http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 12/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 12/2020

УДК 330.3

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10887

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В ПЕРИОД СПАДА ОТРАСЛИ

STRATEGIC MANAGEMENT OF TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE DURING THE DECLINE OF THE INDUSTRY

Поконов Александр Андреевич, кандидат экономических наук, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

Pokonov Aleksandr Andreevich, PhD in economics, Siberian State University of Science and Technology named after academician M.F. Reshetnev

Аннотация. Пандемия коронавируса (COVID-19) в 2020 году стала неожиданным негативным обстоятельством для многих промышленных предприятий отечественной экономики. Многие отрасли отечественной экономики испытывали спад в 2020 году. Для большинства отечественных предприятий стал актуальным вопрос изменения подхода к стратегическому управлению своим технологическим развитием в будущем, так как многие разработанные документы стратегического управления в промышленных предприятиях не предусматривали глобальные изменения, которые повлекла за собой пандемия COVID-19. 

В данной научной работе рассмотрены некоторые особенности поведения менеджмента большинства промышленных предприятий в период спада отраслей, в которых они задействованы. Автором обосновывается необходимость интенсификации технологического развития предприятия в период спада отрасли (в случае принятия менеджментом предприятия соответствующего решения о продолжении функционирования предприятия).

Summary. The coronavirus (COVID-19) pandemic in 2020 has become an unexpected negative circumstance for many industrial enterprises of the domestic economy. Many sectors of the domestic economy experienced a recession in 2020. For the majority of domestic enterprises, the issue of changing the approach to strategic management of their technological development in the future has become urgent, since many of the developed strategic management documents in industrial enterprises did not provide for global changes that the COVID-19 pandemic entailed.

This scientific work examines some of the features of the behavior of the management of industrial enterprises during the recession of the industries in which they are involved. The author substantiates the need to intensify the technological development of the enterprise during the period of the industry recession (if the management of the enterprise makes an appropriate decision to continue the operation of the enterprise).

Ключевые слова: пандемия коронавируса (COVID-19), промышленность, предприятие, технологическое развитие, стратегия. 

Keywords: coronavirus pandemic (COVID-19), industry, enterprise, technological development, strategy.

В период быстрого развития в мире в 2020 году новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в Российской Федерации, как и во многих других странах мира, наблюдался спад экономики. В этот период во многих отраслях промышленности Российской Федерации наблюдался спад производства. Для предприятий многих отраслей промышленности Российской Федерации в 2020 году стал актуальным вопрос выбора стратегии своего дальнейшего поведения на рынке и, как следствие, выбора стратегии своего технологического развития. Следует отметить, что данное исследование проведено и актуально в отношении только тех предприятий, которые осуществляют свою деятельность в отраслях, находящихся в процессе спада.

Одним из важнейших вопросов экономической науки является процесс разработки (или корректировки) менеджментом предприятия стратегии его развития в период спада отрасли, в которой осуществляет свою деятельность такое предприятие.

Вопросы, касающиеся разработки стратегии предприятия в кризисный период или в период спада отрасли, в той или иной мере исследовались многими известными экономистами мира [1,2,3 и др.]. Так, в научных работах М. Портера [1 и др.] достаточно подробно рассматриваются вопросы разработки стратегии предприятия в период спада отрасли, в рамках которой предприятие осуществляет свою деятельность. М. Портер в своих работах исследует влияние барьеров выхода с рынка для предприятия на процесс принятия его руководством стратегических решений в период спада отрасли [1]. К существенным барьерам выхода предприятия с рынка в период спада отрасли М. Портер относит:

  • наличие у предприятия специализированных активов и активов длительного пользования;
  • постоянные для предприятия издержки выхода с рынка;
  • стратегические барьеры для выхода предприятия с рынка;
  • информационные барьеры для выхода предприятия с рынка;
  • управленческие или психологические барьеры для выхода предприятия с рынка;
  • барьеры, связанные с государственной политикой и социальными последствиями выхода предприятия с рынка [1].

При этом, согласно результатам исследований М.Портера, в период отраслевого спада предприятие может выбрать одно из нескольких стратегических альтернатив своего поведения, а именно выбрать одну из следующих стратегий:

  • стратегию лидерства;
  • стратегию занятия ниши;
  • стратегию сбор урожая;
  • стратегию быстрого выхода [1].

Следует отметить, что кризисы в экономике и, соответственно, спады в тех или иных отраслях являются циклическим явлением. В связи с этим, при формировании стратегии технологического развития предприятия его руководство должно учитывать возможность возникновения кризиса и спада отрасли в процессе реализации разрабатываемой им стратегии.

