Московский экономический журнал 12/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 331

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10782 

ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ / УРОВНЯ И КАЧЕСТВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ

INCREASING PRODUCTIVITY/LEVEL AND QUALITY OF WELFARE/EFFICIENCY OF RESTAURANT BUSINESS IN CONDITIONS OF MODERN PROCESSES OF GLOBALIZATION AND DIGITALIZATION 

Лазутина Антонина Леонардовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры товароведения, сервиса и управления качеством ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород; кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, E-mail: lal74@mail.ru

Хохлов Александр Андреевич, кандидат технических наук, доцент, Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, E-mail: hakva54@bk.ru

Трошин Анатолий Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент, Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород, E-mail: tas-berkut@yandex.ru

Климина Елена Васильевна, старший преподаватель, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород, E-mail: kliminantk@yandex.ru 

Lazutina Antonina Leonardovna, Khokhlov Aleksandr Andreevich, Troshin Anatolii Sergeevich, Klimina Elena Vasilevna

Аннотация. Ресторанный бизнес в сфере услуг общепита является наиболее инвестиционно привлекательной, прибыльной и быстро окупаемой составляющей. Данный сегмент сферы услуг имеет как общемировую тенденцию к росту, поскольку в условиях глобализации наблюдается четкий тренд повышения благосостояния населения, рост уровня его доходов, с другой стороны, наращения его доступности, – тем более учитывая его органическую часть связанную в частности с развитием туризма – как внутри странового / национального, так и международного.

Abstract. Restaurant business in catering services is the most investment-attractive, profitable and fast-paying component. This segment of the service sector has both a global trend towards growth, as globalization has seen a clear trend in improving the well-being of the population, increasing its income, on the other hand, increasing its accessibility, especially given its organic part related in particular to the development of tourism – both within the country/national and international.

Ключевые слова: ресторанный бизнес, качественные и количественные изменения, социальное неравенство, цифровое неравенство, динамики денежных доходов

Keywords: restaurant business, qualitative and quantitative changes, social inequality, digital inequality, monetary income dynamics

Современный ресторанный бизнес в Российской Федерации не смотря на цикличность развития рыночной экономики, на противоречивость динамики денежных доходов населения, их структурную диспропорциональность, характеризуется существенными качественными и количественными изменениями.

Если сравнить практику посещения населением в развитых странах и в РФ сети объектов ресторанного бизнеса, то сразу видна разительная разница между количественными показателями посещений в этих странах. Во многих странах люди предпочитают и завтракать, и обедать, и ужинать ланчи, проводить памятные и праздничные встречи в кафе и ресторанах. Объясняется это доступностью в самом широком смысле самого данного вида услуг общественного питания – транспортной доступностью, ценой, качеством, дополнительными услугами и т.д. [3] Россия, к сожалению, по данным параметрам, уступает практикам развитых стран, с точки зрения развития бизнеса в сфере услуг. Отсюда закономерным образом вытекает вывод о том, что для того, чтобы повысить уровень и качество сервиса в сфере общепита в РФ необходимо решить двуединую задачу. Во-первых, неуклонно систематически повышать уровень, качество и продолжительность жизни населения, разительно сокращать социально-экономическое неравенство между различными стратами, категориями граждан. Во-вторых, российскому бизнесу в сфере общепита необходимо наращивать инвестиции как в модернизацию существующих предприятий общепита, так и в новые строительства, обращая сугубое внимание на постоянное / неуклонное, системное повышение качества оказываемых населению данного вида услуг. [4]

Так для современной России типично расположение предприятий общепита там, где живут обеспеченные граждане и их семьи, которые достаточно регулярно в силу своих доходов не просто удовлетворяют свои потребности в питании, но и получают дополнительные услуги (в частности развлечения: караоке,  детские праздники), бонусы для повторного посещения данных заведений, что стимулирует их лояльность. К сожалению, большинство населения россиян не могут себе этого позволить по самым различным причинам и, особенно в связи с достаточно низкими доходами. Представители же среднего класса не могут этого сделать в силу не развитой сети предприятий общепита. [2]

