Московский экономический журнал 12/2019

image_pdfimage_print

КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

COMPREHENSIVE SECURITY OF EDUCATIONAL INSTITUTION

Базанов Сергей Владимирович, преподаватель кафедры комплексной безопасности в строительстве, Московский Строительный Государственный Университет

Bazanov Sergey Vladimirovich, Moscow State University Of Civil Engineering

Аннотация: В статье рассмотрены особенности организации системы комплексной безопасности образовательного учреждения. Автор приходит к выводу, что безопасность образовательного учреждения выступает в качестве обязательного условия и одного из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения, а также обеспечения качества образования Рассматриваемая система должна иметь целью предотвратить различные угрозы, носящие социальный, антропогенный и природный характер.

Summary: The article deals with the features of the organization of the system of integrated security of an educational institution. The author comes to the conclusion that the safety of an educational institution acts as a mandatory condition and one of the criteria for the effectiveness of the educational institution, as well as ensuring the quality of education.the Considered system should be aimed at preventing various threats of a social, anthropogenic and natural nature.

Ключевые слова: комплексная безопасность, образовательное учреждение, образовательный процесс, угрозы социального, антропогенного и природного характера.

Keywords: complex security, educational institution, educational process, threats of social, anthropogenic and natural character.

Сегодня в современных условий одной из основных задач образовательного учреждения выступает  обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся. Нельзя не отметить, что к угрозам, потенциально  имеющим  место в образовательной организации, можно отнести целый ряд различны факторов, среди которых ведущее место отводится  техногенным, экологическим, социально-криминальным, террористическим угрозам, угрозам возникновения пожара, угрозам, связанным с нарушением правил техники безопасности и электробезопасности и пр. Для противодействия указанным  угрозам в образовательном учреждении должна быть создана  система комплексной безопасности [1].

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это «состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера обеспечивающее его безопасное функционирование» [3]. В качестве системы, обеспечивающей вышеназванную безопасность,  выступают мероприятия, предусмотренные на законодательном уровне и реализуемые персоналом образовательного учреждения ОУ, руководят которыми органы управления образованием, а также органы местного самоуправления при участии правоохранительных структур и общественных организаций. Цель таких  мероприятий – обеспечить безопасное функционирование образовательной организации, а также обучить сотрудников и учащихся  действовать безопасно и рационально в случае возникновения чрезвычайных ситуаций [1].

Структура системы комплексной безопасности образовательной организации включает следующие составляющие (рис. 1).

В рамках рассматриваемой системы осуществляют основные меры и мероприятия:

  • организуют физическую охрану  здания и территории образовательной организации ;
  • обеспечивают инженерно-техническую защищенность путем установки ограждений,  металлических дверей и решеток и пр;
  • устанавливаю специализированное инженерно-техническое оборудование (пожарную сигнализацию, системы оповещения и пр);
  • проводят плановую работу по противодействию  антитеррористическим угрозам;
  • организуют контрольно-пропускной режим;
  • контролируют выполнение норм пожарной безопасности, а также норм охраны труда и техники безопасности;
  • ведут плановую работу по ГО;
  • сотрудничают с правоохранительными органами в области обеспечения безопасности обучающихся;
  • формируют  основы культуры безопасности у обучающихся, а также у персонала образовательной организации [3].

Рассмотрим основные направления обеспечения комплексной  безопасности образовательной организации.

1.Обеспечение антитеррористической безопасности. Для организации работы в данном направлении необходима разработка и утверждение паспорта безопасности (антитеррористической защищенности) образовательной организации, который включает:

  • собственно паспорта безопасности;
  • план охраны образовательного учреждения и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий;
  • план – схему образовательного учреждения[2].

Указанные документы  являются документами строгой отчетности, оригинал хранится в кабинете директора образовательной организации,  а его копии – в органах внутренних дел и ФСБ, обслуживающих данную территорию.

В соответствии с указанным документом администрации образовательной организации необходимо:

  • усилить охраны образовательного учреждения за счет подбора квалифицированных сотрудников охранных структур;
  • установить строгий пропускной режим;
  • исключить возможность расположения бесхозных транспортных средств  около образовательной организации;
  • не допускать  проведение ремонта в образовательной организации силами сомнительных фирм и организаций, а также рабочими, не имеющими регистрации;
  • ежедневно контролировать места массового скопления людей (классы, помещения, массовые мероприятия), подвалы, чердаки, решетки, ограждения и пр.;
  • планировать работы по обслуживанию и профилактике инженерно-технического оборудования  образовательной организации;
  • поддерживать оперативное взаимодействие с такими организациями, как территориальные органы МВД,  ФСБ, прокуратура и военкомат [2].

