Московский экономический журнал 12/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 330.342

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10777

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ УМНЫХ ГОРОДОВ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

PROSPECTS IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF SMART CITIES AS A BASIS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00875 А 

Малышев Алексей Алексеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление», Пензенский государственный технологический университет, г. Пенза

Коробкова Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг и экономическая теория», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, г. Пенза

Солодков Николай Николаевич, кандидат географических наук, доцент кафедры «Землеустройство и геодезия» Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, г. Пенза 

Malyshev A.A., malyshe-aleksej@yandex.ru

Korobkova N.A., sonata84@mail.ru

Solodkov N.N., niconsol@yandex.ru 

Аннотация. В статье обоснованы перспективы внедрения концепции «умный город» как основы для устойчивого развития. Определена значимость реализации целей устойчивого развития в России и мировых странах. Сформировано понимание устойчивого города и его роль в формировании устойчивости общества в целом. Определены перспективы концепции «умного города» и выявлены ее основные инструменты. Рассмотрены проблемы и особенности внедрения инструментов умного города, в частности больших данных, Интернета вещей и облачных вычислений. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00875 А

Abstract. The article substantiates the prospects for introducing the concept of “smart city” as a basis for sustainable development. The importance of the implementation of sustainable development goals in Russia and world countries has been determined. An understanding of a sustainable city and its role in shaping the sustainability of society as a whole has been formed. The perspectives of the “smart city” concept have been determined and its main tools have been identified. The problems and features of the implementation of smart city tools, in particular big data, the Internet of Things and cloud computing, are considered. The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of scientific project No. 20-010-00875 A.

Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивость, цифровой город, умный город, большие данные

Key words: sustainable development, resilience, digital city, smart city, big data

Урбанизация оказывает серьезное влияние на формирование устойчивого развития и на ограниченные ресурсы. Ежегодно городское население мира увеличивается на десятки миллионов человек и к 2030 достигнет 60% мирового населения [1]. Уже сейчас города потребляют более 75% мировых природных ресурсов. По оценкам, к 2050 году этот объем увеличится на 90 миллиардов тонн по сравнению с 40 миллиардами тонн в 2010 году [2]. Как необратимая глобальная тенденция, урбанизация связана с множеством изменений в экологических, экономических и социальных условиях жизни населения. Эти изменения открывают большие возможности для повышения устойчивости с точки зрения применения инновационных технологий для более эффективного использования ресурсов и более безопасного контроля над ними для сохранения биоразнообразия естественных экосистем и снижения нагрузки на их услуги. То есть, рациональное управление городскими территориями обладают потенциалом для максимального использования преимуществ урбанизации и компенсации ее негативных последствий. В частности, города стали центром усилий по переходу к более устойчивому, низкоуглеродному обществу, а многие городские органы власти или муниципальные агентства отстаивают инициативы экогородов или экорайонов.

В 2019 году Россия активизировала реализации повестки ООН по Целям устойчивого развития (ЦУР), в частности был сформирован Национальный набор показателей ЦУР, определены Национальные цели развития до 2030 года [3] с учетом заложенных показателей устойчивого развития. В 2020 году государственной службой статистки были рассчитаны региональные значения по ряду показателей ЦУР. Думается, что следующим этапом внедрения ЦУР станет городской уровень.

Обратимся к теории формирования «устойчивого города». Проектирование устойчивых городов будущего, основанных на уроках прошлого и предвидении проблем будущего, влечет за собой формулирование многоуровневого видения и этих ключевых принципов – энергетики, экологии, инфраструктуры, отходов, воды, пригодности для жизни, мобильности, доступности и т.д. Устойчивые города были ведущей глобальной парадигмой урбанизма, а экогорода – одной из наиболее популярных моделей устойчивого городского развития [4]. Полностью изменить модель городского развития и реализовать стратегию развития экогорода – это наиболее эффективный способ обеспечить устойчивое развитие [5]. Таким образом, проекты экогородов становятся все более популярными в политических и экологических исследованиях во всем мире [6.7]. Важно, чтобы современная экологическая цивилизация и экологическое восстановление направляли и управляли всей экономической и социальной деятельностью города. В частности, города стали центром усилий по переходу к более устойчивому, низкоуглеродному обществу.

