http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 12/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 12/2020

УДК 332.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10888 

Широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет CR929 как  важный элемент усиления Росссийско-Китайского сотрудничества

Wide-body long-range aircraft CR929 as an important element of enhancing Russian-Chinese cooperation aircraft

Тихонова Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры, «Управление высокотехнологичными предприятиями»  Московский авиационный институт, e-mail: svetworld19@gmail.com

Ефимова Наталья Сергеевна, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями»  Московский авиационный институт, e-mail:  efimova_ns@mail.ru

Tikhonova Svetlana V., senior Lecturer of Department «High-Tech Enterprise Management», Moscow Aviation Institute

Efimova Natalya S., associate Professor of Department «High-Tech Enterprise Management», Moscow Aviation Institute 

Аннотация. Авторы проводят научное исследование по развитию межрегиональных и корпоративных связей между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Отмечается укрепление Российско-Китайского сотрудничества в различных областях науки, техники, технологий и экономики. Приводится положительный опыт самого масштабного в истории авиастроения международного проекта создания широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета CR929. Рассматриваются различные модификации создаваемого нового самолета. Прогнозируется большая экономическая эффективность его производства и реализации для стран Азиатско-Тихоокеанского Региона и Содружества Независимых Государств.

Summary. The authors conduct a research study on the development of interregional and corporate ties between the Russian Federation and the People’s Republic of China. The strengthening of Russian-Chinese cooperation in various fields of science, technology, technology and economics is noted. The positive experience of the most ambitious international project in the history of aircraft construction for the creation of a wide-body long-range passenger aircraft CR929 is presented. Various modifications of the new aircraft being created are considered. It is predicted that it will be more economically efficient in its production and sale for the countries of the Asia-Pacific Region and the Commonwealth of Independent States.

Ключевые слова: Российско-Китайское сотрудничество, широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет (ШФДМС), CR929, ОАК, COMAC.

Keywords: Russian-Chinese cooperation, wide-body long-haul aircraft (SHFDMS), CR929, UAC, COMAC. 

Двустороннее сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики приобрело в последнее время полноценный всеобъемлющий характер. Наши дружественные двусторонние связи вышли на качественно новый уровень в 2001 году, после  подписания  в Кремле Руководителями двух стран В.В. Путиным и Цзян Цзэминем «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве». Президентом РФ и Председателем КНР были запущены новые масштабные инвестиционные проекты, которые позволили значительно увеличить объемы взаимного товарооборота. Наши современные российско-китайские отношения официально определяются сторонами как всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие. Приоритетным направлением российско-китайского взаимодействия являются научно-техническое сотрудничество и масштабные инновации в высокие технологии. Сохраняется большой потенциал продвижения практического сотрудничества в широком спектре областей, что позволяет вывести двусторонние отношения наших стран на самый высокий уровень за всю историю. К сожалению, российско-китайские отношения развиваются на фоне сложной международной обстановки, где США рассматривают наши страны не в качестве партеров, а в качестве стратегических соперников, используя против них инструменты сдерживания геополитического и экономического характера. В последнее время явно наметилась тенденция к существенному ухудшению американо-китайских  отношений, что создает существенные риски для всего мира. Поэтому стратегическое партнерство РФ и КНР приобретает совершенно новые региональное и глобальное измерения: наши две страны берут на себя все большую ответственность за поддержание международного мира. Особым приоритетом для России и Китая выступает взаимное сотрудничество на площадках Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС для решения стратегических задач, связанных с повышением эффективности деятельности и с развитием экономической составляющей. В результате развития  торгово-экономического сотрудничества,  наша взаимная торговля выросла в 2020 г. на 3,5%, достигнув показателя 120 млрд. долл., из них 69 млрд. долл. – это  экспорт в Китай, и  51 млрд. долл. – импорт из КНР (Рис. 1).

Доля торговли с Китаем в российской внешней торговле выросла в 2019 г. с 15,7% до 16,6%. Но сама Россия занимает невысокое 10-е место в списке ведущих партнеров КНР, и хочется, с учетом значительных успехов, чтобы взаимный  товарооборот рос бы значительно более высокими темпами. Существенный рост финансовых инвестиций за последние годы наглядно представлен в Таблице 1.

