Московский экономический журнал 12/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 338.46:004

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10742

АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ СЕРВИСА

CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE SERVICE

Курочкин Валентин Николаевич, д.т.н. профессор кафедры организации и технологий сервисной деятельности, Высшая школа бизнеса ФГАОУ ВО Южный федеральный университет, E-mail: valentin952@mail.ru

Kurochkin Valentin Nikolaevich, Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Organization and Technologies of Service Activities, Graduate School of Business Southern Federal University,, E-mail: valentin952@mail.ru

Аннотация. В статье приведены результаты исследований изменения объёмов и видов оказания услуг. Исследовали период до пандемии и во время пандемии. Актуальность развития отрасли услуг и сервиса обусловлена недостатком информации о влиянии пандемии и ограничительных мер на её развитие. Исследованы материалы статистического наблюдения и установлено, что в 2020 году объём оказания услуг снизился в 2 -4 раза. Спад определяется направлением экономической деятельности. В наибольшей степени пострадали отрасли, которые оказывают услуги в контактной зоне или перемещают субъект сервиса через границу. В настоящее время сфера сервиса полностью адаптировалась к условиям ограничений.

Abstract. The article presents the results of studies of changes in the volume and types of services. Investigated the period before the pandemic and during the pandemic. The relevance of the development of the services and services industry is due to the lack of information on the impact of the pandemic and restrictive measures on its development. The materials of statistical observation are investigated. It was found that in 2020 the volume of services provided decreased 2 … 4 times. The decline is determined by the direction of the economic activities. The hardest hit are the industries that provide services in the contact area or move the service subject across the border. Currently, the service sector has fully adapted to the conditions of restrictions.

Ключевые слова: экономика, сфера услуг, сервис, сервисная деятельность, динамика, тренд, развитие

Keywords: economy, service sector, service, service activities, dynamics, trend, development 

В нашей стране услуги населению, и сервисная деятельность оказывает существенный сектор экономики, занято более 50% населения, большинство хозяйственных товариществ и обществ, индивидуальных предпринимателей и само занятых в той или иной степени предоставляют услуги и осуществляют сервисную деятельность [1]. Актуальность исследования развития отрасли услуг и сервиса обусловлена недостатком информации о влиянии пандемии и ограничительных мер на её развитие. Соответственно была поставлена цель анализа трендов развития сервиса.

Материалы и методы.  Цель работы выражает актуальность выбранного нами предмета исследования. В качестве предмета исследования в данной статье выступает услуга. Трактовка сервиса и услуги дана в соответствии со стандартом   ИСО 9004-2. [2] Особенности услуги в том, что она производится в контактной зоне, неосязаема и её невозможно хранить [3]. В статье изложены результаты анализа ситуации в сфере услуг при пандемии, объектом исследования является совокупность  исполнителей услуг, организаций сервиса. Аналитическую  базу составляют научные и методические труды в данной сфере, а эмпирическую – данные статистического наблюдения. Авторский вклад составляют предшествующие публикации по вопросам сервиса [4].

Результаты. Анализ публикаций по теме статьи показал, что к сфере сервиса авторы публикаций относят деятельность в разнообразных направлениях. К сервисной деятельности относят функционирование предприятий туризма и сервиса [5], организацию и технологию технического сервиса, то есть   комплекс мер по обеспечению высокого уровня эффективности эксплуатации коммерческой техники. [6]

Вопросы экономики и организации сервиса неоднократно являлись предметом дискуссий на научных конференциях, например, в Омском госуниверситете [7] и Омском институте дизайна и технологий [8]. Сервисная деятельность в индустрии туризма и гостеприимства представляет научный интерес и за рубежом, например, в Казахстане [9]. В сфере сервиса действует значимое количество хозяйствующих субъектов, в том числе по видам экономической деятельности: сервис автотранспортных средств – более миллиона, розничная торговля – около трёхсот тысяч; число торговых мест на рыках – более двух сотен тысяч. Оборот общественного питания в октябре 2021 г. составил 172,9 млрд рублей, или 112,3% (в сопоставимых ценах) к уровню соответствующего периода предыдущего года, в январе-октябре 2021 г. – 1527,4 млрд рублей, или 125,5%. [10]