В начале нового столетия развитие устойчивых городских округов, особенно районов экогородов, вызвало повышенный интерес и стало маршрутом расширения для многих растущих городов, а также для формирования устойчивости в искусственно созданных городах [8]. В это время основные усилия были направлены на формирование низкоуглеродных услуг общественного транспорта, передовых систем рециркуляции воды и отходов, а так же создание благоустроенных общественных парков. В последние 10 лет акценты сменились на создание и развитие «умных городов». Концепция умных городов сформировалась на стыке двух трендов: концепции цифровизации и процесса урбанизации.

Формально концепция «умных городов» берет свое начало с объявленной компанией IBM в 2009 г. концепции «Smarter Planet», одним из ее аспектов была инициатива «Smarter Cities» [9]. А в 2014 году Европейская экономическая комиссия сформулировала показатели умного устойчивого города и приступила к реализации инициативы. В рамках ее рассматривались вопросы внедрения информационных технологий в различные сферы управления городом. Позднее, в конце 2016 когда Генеральная Ассамблея ООН одобрила «Новую программу развития городов» [10]. В программе отмечается, «что города … сталкиваются с беспрецедентными угрозами в результате применения неустойчивых моделей потребления и производства, утраты биоразнообразия, давления на экосистемы, загрязнения окружающей среды, стихийных и антропогенных бедствий, а также изменения климата и связанных с ним рисков, которые подрывают усилия, направленные на искоренение нищеты во всех ее формах и проявлениях и на достижение устойчивого развития». Кроме того, программа определяет центральное место городов в воздействии на устойчивость.

Полагаем, что помимо ключевой задачи – повысить эффективность управления городской средой, концепция «Умного города» способствует повышению его устойчивости. Например, использование информационных технологий в управлении дорожным движением позволяет адаптировать сигналы светофоров к интенсивности транспортного трафика. Что в свою очередь снижает выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Иным примером может служить внедрение информационных технологий в систему жилищно-коммунального хозяйства по аналогии с системой «умный дом». В этом случае регулирование системы отопления можно будет адаптировать не только под погодные условия, но и с учетом возможности понижения температуры в помещении в период отсутствия граждан в них. А так же оперативно находить места протечек в центральных коммуникациях. Эти и другие аналогичные опции способствуют рациональному использованию ресурсов и формирует эколого-экономическую устойчивость города.

В России в рамках программы «Цифровой экономики Российской Федерации» разработан проект «Умный город». В настоящее время он реализуется как пилотный проект и планируется его внедрение в ряде регионов [11]. Проект включает следующие основные направления: городская среда, безопасный город, цифровое и городское управление, благосостояние людей и инвестиционный климат. На конец 2021 года на сайте проекта «Умный город» представлено уже 21 решение, хотя их активное внедрение пока не началось.

Остановимся на содержании концепции «умного города» и ее основных инструментах. Харрисон и соавторы определили умный город как оснащенный, взаимосвязанный и интеллектуальный город [12]. Другое определение Гиффингера и Гудруна предусматривает пять «умных» характеристик города, которые следует учитывать: экономика, управление, окружающая среда, люди, мобильность [13]. Чтобы реализовать и оценить умные города на практике, необходимо более глубокое понимание концепции «умного города», которое еще предстоит определить.

Чоураби Х и соавторы в числе первых исследователей предложили формирование умного города, учитывая необходимость объединения правительства, граждан, сообщества, экономики и базовой инфраструктуры с точки зрения политики, организации и технологий [14], но при этом не отразили потребности в технологической поддержки. Парутис и др. считает, что технологии обработки данных являются основополагающими для всех приложений умного города [15].

Основные преимущества «умного города» следующие.

