Московский экономический журнал 12/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10749

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗОВ

FORMATION OF THE WORLDVIEW OF FUTURE ENTREPRENEURS AMONG STUDENTS OF ECONOMIC FACULTIES OF UNIVERSITIES

Мурзагалина Гульназ Миннуловна, кандидат экономических наук, кафедра экономики и управления, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, g.m.murzagalina@strbsu.ru

Murzagalina Gulnaz Minnulovna, Sterlitamak Branch of the Bashkir State University

Клычкова Ольга Владимировна, старший преподаватель, Российский государственный университет туризма и сервиса, Подольск

Klychkova Olga Vladimirovna, Senior Lecturer, Russian State University of Tourism and Service, Podolsk

Афанасьев Ньургун Вячеславович,  кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Фольклор и культура» Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, n.v.afanasev@mail.ru

Afanasyev Nyurgun Vyacheslavovich,  Head of the Department of Folklore and Culture of the Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov

Беляева Юлия Александровна, ФГБОУ ВО “Санкт-Петербургский государственный аграрный университет”, juliebeliaeva@yandex.ru

Belyaeva Yulia Alexandrovna, St. Petersburg State Agrarian University

Филиппова Ольга Владимировна, кафедра иностранных языков и культуры речи, Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет, olgaphilippova@yandex.ru

Filippova Olga Vladimirovna, Saint-Petersburg State Agrarian University

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования мировоззрения будущих предпринимателей у студентов экономических факультетов вузов. Автор отмечает, что  будущим выпускникам вузов предстоит столкнуться с огромным и постоянно растущим числом открытых, сложных, динамических и сетевых проблем в своей будущей карьере. Так, выпускники будут работать во многих различных секторах, где получают развития инновационные подходы – следовательно, такие отрасли требуют нового типа навыков и способов мышления. Соответственно, выпускникам вузов потребуется требуется больше, чем просто явные и процедурные типы знаний, чтобы добиться успеха в сегодняшнем меняющемся технологическом, политическом и социальном климате.  Соответственно, развитие навыков предпринимательского мышления – важная задача каждого будущего специалиста с высшим образованием. Это позволит выпускникам адаптироваться к меняющимся потребностям рынка и представлять интерес для работодателей в различных отраслях экономики. 

Abstract. The article discusses the features of the formation of the worldview of future entrepreneurs among students of economic faculties of universities. The author notes that future university graduates will have to face a huge and constantly growing number of open, complex, dynamic and network problems in their future careers. Thus, graduates will work in many different sectors where innovative approaches are being developed – therefore, such industries require a new type of skills and ways of thinking. Accordingly, university graduates will need more than just explicit and procedural types of knowledge to succeed in today’s changing technological, political and social climate. Accordingly, the development of entrepreneurial thinking skills is an important task for every future specialist with a higher education. This will allow graduates to adapt to the changing needs of the market and be of interest to employers in various sectors of the economy.

Ключевые слова:  предпринимательское мировоззрение, студенты экономических факультетов вузов, процесс формирования

Keywords: entrepreneurial worldview, students of economic faculties of universities, the process of formation

В  недалеком прошлом исследования в области обучения предпринимательству были сосредоточены на том, как преодолеть миф о том, что предприниматели рождаются, а не становятся[2]. Эта дискуссия была сосредоточена вокруг подхода, основанного на характеристиках, а не на компетенциях. Подход, основанный на чертах характера, утверждает, что отдельные личности предприниматели рождаются, при этом, они обладают  уникальными врожденными навыками, приобрести которые нельзя.

Однако компетентностный подход утверждает, что в процессе обучения в вузе можно развивать предпринимательские навыки  и обучать предпринимательству. В поддержку подхода, основанного на чертах характера, некоторые исследования выявили различия в личностных качествах предпринимателей по сравнению с менеджерами (например, склонность к риску, мотивация к достижениям и пр. В целом, можно утверждать, что успешные будущие предприниматели могут обладать некоторыми врожденными качествами, однако личностные черты не полностью объясняют предпринимательскую активность и  предпринимательский успех.  Например, люди не рождаются со знанием того, как составлять бизнес-план или как определять возможности развития фирмы на перспективу. Этим навыкам можно научить и развить в процессе преподавания различных предметов в вузе [1].

Ранние педагогические методы развития предпринимательских навыков включали традиционные подходы, такие как лекции, и были нацелены на начинающих предпринимателей. Такие методы подчеркивают бихевиористскую парадигму, основанную на передаче и воспроизведении знаний, поощряя пассивность в обучении учащихся. Отход от этих пассивных методов означал большее признание того, что предприниматели учатся на собственном опыте, будь он положительным или отрицательным.

