Московский экономический журнал 12/2020

image_pdfimage_print

УДК 005.962.131:351

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10836

СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НА БАЗЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ 

BALANCED DEVELOPMENT OF THE MANAGEMENT SECTOR OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES BASED ON MULTIFUNCTIONAL CENTERS

Гвоздева Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры землепользования и кадастров, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15),ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6240-4196

Смирнова Марина Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры землепользования и кадастров, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0416-4008

Чуксин Илья Витальевич, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9788-2692

Шакирова Мая Владимировна, старший преподаватель кафедры городского кадастра, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15). 

Gvozdeva О.V.,  gvozdeva_ov@bk.ru

Smirnova M.A., smmarina@rambler.ru

Chuksin I.V., chuksin-99@mail.ru

Shakirova M.V., shakirova48@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы качества предоставления услуг и функционирования работы многофункциональных центров как ключевого звена социально-экономического развития страны.  Авторами рассматриваются вопросы адаптивного управления сектором государственных и муниципальных услуг с учетом принципа его сбалансированного развития на базе многофункциональных центров.  Авторами подчеркивается важность создания единой модели формирования «идеального» многофункционального центра как основного элемента сравнения качественного исполнения функций органов государственной и муниципальной власти в разрезе предоставляемых ими услуг. Авторы приходят к выводу, что механизм управления идеальной моделью должен базироваться в первую очередь на принципе соблюдения «баланса интересов» и предоставления равного доступа к предоставляемым услугам с учетом требований научной валидности принятия управленческих решений. 

Summary. The article deals with the quality of service provision and the functioning of multifunctional centers as a key link in the country’s socio-economic development. The authors consider the issues of adaptive management of the sector of state and municipal services, taking into account the principle of its balanced development on the basis of multifunctional centers. The authors emphasize the importance of creating a unified model for the formation of an «ideal» multifunctional center as the main element for comparing the quality performance of the functions of state and municipal authorities in the context of the services they provide. The authors come to the conclusion that the mechanism for managing the ideal model should be based primarily on the principle of maintaining a «balance of interests» and providing equal access to the services provided, taking into account the requirements of scientific validity of managerial decision-making.

Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, информационные технологии, многофункциональный центр, баланс интересов, идеальная модель, показатели эффективности, сектор услуг.

Keywords: state and municipal services, information technology, multifunctional center, balance of interests, ideal model, performance indicators, service sector.

Социально-экономическая политика любого государства заключается в оказании качественных услуг населению и доступности их предоставления. Главенствующую роль в социально-экономическом развитии страны занимает сфера предоставления государственных и муниципальных услуг населению как ключевой индикатор благосостояния общества в свете удовлетворенности получателями таких услуг. Российский исследователь И.А. Руденко в своих научных трудах акцентирует внимание «на удовлетворение разнообразных интересов населения страны», а также «обеспечение государством необходимого качества услуг, то есть условий, при которых гражданин будет тратить минимум времени, сил и ресурсов для получения государственных и муниципальных услуг, а предприниматель – для начала и ведения бизнеса» [6].

Особую значимость в процессе повышения эффективности функционирования работы многофункциональных центров (далее – МФЦ) приобретают новейшие методы и механизмы, внедряющиеся в процесс развития экономики, на базе современных разработок и методик в этой сфере. Деятельность МФЦ осуществляется на основании правил и рекомендаций, которые утверждены Постановлением Правительства Российской федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 [2]. Нормативно-правовой акт регламентирует сам процесс оказания услуг в МФЦ, утверждает их порядок и последовательность.

Предоставление услуг населению в области государственного кадастрового учета (далее – ГКУ) и (или) государственной регистрации прав (далее – ГРП) посредством межведомственного информационного взаимодействия с МФЦ несет в себе существенный рост востребованности у участников рынка недвижимости и регулируется Федеральным законом “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” от 27.07.2010 № 210-ФЗ [1].