  1. Эффективное использование ресурсов. Поскольку многие ресурсы становятся дефицитными или очень дорогими, важно интегрировать решения для лучшего и более контролируемого использования этих ресурсов. Например, внедрение технологических систем, таких как планирование ресурсов предприятия (ERP) или географическая информационная система (GIS) [16]. Благодаря действующим системам мониторинга будет легче обнаруживать точки отходов и лучше распределять ресурсы, одновременно контролируя расходы и сокращая потребление энергии и природных ресурсов. Кроме того, одним из важных аспектов приложений умного города является то, что они предназначены для обеспечения взаимодействия и сбора данных, что также может способствовать лучшему сотрудничеству между приложениями и услугами.
  2. Лучшее качество жизни: с лучшими услугами, более эффективными моделями работы и жизни и меньшими потерями (времени и ресурсов) жители умного города будут иметь лучшее качество жизни. Это результат лучшего планирования жилых / рабочих мест и локаций, более эффективных транспортных систем, более качественных и быстрых услуг, а также наличия достаточной информации для принятия обоснованного решения.
  3. Более высокий уровень прозрачности и открытости: потребность в улучшении управления и контроля над различными аспектами и приложениями умного города приведет к повышению функциональной совместимости и открытости на более высоких уровнях. Совместное использование данных и ресурсов станет нормой. Кроме того, это повысит информационную прозрачность для всех участников. Это будет способствовать сотрудничеству и общению между объектами и созданию большего количества услуг и приложений, которые еще больше улучшат умный город. Одним из примеров является правительство США, которое собрало и опубликовало широкий спектр данных для повышения прозрачности и открытости. Это дало гражданам и государственным учреждениям возможность эффективно обмениваться данными и использовать их [17].

Исследования системы построения умного города привели к систематическому пониманию технологий, необходимых для реализации умного города. Концепции умного города предполагает использование следующих инновационных и  информационных технологии: большие данные, Интернет вещей, облачные и мобильные вычисления [18].

В последнее время исследователи в большей степени сосредоточены на внедрении больших данных в управлении городским хозяйством. Большие данные – это структурированная и не структурированная информация большого объема данных, обрабатываемых горизонтально масштабируемыми программными инструментами для решения практических задач. Однако при внедрениb данного инструментария в городское управление может вызвать ряд проблем. Во-первых, необходимо продумать систему обмена информацией между различными управлениями. Каждое ведомство систематизирует и обрабатывает информацию, касающуюся их работы, и при этом неохотно делится ей с другими подразделениями. Во-вторых, все собираемые данные следует переводить в стандартизированные форматы для облегчения их обработки. В-третьих, требуется обеспечение безопасности и конфиденциальности передачи данных. В-четвертых, высокая стоимость внедрения и обслуживания системы обмена и обработки данными. Применение больших данных для поддержки умных городов сопряжено с трудностями; однако успешное внедрение выведет город далеко вперед с точки зрения того, насколько он прогрессивен.

Благодаря этой дальновидной доступности технологий множество стран по всему миру, таких как Южная Корея, США и ОАЭ, поощряются к созданию и поддержке умных городов. К самым успешным мировым примерам строительства «умных городов» с нуля можно отнести Сонгдо в Южной Корее, Масдар в ОАЭ. В Европе наиболее удачным примерам трансформации города в категорию «умных» можно отнести такие европейские города, как Барселона, Копенгаген, Вена и др. В России подобные принципы учитывались при строительстве Иннограда Сколково и Иннополиса в Республике Татарстан. Некоторые элементы «умного города» активно внедряются при строительстве новых кварталов в крупных российских городах (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Сочи и др.) [19].

Интернетом вещей (IoT) при реализации концепции «Умного города» называют связь между его объектами, а так же программы, которые помогают обмениваться информацией и принимать совместные решения. Примеры их применения можно увидеть в компонентах умного города, включая интегрированные сенсорные интеллектуальные транспортные системы, камеры в интеллектуальных системах мониторинга и так далее. Тем не менее, технологии Интернета вещей создают несколько проблем, таких как увеличение потребления энергии, токсичное загрязнение, а также электронные отходы в умных городах [20]. Поэтому во многих современных работах, посвященным Интренету вещей сделан акцент на внедрение экономичных устройств. Например, дроны могут играть важную роль в экологизации Интернета вещей. Он обеспечивает эффективное использование энергии и, следовательно, снижает энергопотребление устройств IoT. Для отправки данных на большие расстояния устройствам Интернета вещей требуется высокая мощность передачи. Следовательно, дрон может приближаться к устройствам IoT для сбора данных, обработки данных и отправки данных на другое устройство, находящееся в другом месте. Авторы [21] представили алгоритм для улучшения устройств IoT с помощью дронов, основанный на потреблении энергии, плотности датчиков, уровне риска полета и времени полета.

