http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 11/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 11/2021

Научная статья

Original article

УДК 332.145

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10650

ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОГЛАСОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ СТРАТЕГИЙ И СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

PRINCIPLES AND TECHNOLOGIES FOR AGREEMENT OF SECTORAL STRATEGIES AND STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00824 «Инкрементальный подход к формированию и реализации стратегий социально-экономического развития регионов различных иерархических уровней Российской Федерации: единые правила стратегирования»

Антипин Иван Александрович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой региональной, муниципальной экономики и управления, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», 620144 Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, д. 62/45, к. 651а, aia87@mail.ru

Иванова Ольга Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», 620144 Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, д. 62/45, к. 655, trtskmius17@mail.ru

Antipin Ivan Aleksandrovich, сandidate of economics, associate professor, Head of the Department of Regional, Municipal Economy and Governance, Ural State University of Economics (USUE), 620144, Russia, Yekaterinburg, 8 March/Narodnaya Volya Street, 62/45, office 651a, aia87@mail.ru

Ivanova Olga Yurevna, сandidate of economics, associate professor, Associate Professor of the Department of Regional, Municipal Economy and Governance, Ural State University of Economics (USUE), 620144, Russia, Yekaterinburg, 8 March/Narodnaya Volya Street, 62/45, office 655, trtskmius17@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию принципов и технологий согласования отраслевых стратегий и стратегии социально-экономического развития региона. Цель настоящей работы заключается в разработке принципов и технологий подготовки отраслевых стратегических документов, позволяющих обеспечить их согласованность с утвержденными стратегиями социально-экономического развития территорий. При проведении исследования и написания статьи применен комплекс методов логического, диалектического, причинно-следственного и сравнительного анализа. Сформулированы и сущностно раскрыты принципы разработки отраслевых стратегических документов, необходимых для достижения большей согласованности отраслевых стратегий и стратегий социально-экономического развития территорий. Предложены параметры проведения проверки соответствия отраслевых стратегий и стратегии социально-экономического развития, призванные повысить единство системы стратегического планирования региона.

Abstract. The article is devoted to the study of the principles and technologies for the coordination of sectoral strategies and strategy for the socio-economic development of the region. The purpose of this work is to develop principles and technologies for preparing sectoral strategic documents to ensure their consistency with the approved strategies for the socio-economic development of territories. During the research and writing of the article, a complex of methods of logical, dialectical, cause-and-effect and comparative analysis was applied. The principles for the development of sectoral strategic documents necessary to achieve greater consistency of sectoral strategies and strategies for the socio-economic development of territories are formulated and essentially disclosed. Parameters for checking the compliance of sectoral strategies and strategies for socio-economic development are proposed, designed to increase the unity of the strategic planning system of the region.

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегия, разработка стратегии, согласование стратегии, стратегия социально-экономического развития, отраслевая стратегия, регион

Keywords: strategic planning, strategy, strategy development, strategy coordination, social and economic development strategy, sectoral strategy, region

Введение

Согласно Федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 172-ФЗ), отраслевые стратегии относятся к документам стратегического планирования, разрабатываемым в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу на федеральном уровне; они являются важнейшим звеном национальной системы стратегического планирования, поскольку задают ориентиры разработки государственных программ, схем территориального планирования, стратегических документов государственных корпораций, учитываются в качестве составляющей при формировании бюджета страны и ее регионов [1]. Тем не менее, в настоящее время существует достаточно много пробелов как в методологии формирования отраслевых документов стратегического планирования, так и в технологиях их согласования с другими ключевыми документами в системе стратегического планирования Российской Федерации. В соответствии с ФЗ № 172-ФЗ Правительством РФ были разработаны и утверждены в 2015 году «Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации…» [2] (далее – Правила), призванные конкретизировать и упорядочить процесс разработки отраслевых документов стратегического планирования, превратить их в реальный механизм координации развития отраслей и сфер экономики в русле задач, заявленных в стратегиях социально-экономического развития территорий. Названный документ определяет ключевые требования к содержанию отраслевых стратегий, описание этапов разработки отраслевого документа, основные принципы мониторинга и контроля реализации отраслевых документов, однако желаемой конкретики в Правилах нет. По нашему мнению, такая неопределенность отчасти вызвана положением ФЗ № 172-ФЗ о том, что «утверждение отраслевых стратегий, а также порядок их разработки и корректировки определяется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в соответствии с их компетенцией». На региональном же уровне утверждение отраслевых стратегий и порядок их разработки находится в ведении Правительства субъекта РФ. В то же время, далеко не во всех субъектах РФ принят регламентированный порядок принятия решений о разработке, формировании, утверждении и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий. В регионах, утвердивших такой регламент, он может существенно различаться.