Таким образом, активизация цифровой платформы сотрудничества Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр) с МФЦ, как с уполномоченным учреждением, оказывающим услуги населению, должна осуществляться с учетом прозрачности работы сервисов, максимальной активизации, действенности и оперативности выполнения возложенных задач на МФЦ. Именно поэтому вопросам сбалансированного развития сектора государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ в разрезе с вопросами качества их предоставления и как следствие, эффективность функционирования органа, уделяется особое внимание [4].

Затрагивая вопросы действий организационно-экономических форм предоставления государственных и муниципальных услуг, необходимо выделить специальные и общенаучные принципы развития рассматриваемого сектора, для анализа его действия в условиях развивающихся отраслей экономики (рисунок 1).

Общенаучные принципы характеризуют структуру МФЦ с позиций экономической, социальной и научной составляющей, тем самым, учитывая социально-экономические интересы сторон поставщиков и получателей услуг. В силу своей сущности специальные принципы конкретно направлены на рассматриваемый вид деятельности, принимая во внимание важнейшие принципы теории управления системой предоставления услуг. Именно данная специализированная группа позволяет нам оценить качество развития сектора услуг на базе МФЦ [4,5].

К сожалению, на сегодняшний день, специализированной теории организации предоставления услуг в МФЦ в Российской Федерации не существует. Изучив методическую литературу, мы пришли к выводу, что одним из важнейших составляющих при формировании такой теории следует принять термин «баланс интересов», позволяющий оценить удовлетворенность получателей услуг как физических, так и юридических лиц, и качество получаемых процедур [3,4,5,6]. Основная сущность и специфика «баланса интересов» представлены на рисунке 2. Стоит отметить, что принцип «баланса интересов» необходимо рассматривать в совокупности с процессом рационального и эффективного использования материальных, финансовых услуг и услуг по кадровому обеспечению в МФЦ, учитывая требования, установленные на законодательном уровне.

Таким образом, оценивая «баланс интересов» предоставления услуг в области ГКУ и (или) ГРП на базе МФЦ, можно сделать вывод, что оптимизация единого процесса учета и регистрации будет совершенствована в полной мере с учетом повышения эффективности разных видов ресурсов, и как результат, повышения качества самого процесса учетно-регистрационных процедур.

На примере Московской области были проанализированы количественные данные о предоставлении услуг МФЦ по ГКУ и (или) ГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с установленной методикой расчета был вычислен показатель доли государственных услуг по ГРП и (или) ГКУ, предоставленных через МФЦ, в общем количестве государственных услуг по учетно-регистрационным действиям по формуле 1 [5,7].

где:  Vмфц – количество заявлений о ГРП и (или) ГКУ, поданных через МФЦ и территориальные обособленные структурные подразделения МФЦ (ТОСП);

Vобщ.б. – общее количество заявлений о государственной регистрации прав (без учета заявлений о государственной регистрации прав, поданных в электронной форме).

Источник данных: автоматизированная информационная система «Мониторинг оказания государственных услуг» (АИС МОГУ), данные за сентябрь месяц 2020 года.

На основании формулы 2 было определено количество заявлений о ГРП и (или) ГКУ в расчете на 1 окно МФЦ, шт./день [5,7].

где:     Nз.мфц. – количество заявлений о ГРП и (или) ГКУ, поданных через МФЦ и ТОСП;     

Nок.мфц. – общее количество окон приема документов на услуги Росреестра в МФЦ и ТОСП;

Nр.д. – количество рабочих дней (за отчетный период, при данном расчете 1 месяц).

Источник данных: автоматизированная информационная система «Мониторинг оказания государственных услуг» (АИС МОГУ), данные за сентябрь месяц 2020 года.

По формуле 3 было рассчитано среднее время ожидания заявителей в очереди (J, балл), за месяц работы МФЦ [5,7].

где:     Е. – показатель среднего времени ожидания в очереди (балл), Е=10 балл, в случае если среднее время ожидания в очереди за 1 месяц более 5 минут, но менее 15 минут;     

k1. – коэффициент расчета, равный 1 при общем времени ожидания всех заявителей в очереди за 1 месяц 15 минут и менее;

Источник данных: автоматизированная система управления «Очередь», данные за сентябрь месяц 2020 года.