Физическая охрана образовательной организации включает комплекса нормативно-правовых, организационных, режимных и инженерно-технических мер и мероприятий, в которых, наряду с администрацией, должны принимать активное участие правоохранительные органы и которые необходимы, чтобы предотвратить  и пресечь противоправные действия относительно обучаемых и персонала ОУ, нанесение ущерба как зданию, так и материальным ценностям.

Физическая охрана образовательной организации призвана не допустить противоправные действия на объекте и территории образовательной организации и оперативно пресекать их возникновение и должна способствовать пресечению:

  • несанкционированного проникновения с целью кражи или совершения актов вандализма;
  • нападения  лиц, пропагандирующих экстремизм в период массовых беспорядков;
  • поджогов;
  • террористических или диверсионных актов [3].

В качестве основной цели обеспечения пожарной безопасности в образовательной организации выступает необходимость сохранить жизнь и здоровья обучающихся и персонала  путем обеспечения высокой  степени противопожарного состояния учреждения, а также за счет исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара.

Для обеспечения пожарной безопасности необходима реализация комплекса мероприятий:

  • издание приказа о противопожарных мероприятиях;
  • разработка инструкций, плана эвакуации, памятки;
  • обучение персонала и  обучающихся комплексу действий, направленных на предупреждение и тушение пожаров;
  • создание пожарно-технической комиссии;
  • разработка паспортов технологических процессов и сооружений в  рамках обеспечения пожарной безопасности;
  • освобождение от мусора подвалов, чердаков и прилегающей территории;
  • содержание свободными дорог, подъездов к зданию, путей эвакуации;
  • оснащение здания средствами подаротушения и пожарной сигнализацией;
  • проведение проверок состояния инженерных и технологических систем жизнеобеспечения;
  • установка знаков пожарной безопасности [3].

В рамках организации мероприятий  по гражданской обороне необходимо осуществить подготовку и защиту обучающихся и персонала от опасностей,  возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В объем функций гражданской обороны входит:

  • сохранить людские ресурсы и экономический потенциал учреждения;
  • обеспечить защиту и жизнедеятельности людских ресурсов;
  • защитить инфраструктуру образовательного учреждения и   материальные ценности.

Охрана труда призвана сохранить жизнь и здоровье обучающихся и персонала в процессе трудовой и учебной деятельности, с этой целью  применяется целый комплекс правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, реабилитационных и иных мер. В образовательной организации должны быть разработаны инструкции по обеспечению безопасности труда, а также проводиться инструктажи: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Организационная структура комплексного обеспечения безопасности образовательного учреждения должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть способной эффективно использовать информацию, а также технические системы безопасности,  реализовать задачи и объемы технического контроля,  быть обеспеченной штатной структурой персонала образовательного учреждения;
  • обеспечивать наличие дежурных групп экстренного реагирования, способных до прибытия  силовых структур  осуществлять контроль возникшей чрезвычайной ситуации;
  • исключать дублирование функций и двойную подчинённость;
  • обеспечивать конкретную, точно регламентированную ответственность должностных лиц, а также подразделений структуры безопасности образовательной организации;
  • определять возможность организации профессионального обучения всех сотрудников подразделений безопасности [3].

Таким образом, безопасность образовательного учреждения выступает в качестве обязательного условия и одного из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения, а также обеспечения качества образования Рассмотренная система должна иметь целью предотвратить различные угрозы, носящие социальный, антропогенный и природный характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балыхин Г.А. Обеспечение безопасности образовательного процесса: комплексный подход к решению проблемы. В Сб.: Комплексная безопасность в системе образования. – М.: ИФ «Образование в документах», 2007.- 248 с.
  2. Комплексная безопасность образовательного учреждения: понятийный аппарат, правовые основы, система мер обеспечения. Краткий справочник // Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» /Отв. редактор Е.С. Кушель; авт.-сост. профессор В.Ф. Пилипенко – М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 160 с.
  3. Обеспечение комплексной безопасности в ОУ. Теория и практика/авт.-сост. В.Ф. Пилипенко, Н.В. Ерков и др.:  под ред. Л.Я. Олиференко. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 201 с.

LIST OF REFERENCES

1.      Balykhin G. A. Ensuring the safety of the educational process: a comprehensive approach to solving the problem. In Sat.: Integrated security in the education system. – Moscow: if “Education in documents”, 2007.- 248 p.

2.      Comprehensive security of educational institutions: conceptual framework, legal framework, system of security measures. Short reference book / / Series: “Library of the Deputy head of the educational institution for security” / Rev. editor E. S. Kushel; ed.comp. Professor V. F. Pilipenko-M.: center “School book”, 2007. – 160 PP.

3.      Providing comprehensive security in OU. Theory and practice / ed.comp. V. F. Pilipenko, N. V. Erkov et al.: ed.  Moscow: iris press, 2006. – 201 p.