Следует выделить ряд научных работ, посвященных методологическим проблемам системы стратегического планирования в Российской Федерации, проблемам разработки отраслевых документов, формирования принципов и технологий согласования отраслевых документов и стратегий социально-экономического развития территорий. Среди них цикл работ О.О. Смирновой и ее коллег [3 – 8], труды Городецкого А.Е. [9], Екатериновской М.А. [10], Гришиной И.В. [11], Юсуповой И.В., Волковой М.А. [12]. В вышеперечисленных работах обосновано, что методологические пробелы препятствуют практической реализации ключевых принципов разработки документов стратегического планирования, утвержденных ФЗ № 172-ФЗ, и требуется их устранение; необходима разработка частных принципов подготовки отраслевых документов, позволяющих встроить их в качестве эффективного звена в систему стратегического планирования страны; сформировалась очевидная потребность в унификации содержания и совершенствовании инструментария отраслевого стратегического планирования.

Цель настоящей работы заключается в разработке принципов и технологий подготовки отраслевых стратегических документов, позволяющих обеспечить их согласованность с утвержденными стратегиями социально-экономического развития территорий.

Достижение поставленной цели обуславливает привлечение обширного комплекса методов логического, диалектического, причинно-следственного и сравнительного анализа, использованных в работе для оценки разных подходов к структурированию и наполнению отраслевых стратегий, выработке системы целевых индикаторов, обоснованию механизмов консолидации развития отраслей и сфер экономики в едином русле.

Базовые и частные принципы разработки отраслевых документов стратегического планирования

В ФЗ № 172-ФЗ утверждены двенадцать базовых принципов осуществления стратегического планирования в Российской Федерации, в том числе: принцип единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, ответственности участников стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям. Дана подробная характеристика каждого принципа, поэтому останавливаться на этом нет необходимости. В научной литературе представлена аргументированная критика сложившихся на сегодняшний день подходов к практической реализации этих принципов, что влечет за собой осознание потребностей в их совершенствовании, а также в дополнении базовых принципов стратегического планирования частными принципами, учитывающими меняющиеся условия социально-экономического развития страны и особенности подготовки отраслевых стратегических документов. В таблице 1 представлены основные проблемы практической реализации ряда базовых принципов стратегического планирования, согласно ФЗ № 172-ФЗ.

Следует подчеркнуть, что разработка частных принципов формирования отраслевых стратегий должна исходить в первую очередь из внутренней сущности отрасли. Наиболее полное определение «отрасли» встречается в работе Е.Б. Колбачева: «отрасль формируется под воздействием ряда экономических характеристик, проявляющихся в общности экономического назначения выпускаемой продукции, используемых сырья, человеческих ресурсов и технологических процессов и объединяющая предприятия, осуществляющие схожие виды экономической деятельности» [13]. Из данного определения следует, что имманентной характеристикой отрасли является интегрированность в систему национальной экономики. С одной стороны, национальная экономика представляет собой комплекс видов экономической деятельности (отраслей), взаимосвязанных между собой, характеризующийся определенными соотношениями и взаимодействиями между ними; с другой стороны, развитие определенной отрасли определяется совокупностью факторов, вызванных установившимися межотраслевыми соотношениями и взаимодействиями в национальной экономике. Таким образом, трактуя отрасль как образование, интегрированное в отраслевую и пространственную структуру национальной экономики, считаем необходимым выделить такие частные принципы разработки отраслевых стратегических документов как: принцип межотраслевой сбалансированности, принцип пространственной определенности, принцип последовательности планирования, принцип сквозного анализа.

