Московский экономический журнал 12/2019

image_pdfimage_print

УДК 331

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10224

К ВОПРОСУ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЕЗОННЫХ СПАДОВ СПРОСА

TO THE QUESTION OF DISTRIBUTION OF LABOR RESOURCES OF THE ENTERPRISE DEPENDING ON SEASONAL RECESSIONS OF DEMAND

Рачек Светлана Витальевна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, Уральский Государственный Университет Путей Сообщения, Екатеринбург

Притчин Максим Семенович, аспирант, Уральский Государственный Университет Путей Сообщения, Екатеринбург

Rachek S.V., svrachek@usurt.ru

Pritchin M.S., +79089295617@yandex.ru

Аннотация: В статье при исследовании процесса распределения трудовых ресурсов предприятия в зависимости от сезонных спадов спроса предложен пакет концептуальных моделей: общей, базово-уровневой и модификацонной, который в дальнейшем позволит создать прикладную систему знаний, основная цель которой предоставление нужной информации нужным людям и в нужное время. Данное моделирование является базисом для дальнейшего моделирования для создания и развития сбалансированной системы распределения трудовых ресурсов в компании. В статье представлены рекомендации по распределению трудовых ресурсов на основе составления Матрицы БКГ, выводы по которой позволят эффективно управлять трудовыми ресурсами предприятия.

Summary: In the article the study of the allocation process of labour resources of the enterprise, depending on seasonal demand slumps proposed a set of conceptual models: General, basic-level and modificational, which will further allow you to create an application system knowledge the main objective of providing right information to the right people at the right time. This modeling is the basis for further modeling to create and develop a balanced system of distribution of labor resources in the company. The article presents recommendations on the distribution of labor resources on the basis of the matrix BCG, the conclusions of which will effectively manage the workforce of the enterprise.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, матрица БКГ, стратегическое планирование, сезонность, концептуальное моделирование, система знаний, бизнес процессы.

Keywords: human resources, BCG matrix, strategic planning, seasonality, conceptual modeling, knowledge system, business processes.

Стратегическое планирование в условиях рыночной экономики является ключевым фактором конкурентоспособности предприятия в 21 веке. Это касается не только огромных холдингов, но и малого и среднего бизнеса, стремящегося иметь устойчивый рост. 

О важности и актуальности стратегического планирования говорится в таких исследованиях отечественных и зарубежных авторов, как: Петров А.Н Стратегический менеджмент: Учебник для ВУЗов/ Бережнов Г.В. Интернализация и экстернализация как инструменты повышения конкурентоспособности бизнеса / Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций/ Йооп Д. Схааке // Проблемы теории и практики управления.

Для эффективного распределения трудовых ресурсов также уместно применять стратегическое планирование, особенно если преприятие имеет фактор сезонности. Эффективное управление бизнес-процессами требует разработки и применения инновационной стратегии и необходимости развития интеллектуальных информационных технологий на всех уровнях управления в специализированных бизнес-процессах. Для этого на предприятии необходимо изменять свое поведение и своевременно реагировать на влияние внешней среды, появление новых знаний, предложений и технологий.

Для создания системы сбалансированного распределения трудовых ресурсов на предприятии в условиях сезонности необходимо разрабатывать и реализовывать процедуры активного обмена знаниями и систематическое управление бизнес-процессами. Знания – это совокупность структурированного и систематизированного опыта, технологий, контекстуальной информации. Чтобы ими оперативно пользоваться необходимо создание структурированной системы управления знаниями, весь процесс которой начинается с концептуального моделирования, что и положено в основу данной статьи. В статье предложен пакет концептуальных моделей: общей, базово-уровневой и модификацонной, который в дальнейшем позволит создать прикладную систему знаний, основная цель которой предоставление нужной информации нужным людям и в нужное время, что приведет к повышению конкурентоспособности и увеличению прибыли.

1. Общая концептуальная модель распределения трудовых ресурсов с учетом фактора сезонности.

Трудовые ресурсы – способная к труду часть населения, физически способная выполнять определенный набор действий, приводящий к целевому результату. А также, имеющая необходимый набор знаний навыков и умений, подходящих для выполнения поставленной задачи.

Сезонность – колебания в рядах времени, периодически наблюдаемые в процессе, и имеющие ярко выраженные признаки. В экономике под сезонностью принято понимать процессы, связанные со сменяемостью времен года. Сезонность характеризуется непостоянством в спросе, предложении и  других экономических характеристиках процесса или явления.

2. Базово-уровневая концептуальная модель распределения трудовых ресурсов с учетом фактора сезонности.

Основная задача распределения трудовых ресурсов на предприятии- расстановка кадров для наиболее эффективного выполнения поставленных задач в условиях изменяющихся во времени условий существования рынка.

Изменения могут носить как регулярный так и не регулярный характер. Регулярные и схожие по причинам и следствиям изменения рынка называются сезонностью.