Следующий инструмент умного города ­ облачные и мобильные вычисления. Облачные вычисления – критически важная технология для физической инфраструктуры умных городов. Развертывание умных городов требует сочетания децентрализованного облака и распределенной сети с открытым исходным кодом. Услуги облачных вычислений необходимы для программных продуктов умного города. Поэтому огромные объемы разнородных данных, собираемых с различных устройств, окружающих умные города, требуют услуг облачных вычислений. Облачные вычисления обеспечивают неограниченное предоставление вычислительных услуг через Интернет и неограниченное хранилище информации. Доказано, что разные устройства (например, планшет, камера, ноутбук, мобильный телефон и т. д.) могут подключаться для сбора информации через облако. Реализация данной системы невозможна без распространения технологии 5G. Она нацелена на сокращение использования энергии, необходима для повышения надежности и улучшения связи между машинами и людьми, а так же обеспечивает более высокую скорость передачи данных. К проблемам реализации технологии 5G как основы для внедрения облачных вычислений относят опасения граждан относительно доступа к личным данным. Решить ее возможно созданием системы идентификации доступа к информации разного уровня секретности и создания более совершенных систем защиты данных.

Таким образом, в работе доказано, что с учетом современных тенденций урбанизации населения, города в ближайшей перспективе станут основным субъектом формирования эколого-экономической устойчивости. Процесс развития экологоориентированного управления городских хозяйством включал несколько стадий. Стадия цифровизации управления городом предполагала внедрение низкоуглеродных технологий и повторные использование отходов. Более совершенная концепция «умного города» ориентирована на использование информационно-коммуникативных технологий, которые позволят существенно снизить вредные выбросы в окружающую атмосферу, и сократят расходы ресурсов. Основными инструментами умного города являются большие данные, Интернет-вещей и облачные вычисления. Каждый из указанных инструментов имеет определенные препятствия, связанные с их внедрением. Полагаем, что в ближайшие десятилетия применение цифровых технологий будет способствовать формировать устойчивые города и общество в целом.

