Московский экономический журнал 12/2019

image_pdfimage_print

УДК 316.4: 378.374

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10241

Воспроизводство ценностных ориентаций профессионального сообщества как фактор обеспечения корпоративной социальной ответственности отраслей сферы услуг

Reproduction of valuable orientations of a professional community as a factor of ensuring corporate social responsibility of service industries

Таранова И.В., доктор экономических наук, профессор, Ставропольского государственного аграрного университета 

I.V. Taranova, Doctor of Economics, Professor of Stavropol state agrarian University

Тарасова С.И., доктор педагогических наук, профессор, Ставропольского государственного аграрного университета 

S.I. Tarasova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Stavropol state agrarian University

Хохлова Е.В., кандидат педагогических наук, профессор, Ставропольского государственного аграрного университета.

E.V. Khokhlova, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, of Stavropol state agrarian University

Токарева Г.В., кандидат экономических наук, доцент, Ставропольского государственного аграрного университета 

G.V. Tokareva, Candidate of economic Sciences, associate Professor, of Stavropol state agrarian University

Ивашова В.А., кандидат социологических наук, доцент, Ставропольского государственного аграрного университета 

V.A. Ivashova, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Stavropol state agrarian University

Аннотация: Актуальность изучения воспроизводства ценностных ориентаций профессионального сообщества обусловлена возрастающей значимостью корпоративной социальной ответственности за результаты внедрения различного рода технологий, продуктов, услуг, вред от которых не является очевидностью для потребителей. В связи с этим исследовательский вопрос – изучить мнение профессионального сообщества о значимости корпоративной социальной ответственности и личной социальной и профессиональной ответственности специалистов в контексте ценностных ориентаций и необходимости их воспроизводства. Для решения исследовательской задачи были использованы результаты анкетного опроса 621 специалиста предприятий и организаций Ставропольского края, которые представляли разные сферы деятельности. Проведена статистическая обработка результатов опроса в программе SPSS (21 версия).

В статье приведены результаты социологического измерения ценностных ориентаций профессионального сообщества специалистов в сегментации по сферам деятельности: инженерной, финансово-экономической, IT-сфера, пищевая промышленность, ветеринария. Рассмотрена взаимосвязь между ценностными ориентациями специалистов и их отношением к вопросам корпоративной социальной ответственности, обоснован запрос на компетентность выпускника вуза в области социальной ответственности.

На примере модели выпускника бакалаврской программы – инженера доказано, что 70% ключевых атрибутов в той или иной степени относятся содержательно к социальной или профессиональной ответственности специалиста.

Среди универсальных компетенций профессиональным сообществом топ-менеджмента предприятий, представляющих ряд ведущих для региона сфер деятельности, социально-профессиональная ответственность отнесена к ведущим атрибутам современного работника с высшим образованием и может быть детерминирована их собственной профессиональной деятельностью и ответственностью.

Summary: The relevance of studying the reproduction of the value orientations of the professional community is due to the growing importance of corporate social responsibility for the results of introducing various kinds of technologies, products, services, the harm from which is not obvious to consumers. In this regard, the research question is to study the opinion of the professional community on the importance of corporate social responsibility and personal social and professional responsibility of specialists in the context of value orientations and the need for their reproduction. To solve the research problem, we used the results of a questionnaire survey of 621 specialists from enterprises and organizations of the Stavropol Territory, who represented different fields of activity. Statistical processing of the survey results in the SPSS program (version 21) was carried out.

The article presents the results of a sociological measurement of the value orientations of a professional community of specialists in segmentation by fields of activity: engineering, financial and economic, IT, food processing, veterinary medicine.

The relationship between the value orientations of specialists and their attitude to issues of corporate social responsibility is considered, the request for the competence of a university graduate in the field of social responsibility is substantiated.

Using the example of a graduate model of an engineer’s bachelor’s program, it is proved that 70% of key attributes to one degree or another relate meaningfully to the social or professional responsibility of a specialist.

Among universal competencies by the professional community of top management of enterprises representing a number of areas of activity leading for the region, social and professional responsibility refers to the leading attributes of a modern employee with higher education and is determined by their own professional activity and responsibility.

Ключевые слова: профессиональное сообщество,корпоративная социальная ответственность, ценностные ориентации.

Keywords: professional community, corporate social responsibility, value orientations.

Корпоративная социальная ответственность это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на фирмы и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Корпоративная социальная ответственность рассматривается как показатель общего имиджа организации, неотъемлемая часть корпоративной культуры, которая не может быть в полной мере реализована на практике, если не разделяется членами рабочих, производственных коллективов, формальными и, как правило, неформальными лидерами которых являются специалисты с высшим образованием.

