tourist areas, taking into account their infrastructure, advantages and disadvantages of the main logistics systems in implementing the cluster approach.

Ключевые слова: проектирование, формирование инфраструктуры, туристский кластер, туристско-рекреационная зона, ресурсы территории, локация.

Keywords: design, infrastructure development, tourist cluster, tourist and recreational zone, territory resources, location.

Введение. Администрация Нижегородской области уделяет большое внимание проблемам формирования и развития региональных кластеров. Особого внимания заслуживает проектирование кластера Сокольское [5]. Сокольский район имеет множество туристских и рекреационных ресурсов, которые могли бы быть интересны инвесторам и туристам, в том числе, иностранным [2,3,6].

В связи с вышеизложенным, авторы статьи далее предлагают несколько проектных решений по формированию инфраструктуры данного кластера.

Методология. При проведении исследования авторы опирались на результаты предпроектного исследования ресурсов локации, которое проводилось с 2015 года. Методами исследования выступили контент-анализ, моделирование, анализ и синтез научных и технических данных, полученных при зонировании территории.

Результаты. При формировании кластера, целесообразно, территорию Сокольского района разбить на несколько туристско-рекреационных зон.

Раскроем концептуально несколько из них, которые по мнению авторов статьи наиболее конкурентоспособны в сложившихся экономических условиях.

  1. Южная рекреационная зона «Дресвищи – Вязовики». Концепция позиционирования зоны – полноценный отдых для всей семьи с упором на рекреационно-оздоровительную и спортивную составляющую. В рамках выбранной концепции отдыхающим предлагаются следующие варианты зонирования и структурирования возможных услуг.

1) Традиционный летний пляжный и зимний рекреационно-оздоровительный туризм в приреч­ной зоне (Левобережье Горьковского водохранилища, заливы в устьях рек Ширмакша и Мича). В настоящее время на берегу Горьковского водохранилища, на северо-востоке от д. Вязовики компания ООО «Русский» освоило земельный участок общей площадью 7 га (кадастровый номер 52:07:1000 020:). На данной территории построено 25 деревянных коттеджей и гостиница на 50-60 номеров.

Для дальнейшего позиционирования зоны как туристского центра необходимо строительство еще как минимум одного аналогичного комплекса, который бы обеспечивал проживание и отдых приезжающих в связи с расширением спектра туристских услуг [1, 2].

2) Массовый спортивный туризм для всех категорий населения:

  • строительство «Милитари-парка», где отдыхающие смогут провести незабываемое время на игровом военном полигоне. Пейнтбол, страйкбол, езда на военной технике и стрельба из боевого оружия — вот далеко не полный перечень развлечений для туристов. В рамках проекта возможна организация модели российской армии, где мужчины, могут на несколько дней снова стать рядовыми, пройти курс молодого бойца и т.д. Для детей организаторы предусматривают игру в Зарницу.
  • создания клуба воздухоплавания, главная услуга которого – организация полетов на лета­тельных аппаратах сверхлегкой авиации – парапланах. Это недорогой и всесезонный вид воздухопла­вания, следовательно, доступный многим желающим летать. Летать на парапланах могут не только представители сильного пола, но и женщины, и даже дети. Что касается опасности парапланеризма, статистика утверждает, что он не опаснее автомобилизма;
  • воссоздание исторической связи с прошлым района: изготовление из дерева лодок – «соко­лок» и соревнования по гребле на данных плавсредствах;
  • создание конной фермы и конноспортивного манежа, развитие конных маршрутов, скачек на лошадях, организация соревнований;
  • строительство 2-3 небольших дебаркадеров или ботелей с использованием возможностей предприятия «Сокольская судоверфь» с возможностью аренды лодок для рыбалки и проживания от­дыхающих;
  • организация рыбной фермы для всесезонной платной рыбалки с гарантией улова (плата взи­мается за каждый пойманный хвост взрослой особи).