В 2021 г. планируется проведение Года научно-технического и инновационного сотрудничества между РФ и КНР. Это важное мероприятие, в том числе под влиянием глобальной технологической конкуренции и внешних ограничений, должно помочь активизации наших стран  в интенсивном взаимодействии на электронно-цифровом, авиационно-космическом и ряде других высокотехнологичных направлениях. Мы постепенно переходим от академического сотрудничества к совместным реальным разработкам и внедрению их лучших результатов в современное промышленное производство, а постоянный рост масштабов и глубины кооперации сопровождается активным развитием системы финансово-экономической поддержки нашего сотрудничества. Цели дальнейшего развития взаимодействия в сфере науки, технологий и инноваций в интересах обеих стран требуют активной работы по ряду приоритетных направлений. Крайне актуальной задачей для России остается продвижение собственных передовых российских разработок на китайском рынке. Мы хотим активного развития масштабных институциональных партнерств по самым приоритетным технологическим платформам. Однако, к сожалению, существуют долгосрочные риски в этой сфере, которые связаны с перспективой глобального технологического раскола и постепенного формирования глобальной технологической биполярности. При этом в интересах обеих наших стран избежать полной инфраструктурной и технологической зависимости друг от друга. В этом контексте наиболее перспективными нам представляются многосторонние инновационные проекты.

Первоначально важнейшую роль в российско-китайском научно-технологическом сотрудничестве играли крупные корпоративные проекты с государственным участием, которые реализовывались по двум основным направлениям:

1) Во-первых, это успешное сотрудничество в сфере ядерной энергетики:

  • строительств Тяньваньской атомной электростанции;
  • создание Китайского экспериментального реактора на быстрых нейтронах «CEFR».

2) Во-вторых, это развитие гражданской авиационной техники:

  • проект широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) – CR929;
  • создание АО «Вертолеты России» и китайской «Avicopter» перспективного тяжелого вертолета AC332 AHL.

 Специалисты из России и Китая начали обсуждать вопрос создания современного дальнемагистрального самолета еще в 2008 году, а  в 2014 году  в Шанхае было заключено Соглашение по нему. В развитие этого перспективного межгосударственного проекта, в 2017 году ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»  (ОАК) и Китайская государственная компания по производству авиакосмической техники (Commercial Aircraft Corporation of China – «COMAC») создали совместное предприятие «China-Russia Commercial Aircraft International Corporation» (CRAIC). 29 сентября 2017 года проект ШФДМС получил официальное название CR929 (здесь латинские буквы C и R обозначают названия государств, участвующих в проекте: С — China, R — Russia).

Стороны договорились предпринимать скоординированные целенаправленные усилия для раскрытия потенциала двустороннего практического взаимодействия по ключевым проектам сотрудничества в сфере гражданского авиастроения, в частности, таким как создание широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) на 250—300 пассажиров. 

Выступая в 2018 году на заседании президиума РАН, Ректор Московского авиационного института (национального исследовательского университета) «МАИ» Академик М.А. Погосян призвал разрушить доминирование Боинга на мировом рынке. Он поставил основную задачу российской авиационной промышленности – создать конкурентоспособную линейку самолетов к 2030 году. На этом главном направлении сфокусированы усилия и финансирование, которые организуются по линии Минпромторга России совместно с Госкоропрорацией «Ростех», чтобы разрушить ту дуополию «Boing» и «Airbus», которая сегодня есть на рынке. Новый совместный проект с Китаем должен быть мощным фундаментом для формирования нового сильного игрока на мировом рынке, каким в XX веке являлась советская авиационная промышленность. Речь идет, прежде всего, о создании совместно с КНР дальнемагистрального самолета CR 929. Однако нельзя забывать и о ближне‑ и среднемагистральной авиации.

Первоначально планировалось, что Россия вложит в этот авиационый проект  7-8 млрд. долл., и  предоставит своим партнерам критические базовые технологии в области самолетостроения. Общая стоимость создания самолета ожидается аналогичной программам «Boeing» и «Airbus». Как результат, планируется занять до 10 % мирового рынка широкофюзеляжных самолетов до 2032 года. “Мы оцениваем хорошие перспективы на рынке такого самолета. Общий объем рынка широкофюзеляжных самолетов мы оцениваем порядка 8 тыс., и считаем порядка 600-800 самолетов это такая ниша, на которую мы должны сориентировать свой продукт”, – сказал Академик М.А. Погосян. В создании нового пассажирского самолета приглашают принять участие ведущие компании из других стран, заинтересованные в этом и обладающие достаточными компетенциями. Руководитель Минпромторга России Д.В. Мантуров объявил, что  французская компания «Safran» может принять участие в проекте создания  новых двигателей для самолета CR929. Французские предприятия уже неоднократно становились партнерами России в авиационной отрасли. Так, «Safran» и Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК)  создали совместное предприятие «PowerJet», выпускающее авиационные двигатели «SaM-146» для российского самолета «Sukhoi Superjet 100». Готовность участвовать в тендерах выразили также  французские предприятия «Zodiac Aerospace», которое производит авионику для самолетов,  и «Thales», которое занимается информационными системами для бортового оборудования летательных аппаратов.  Очевидно, что большинство потенциальных поставщиков будет представлено российскими и китайскими компаниями (более пятидесяти из 100).