Суть принципа межотраслевой сбалансированности заключается в том, что в процессе формирования отраслевых стратегических документов необходима взаимная увязка развития базовых отраслей экономики, секторов социальной сферы, инфраструктуры, науки и инноваций. Взаимосвязь в процессе планирования взаимодействий указанных групп отраслей позволяет урегулировать потребности спроса и возможности предложения, ограничения и предпосылки к развитию. Так, например, развитие инфраструктурных отраслей базируется на прогнозируемой потребности в их услугах базовых отраслей экономики; в тоже время развитие базовых отраслей ограничивается инфраструктурными возможностями и доступными технологиями. Методической основой практической реализации принципа межотраслевой сбалансированности в процессе отраслевого стратегического планирования может служить межотраслевой баланс, интерес к которому неоправданно сократился в постсоветский период. В настоящее время межотраслевой баланс – «единственный инструмент, обеспечивающий формирование взаимоувязанных прогнозных показателей темпов изменения выпуска продукции отдельных отраслей, а также пропорций использования промежуточной и конечной продукции различного отраслевого происхождения» [14]. Его использование может позволить избежать кризисов перепроизводства или дефицита продукции отдельных отраслей, способствовать решению проблем макроэкономического и межотраслевого развития, обеспечить оптимизацию отраслевых производственно-экономических процессов.

Необходимость введения принципа пространственной определенности обусловлена тем, что далеко не во всех отраслевых стратегиях Российской Федерации и ее субъектов есть пространственный раздел и мероприятия, указанные в них, предлагаются без привязки к конкретным территориям. В тоже время, пространственная дифференциация территорий делает совершенно различной эффективность проведения одних и тех же мероприятий в разных точках пространства. В некоторых случаях, реализация мероприятия под призмой пространственного фактора может выглядеть неоправданной тратой ресурса. В иных ситуациях меры по развитию отрасли могут дать значительный мультипликативный эффект, например, в центрах экономического роста. Кроме того, мероприятия, предусматриваемые стратегиями развития отраслей экономики и социальной сферы, должны быть взаимосвязаны с приоритетными направления развития соответствующих территорий [15]. Обеспечение системного подхода в реализации целей обуславливает синергетические эффекты, положительно воздействующие на развитие отраслей и сфер экономики за счет целенаправленного регулирования экономических, инвестиционных, инновационных, социальных и иных процессов.

Все утвержденные в настоящее время отраслевые документы стратегические стратегического планирования являются долгосрочными; этапы же кратко- и среднесрочного планирования в тексте стратегий зачастую отражены слабо. В то же время, реализация долгосрочных целей и задач неизменно базируется на поэтапной конкретизации приоритетов развития, целевых индикаторов и комплексов мероприятий. Суть принципа последовательности планирования заключается, по-нашему мнению, в последовательном взаимосвязанном и взаимообусловленном выстраивании в отраслевых стратегиях всех необходимых мероприятий и действий (от краткосрочных – к среднесрочным и долгосрочным), а также в необходимости согласования их временных пределов в отраслевых документах и стратегиях социально-экономического развития территорий. Отсутствие в документах стратегического планирования тщательно детализированных кратко- и среднесрочных планов снижает степень их реализуемости, то есть, жизнеспособности.

Наконец, принцип сквозного анализа предполагает выработку и анализ единой системы показателей, которые будут переходить от прогнозов социально-экономического развития территории к стратегиям социально-экономического, пространственного и отраслевого развития территории, а после – к соответствующим программам и проектам. Технологии сквозного анализа и сквозного планирования становятся все более популярными в маркетинге [16], экономике организаций [17] и применяются для согласования стратегического, тактического и оперативного планов, рационализации документооборота, сокращения расхода ресурсов, решение множества сопряженных управленческих задач. Адаптация данного принципа в системе государственного управления и местного самоуправления позволит обеспечить большую связность в системе документов стратегического планирования, реалистичность и достижимость перспектив, базирующихся на прогнозных моделях. Помимо этого, разрабатываемые в настоящее время прогнозы социально-экономического развития территорий зачастую упускают значимые показатели развития отраслей, что впоследствии затрудняет разработку качественных отраслевых стратегических документов. Соблюдение принципа сквозного анализа позволит нейтрализовать эту проблему.

Технологии согласования отраслевых стратегий и стратегий социально-экономического развития территорий

В ФЗ № 172-ФЗ указано, что «отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации разрабатываются … в целях обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации», однако технология осуществления согласования этих документах в указанном Федеральном законе не охарактеризована.