Изучили рост стоимости оказанных услуг за календарный год, с октября 2020 г. по октябрь 2021 г. и установили следующее. Объем бытовыхуслуг населения в октябре нынешнего года достих 119,0 млрд руб., прирост  по отношению к этому месяцу прошлого года составил 17 %. В наибольшей степени выросли объемы услуг культуры – на 77,9 %, туристские – 65,7 %, ветеринарные – на 54,1 %. Стал больше  объем фотоуслуг – на 37,3 % и  каршеринга – на 33,3 %. Транспортные услуги в целом также выросли на 34%. Осенью текущего года продолжили рост объемы оказанеия  коммунальных услуг (8,7%), физкультуры и спорта (14,8%). Оживились гостиницы, санаторно-курортные учреждения, они  и показали рост услуг на 15,0 % [10].

Число туристских поездок российских граждан за границу в январе-сентябре 2021 г. увеличилось по сравнению с январём-сентябрём 2020 г. на 39,1% и составило 13,7 млн поездок. Из общего числа выездных туристских поездок 80,6% осуществлялись в страны дальнего зарубежья и 19,4% – в государства-участники СНГ. Относительно стабильно оказываются медицинские, бытовые, жилищные, юридические, телекоммуникационные, у которых и спада-то не было.В целом обьём платных услуг населению в 2020 году «просел» на 40% (рис.1 ).

Обсуждение результатов. Для того, чтобы предоставить услугу, необходимо воспроизвести процесс её оказания, т.е. необходим осуществление сервисной деятельности по оказанию как материальных, так и социально-культурных услуг. Материальные услуги обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделия и изготовление новых изделий по заказам потребителей, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам относятся бытовые услуги,  услуги транспорта, сельскохозяйственные услуги и т.д. [7, 8]. Этот вид услуг показал наибольшую устойчивость, спад по ним минимальный.

Сельское хозяйство в период пандемии нарастило объем производства. Телекоммуникационные услуги не имели спада, так как не предполагают контакт исполнителей и клиента. Однако распространение дистанционных технологий не привело к значимому объёму этих услуг, отражаемых в статистике. Фактически объем цифровых услуг значимо вырос, причём используется иностранный софт, например, Alphabe-Google You Tube и др., в школах и вузах используют Meet, Google-класс, Jamboard, Moogle, LMS, Odin и др. Куда исчезают оплаты за них и почему они не отражаются в статистике? Есть подозрение: это связано с тем, что корпорация Alphabе (собственник Google) и другие цифровые компании принимают оплату от граждан РФ через зарегистрированные на рубежом платёжные системы, минуя российский бюджет. Нельзя исключить вероятность того, что из нашей страны в США выкачиваются миллиарды долларов без отчислений в бюджет. Наиболее пострадали социально-культурные услуги. Они обеспечивают поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, поэтому невозможны без контактной зоны.

Заключение. Анализ показал тренд на восстановление экономики сферы услуг. Наибольший спад был в отраслях, оказывающих услуги в контактной зоне, теперь они – в лидерах роста. Сервис, направленный на обеспечение функционирования базовых благ (медицина, коммунальные и жилищные услуги, сервис недвижимости, автотранспорта) или не связанные с контактом клиентов и работников сервиса (логистика, телекоммуникационные услуги, сервис автотранспорта) пострадал в наименьшей степени и практически восстановился. Наиболее актуальными по необходимости совершенствования адаптационных возможностей являются услуги общественного питания, бытовое обслуживание, туризм и др., для которых ограничительные меры критичны. 