Список источников

  1. Алешкина Т. Будущее в городах// Режим доступа https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2017/05/24/691328-buduschee-gorodah (дата обращения: 24.12.2021).
  2. Swilling M. et al. The weight of cities: Resource requirements of future urbanization //IRP Reports. – 2018. Режим доступа https://stg-wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/31623/TWOCpdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 20.12.2021).
  3. Указ Президента РФот 07.2020 № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”.
  4. Bibri S. E., Krogstie J. A novel model for data-driven smart sustainable cities of the future: A strategic roadmap to transformational change in the era of big data //Future Cities and Environment. – 2021. – Т. 7. – №. DOI: http://doi.org/10.5334/fce.116
  5. Platt R. H. Toward ecological cities: adapting to the 21st century metropolis //Environment: Science and Policy for Sustainable Development. – 2004. – Т. 46. – №. 5. – С. 10-27. DOI: https://doi.org/10.1080/00139150409604388
  6. Caprotti F. Critical research on eco-cities? A walk through the Sino-Singapore Tianjin Eco-City, China //Cities. – 2014. – Т. 36. – С. 10-17. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cities.2013.08.005
  7. Mersal A. Eco city Challenge and opportunities in transferring a city in to green city //Procedia Environmental Sciences. – 2017. – Т. 37. – С. 22-33. DOI: https://doi.org/10.1016/j.proenv.2017.03.010.
  8. Joss S., Molella A. P. The eco-city as urban technology: Perspectives on Caofeidian international eco-city (China) //Journal of Urban Technology. – 2013. – Т. 20. – №. 1. – С. 115-137. DOI: https://doi.org/10.1080/10630732.2012.735411
  9. IBM builds a smarter planet Режим доступа https://www.ibm.com/smarterplanet/us/en/ (дата обращения: 20.12.2021).
  10. Новая Программа Развития Городов Русский 2017 ISBN: 978-92-1-132737-3 https://habitatorg/wp-content/uploads/NUA-Russian.pdf
  11. Приказ Минстроя России от 4 февраля 2019 г. № 80/пр «Об организации исполнения ведомственного проекта Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по цифровизации городского хозяйства «Умный город» и о порядке организации в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отбора муниципальных образований в целях реализации пилотных проектов в рамках ведомственного проекта Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по цифровизации городского хозяйства «Умный город».
  12. Harrison C. et al. Foundations for smarter cities //IBM Journal of research and development. – 2010. – Т. 54. – №. – С. 1-16. DOI: https://doi.org/10.1147/JRD.2010.2048257
  13. Giffinger R., Gudrun H. Smart cities ranking: an effective instrument for the positioning of the cities? //ACE: architecture, city and environment. – 2010. – Т. 4. – №. 12. – С. 7-26. DOI: https://doi.org/5821/ace.v4i12.2483
  14. Chourabi H. et al. Understanding smart cities: An integrative framework //2012 45th Hawaii international conference on system sciences. – IEEE, 2012. – С. 2289-2297. DOI: https://doi.org/1109/HICSS.2012.615
  15. Paroutis S., Bennett M., Heracleous L. A strategic view on smart city technology: The case of IBM Smarter Cities during a recession //Technological Forecasting and Social Change. – 2014. – Т. 89. – С. 262-272. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2013.08.041
  16. Al-Hader M., Rodzi A. The smart city infrastructure development & monitoring //Theoretical and Empirical Researches in Urban Management. – 2009. – Т. 4. – №. 2 (11. – С. 87-94. Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/24872423 (дата обращения: 20.12.2021).
  17. Al Nuaimi E. et al. Applications of big data to smart cities //Journal of Internet Services and Applications. – 2015. – Т. 6. – №. – С. 1-15. DOI: https://doi.org/10.1186/s13174-015-0041-5
  18. Nam T., Pardo T. A. Smart city as urban innovation: Focusing on management, policy, and context //Proceedings of the 5th international conference on theory and practice of electronic governance. – 2011. – С. 185-194. DOI: https://doi.org/10.1145/2072069.2072100
  19. Долгих B. И., Ерлич В. А., Кузнецова П. О. Факторы, определяющие потенциал устойчивого развития российских городов: инструменты внешней оценки и новые вызовы // Устойчивое развитие городов: коллективная монография / под ред. К. В. Папенова, С. М. Никонорова, К. С. Ситкиной. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2019. — 288 с.
  20. Almalki F. et al. Green IoT for eco-friendly and sustainable smart cities: future directions and opportunities //Mobile Networks and Applications. – 2021. – С. 1-25. DOI: https://doi.org/10.1007/s11036-021-01790-w
  21. Yoo S. J. et al. Flying path optimization in UAV-assisted IoT sensor networks //ICT Express. – 2016. – Т. 2. – №. – С. 140-144. DOI: https://doi.org/10.1016/j.icte.2016.08.005