Под широкофюзеляжным самолетом мы понимаем летательный аппарат, ширина фюзеляжа которого составляет 5–6 м против 4 м у обычных самолетов, что позволяет вместить в один ряд до 10 пассажирских кресел. Широкофюзеляжные самолеты более вместительны, и чтобы окупить рейс они обычно используются как дальнемагистральные — то есть для полетов на расстояния больше 4 тыс. км. Единственным российским широкофюзеляжным самолетом является, летающий в настоящее время, Ил-96, который был разработан еще в советское время. Его  преемник – модернизированный Ил-96-400М  – это  четырехдвигательный самолет, стоимость которого заметно подорожала до 8,5 млрд. руб. (на 20% относительно запланированной ранее цены в 7 млрд. руб.).

Существенным преимуществом самолета нового самолета CR 929 является его двухдвигательная схема, к которой постепенно приходят все основные производители пассажирских авиалайнеров. Если тяга двигателей позволяет, а надежность и безопасность достаточно обеспечена, то эксплуатация двух двигателей гораздо экономичней, чем четырех.  На первом этапе самолёт CR 929 может получить либо американские двигатели «General Electric», либо английские «Rolls-Royce». На втором этапе, после 2030 года, на этот самолет предполагается устанавливать новый перспективный российский двухконтурный  турбовентиляторный двигатель ПД-35 сверхбольшой тяги. Он разрабатывается фирмами, входящими в Объединённую двигателестроительную корпорацию: «ОДК-Сатурн», совместно с  АО «ОДК-Авиадвигатель» и АО «ОДК-Пермские моторы».

  Стоимость программы разработки ШФДМС планируется – 20 млрд. долл., а его сборка будет организована на базе китайских авиационных заводов в Шанхае, которые сейчас используются COMAC для производства воздушных судов среднего класса: регионального самолёта ARJ21, сделанного в кооперации COMAC с украинской фирмой  “Антонов”, и узкофюзеляжного среднемагистрального  пассажирского самолёта  C919 на 156—190 посадочных мест. COMAC будет разрабатывать и выпускать металло-композитный фюзеляж ШФДМС, а ОАК займется разработкой  и производством  композитных крыльев. Инженерный центр, по согласованию,  будет находиться в России – в Москве. Различные модификации самолета CR 929 представлены в Таблице 2.

В ноябре 2016 г. модель ШФДМС впервые продемонстрировали на международном аэрокосмическом салоне «China Airshow» в городе Чжухай.  В июне 2018 г. было заявлено о согласовании ОАК и COMAC общего вида самолета. Заинтересованные российские участники впервые увидели макет самолета на Международном авиакосмическом салоне МАКС в 2019 г.

Продолжительность всей программы рассчитана до 2045 года, а первые поставки серийных самолётов потенциальным заказчикам планировались ранее, ориентировочно, в 2027 году.  Но, как заявил в 2020 г. Генеральный директор “Корпорация Иркут”  Р. Хакимов: «…из-за определенных сложностей в совместной работе с китайскими партнерами, плановый срок начала серийных поставок российско-китайского самолета CR929 сдвигается на 2028-2029 годы.  В настоящий момент мы находимся на этапе Gate-3 – это сбор и анализ предложений всех поставщиков с целью определения конечной конфигурации воздушного судна».