 Для подтверждения влияния социального неравенства в современной России коэффициент Джини в России в 2,5 раза ниже чем в США. Далее, потребительские расходы в России (2018 г.) в текущем потреблении различаются по сравнению с  развитыми странами в 9, 8 раза, причем максимальный разрыв более чем в 60 раз, отмечается как раз по услугам. На это накладывается бытовая неустроенность россиян, их переживания, поскольку около 40 % россиян не имеет нормальных жилищных условий (отсутствует центральное горячее водоснабжение – 40 %, центральное отопление – 30%, канализация – 30%, около 40 % детей не имеют возможности посещать дополнительное развивающие занятия и т.д.). Велики и различия в социально экономическом неравенстве в пространственной локализации. Так, в республике Тыва покупательная способность среднедушевых денежных доходов в 3,3 раза ниже, чем в ямало-ненецком автономном округе. В Москве и Питере данные различия достигают по оценкам примерно около – в 20 раз. Еще большее различие проявляется в данном смысле в неравенстве городского и сельского населения. Так бедность сельских жителей в Росси в среднем более чем в 3 раза выше, чем в городах.

 Важную отрицательную роль, к сожалению, также играет неравенство и в отраслевом разрезе. [1] Самые высокие доходы, как известно, работающие получаю в экспортно-ориентированных и сырьевых отраслях. К сожалению, самая массовая категория – бюджетники, начиная с 2014 года несмотря на номинальное повышении доходов теряют их в реальном исчислении. [5]

Ситуацию усугубляет в этом смысле и цифровое неравенство, когда люди не имеют соответствующих технических устройств, выхода в интернет  для бронирования столика в кафе, ресторане , определится с набором блюд и дополнительными услугами. [6]

В заключении следует отметить, что именно скорейшее решение вышеуказанной сложной, противоречивой проблемы и будет способствовать дальнейшему повышению услуг в сферы общественного питания и наращиванию благосостояния населения, увеличение их свободного времени, а тем самым и создание необходимых условий для самореализации личности.

Список источников

  1. Баранов Д.Н. Современные тенденции развития сферы услуг в Российской Федерации. В сборнике: Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых учёных. сборник научных трудов III Всероссийской заочной научно-практической конференции. под общ. ред. Е.А. Певцовой. 2016. С. 239-250.
  2. Дружков А.С., Лазутина А.Л. Актуализация внедрения информационных технологий в сфере сервиса в условиях цифровизации. В сборнике: Инновационные технологии управления. Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2020. С. 126-128.
  3. Звёздина В.В. Нейромаркетинг в сфере услуг. В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2020. С. 29-32.
  4. Зворыкина Т.И., Быстрова Т.К., Сотникова Е.В. Анализ методов и механизмов опережающей стандартизации в различных сферах деятельности, в том числе в сфере услуг. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2020. № 3. С. 125-135
  5. Morozov M.M. Managing the sustainable development of the service sector in a modern conditions. Services in Russia and Abroad. 2021. Т. 15. № 2 (94). С. 75-82.
  6. Нагапетьянц Р.Н. Тенденции развития сферы услуг: маркетинговый аспект. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. № 4 (65). С. 99-113. 

References

  1. Baranov D. N. Modern trends in the development of the service sector in the Russian Federation. In the collection: Topical issues of the scientific and scientific-pedagogical activity of young scientists. a collection of scientific works of the III All-Russian Correspondence Scientific and Practical Conference. under the general. Ed. E.A. Pevtsova. 2016. C. 239-250.
  2. Druzhkov A.S., Lazutina A.L. Updating the introduction of information technologies in the field of service in the conditions of digitalization. In the collection: Innovative management technologies. Collection of articles on the materials of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference. Minin University. 2020. S. 126-128.
  3. Zvezdina V.V. Neuromarketing in the field of services. In the collection: Topical issues of law, economics and management. Collection of materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference of students, graduate students and young scientists. 2020. C. 29-32.
  4. Zvorykkina T.I., Bystrova TK, Sotnikova E.V. Analysis methods and mechanisms of advanced standardization in branched spherical activities, including in the field. Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Review. 2020. № 3. C. 125-135
  5. Морозов М.М. Managing the sustainable development of the service sector in a modern conditions. Services in Russia and Abroad. 2021. T. 15. № 2 (94). C. 75-82.
  6. Nagapetyants R.N. The trend in the development of spheres: marketing aspect. Bulletin of Belgorod University of Cooperation, Economics and Practice. 2017. № 4 (65). C. 99-113.

Для цитирования:  Лазутина А.Л., Хохлов А.А., Трошин А.С. Повышение продуктивности / уровня и качества благосостояния / эффективности ресторанного бизнеса в условиях современных процессов глобализации и цифровизации // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-76/

© Лазутина А.Л., Хохлов А.А., Трошин А.С., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.