3) Культурно-познавательный туризм в сочетании с агротуризмом как базы для размещения туристов с проживанием в деревнях Дресвищи, Деушиха, Таратыщево, Вязовики, Демаки, Белынь, Вос­кресенье, Ширмакша, Фефелиха:

  • организация автобусных и велосипедных туристических маршрутов к памятникам природы (водоем с колонией озерных чаек близ д. Зоболотное и массив сосновых боров с колонией серых ца­пель), строительство смотровых площадок;
  • создание 2-3 агротуристических хозяйств на базе существующих деревень, в каждом агрохо­зяйстве предполагается организация 5-7 сельских усадеб на базе а) существующих домов с хозяевами, б) брошенных домов, в) строительство новых недорогих домов-срубов с различным уровнем комфорт­ности для сдачи внаем и проживания как в летний, так и в зимний период;
  • вовлечение местного населения в создание инфраструктуры гостеприимства и предложение увеселительных мероприятий (продажа паломникам и туристам натуральных продуктов сельского хо­зяйства, стирка белья, покол дров, услуги бани, приготовление шашлыка, совместное хождение по грибы, ягоды, на охоту и рыбалку и т.д.);
  • экзотические предложения для городских туристов (работы в огороде, выпас и дойка, забивание домашней скотины на мясо и т.д.).
  • проведение информационных учебно-практических семинаров для сельского населения по вопросам развития сельского туризма, консультации по вопросам государственной регистрации вла­дельцев частных гостиниц, сертификации услуг сельских домов и частных гостиниц, по организации домашнего питания, формированию портфеля экскурсий и спектра других дополнительных услуг.
  • . Концепция позиционирования зоны – экологически чистый отдых вдали от цивилизации с пре­красной рыбалкой и охотой. Большой потенциал для туристского развития зоны в настоящий момент ограничен отсутствием инфраструктуры хотя бы с минимальным набором услуг для туристов. В связи с этим, встает необходимость организации, по крайней мере, одного такого комплекса, который стал бы центром, своего рода «базой» охотников и рыболовов.

В настоящий момент более других для этого подходит свободная инвестиционная площадка около д. Куртюга. На данной территории целесообразна организа­ция рекреационного комплекса с палатками для туристов-дикарей и гостевыми домами для охотников и рыбаков, оснащенными сопутствующей инфраструктурой [5,7]. Отдыхающим могут быть предложены сле­дующие услуги:

  • охота и рыбалка (традиционный отстрел зверя и дичи, рыбалка на удочку и спиннинг в летний и зимний период, организация соревнований по ловле рыбы и охоте);
  • строительство рыбной фермы, завоз и выращивание ценных промысловых пород рыб (осетр, стерлядь) для организации платной рыбалки;
  • строительство животноводческой фермы – мини-зоопарка с представителями фауны Соколь­ского района; разведение соколов и селекционная работа по орнитологии, определение мест гнездовий птиц и контролю за ними. Создание и укрепление контактов с Русским соколиным центром, подразде­лением ВНИИ Охраны Природы. Организация показательных выступлений с соколами и воссоздание традиций соколиной охоты;
  • проживание туристов в палатках или гостевых домах на базе имеющихся деревень (с возмож­ностью круглогодичного пребывания), услуги русской бани, мангалы для шашлыка, предоставление в аренду весельных или моторных лодок; охотничьего и рыболовного инвентаря;
  • проведение консультаций по вопросам государственной регистрации в качестве предпринима­телей без образования юридического лица владельцев частных домов, оказывающих услуги по разме­щению рыбаков и охотников;
  • организация привалов, бивуаков, туалетов, костров для приготовления пищи (из экологически чистых местных продуктов) в строго отведенных для этого местах, осуществление грамотной утилиза­ции мусора;
  • организация семейных экскурсий, автобусных и велосипедных маршрутов на реку Унжу для осмотра Птичьего острова, посещение Памятника природы – массива сосновых боров;
  • организация массовых соревнований по запуску воздушных змеев – прекрасное условие для удержания в зоне не только туристов мужчин, но и женщин с детьми, предоставление змеев и аксес­суаров в аренду гостям комплекса.
  • . Концепция позиционирования зоны – уединенный отдых для верующих с упором на религиоз­ную составляющую. В рамках выбранной концепции предлагаются следующие варианты зонирования и структурирования возможных услуг.

