Московский экономический журнал 12/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 338.2

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10769

ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ РАСЧЕТА ЗАТРАТ ПРИ УПРАВЛЕНИИ СТОИМОСТИ ПРОЕКТА

INCREASING THE ACCURACY OF COST CALCULATION IN PROJECT COST MANAGEMENT

Гарина Екатерина Петровна, к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, E-mail: garina_eps@mininuniver.ru

Гарин Александр Петрович, к.э.н., доцент кафедры технологий сервиса и технологического образования, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, E-mail: garin_ap.@mininuniver.ru

Бацына Яна Валерьевна, к.с.н., доцент кафедры товароведения, сервиса и управления качеством, «Институт пищевых технологий и дизайна» – филиал «Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», E-mail: yanabatsyna@gmail.com

Garina Ekaterin Petrovna, Ph.D .,Associate Professor of the Department of Enterprise Economics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: garina_eps@mininuniver.ru

Garin Alexander Petrovich, Ph.D .,Associate Professor of the Department of service technologies and technological education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: garin_ap.@mininuniver.ru

Batsyna Yana Valerievna, Ph.D., Associate Professor of the Department of Commodity Science, Service and Quality Management, State Educational Institution of Higher Professional Education Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, E-mail: yanabatsyna @ gmail.com

Аннотация. Информация о стоимости, о подходах, используемых при формировании затрат жизненно важна для эффективного принятия решений. Таким образом, можно утверждать, что накопление и учет расходов с последующим расчетом стоимости проекта представляют собой важные и существенные моменты для эффективного управления бизнесом, определяя актуальность темы исследования: управление стоимостью проекта определяет факт, что проект будет реализован с эффективностью, близкой к запланированным значениям. В статье разработана методика управления стоимостью проектов при реализации концепции развития потенциала территории: включает две группы, состоящих из показателей конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ по проектам и показателей потенциала роста добавленной стоимости проекта в части производственного-технологического задела. Расширена система управления стоимостью проектов посредством повышения точности расчета затрат за счет использования метода иерархического регрессионного анализа для количественной оценки факторов, влияющих на затраты, предложены две модели расчета затрат на обслуживание, основанные на линейной регрессии и анализе временных рядов. Метод анализа временных рядов был использован для получения модели для прогнозирования инженерных величин на основе стандартизованных технических показателей. Авторские модели: 1) включают факторы дополнительной подготовки к работам как: стоимость земляных работ, стоимость дренажа и необходимость или нет промышленных установок для его восстановления; 2) при анализе и систематизации затрат на подготовительные работы учитывают приращение стоимости (приобретаемой ценности) по отдельным видам работ.

Abstract. Information about the cost, about the approaches used in the formation of costs is vital for effective decision-making. Thus, it can be argued that the accumulation and accounting of costs with the subsequent calculation of the project cost are important and essential points for effective business management, determining the relevance of the research topic: project cost management determines the fact that the project will be implemented with efficiency close to the planned values. The article developed a methodology for managing the cost of projects when implementing the concept of developing the potential of the territory: it includes two groups consisting of indicators of design solutions (elements) and complexes (types) of work on projects and indicators of the potential for growth in the added value of a project in terms of production and technological reserve. The project cost management system has been expanded by increasing the accuracy of calculating costs by using the method of hierarchical regression analysis to quantify the factors affecting costs, two models for calculating service costs based on linear regression and time series analysis are proposed. The time series analysis method was used to obtain a model for predicting engineering quantities based on standardized technical indicators. The author’s models: 1) include factors of additional preparation for work such as: the cost of earthworks, the cost of drainage and whether or not industrial installations are necessary for its restoration; 2) when analyzing and systematizing the costs of preparatory work, the increment in value (acquired value) for certain types of work is taken into account.

Ключевые слова: точность расчета затрат, приращение стоимости, инструментарий оценки стоимости

Key words: accuracy of cost calculation, cost increment, cost estimation toolkit

Улучшение системы управления стоимостью проектов возможно посредством повышения точности расчета затрат на капитальный ремонт и строительство. Для этого в исследовании предлагается использовать метод иерархического регрессионного анализа для количественной оценки факторов, влияющих на затраты. Одним из наиболее часто используемых методов исследования и моделирования существующих отношений между различными переменными процесса является линейный регрессионный анализ [1,8]. В линейной регрессии функции, которые соответствуют существующим данным, имеют следующий вид: Y = b0 + b1X1 + b2X2 +. . . + bkXk + e Это уравнение связывает одну зависимую переменную Y с несколькими независимыми переменными X1, X2 ,. . . Хк. Переменная – это то, величина которой может изменяться, то есть что-то, что может принимать разные значения. Член b0 представляет точку пересечения прямой с вертикальной осью, а bk – наклон. E представляет собой совокупное влияние любых переменных, пропущенных в модели, которые также могут повлиять на Y. Цель регрессии – получить параметры b1, b1,. . ., bk, которые наилучшим образом соответствуют имеющимся данным. R-квадрат (R2) измеряет степень эффективности корректировки модели. Это производительность модели, и его значение варьируется от 0 до 1 [2]. Чем ближе к 1, это означает, что независимые переменные лучше описывают изменение. в зависимой переменной. Когда R2 близко к нулю, это означает, что независимые переменные, рассматриваемые в модели, не имеют линейной связи с зависимой переменной [9].