Для современных организаций существенным фактором конкурентной борьбы является имидж и бренд организации. Практическое выражение такая работа принимает в действиях, направленных на продвижение корпоративной и социальной ответственности, как составной части общего имиджа организации. Поскольку содержательно имидж должен найти подкрепление в конкретных действиях персонала, возрастает актуальность фокусировать требования корпоративной культуры на социально ответственных действиях персонала. Такого рода исследования представлены в публикациях Utgård J.[ 4], Robinson S., Wood S.[1].

В качестве информирования общества о деятельности компаний в области корпоративной социальной ответственности используются специализированные отчеты, которые находятся в открытом доступе каналов внешней коммуникации. О совершенствовании методологии такого рода отчетов говорят в своей публикации авторы Tsalis T.A., Stylianou M.S., Nikolaou I.E. [3]. Актуальность такогоисследования методологии отчетов помогает менеджерам и заинтересованным сторонам оценить лучший опыт организаций в области повышения социальной ответственности персонала.

Социальная ответственность специалистов должна формироваться в период профессионального обучения в вузе. Такая позиция особенно активно продвигается в инженерных, медицинских, аграрных профессиональных сообществах.

Авторы Ventres W., Boelen C., Haq C. в публикации  «Time for action: key considerations for implementing social accountability in the education of health professionals» выражают свою убежденность, что социальная ответственность должна быть важной частью институциональной профессиональной идентичности [5]. По их мнению, на уровне профессиональной компетентности медицинских работников социальная ответственность должна проявляться не только в знаниях, но и реальных действиях специалистов, особенно когда речь идет о медицинской помощи людям, находящимся в социально неблагоприятных условиях.

О необходимости проявлять высокую социальную ответственность в профессиональной деятельности ветеринаров говорят исследователи Sumner C.L., von Keyserlingk M.A.G. в публикации «Canadian dairy cattle veterinarian perspectives on calf welfare» [2]. По их мнению, работе с объектами живой природы необходимо подходить с высоким уровнем социальной ответственности. Этотпринцип прописан законодательно в специальном протоколе «О защите и благосостоянии животных», например, в Европейском союзе и  признаёт животных существами, имеющих чувства, и обязывает европейские институты, разрабатывая и реализуя свою политику, заботиться об их благосостоянии. Авторы статьи на примере фокус-групп с ветеринарами показывают мнение профессионального сообщества ветеринаров Канады об ответственности за условия содержания, лечебные и профилактические процедуры, не наносящие существенного ущерба благополучию животных. Подчеркивается важность не только инструментальных профессиональных навыков, но и общекультурных ценностей, профессиональной социальной ответственности.

Многие примеры реализации профессиональной социальной ответственности звучат на уровне менеджмента качества процессов в организациях различных сфер деятельности, достижение которого – неотъемлемая составляющая личной ответственности каждого специалиста.

В Ставропольском крае проведен опрос специалистов, представителей разных профессиональных сообществ: IT-специалисты, инженеры-механики, технологи пищевой промышленности, ветеринары, экономисты-финансисты. В процедуре экспертного оценивания приняли участие 621 специалист предприятий и организаций региона. Проведена статистическая обработка результатов опроса в программе SPSS (21 версия), которая позволила осуществить ранжирование значимости жизненных ценностей в профессиональных сообществах и провести их сравнительный анализ.

Кроме того, на основе стандартов Всемирной инженерной инициативы (CDIO)на примере участников исследования из числа профессионального сообщества инженеров-механиков было проведено анкетирование 119 экспертов, которые высказали свое мнение относительно важности компетенций будущих инженеров. Показатели значимости компетенций были подвергнуты факторному анализу в программе SPSS (21 версия) и показали группировку компетенций, в том числе относящихся к вопросам формирования и проявления социальной ответственности инженера-механика с точки зрения требований профессиональной деятельности и ожиданий профессиональной среды.

В анкетировании специалистов предприятий и организаций южного региона России был предложен перечень ценностей, которые по оценкам профессионального сообщества актуальны для них. Проведенная оценка актуальности по пятибалльной шкале и вычисления средних значений дали возможность ранжировать полученные результаты в сегментации по группам профессиональных сообществ. Данные представлены в таблице 1.

Первое место во всех представленных профессиональных группах специалистов занимает ценность «собственная безопасность и безопасность окружающих» и «благополучие близких и родных». Следует отметить глубокую убежденность профессиональных сообществ специалистов с высшим образованием в социальной ответственности за собственную жизнь, жизнь и благополучие окружающих, близких и родных людей. Если в оценке других ценностей присутствует некоторый разброс мнений, то именно в этих – он минимальный.