1) Культурно-познавательный и религиозный туризм с организацией автобусных паломнических маршрутов и экскурсий по действующим церковным приходам г.о.Сокольский и Голиковских клю­чей:

  • маршрут по церквям: «Всех скорбящих радость» (пос. Сокольское), церковь Вознесения Гос­подня (д.Цыкино), церковь Андрея Первозванного (д.Селянцево), церковь Преображения Господня (с.Пелегово), храм Воскресения Христова (д.Воскресенье), церковь Успения Пресвятой Богородицы (с.Дорофеево);
  • посещение Голиковских ключей близ деревни Мурзино, как апофеоз мероприятия, особенно в Крещенскую ночь; организация крещенских купаний и экскурсии, посвященной житию Преподобного Макария Унженского (Желтоводского);
  • строительство деревянной церкви по технологии традиционной русской рубки, возможно при заинтересованности компании «Тайга», которая станет прекрасным дополнением к двум имеющимся часовням и роднику, завершив, таки образом, религиозный архитектурный ансамбль;
  • организация работы с Отделом внешних связей Русской Православной церкви по возможному приезду в Мурзино Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла для освящения Голиковских ключей и создание мощного медиа-повода для популяризации данного места.

2) Агротуризм как база для размещения паломников с проживанием в деревнях Шумилово, Мурзино и Тараканово:

  • создание 3 агротуристических хозяйств на базе существующих деревень, в каждом населен­ном пункте предполагается организация 10-20 сельских усадеб на базе а) существующих домов с хо­зяевами, б) брошенных домов, в) строительство новых недорогих домов-срубов с различным уровнем комфортности для сдачи внаем и проживания как в летний, так и в зимний период;
  • вовлечение местного населения в создание инфраструктуры гостеприимства и предложение увеселительных мероприятий (продажа паломникам и туристам натуральных продуктов сельского хозяйства, стирка белья, покол дров, услуги бани, приготовление шашлыка, совместное хождение по грибы, ягоды, на охоту и рыбалку и т.д.).
  • Территория экстремального туризма «Легенда озера Текун». Концепция позиционирования зоны – захватывающее путешествие по дикой природе для всех любителей экстремального и приключенческого туризма. В рамках выбранной концепции предлагаются следующие варианты зонирования и структурирования возможных услуг:

1) Событийный туризм, основанный на легенде о жизни атамана Фатеича, как знаковое зре­лищное мероприятие по привлечению отдыхающих:

  • создание исторической инсталляционной площадки: строительство на территории озера Текун деревянной крепости по эскизам и чертежам оборонительных фортов в России конца 18 – начала 19 века;
  • реконструкция военных действий между регулярными войсками императорской армии времен Павла I и бандой мятежников во главе с атаманом Фатеичем (к подготовке реквизита и непосредственному участию в баталиях возможно привлечение местного населения);
  • организация регулярных автобусных туров до пос. Летняя база, как отправного пункта для пу­тешествие на озеро Текун.

2) Спортивный туризм экстремального характера, ориентированный на туристов-дикарей:

  • охота и рыбалка (традиционный отстрел зверя и дичи, рыбалка на удочку и спиннинг в летний и зимний период);
  • расчистка на берегу озера мест для палаток, для лодок, строительство мест для отдыха (бе­седки, скамейки, столы и проч.), мангалов для шашлыка, предоставления в аренду деревянных лодок для ловли рыбы, установка швартового оборудования;
  • организация привалов, бивуаков, туалетов, костров для приготовления пищи (из экологически чистых местных продуктов) в строго отведенных для этого местах; осуществление грамотной утилиза­ции мусора;
  • строительство на берегу озера 10-15 хижин «дом рыбака-охотника» с организацией прожива­ния небольших групп туристов-дикарей (5-7 человек) по принципу «без удобств» (но с печным отопле­нием, для организации отдыха в зимний период), где они также могли бы иметь возможность использо­вать необходимый для отдыха инвентарь, некоторые охотничьи и рыболовные снасти;
  • организация различных маршрутов пониженной проходимости для любителей техники риско­вого заезда: в летне-осенний период это могут быть грязевые гонки на УАЗах и других полно­приводных автомобилях, в зимний период – соревнования на снегоходах; участвовать в программе мо­гут как собственники транспортных средств, так и автолюбители, которым техника будет предостав­ляться в аренду;
  • организация велосипедных маршрутов на озеро Текун с предоставлением отдыхающим транспорта в аренду;
  • организация лыжного туризма в зимний период для охотников и любителей подледного лова в районе озера (преимущественно равнинная местность подходит для классического стиля лыжных по­ездок; насыщенные ароматом хвои леса способствуют появлению незабываемых ощущений от такого отдыха на природе зимой).