Список источников 

  1. Таранова И. В. Сервисология: учебник / И. В. Таранова, А В. Трухачёв. –  Ставрополь, 2013. -296 с.
  2. ИСО 9004-2 Административное управление качеством и элементы системы качества. Международный стандарт.
  3. Карев, В. Н. и др. Сервисная деятельность // В. Н. Курев, О. А. Фокина, А. Г. Елин.- Волгоград: Волгоградский ГТУ, 2019. 268 с.
  4. Курочкин, В. Н. Инновации в АПК: организация и сервис. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2020.  – 180 с.
  5. Караулова, Н. М. и др. Экономика предприятий туризма и сервиса / Н. М. Караулова, Н. В. Орлова, Л. А. Сизенева. – М.: РТУТиС, 2014. – 199 с.
  6. Improving the efficiency of organizing technical service of equipment for processing oilseeds // Kurochkin, V., Shcherbak, N., Nazarenko, S. E3S Web of Conferencesthis link is disabled, 2021, 273, 07008.
  7. Экономика сферы сервиса: проблемы и перспективы // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Омск. 20-22 ноября 2018 г. – Омск: ОмГУ, 2019. – 178 с.
  8. Экономика сферы сервиса: проблемы и перспективы / Материалы II межвузовской научно-практической конференции (с международным участием).- Омск: Омский институт дизайна и технологий, 2016.
  9. Кенжебеков, Н. Д. и др. Сервисная деятельность в индустрии туризма и гостеприимства Казахстана: проблемы и решения /Н. Д. Кенжебеков, Б. Т. Матаева, А.К. Кабдыба // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2017. Т.1 №3. С. 34-.49.
  10. Российский статистический ежегодник. // Э. Баранов, Т. С. Безбородова, С. Н. Бобылев и др. Под ред. П.В. Малкова. – М.: Росстат, 2020. – 700 с.

References 

  1. Taranova I. V. Servisologiya: uchebnik / I. V. Taranova, A V. Truxachyov. –  Stavropol`, 2013. -296 s.
  2. ISO 9004-2 Administrativnoe upravlenie kachestvom i e`lementy` sistemy` kachestva. Mezhdunarodny`j standart.
  3. Karev, V. N. i dr. Servisnaya deyatel`nost` // V. N. Kurev, O. A. Fokina, A. G. Elin.- Volgograd: Volgogradskij GTU, 2019. 268 s.
  4. Kurochkin, V. N. Innovacii v APK: organizaciya i servis. – Rostov-na-Donu: YuFU, 2020.  – 180 s.
  5. Karaulova, N. M. i dr. E`konomika predpriyatij turizma i servisa / N. M. Karaulova, N. V. Orlova, L. A. Sizeneva. – M.: RTUTiS, 2014. – 199 s.
  6. Improving the efficiency of organizing technical service of equipment for processing oilseeds // Kurochkin, V., Shcherbak, N., Nazarenko, S. E3S Web of Conferencesthis link is disabled, 2021, 273, 07008
  7. E`konomika sfery` servisa: problemy` i perspektivy` // Materialy` V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk. 20-22 noyabrya 2018 g. – Omsk: OmGU, 2019. – 178 s.
  8. E`konomika sfery` servisa: problemy` i perspektivy` / Materialy` II mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodny`m uchastiem).- Omsk: Omskij institut dizajna i texnologij, 2016.
  9. Kenzhebekov, N. D. i dr. Servisnaya deyatel`nost` v industrii turizma i gostepriimstva Kazaxstana: problemy` i resheniya /N. D. Kenzhebekov, B. T. Mataeva, A.K. Kabdy`ba // Nauchny`j rezul`tat. Texnologii biznesa i servisa. 2017. T.1 №3. S. 34-.49.
  10. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. // E`. Baranov, T. S. Bezborodova, S. N. Boby`lev i dr. Pod red. P.V. Malkova. – M.: Rosstat, 2020. – 700 s. 

Для цитирования: Курочкин В.Н. Актуальные тренды развития сервиса  // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-36/

© Курочкин В.Н., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.