В процессе анализа содержания государственных стандартов подготовки экспертным сообществом разных профессиональных сфер прослеживается необходимость усиления внимания к компетенциям профессиональной социальной ответственности выпускников вуза. Так, например, специалисты ветеринарных служб региона наряду с функциональными профессиональными навыками говорят о компетенции – способность и готовность осуществлять организацию и проведение мониторинга возникновения и распространения инфекционных, инвазионных и других болезней, биологического загрязнения окружающей среды, карантинные мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях; способность и готовность организовать и контролировать проведение массовых диагностических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на раннее выявление, недопущение и оперативное лечение опасных заболеваний, в том числе, зооантропонозов. Экспертное сообщество экономистов-финансистов в числе наиболее важных для будущих выпускников называют готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения.

На примере результатов экспертного опроса инженеров-механиков были проанализированы желательные компетенции/атрибуты, которыми, по мнению профессионального сообщества, должен обладать выпускник образовательной программы уровня бакалавра. Перечень возможных компетенций был сформулирован на основе подходов Всемирной инженерной инициативы (CDIO). В результате проведенного факторного анализа, выполненного в программе SPSS (21 версия, метод выделения – анализ главных компонент, метод вращения – варимакс с нормализацией Кайзера) изучены взаимосвязи между значениями переменных, в качестве которых выступили 24 желательные компетенции/атрибуты.

Полная объясненная дисперсия представлена в следующей таблице.

Процедура факторного анализа позволила сгруппировать перечисленные желательные 24 компетенции в 7 ключевых атрибутов модели выпускника бакалаврской программы – инженер-механик.

Первый фактор  содержательно может быть интерпретирован как  уверенное владение всеми процессами инженерной деятельности в рамках производственного цикла.

Второй фактор отражает все виды ответственности от обеспечения техники безопасности и санитарии до этики и справедливости, понимания роли и профессиональной ответственности инженера не только перед производственным коллективом, но и перед обществом.

Третий фактор – организация производственного коллектива, структурного подразделения компании на  командный результат инноваций и проектирования.

Четвертый фактор – навыки внедрения инноваций от концепции, проектирования, монтажа до инженерной предпринимательской инициативы продвижения результатов инноваций в потребительскую  среду.

Пятый фактор – наличие базовых теоретических знаний в области физики, математики и смежных областей знаний в зависимости от специфики деятельности.

Шестой фактор – владение приемами утилизации отходов производства на уровне мировых подходов и трендов.

Седьмой фактор – готовность к наставничеству и обучению персонала применять устройства, механизмы, технологии, модели и системы.

Таким образом, содержательно практически 5 из 7 ключевых атрибутов модели выпускника бакалаврской программы – инженер-механик в той или иной степени затрагивают аспекты социальной профессиональной ответственности специалиста.

А поскольку профессиональное сообщество специалистов описывает на уровне компетенций высокую значимость различных видов социально-профессиональной ответственности, соответственно они гармонизированы с их собственной профессиональной деятельностью и ответственностью.

Таким образом, на уровне статистических наблюдений получаем подтверждение понимания значимости профессиональной социальной ответственности с локализацией в рамках конкретных предприятий и высокий статус ценности – «собственная безопасность и безопасность окружающих» и «благополучие близких и родных» в системе ценностных ориентаций профессиональных сообществ региона.

Информация, полученная в ходе исследования, важна для совершенствования профессиональной подготовки выпускников высшего образования, выстраивания организационной культуры в соответствие с требованиями концепции корпоративной социальной ответственности, обеспечения качественного содержания имиджа организаций, позиционирующих себя приверженцами КСО. Исследовательская стратегия может быть дополнена сравнительным анализом с другими профессиональными группами и регионами.

Мониторинговые исследования вопросов влияния ценностных ориентаций специалистов на корпоративную социальную ответственность помогут пониманию лидеров мнений профессиональных сообществ, обеспечат баланс интересов предприятий и организаций и регионального сообщества, бизнеса и общества в целом.

Список использованных источников литературы

1. Robinson, S., Wood, S. A «good» new brand – What happens when new brands try to stand out through corporate social responsibility (2018) Journal of Business Research, 92, с. 231-241

2. Sumner, C.L., von Keyserlingk, M.A.G. Canadian dairy cattle veterinarian perspectives on calf welfare (2018) Journal of Dairy Science, 101(11), с. 10303-10316

3. Tsalis, T.A., Stylianou, M.S., Nikolaou, I.E. Evaluating the quality of corporate social responsibility reports: The case of occupational health and safety disclosures (2018) Safety Science, 109, с. 313-323

4. Utgård, J. Retail chains’ corporate social responsibility communication (2018) Journal of Business Ethics, 147(2), с. 385-400

5. Ventres, W., Boelen, C., Haq, C. Time for action: key considerations for implementing social accountability in the education of health professionals (2018) Advances in Health Sciences Education, 23(4), с. 853-862