Среднее количество обращений на 1 окно МФЦ в день (М, балл), было определено по формуле 4 [5,7].

где:     Kr. – общее количество выданных результатов ГКУ и (или) ГРП (единицы);     

Источник данных: автоматизированная система управления «Очередь», данные за сентябрь месяц 2020 года.

Итоговый балл по основным показателям эффективности деятельности МФЦ (N), в области предоставления услуг по ГРП и (или) ГКУ был вычислен по формуле 5 [5,7]. 

Таким образом, итоговый балл по основным показателям эффективности деятельности МФЦ в области предоставления государственных услуг по учетно-регистрационным процедурам составляет 22,5 балла. В нашем случае, данные количественные показатели, дают возможность сделать независимый вывод, что МФЦ Московской области успешно функционируют в области предоставления услуг по ГРП и (или) ГКУ, исходя из установленных нормативов качества деятельности МФЦ.

Сравнить работу отдельно взятого МФЦ с так называемым «идеальным» МФЦ, который мог бы выступать главным объектом сравнения в моделях деятельности центров, в полной мере отвечавших принципу «баланса интересов», не предоставляется возможным в связи с отсутствием такой модели.

По-нашему мнению, идеальная модель должна основываться на ряде показателях, такие как основные, показатели, понижающие оценку МФЦ, и показатели, повышающие эффективность МФЦ. Основной алгоритм к разработке «идеального» МФЦ представлен на рисунке 3.

Механизм управления идеальной моделью должен базироваться в первую очередь на принципе соблюдения «баланса интересов» и предоставления равного доступа к предоставляемым услугам с учетом требований научной валидности принятия управленческих решений. 

Затрагивая вопросы деятельности существующих МФЦ, было бы благоразумно и целесообразно проводить сравнение показателей работы МФЦ по нескольким направлениям. Ключевое – метод сравнение с идеальной моделью МФЦ, как первостепенной сравнительной базой по отношению к изучаемым МФЦ. Второстепенное направление – стремление к минимуму или максимуму условных единиц при мониторинге динамики показателей оцениваемого МФЦ в соответствии с методическими рекомендациями  по рассматриваемой структуре [4].

Таким образом, выявляя динамику оценочных показателей, будет прослеживаться мониторинг и контроль деятельности МФЦ в области предоставления услуг по ГКУ и (или) ГРП, что позволить принимать рациональные управленческие решения. Как результат, усилиться работа межведомственного взаимодействия Росреестра и МФЦ, ссылаясь на перспективное направление повышения эффективности процесса обеспечения населения государственными и муниципальными услугами, в свете применения «баланса интересов» и «идеальной» модели МФЦ для комплексного сравнения с существующими центрами. 

Литература

  1. Российская Федерация. Законы. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.07.2010 г., № 210-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Доступ из справочной – правовой системы «Консультант Плюс» / (дата обращения 08.12.2020)
  2. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 (ред. от 24.11.2020) “Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг” // Доступ из справочной – правовой системы «Консультант Плюс» / (дата обращения 08.12.2020)
  3. Варламов, А.А., Система государственного и муниципального управления [Электронный ресурс]: учебник/ А.А.Варламов. – Электрон., текстовые дан. – М.:ГУЗ,2014
  4. Данилова, С.Н. Управление сбалансированным развитием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг: автореферат дис. … кандидата экономических наук : 08.00.05 / Данилова Светлана Николаевна. – Санкт-Петербург, 2019. – 22 с.
  5. Родионов М.Г. Методики оценки качества предоставления государственных и муниципальных услуг // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2018. – №1 (25). – С. 62-66.
  6. Тамбовцев В.Л. Стандарты государственных услуг // Общественные науки и современность. – 2016. – № 4. – С. 5–19.
  7. Официальный сайт ФГИС МОГУ: Автоматизированная информационная система мониторинга оказания государственных услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portal.eskigov.ru/fgis/310 (дата обращения 09.12.2020).