Распределение персонала основывается на следующих трех принципах:

  1. Принцип соответствия означает соответствие личных и профессиональных компетенций требованиям занимаемых должностей.
  2. Принцип перспективности учитывает условия определения максимального возраста для эффективного выполнения поставленной задачи и определение максимального срока работы в одной должности и на одном месте, регулярное повышение компетентности персонала.
  3. Принцип сменяемости предполагает, как горизонтальные так и вертикальные перемещения персонала в пределах организации для достижения максимальной эффективности деятельности организации.

Сезонность использования трудовых ресурсов на предприятии характеризуется в изменении потребности в ней в определенные потребности во времени. Уровни сезонности определяются следующими показателями:

  1. Повременное распределение затрат труда, отражающее количество работающих и отработанное ими время за единицу временного ряда.
  2. Коэффициент сезонности- отношение трудозатрат к средневременному из количеству.
  3. Коэффициент неравномерной сезонной нагрузки.
  4. Размах сезонности – отношение между максимальными и минимальными затратами на трудовые ресурсы или между коэффициентами сезонности.

3. Модификационная концептуальная модель распределения трудовых ресурсов с учетом фактора сезонности.

Для построения эффективной модели распределения трудовых ресурсов с учетом фактора сезонности можно воспользоваться таким инструментом стратегического планирования, как матрица Бостонской Консалтинговой группы (Матрица БКГ).

Учитывая цикличность сезонности важно оценивать его влияние и проводить анализ именно инструментами стратегического планирования.

В рамках данного исследования авторами были составлены матрицы БКГ за 2 периода времени для основных продуктов компании, а именно клининговых работ, ремонтных работ, благоустройства территории  и уборки и вывоза снега. Период времени для составления матрицы 6 месяцев. Периоды времени разделены следующим образом:

  • С октября по апрель – «холодный период»
  • С мая по сентябрь – «теплый период»

В холодный период Матрица БКГ выглядит следующим образом (рис. 1):

В теплый период Матрица БКГ выглядит следующим образом (рис. 2):

В рамках данного исследования авторы пришли к выводу, что данное предприятие имеет высокий коэффициент сезонности по разным продуктам компании. Для эффективной работы предприятию необходимо составлять стратегию функционирования исходя, из данных Матрицы БКГ за теплый и холодный периоды и распределять трудовые ресурсы с учетом приоритетности продуктов компании.

Согласно результатов проведенного исследования для данного предприятия можно предложить следующие рекомендации:

  1. Терминология Матрицы БКГ предполагает деление продуктов компании на 4 категории: «трудные дети», «звезды», «дойные коровы», «дохлые собаки». При низком темпе роста рынка и низкой относительной доле рынка продукт относят к «дохлым собакам», как видно из рисунков выше клининговые работы и в теплый и в холодный период относятся именно к этой категории. Соответственно для сбалансированного распределения трудовых ресурсов в компании рекомендовано отказаться от данного продукта и оптимизировать трудовые ресурсы или перенаправить их на другие продукты.
  2. В теплый период к «дойным коровам» можно отнести благоустройство территории и ремонтные работы. Данные продукты составляют базу для экономически успешного функционирования компании в течение календарного года. Рекомендовано наиболее эффективные управленческие кадры предприятия перераспределять в пользу обеспечения успешного и качественного выполнения работ по данным продуктам. Рабочий персонал во время сезонного спада оптимизировать для предотвращения избыточных затрат предприятия.
  3. Уборку и вывоз снега согласно терминологии Матрицы БКГ можно отнести к «Звездам», однако это наиболее сезонный продукт, объем рынка, которого также зависит еще от количества выпавшего снега. Учитывая потенциальный объем рынка и занимаемую долю предприятия рекомендовано на холодный период иметь резерв трудовых ресурсов для получения возможности занять большую долю рынка. В теплый период трудовые ресурсы перераспределять в пользу выполнения ремонтных работ (неквалифицированный персонал и промышленные альпинисты).

Литература

  1. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент : теория и практика – СПб:Питер, 2014.- 416 с.
  2. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016.-367 с.
  3. Математическое моделирование экономических процессов на железнодорожном транспорте / Под ред. Каплана А.Б. М.: Транспорт. 2016.- 256с.
  4. Сулицкий В.Н. Методы статистического анализа в управлении: Учеб. пособие. – М.:Дело, 2018. – 520с.
  5. Рачек С.В.  Инновационные подходы к совершенствованию технологий транспортного обслуживания.
  6. Голубков Е.Л. Планирование маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014.

Literature

  1. Bolshakov A. S., Mikhailov V. I. Modern management: theory and practice-St. Petersburg: Peter, 2014.- 416 PP.
  2. Kazantsev A. K., Podlesnykh V. I., Serova L. S. Practical management: in business games, economic situations, tasks and tests: Textbook. – Moscow: INFRA-M, 2016.-367 PP.
  3. Mathematical modeling of economic processes on railway transport / ed. Kaplan A. B. M.: Transport. 2016.- 256C.
  4. Sulecki V. N. Methods of statistical analysis in management: Textbook. benefit. – Moscow: Delo, 2018. – 520c.
  5. Rachek S. V. Innovative approaches to the improvement of transport service technologies.
  6. Golubkov E. L. marketing Planning / / Marketing in Russia and abroad. – 2014.