В 2000-х годах появилось больше практического обучения, когда в предпринимательском образовании акцент стал делаться на реальные возможности и опыт как на эффективный метод обучения. Проблемное обучение, открытие бизнеса студентами, практические примеры и моделирование реальных бизнес-ситуаций были названы ключевыми педагогическими методами. Эти методы способствуют активному обучению посредством решения реальных проблем, что позволяет легче перенести знания и обучение в реальный мир. 

Кроме того, эти методы внесли экспериментальный элемент, которого не хватает традиционной педагогике. Ученые подчеркивают, что экспериментирование важно, поскольку оно позволяет учащемуся проверять и подтверждать различные предположения, а затем извлечь уроки из результатов этих экспериментов. Таким образом, роль студента становится все более активной, при обучении в вузах все чаще применяются практические подходы и обучение на практике, в то время как инструктор все чаще исполняет роль фасилитатора в процессе обучения студентов.

Эти методы активного обучения отражают как конструктивистский, так и экспериментальный подход к преподаванию и обучению. Во-первых, конструктивистский подход заключает, что обучение предполагает активное участие в построении нового понимания. Соответственно, теория экспериментального обучения определяет обучение как процесс, посредством которого знания создаются посредством преобразования опыта [4]. 

Эмпирическое обучение – это целостная интегративная перспектива, сочетающая в себе опыт, восприятие, познание и поведение. В процессе практического обучения студенты получают конкретный опыт, который позволяет рефлексивно наблюдать за ситуацией. За этим размышлением следует абстрактная концептуализация (т. е. стадия мышления), которая подталкивает студентов к действию (т. е. стадия активного экспериментирования). Взятые вместе, оба подхода подчеркивают центральную роль учащегося как активного участника процесса обучения. Такие подходы способствуют глубокому обучению, при котором учащиеся познают новое, активно участвуя в процессе обучения. 

Хотя исследователи выступают за использование более ориентированных на действия и экспериментальных педагогических методов в обучении предпринимательству, показатели результатов, используемые для оценки эффективности обучения предпринимательству, могут не подходить. Например, одно из исследований было сосредоточено на понимании взаимосвязи между предпринимательским образованием и намерением или отношением к предпринимательской деятельности [3].

Поскольку предпринимательские намерения людей (EI) часто используются для прогнозирования предпринимательской активности, EI стал ключевым критерием результатов для курсов по предпринимательству.

Интересно, что результаты относительно влияния обучения предпринимательству на EI студентов были неоднозначными:  одни авторы считают, что данный показатель растет, другие – что он уменьшается, третьи отметили статичное состояние показателя [3].

Метаанализ, изучающий взаимосвязь между предпринимательским образованием и EI, обнаружил небольшую положительную взаимосвязь, которая перестала иметь значение при контроле начального EI студентов Исследователи утверждали, что первоначальные убеждения и предшествующее знакомство с предпринимательством могут иметь более сильное влияние на уровень EI, чем сам курс предпринимательства. Таким образом, EI не может быть подходящей мерой оценки эффективности. 

Кроме того, EI  позволяет определить, смог ли курс обучения предпринимательству успешно передать студентам знания и навыки, необходимые для навигации в сложной  предпринимательской среде. Другими словами, узкая ориентация на EI студентов упускает из виду основные компетенции и навыки, необходимые для того, чтобы стать успешным предпринимателем [3]. 

Чтобы расширить показатели результатов развития предпринимательских навыков у студентов за пределы EI, необходимо четко определить и разграничить конкретные предпринимательские навыки, которые требуются в современном обществе. Кроме того, нужно признать, что не все студенты станут предпринимателями, и многие не заинтересованы в этом. Тем не менее, современные организации постоянно вводят новшества и меняются, что требует от руководителей и сотрудников способности адаптироваться к изменениям, применять в работе творческий подход, проявлять терпимость к изменениям и способности решать сложные проблемы. Соответственно, важно осознавать ценность этих навыков для студентов  экономических факультетов современных вузов в рамках практически всех дисциплин, и не только для тех, кто  планирует заниматься в будущем  предпринимательством [4]. 

В литературе было проведено исследование особенностей развития и проявления предпринимательских навыков у студентов вузов.  В соответствии с этим, были выделены основные  навыки,  формирование которых осуществляется на основе развития предпринимательского мышления [3].