В 2017 году Министерством экономического развития РФ были утверждены «Методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации» [18], в которых также дается указание на необходимость согласования стратегии социально-экономического развития РФ и отраслевых стратегий, но не конкретизируется алгоритм осуществления этого процесса. На сайте Министерства экономического развития РФ с 2017 года размещены «Методические рекомендации по подготовке стратегий развития отраслей экономики» [19], в которых вовсе не обозначена необходимость согласования отраслевых стратегий со стратегией социально-экономического развития РФ, указано лишь, что отраслевые стратегии «являются частью общей системы документов стратегического планирования в Российской Федерации». Все это свидетельствует о том, что вопрос методологического согласования стратегий остается проработанным крайне слабо и требует дополнительного внимания.

На региональном уровне ситуация в сфере разработки технологий согласования стратегий и утверждения их в методических и отраслевых документах обстоит не лучше. Причина этого заключается в:

  1. различии уполномоченных органов, ответственных в регионах за осуществление процесса стратегического планирования, неоднородности форм и порядка взаимодействия между ними;
  2. существовании различных региональных методик разработки стратегией социально-экономического развития и отраслевых стратегий, использование которых затрудняет выработку единых подходов к согласованию существенно отличающихся документов стратегического планирования.

Рассмотрим подход согласования отраслевых стратегий и стратегии социально-экономического развития на примере Свердловской области – региона, демонстрирующего достаточно интересную и передовую практику в решении настоящего вопроса и в стратегическом планировании в целом.

Ключевыми нормативно-правовыми документами Свердловской области, регламентирующими разработку, утверждение и реализацию отраслевых стратегий и стратегии социально-экономического развития являются Порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области [20] и Порядок принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области [21].

Исследование перечисленных документов позволяет заключить, что Стратегия социально-экономического развития Свердловской области формируется на основе прогноза социально-экономического развития региона на долгосрочный период, а уже в соответствии с ней разрабатываются отраслевые стратегии социально-экономического развития Свердловской области. Такой порядок разработки находит свое отражение и в методике согласования стратегических документов. Так, Стратегия социально-экономического развития разрабатывается в целях определения приоритетов, целей и задач долгосрочного развития региона, и их согласования с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации. В алгоритме ее разработки нет этапа согласования с отраслевыми документами. В процессе же разработки отраслевых стратегий развития Свердловской области в обязательном порядке предусмотрен этап их согласования со Стратегией социально-экономического развития региона, что отражено на рисунке 1.

Алгоритм, представленный на рисунке 1, заключается в следующем:

  1. формирование проекта распоряжения, содержащего перечень планируемых к разработке отраслевых и межотраслевых стратегий;
  2. утверждение проекта распоряжения, содержащего перечень планируемых к разработке отраслевых и межотраслевых стратегий;
  3. информирование ответственного исполнителя и исполнителей-координаторов об утверждении перечня планируемых к разработке отраслевых и межотраслевых стратегий;
  4. разработка проекта концепции отраслевой или межотраслевой стратегии;
  5. передача проекта концепции на согласование в экспертные советы;
  6. согласованные проекты концепции отраслевой или межотраслевой стратегии передаются на рассмотрение заседания Совета стратегического развития, а несогласованные проекты возвращаются ответственному исполнителю на доработку с замечаниями;
  7. одобренные советом проекты направляются в Уполномоченный орган на итоговую проверку на предмет:

а) соответствия Стратегии социально-экономического развития Свердловской области, прогнозу социально-экономического развития Свердловской области на долгосрочный период; стратегиям муниципальных образований, расположенных на территории региона;

б) согласованности с целями и задачами отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и Свердловской области;

в) соблюдения установленных требований к структуре отраслевой или межотраслевой стратегии;

  1. подготовка заключения о возможности или невозможности утверждения проекта концепции
  2. передача положительного заключения в Совет стратегического развития, либо возврат проекта ответственному исполнителю вместе с отрицательным заключением и рекомендациями по доработке.

На рисунке 1 отмечено, что на этапе 7 алгоритма происходит проверка уполномоченным органом проекта концепции отраслевой или межотраслевой стратегии на предмет соответствия Стратегии социально-экономического развития Свердловской области, однако, нигде в методических рекомендациях не указаны параметры проведения этой проверки.

По нашему мнению, в число ключевых параметров проведения проверки соответствия проектов отраслевых стратегий и Стратегии социально-экономического развития региона, в обязательном порядке следует включать:

  • единство временных горизонтов с стратегий, а также интервалов этапов их реализации;
  • согласованность целей и задач;
  • единство системы показателей оценки современного уровня развития отрасли;
  • единство системы целевых индикаторов, характеризующих долгосрочное развитие отрасли;
  • единство механизмов реализации;
  • единство подходов к территориальной привязке проектов, нацеленных на долгосрочное развитие;
  • единство подходов к формированию финансового обеспечения реализации стратегий;
  • единство подходов к мониторингу реализации и оценке итогов выполнения стратегий.