References

  1. Aleshkina T. Budushhee v gorodax// Rezhim dostupa https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2017/05/24/691328-buduschee-gorodah (data obrashheniya: 24.12.2021).
  2. Swilling M. et al. The weight of cities: Resource requirements of future urbanization //IRP Reports. – 2018. Режим доступа https://stg-wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/31623/TWOCpdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 20.12.2021).
  3. Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 № 474 “O nacional`ny`x celyax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda”.
  4. Bibri S. E., Krogstie J. A novel model for data-driven smart sustainable cities of the future: A strategic roadmap to transformational change in the era of big data //Future Cities and Environment. – 2021. – Т. 7. – №. DOI: http://doi.org/10.5334/fce.116
  5. Platt R. H. Toward ecological cities: adapting to the 21st century metropolis //Environment: Science and Policy for Sustainable Development. – 2004. – Т. 46. – №. 5. – С. 10-27. DOI: https://doi.org/10.1080/00139150409604388
  6. Caprotti F. Critical research on eco-cities? A walk through the Sino-Singapore Tianjin Eco-City, China //Cities. – 2014. – Т. 36. – С. 10-17. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cities.2013.08.005
  7. Mersal A. Eco city Challenge and opportunities in transferring a city in to green city //Procedia Environmental Sciences. – 2017. – Т. 37. – С. 22-33. DOI: https://doi.org/10.1016/j.proenv.2017.03.010.
  8. Joss S., Molella A. P. The eco-city as urban technology: Perspectives on Caofeidian international eco-city (China) //Journal of Urban Technology. – 2013. – Т. 20. – №. 1. – С. 115-137. DOI: https://doi.org/10.1080/10630732.2012.735411
  9. IBM builds a smarter planet Режим доступа https://www.ibm.com/smarterplanet/us/en/ (дата обращения: 20.12.2021).
  10. Novaya Programma Razvitiya Gorodov Russkij 2017 ISBN: 978-92-1-132737-3 https://habitat3.org/wp-content/uploads/NUA-Russian.pdf
  11. Prikaz Minstroya Rossii ot 4 fevralya 2019 g. № 80/pr «Ob organizacii ispolneniya vedomstvennogo proekta Ministerstva stroitel`stva i zhilishhno-kommunal`nogo xozyajstva Rossijskoj Federacii po cifrovizacii gorodskogo xozyajstva «Umny`j gorod» i o poryadke organizacii v Ministerstve stroitel`stva i zhilishhno-kommunal`nogo xozyajstva Rossijskoj Federacii otbora municipal`ny`x obrazovanij v celyax realizacii pilotny`x proektov v ramkax vedomstvennogo proekta Ministerstva stroitel`stva i zhilishhno-kommunal`nogo xozyajstva Rossijskoj Federacii po cifrovizacii gorodskogo xozyajstva «Umny`j gorod».
  12. Harrison C. et al. Foundations for smarter cities //IBM Journal of research and development. – 2010. – Т. 54. – №. – С. 1-16. DOI: https://doi.org/10.1147/JRD.2010.2048257
  13. Giffinger R., Gudrun H. Smart cities ranking: an effective instrument for the positioning of the cities? //ACE: architecture, city and environment. – 2010. – Т. 4. – №. 12. – С. 7-26. DOI: https://doi.org/5821/ace.v4i12.2483
  14. Chourabi H. et al. Understanding smart cities: An integrative framework //2012 45th Hawaii international conference on system sciences. – IEEE, 2012. – С. 2289-2297. DOI: https://doi.org/1109/HICSS.2012.615
  15. Paroutis S., Bennett M., Heracleous L. A strategic view on smart city technology: The case of IBM Smarter Cities during a recession //Technological Forecasting and Social Change. – 2014. – Т. 89. – С. 262-272. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2013.08.041
  16. Al-Hader M., Rodzi A. The smart city infrastructure development & monitoring //Theoretical and Empirical Researches in Urban Management. – 2009. – Т. 4. – №. 2 (11. – С. 87-94. Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/24872423 (дата обращения: 20.12.2021).
  17. Al Nuaimi E. et al. Applications of big data to smart cities //Journal of Internet Services and Applications. – 2015. – Т. 6. – №. – С. 1-15. DOI: https://doi.org/10.1186/s13174-015-0041-5
  18. Nam T., Pardo T. A. Smart city as urban innovation: Focusing on management, policy, and context //Proceedings of the 5th international conference on theory and practice of electronic governance. – 2011. – С. 185-194. DOI: https://doi.org/10.1145/2072069.2072100
  19. Dolgix B. I., Erlich V. A., Kuzneczova P. O. Faktory`, opredelyayushhie potencial ustojchivogo razvitiya rossijskix gorodov: instrumenty` vneshnej ocenki i novy`e vy`zovy` // Ustojchivoe razvitie gorodov: kollektivnaya monografiya / pod red. K. V. Papenova, S. M. Nikonorova, K. S. Sitkinoj. — M.: E`konomicheskij fakul`tet MGU imeni M. V. Lomonosova, 2019. — 288 s.
  20. Almalki F. et al. Green IoT for eco-friendly and sustainable smart cities: future directions and opportunities //Mobile Networks and Applications. – 2021. – С. 1-25. DOI: https://doi.org/10.1007/s11036-021-01790-w
  21. Yoo S. J. et al. Flying path optimization in UAV-assisted IoT sensor networks //ICT Express. – 2016. – Т. 2. – №. – С. 140-144. DOI: https://doi.org/10.1016/j.icte.2016.08.005

Для цитирования: Малышев А.А., Коробкова Н.А., Солодков Н.Н. Перспективы внедрение концепции умных городов как основа устойчивого развития // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-71/

© Малышев А.А., Коробкова Н.А., Солодков Н.Н., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.