Выборка включает бюджеты работ по проектам организации за последние три года. Основным источником информации служит единая тендерная документация, то есть ведомость работ, составляющая ее неотъемлемую часть.

Исходные допущения: работы проходят на объектах с аналогичными геометрическими характеристиками, обрамленных классами II и III. Технические и эксплуатационные характеристики: проектная скорость: 50 км / ч – 1 участок; 60 км / ч – 10 участков; 70 км / ч – 2 части; 80 км / ч – 4 участка. Категория дорог: класс III – 14 участков и класс II – 3 участка. Площадка земляных работ: насыпь = наибольшая 11 м, 2 секции по 12 м; разрез = 12 м, колея качения: 7 м. Все работы относятся к мощению существующих дорог. Средняя цена за километр строительства, за километр восстановления дорог соответствует общероссийской. Процентное содержание основных элементов в ценах за единицу дорожного покрытия [3,5]: материалы 74%; труд 3%; оборудование 19% x 47% = 8,9%; логистика 4% x 47% = 1,9%; итого – 47%. В продолжение анализа данных с помощью инструментов статистики была оценена модель, которая позволит делать выводы, то есть прогнозировать цены на 1 километр.

При анализе работ по капитальному ремонту дороги использовались следующие переменные [7]: Зависимая переменная: Y – стоимость капитального ремонта / км. Независимые переменные: X1 = DMT – среднее расстояние транспортировки гравия; X2 – тип покрытия (фиктивная переменная): CBUQ = 1, TSD или TTS = 0. X3 – стоимость земляных работ / км. X4 – стоимость мощения / км. X5 – иные факторы (фиктивная переменная): имеет значение = 1; не имеет = 0. Переменная «Класс шоссе» была протестирована: «Класс II = 1» и «Класс III = 0», но из-за небольшой разницы в геометрических характеристиках собранных данных между ними, она изначально была исключена из модели. Это происходит из-за того, что в данных нет вариаций, таких как однополосная или двухполосная, которые существенно повлияли бы на результат. Также были включены переменные затраты на дренаж / км, которые не являются значимыми. Необходимость применения переменной «дорожное покрытие», как значимой для модели, также должна быть основана на конструкциях дорожного покрытия, принятых в проекте для каждого участка. Еще один фактор, который может иметь значение, – это трафик, который влияет на выбор типа используемого покрытия.

Корректировка уравнения дала коэффициент детерминации R2 0,928, что является «хорошим» значением, при этом коэффициенты независимых переменных X3, X4 и X5 являются статистически значимыми. Большее значение придается переменной X3 – стоимость земляных работ / км, за которой следует переменная X4 – стоимость дорожного покрытия / км и фиктивная переменная X5 – иные факторы. Остальные были исключены, поскольку не имеет значения для модели.

В результате расчетов получена следующая зависимость: Модель для строительства дороги: Y = 1,641 X3 + 0,955X4 + 43,161 X5   ; Модель капитального ремонта дороги: Y = 77 005,10 + 3,34 X4 + 21, 639 X5, где переменные: Y – стоимость строительства автомагистрали / км; X3 – стоимость земляных работ / км; X4 – стоимость мощения / км; X5 – иные факторы (фиктивная переменная).

Важность земляных работ в модели объясняется различиями в топографии разрезов, несмотря на то, что все они находятся в холмистой области. Наличие большего объема вырубки означает значительное увеличение общей стоимости дороги за километр. Чтобы оценить значения, соответствующие X3 и X4, важно проанализировать максимальные и минимальные значения этих переменных в данных выборки. X3 варьируется от 10 852,44 до 181 243,38 у.е., при этом среднее значение составляет 74 719,20 у.е., а стандартное отклонение составляет 41 792,32 у.е.. X4 имеет в среднем 186 695,56 у.е. и отклонение в 29 197,78 у.е.

Используя средние данные X3, X4 в модели, получается 344 069,93 у.е., учитывая наличие OAE на участке. При отсутствии мостов или путепроводов, смета составляет 300 908,47 у.е.

В рамках исследования был проведен анализ доли затрат указанных затратных групп в общей предложенной цене реализации [4,6,11]. Это подтвердило, что работы по устройству проезжей части и благоустройству имеют наибольшее влияние на общую стоимость, в диапазоне от 22,24% до 100% (только два случая, когда планировались только эти два вида работ). Более ранние исследования включали аналогичный анализ, но только для проектов, реализуемых организацией.