Выводы. Таким образом, для привлечения в туристическую индустрию инвесторов требуется немалая подготовительная работа по созданию инженерной инфраструктуры и экономических условий для туристического бизнеса [1,4]. В решении этой задачи большое значение приобретает инициатива органов местного самоуправления [7].

Необходимо разработать комплексную программу развития инженерной инфра­структуры г.о.Сокольский. Соответственно Администрация района должна преду­смотреть необходимые финансовые мероприятия программы за счет средств районного (местного) бюджета.

Следует сказать, что основными проблемами в сфере инженерной инфраструктуры являются:

  • низкая оснащенность объектами инженерной инфраструктуры;
  • высокий уровень износа водопроводных и канализационных сетей;
  • низкая оснащенность жилищного фонда водой, теплом и газом;
  • необходимость строительства сооружений водопользования с новыми методами очистки;
  • наличие ветхих электросетей не позволяет развивать сельскую территорию;
  • низкая обеспеченность сетями газификации;
  • недостаточность благоустроенности общих мест пользования.

В связи с вышеизложенным, основными задачами программы должны стать:

  • создание условий для организации работ по электро-, водо- и теплоснабжению района, а также мероприятий по газификации и энергоснабжению;
  • обеспечение муниципальной и региональной поддержки процесса модернизации жилищно-­коммунального комплекса;
  • создание условий для организации жилищного строительства в запланированных объемах;
  • мероприятия по благоустройству района пос.Сокольское;
  • мероприятия по берегоукреплению Горьковского водохранилища;
  • развитие транспортной и водной инфраструктуры, создание более развитой системы сообще­ния с близлежащими городами и областными центрами, ремонт автомобильных дорог;
  • увеличение числа транспортных компаний и количества транспортных средств на рынке пасса­жирских перевозок.

При этом в транспортной логистике имеются существенные недостатки, а именно:

  • удаленность от крупных автомобильных и железнодорожных магистралей;
  • отсутствует воздушное сообщение;
  • отсутствие причала как такового;
  • плохое состояние дорог.

Таким образом, можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию транс­портной системы:

  • ремонт автодорог;
  • строительство новых дорог, связывающих Сокольский район не только с близлежащими горо­дами, но и основными крупными магистралями.
  • увеличение числа таких крупных рейсов, как Сокольское – Нижний Новгород, Сокольское – Иваново, Сокольское – Городец, Сокольское – Дзержинск;
  • закупка новых (европейского типа) транспортных средств;
  • строительство речного причала;
  • строительство площадки для воздушного транспорта.

Литература

  1. Большаков А.И. Современные подходы к определению туристских кластеров/ К.З. Адамова, Л.С. Морозова, А.И. Большаков // Сервис в России и за рубежом. – 2012. – Т. 33. – № 6. – С. 53.
  2. Комплексная вариантная программа управляемого развития туристического потенциала Сокольского муниципального района Нижегородской области на период до 2020 года // аналитическое агентство ИМИДЖ-ФАКТОР. – Иваново, 2012. – 60 с.
  3. Крайнова О.С., Лебедева Т.Е. Особенности государственной поддержки развития внутреннего и въездного туризма: опыт Нижегородской области//Научное обозрение. 2014. № 7-2. С. 668-670.
  4. Кропинова Е.Г. Региональный туристский кластер как туристско-рекреационная система регионального уровня / Е.Г. Кропинова, А.В. Митрофанова //Региональные исследования. – 2011. – №1. – С. 43.
  5. Кудинов А.Н. Региональные научно-технологические кластеры / А.Н. Кудинов, Е.А. Лурье, Н.Е. Барсукова // Инновации. – 2009.– 212 с.
  6. Лебедева Т.Е., Семенова А.С. Предпосылки формирования туркластера в Нижегородской области //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 203-209.
  7. Перова Т.В., Закирова О.В. Проблемы и перспективы развития нижегородского туристического рынка //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 16.