Московский экономический журнал 12/2020

image_pdfimage_print

УДК 338.28

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10855

Техническое перевооружение, как условие обеспечения конкурентоспособности предприятия

Transformation of the approach to the development of production through the creation and development of the industry product

Гарин Александр Петрович, кандидат экономических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Гарина Екатерина Петровна, кандидат экономических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Бацына Яна Валерьевна, кандидат социологических наук, доцент, «Институт пищевых технологий и дизайна»-филиал «Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», Нижний Новгород

Garin A.P., garin_ap@mininuniver.ru

Garina E.P., garina_ep@mininuniver.ru

Batsyna Ya.V. yanabatsyna@gmail.com 

Аннотация. В статье предлагается интегрированное решение по техническому перевооружению предприятия в части путевого хозяйства, энергетического хозяйства, развития подвижного состава. Оцениваются существующие предпосылки к этому, необходимость капитального ремонта с целью увеличения ресурсного срока эксплуатации путей, потребность в отказе от существующего энергетического оборудования и переход на «сухие» трансформаторы и вакуумные автоматические выключатели, сверхнормативный срок эксплуатации подвижного состава. Исходя из предположения необходимости модернизации систем, вносится предположение, согласно которому перспективы формирования долгосрочных конкурентных преимуществ отечественных производителей связаны с трансформацией подхода к развитию производства через техническое перевооружение предприятия.

Summary. The article proposes an integrated solution for the technical re-equipment of the enterprise in terms of track facilities, energy facilities, development of rolling stock. The existing prerequisites for this, the need for major repairs in order to increase the service life of the tracks, the need to abandon the existing power equipment and the transition to “dry” transformers and vacuum circuit breakers, the excess of the standard rolling stock service life. Based on the assumption of the need to modernize systems, an assumption is made according to which the prospects for the formation of long-term competitive advantages of domestic manufacturers are associated with the transformation of the approach to the development of production through the technical re-equipment of the enterprise.

Ключевые слова: развитие производства, техническое перевооружение, ресурсное обеспечение.

Key words: production development, technical re-equipment, resource provision.

Успешный рост предприятия требует значительных инвестиций в навыки, процессы, организацию и технологии. Инициативы по развитию предприятия могут быть обусловлены существующими возможностями, которые стимулируют разработку новых стратегий, усиливают ценностное предложение – предоставление интегрированного решения, увеличивают или изменяют предлагаемые продукты и услуги [1,2]. В соответствии с занимаемой авторской позицией, техническое перевооружение предприятия, направленное на модернизацию,/ реконструкцию производственных мощностей с целью снижения затрат на себестоимость продукции предполагает не поддержание имеющихся технологий на приемлемо безопасном и комфортабельном уровне, а переход на уровень новейших в отрасли технологий, что, несмотря на высокий потребный уровень инвестиций, позволит электротранспорту развиваться и существенно снизит уровень текущих эксплуатационных затрат [3,4,5].

На примере объекта исследования – отдельного предприятия Нижегородской области – муниципального предприятия Нижегородэлектротранс, занимающегося перевозкой городским электротранспортом жителей и гостей города Нижнего Новгорода. предложение реализуется посредством:

  1. Технического перевооружения путевого хозяйства. Общая протяженность трамвайных путей предприятия – 180,16 км. По неотмененным со времен существования Советского Союза эксплуатационным нормативам ежегодно необходимо капитально ремонтировать около 15 км пути. На начало 2019 года накопленная длина трамвайных путей, требующих капитального ремонта и реконструкции, составляла более 40 км. Из-за технического состояния пути ограничена скорость движения на 33,1 км. Необходимо отметить что, учитывая фактор сезонности путевых работ и собственные производственные мощности службы пути, предприятие в состоянии ежегодно капитально ремонтировать не более 20 км пути, следовательно, даже при наличии финансирования, на преодоление отставания от нормативов без привлечения сторонних организаций и увеличения производственных ресурсов потребуется более 8 лет [6]. Кроме того, значительная часть трамвайных путей совмещена с автодорогами, реализация их ремонтов требует организационной, финансовой и технологической синхронизации с дорожно-строительными предприятиями. Таким образом, даже поддержание в приемлемом состоянии трамвайных путей на уровне технологий 50-х годов ХХ века ограничено и по финансовым и по ресурсным ограничениям. Выводы: а) внедрение новых технологий верхнего строения пути. Новые технологии верхнего строения пути предполагают увеличение ресурсного срока эксплуатации пути до 2-х раз при уменьшении объемов потребного обслуживания до 4-х раз, защищают от разрушающего воздействия совмещенные автомобильные дороги, уменьшают негативное влияние пути на подвижной состав, рассредоточивая нагрузки; б) обособление трамвайных путей. Обособление позволяет: избегнуть синхронизации ремонтов с дорожно-строительными предприятиями; увеличить скорость движения электротранспорта; повысить доходность; в) внедрение новых разработок в области спецчастей трамвайного пути.
  2. Технического перевооружения энергетического хозяйства. Движение электротранспорта по городу обеспечивают 33 тяговые трансформаторные подстанции общей установленной мощностью – 75 150 кВт. Около трети из них введены в эксплуатацию до Великой Отечественной войны, к современным можно отнести ТП 2 (пл. Горького) и ТП 13 (Окский съезд), остальные построены в 60-80-е годы прошлого века. Основное оборудование (трансформаторы, масляные и автоматические выключатели) старых подстанций эксплуатируется более 50 лет, морально и физически устарело и требует замены [7]. По состоянию на начало 2019 года капитального ремонта требуют 16 силовых трансформаторов, более половины из них мощностью 2 КВА в Нижегородской области не ремонтируются. Практически нигде в мире более не применяется маслонаполненное энергетическое оборудование, переход на «сухие» трансформаторы и вакуумные автоматические выключатели, по уверениям разработчиков энергетического оборудования, позволит сэкономить до 700 тыс. руб. в год (в ценах 2014 года) с одной тяговой подстанции только за счет повышения КПД. Тяговые подстанции предприятия объединены в 3 района, в каждом из которых реализована система телеуправления (ТУ) подстанциями из диспетчерских пунктов посредством радио и телефонных каналов. Элементная база систем ТУ (особенно 2-го района) устарела, что существенно затрудняет процессы ремонта и эксплуатации оборудования [7]. В настоящее время на предприятии рассматривается возможность модернизации систем ТУ, которая в идеале должна позволить объединение 3-х диспетчерских центров в единый и только на заработной плате дежурного персонала может окупиться в срок до 3-х лет. Применение «скоростных» спецчастей контактной сети позволяет: увеличить скорость подвижного состава при прохождении; увеличивает ресурс контактной сети; на порядок уменьшает количество выходов их строя токоприемников. Новый или модернизированный подвижной состав имеет возможность рекуперации электрической энергии, позволяющую в результате снизить ее потребление до 40%, однако воспользоваться этой бесплатной энергией могут только такие же новые вагоны и только в пределах одного питающего фидера. Полностью использовать этот колоссальный ресурс можно только при оснащении тяговых подстанций накопителями энергии рекуперации.
  3. Развития подвижного состава. По состоянию на начало 2019 года изношенность по трамваю составляет 78,7%; по троллейбусу – 86,8%. Сверхнормативный срок эксплуатации имеют 208 ед. трамваев и 129 ед. троллейбусов [7]. Для продолжения возможности эксплуатации необходимо принять комплексную программу обновления подвижного состава, предполагающую в течение первых 2-х лет: по трамваю – закупку до 10 новых вагонов и проведение КВР с модернизацией до 40 старых; по троллейбусу – закупку до 7 новых троллейбусов и проведение КВР с модернизацией до 30 старых; в течение последующих лет количество может изменяться в зависимости от итогов 2-х первых.

Оснащение подвижного состава аппаратурой GPS/Глонасс позволит: качественно на новый уровень поднять диспетчеризацию движения; при взаимодействии с АСКОП получить реальные данные о пассажиропотоке, на их основании разработать объективную модель пассажиропотока (сезонность и т.п. вариативные факторы) и, соответственно, качественно точнее осуществлять планирование доходов; повысит привлекательность общественного транспорта для пассажиров (табло на остановочных пунктах); с помощью «пробочных» интернет-сервисов поможет всем участникам дорожного движения быстрее получать данные о дорожной обстановке. Останется дооснастить подвижной состав автоматической системой подсчета пассажиров, АСКОП – уже есть, и можно отказываться от кондукторов, а это около 25% ФОТ предприятия.

Экономический эффект от внедрения некоторых из вышеозвученных предложений обоснован, по оставшимся – есть только декларации поставщиков технологий и ориентировочные предположения предприятия, для их детальной проработки потребуются затраты рабочего времени специалистов. В целях оптимизации использования этого времени необходимо определить конкретные проекты технического перевооружения предприятия, финансируемых из собственных средств МП «Нижегородэлектротранс», которых хватает только на поддержание существующих технологий в «предкоматозном» состоянии.

Список литературы

  1. Усманов М.Р., Однолько И.С., Гималетдинов Р.Р., Фирсов А.В. Повышение производительности и эффективности эксплуатации производственных активов. Внедрение системы непрерывных улучшений на производственных предприятиях и в научно-исследовательском и проектном комплексах. – Нижний Новгород: Кварц, 2019. Том 2. 224 с.
  2. Kuznetsov V. et al. Re-engineering the business process of sales in view of life cycle stage and the company organisational structure/International Journal of Trade and Global Markets (IJTGM), Vol. 12, No. 3/4, 2019, pp. 412-423
  3. Кузнецов В.П., Андряшина Н.С. Инновационная деятельность промышленных предприятий: проблемы и перспективы // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского. 2012. №28. С.408-410
  4. Инновационная составляющая формирования конкурентных преимуществ в производственных системах в условиях смены технологических укладов: монография / О.А. Шипшова, [и др.], Москва, 2017, 142 с.
  5. Козлова Е.П., Шеманаева М.А., Костомарова К.Д. Основные направления в вопросах оценки устойчивого развития промышленных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-1 (76). С. 286-288
  6. Поташник Я.С., Кузнецова С.Н. Состояние и тенденции в инвестиционной и инновационной сферах промышленности Нижегородской области // Научное обозрение: теория и практика. 2018. № 4. С. 85-93
  7. Сурмина Е.Б. Диагностика экономического состояния и оценка перспектив развития предприятия. Нижний Новгород: Мининский университет, 2020. 103 с.