Российские и китайские технические университеты начали перспективную подготовку высококвалифицированных специалистов, которые, в будущем, будут заниматься производством самолета CR929.  Московский авиационный институт и Шанхайский технический университет выпустили первую группу совместной магистратуры, состоящую из 29-ти российских и 23-х китайских студентов. Планируется, что российские выпускники программы будут работать над  созданием ШФДМС в конструкторских подразделениях предприятий «Ростеха»: «ОАК», «ОДК» и холдинга «Технодинамика», а также в Центрах компетенций МАИ. Выпускники защитили магистерские диссертации в двух университетах (МАИ и ШТУ), и получили дипломы инженеров по специальностям «Проектирование агрегатов из полимерных композиционных материалов», «Управление жизненным циклом изделия при проектировании современных воздушных судов» и «Двигатели летательных аппаратов». Всего при поддержке Госкорпорации  «Ростех» в 2021-2023 гг. получат дипломы еще более 80-ти молодых российских специалистов.  Генеральный директор «ОАК» Ю.Б. Слюсарь считает, что «технологические вызовы, стоящие перед авиационной отраслью, и перспективы работы над такими крупными международными проектами, как широкофюзеляжный самолет CR929, требуют подготовленных кадров новой формации с особой подготовкой и целым набором специфических знаний. Помимо инженерно-технических компетенций, подготовки в сфере цифровых технологий и применения современных материалов, от будущих специалистов требуется взаимное понимание особенностей индустриальной культуры обеих стран, знание специфики рынков, эксплуатации на них самолетов для успешного продвижения новой техники»,

В заключение, можно сказать, что новый самолет CR929 – это самый высокотехнологичный проект в портфеле общих партнерских проектов двух государств, и выдающийся пример кооперации в мировом авиастроении. Для нашей страны Китайская Народная Республика – это потенциальный партнер с динамично развивающейся экономикой, стабильными ресурсами и наличием повышенного спроса в сегменте широкофюзеляжных самолетов. Согласно экономическому прогнозу компаний-партнеров «ОАК» и «СОМАС», на рынки Азиатско-Тихоокеанского Региона, а также страны Содружества Независимых Государств, в период 2023-2045 гг. будет приходиться более половины спроса на большие воздушные суда данного типа. С точки зрения, национальной безопасности, совместная разработка современного большого самолёта – это своеобразная подушка безопасности на случай продолжения американской торговой войны, которая с большой долей вероятности может привести к отказу западных производителей поставлять в РФ и КНР необходимые комплектующие и, даже сами, гражданские самолёты всех классов. 

Список литературы

  1. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлещего партнерства и стратегического взаимодействия и продвижении взаимовыгодного сотрудничества. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/4969
  2. Российско-китайский диалог: модель 2020. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rcbc.ru/sites/default/files/analytics/2020-07-16_rsmd_rossiysko-kitayskiy_dialog_2020.pdf
  3. Китай намерен усилить стратегическое сотрудничество с Россией. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ria.ru/20200215/1564818213.html
  4. Минпромторг бросает вызов Боингу? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://regnum.ru/news/2506289.html
  5. Погосян М.А.: Российско-китайский дальнемагистральный самолет может занять до 10% рынка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://1prime.ru/Machines/20140606/786257917.html
  6. Российско-китайский самолет CR929 – выдающийся пример кооперации в мировом авиастроении. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.aex.ru/news/2019/6/7/198294/
  7. CR929 — зачем этот самолёт нужен Китаю и зачем — России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://aviation21.ru/cr929-zachem-etot-samolyot-nuzhen-kitayu-i-zachem-rossii/
  8. Safran может войти в проект российско-китайского авиалайнера CR929. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.aex.ru/news/2020/2/13/208646
  9. Авиаконструкторы России и Китая из-за коронавируса перешли на видеоформат работы по проекту CR929. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.aex.ru/news/2020/3/11/209743/
  10. Плановый срок поставок российско-китайского самолета CR929 сдвинули на 2028-29 годы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.aex.ru/news/2020/7/8/214437/
  11. Вузы России и Китая выпустили первую группу инженеров, которые займутся созданием самолета CR929. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.aex.ru/news/2020/1/22/207511/
  12. Dassault Systèmes заинтересована в работе над программой создания самолёта CR929. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.aex.ru/news/2019/12/18/206123/
  13. Тихонов А.И., Калачанов В.Д., Тихонова С.В. Обеспечение конкурентоустойчивости предприятий авиационного двигателестроения // Московский экономический журнал. 2019. № 11. С. 62.
  14. Краев В.М., Тихонов А.И., Новиков С.В. Обеспечение связанности территории за счет использования сверхзвуковой пассажирской авиации // Финансовая экономика. 2018. № 7. С. 557-566.
  15. Тихонов А.И., Новиков С.В., Тихонова С.В. Проведение экономической оценки эффективности деятельности предприятий авиационной промышленности // Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 80.