В случае, если у предприятия уже имеется стратегия его технологического развития, при возникновении внешних кризисных обстоятельств, которые не были учтены руководством предприятия в действующей стратегии, его руководство должно оперативно корректировать действующую стратегию технологического развития предприятия. При этом руководство предприятия должно учитывать актуальные технологические прогнозы и принимать решение о характере дальнейшего технологического развития предприятия в кризисный период.

Кризисы и спады, возникающие в экономике в XXI веке, вынуждают предприятия внедрять в свою производственно – технологическую цепочку новые инновационные технологии в целях повышения их конкурентоспособности. В период кризиса лидирующие положения занимают компании, наиболее эффективно внедряющие технологические инновации в свою производственную деятельность. Необходимость учета технологического аспекта при формировании стратегии предприятия указывается многими экспертами [1,4,5 и др.].

Учитывая историю развития крупных промышленных предприятий можно сделать вывод, что многие из нынешних мировых технологических лидеров многих отраслей промышленности стали таковыми в период кризисов. Таким образом, в период кризиса происходит перераспределение рынка между его игроками (в том числе новыми), исходя из технологической готовности участников рынка к кризису и их поведения в процессе кризиса.

В случае принятия руководством предприятия решения о продолжении его деятельности в испытывающей спад отрасли, предприятию следует оптимизировать все протекающие на предприятии процессы, включая в числе прочего процессы сбыта готовой продукции. Актуальность данного утверждения подтверждает сложившаяся в период пандемии COVID – 19 (2020 г.) ситуация в экономике России, при которой предприятия, не имевшие возможность реализации своей продукции дистанционным способом (в том числе посредством Интернет связи) в значительной мере уступили рыночные позиции своим конкурентам, уже имевшим или быстро создавшим для себя такую возможность. Таким образом, в кризисный период лидирующие позиции в отрасли зачастую занимают именно те предприятия, которые имеют технологические преимущества над своими конкурентами или способны в кратчайшие сроки создать такие преимущества.

Проведя анализ различных подходов к формированию стратегии экономических систем [1,2,4,5,6], можно сделать вывод, что стратегическое управление технологическим развитием промышленного предприятия всегда должно осуществляться его менеджментом с учетом актуальных глобальных трендов технологического развития отрасли, в которой задействовано предприятие, и всей мировой промышленности в целом.

Как правило, лидирующие положения в отрасли занимают предприятия, которые при прочих равных условиях, имеют преимущество в уровне технологического развития перед своими конкурентами. Именно поэтому в период кризиса руководству предприятия следует оптимизировать свои процессы путем внедрения в них новых инновационных технологий.

Проведя анализ научной литературы [1 и др.], можно выделить следующие особенности поведения менеджмента большинства промышленных предприятий в период спада отраслей, в которых они задействованы:

  • снижение расходов на исследования и разработки, производимые на предприятии;
  • снижение расходов на технологическое развитие предприятия;
  • оптимизация кадровых ресурсов предприятия (в том числе сокращения штата);
  • снижение расходов на рекламу и продвижение готовой продукции;
  • сокращение производства продукции;
  • снижение цен на продукцию,
  • перепрофилирование производства;
  • фокусировка внимания менеджмента предприятия преимущественно на оперативном управлении предприятием и др.

Таким образом, как правило, руководство промышленных предприятий принимает решение о сокращении издержек на технологические инновации в период кризиса и спада отрасли. Вместе с тем, учитывая рассмотренные в данной научной работе положения, автор считает, что в период спада отрасли, в которой задействовано предприятие, его руководству следует интенсифицировать процесс его технологического развития в целях повышения его конкурентоспособности по отношению к своим основным конкурентам.

Список использованной литературы

  1. Портер Майкл Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М. Альпина Бизнес Букс. , 2006 г. – 454 с.
  2. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. / пер. с английского под редакцией Петрова А.Н. – СПб.: Питер, 2009. – 344 с.: ил. – (Серия «Теория менеджмента»)
  3. Kathryn Rudie Harrigan, Michael E. Porter. «End-Game Strategies for Declining Industries». From the Magazine «Harvard Business Review» (July 1983). [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/1983/07/end-game-strategies-for-declining-industries
  4. Грант, Р.М. Современный стратегический анализ / Р.М. Грант ; пер. с анг. под ред. В.Н. Фунтова. – 5-е изд. – СПб. : Питер, 2011. – 560 с.
  5. Шмидт, Эрик. Как работает Google / Эрик Шмидт, Джонатан Розенберг; при участии Алана Игла : [перевод с английского]. – Москва : Эксмо, 2015. – 320 с. – (Библиотека Сбербанка. Т. 53)
  6. Квинт В. Л. Разработка стратегии: мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней среды // Управленческое консультирование. 2015. № 7. С. 6–11.