Исследование вопроса позволило выявить существенный недостаток проектной деятельности в отрасли – несовершенное ценообразование на выполнение работ, предусмотренных предметом муниципального контракта. Российская практика определения стоимости строительства участка автомобильной дороги подразумевает умножение стоимости километра, равной цен контракта на протяженность построенного участка. В сравнении с альтернативной международной практикой, данный способ некорректен.

Улучшение системы управления стоимостью дорожно-строительных проектов возможно посредством повышения точности расчета затрат на капитальный ремонт и строительство объектов.

Список источников

  1. Земсков П.И. Управление стоимостью инвестиционно-строительного проекта с учетом институциональных факторов:автореф. канд.экон.наук. Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 2017, 22 с.
  2. Жигалова, В.Н. Оценка стоимости бизнеса: учебное пособие / В.Н. Жигалова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР). – 2-е изд., доп. – Томск : Эль Контент, 2016. – 216 с.
  3. Инвестиционное проектирование: учебник / Р.С. Голов, К.В. Балдин, И.И. Передеряев, А.В. Рукосуев. – 4-е изд. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 366 с.
  4. Керимов, В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: учебник / В.Э. Керимов. – 9-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 384 с.
  5. Козлова Е.П. Методология управления проектной деятельностью предприятия в условиях цифровизации // Математика и математическое моделирование: сборник материалов XIV Всероссийской молодежной научно-инновационной школы. 2020. С. 195-196
  6. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С.5
  7. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 6. № 3. С. 9
  8. Олейникова Н.Н. Формирование риск-ориентированной стоимости инвестиционно-строительных проектов: автореф. канд.экон.наук. Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 2016, 23 с.
  9. Основы управления проектами : [учеб. пособие] / Л. Н. Боронина, З. В. Сенук; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015, 112с.
  10. Романовская Е.В., Бакулина Н.А. Системы управления затратами // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2021. С. 144-147
  11. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®). — Пятое издание. ProjectManagementInstitute, Inc., 2013, 614 с.

References

  1. Zemskov P.I. Upravlenie stoimost`yu investicionno-stroitel`nogo proekta s uchetom institucional`ny`x faktorov:avtoref. kand.e`kon.nauk. Moskva: Rossijskij e`konomicheskij universitet imeni G.V. Plexanova», 2017, 22 s.
  2. Zhigalova, V.N. Ocenka stoimosti biznesa: uchebnoe posobie / V.N. Zhigalova; Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, Tomskij Gosudarstvenny`j Universitet Sistem Upravleniya i Radioe`lektroniki (TUSUR). – 2-e izd., dop. – Tomsk : E`l` Kontent, 2016. – 216 s.
  3. Investicionnoe proektirovanie: uchebnik / R.S. Golov, K.V. Baldin, I.I. Perederyaev, A.V. Rukosuev. – 4-e izd. – Moskva : Izdatel`sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2016. – 366 s.
  4. Kerimov, V.E`. Uchet zatrat, kal`kulirovanie i byudzhetirovanie v otdel`ny`x otraslyax proizvodstvennoj sfery`: uchebnik / V.E`. Kerimov. – 9-e izd., pererab. i dop. – Moskva: Izdatel`sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2017. – 384 s.
  5. Kozlova E.P. Metodologiya upravleniya proektnoj deyatel`nost`yu predpriyatiya v usloviyax cifrovizacii // Matematika i matematicheskoe modelirovanie: sbornik materialov XIV Vserossijskoj molodezhnoj nauchno-innovacionnoj shkoly`. 2020. S. 195-196
  6. Smirnova Zh.V., Kochnova K.A. Obuchenie sotrudnikov servisny`x predpriyatij s ispol`zovaniem informacionny`x texnologij // Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T. 7. № 1 (26). S.5
  7. Smirnova Zh.V., Krasikova O.G. Sovremenny`e sredstva i texnologii ocenivaniya rezul`tatov obucheniya // Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T. 6. № 3. S. 9
  8. Olejnikova N.N. Formirovanie risk-orientirovannoj stoimosti investicionno-stroitel`ny`x proektov: avtoref. kand.e`kon.nauk. Moskva: Rossijskij e`konomicheskij universitet imeni G.V. Plexanova», 2016, 23 s.
  9. Osnovy` upravleniya proektami : [ucheb. posobie] / L. N. Boronina, Z. V. Senuk; M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federacii, Ural. feder. un-t. – Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2015, 112s.
  10. Romanovskaya E.V., Bakulina N.A. Sistemy` upravleniya zatratami // Social`ny`e i texnicheskie servisy`: problemy` i puti razvitiya: sbornik statej po materialam VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mininskij universitet. 2021. S. 144-147
  11. Rukovodstvo k Svodu znanij po upravleniyu proektami (Rukovodstvo PMBOK®). — Pyatoe izdanie. ProjectManagementInstitute, Inc., 2013, 614 s. 

Для цитирования: Гарина Е.П., Гарин А.П., Бацына Я.В. Повышение точности расчета затрат при управлении стоимости проекта // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL:  https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-63/

© Гарина Е.П, Гарин А.П., Бацына Я.В., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.