  1. Умение решить возникающие проблемы. Данный навык включает  три основных составляющих:

1) определение возможностей, которое связано с воображением и способностью определять возможности для создания ценности;

2) проявление инициативы, с помощью которого предприниматели стремятся достичь целей;

3) мобилизация ресурсов, которая включает сбор и управление ресурсами. 

В качестве дополнительной здесь называется способность собрать необходимые ресурсы для реализации решения. Вместе эти навыки описывают ключевые аспекты решения проблем (т. е. определение проблемы, поиск решений и выполнение плана решения проблемы).

  1. Умение действовать в условиях неопределенности. В последнее время эта тема приобрела большее значение для успешной бизнес-стратегии в связи с глобальной пандемией Covid-19 и постоянно растущими проблемами, которые трансформируют уже существующие бизнес-модели. Данный навык помогает предпринимателям принимать решения в неожиданных ситуациях, которые являются обычными в предпринимательском контексте. 
  2. Уметь проявлять творчество в среде с ограниченными ресурсами. Творчество с ограниченными ресурсами было еще одной темой, которая стала важной компетенцией.  Данный навык развивает способность придумывать несколько новых идей о том, как улучшить бизнес-модель, быстро и дешево протестировать эти идеи.
  3. Уметь давать обратную связь. В данном разрезе очень важным выступает развитие двух компетенций. Первая – это оценка предпринимательских идей, которая требует способности прислушиваться к мнению других и решать, как лучше всего реализовать идею. 

Вторая – это мотивация и настойчивость, которые помогают предпринимателям оставаться сосредоточенными и не сдаваться в ситуациях, когда они получают негативные или противоречивые точки зрения от других. 

  1. Уметь работать в команде. Данная компетенция отражается в следующих навыках:

1) мобилизация других, что является лидерской компетенцией, которая помогает предпринимателям вдохновлять последователей на принятие их идей;

 2)  организация работы в коллективе, то есть способность работать совместно с единомышленниками. Соответственно, реализуется командный подход, который подчеркивает сотрудничество и возможность коллективно решать возникающие проблемы.

Таким образом, можно заключить, что  развитие  предпринимательского мышления в процессе обучения студентов экономических факультетов будет способствовать не только развитию врожденных предпринимательских навыков  студентов, но  и  формированию у них компетенций,  предполагающих  расширение спектра предпринимательских возможностей, которые в будущем позволят таким выпускникам  сделать карьеру в бизнесе и стать успешными предпринимателями в различных сферах экономики страны.

Список источников

  1. Михайленко Т. В. Модель развития предпринимательского мышления в процессе обучения менеджеров // Человек. Спорт. Медицина. 2007. №16 (71).
  2. Чернышева Т.Л. Развитие предпринимательского мышления как миссия опорного университета // Российское предпринимательство. 2017. №21.
  3. J Bae, S. Qian, C. Miao, J.O. Fiet The relationship between entrepreneurship education and entrepreneurial intentions: A meta-analytic review Entrepreneurship Theory and Practice, 38 (2) (2014), pp. 217-254
  4. H. Davis, J.A. Hall, P.S. Mayer Developing a new measure of entrepreneurial mindset: Reliability, validity, and implications for practitioners Consulting Psychology Journal, 68 (1) (2016), pp. 21-48

References

  1. Mikhailenko T. V. The model of development of entrepreneurial thinking in the process of training managers // Man. Sport. Medicine. 2007. №16 (71).
  2. Chernysheva T.L. The development of entrepreneurial thinking as the mission of a reference university // Russian entrepreneurship. 2017. №21.
  3. T.J. Bay, S. Qian, S. Miao, J. O. Fit The relationship between entrepreneurial education and entrepreneurial intentions: a meta-analytical review of the Theory and Practice of Entrepreneurship, 38 (2) (2014), pp. 217-254
  4. M.H. Davis, J. A. Hall, P.S. Mayer, Developing a new measure of entrepreneurial thinking: Reliability, validity and consequences for practitioners consulting Journal of Psychology, 68(1) (2016), pp. 21-48

Для цитирования: Мурзагалина Г.М., Клычкова О.В., Афанасьев Н.В., Беляева Ю.А., Филиппова О.В. Формирование мировоззрения будущих предпринимателей у студентов экономических факультетов вузов // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-43/

© Мурзагалина Г.М., Клычкова О.В., Афанасьев Н.В., Беляева Ю.А., Филиппова О.В., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.