Предложенная система параметров ориентирована, прежде всего, на повышение эффективности реализации стратегий и экономию ресурсов, связанных с их осуществлением.

Следует подчеркнуть, что рассмотренный опыт разработки, согласования и утверждения отраслевых стратегий, выработанный в Свердловской области, имеет как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, проработан алгоритм взаимодействия разных участников стратегического планирования; в процесс разработки отраслевых и межотраслевых стратегий вовлечены не только специализированные органы регионального управления, но и представители научного сообщества, бизнеса, общественности и средств массовой информации. Находит свое отражение факт проверки соответствия проектов отраслевых и межотраслевых стратегий Стратегии социально-экономического развития Свердловской области, прогнозу социально-экономического развития Свердловской области на долгосрочный период; отраслевым документам стратегического планирования Российской Федерации и Свердловской области; стратегиям муниципальных образований, расположенным на территории региона. С другой стороны, безусловно, технология проверки требует конкретизации. Помимо этого, в рассмотренном алгоритме не в полной мере прослеживается реализация обоснованных выше принципов разработки отраслевых стратегических документов, в частности, не уточнены механизмы согласования проекта концепции отраслевой стратегии с другими отраслевыми документам стратегического планирования региона; нет требования обязательного согласования проекта концепции отраслевой стратегии со Схемой территориального планирования Свердловской области; не описаны технологии разработки сопутствующих реализации отраслевой стратегии документов – региональных целевых программ, проектов.

Заключение

По итогам проведенного исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной и имеющие высокую практическую значимость.

Во-первых, установлены проблемы практической реализации ряда базовых принципов стратегического планирования, закрепленных в ФЗ № 172-ФЗ, препятствующих развитию процессов стратегического планирования в Российской Федерации.

Во-вторых, сформулированы и сущностно раскрыты четыре частных принципа разработки отраслевых стратегических документов, необходимых для достижения большей согласованности отраслевых стратегий и стратегий социально-экономического развития территорий – принцип межотраслевой сбалансированности, принцип пространственной определенности, принцип последовательности планирования, принцип сквозного анализа.

Вышеперечисленные принципы коррелируют с базовыми принципами стратегического планирования, усиливают их и нивелируют значительную часть представленных в таблице 1 настоящей статьи проблем. Так, принцип межотраслевой сбалансированности тесно взаимосвязан с принципами сбалансированности системы стратегического планирования, а также результативности и эффективности; принцип пространственной определенности дополняет принципы единства и целостности, разграничения полномочий, результативности и эффективности стратегического планирования; принцип последовательности планирования сопряжен с принципами реалистичности и результативности стратегического планирования; принцип сквозного анализа связан с принципами единства и целостности, измеряемости целей, результативности. Введение и соблюдение частных принципов стратегического планирования может сыграть существенную роль в повышении согласованности стратегий социально-экономического развития территорий и отраслевых стратегий, повышении эффективности их реализации.

В-третьих, проанализирован алгоритм разработки, согласования и утверждения отраслевых стратегий развития Свердловской области, универсальный для использования в любом регионе Российской Федерации.

В-четвертых, предложены восемь параметров проведения проверки соответствия отраслевых стратегий и стратегии социально-экономического развития, призванные повысить единство системы стратегического планирования региона.

Представленные опыт разработки, утверждения отраслевых стратегий, а также их согласования со стратегией социально-экономического развития региона могут выступать основой для дальнейших научных и практических исследований в сфере совершенствования процессов и системы стратегического планирования. Вопросы прогнозирования эффективности социально-экономических преобразований в территориальных системах, управления ими вызывают живой интерес как российских [22 – 23], так и зарубежных исследователей [24 – 26].

Список источников

  1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1162 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации».
  3. Смирнова О.О. Стратегическое планирование в Российской Федерации. Системность и качество федеральных документов // Экономические стратегии. 2012. № 1. С. 34-41.
  4. Смирнова О.О. Методология и базовые принципы разработки отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации – стратегий развития отраслей экономики и социальной сферы // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 9 (49). С. 58-68.
  5. Смирнова О.О., Симонова Ю.В. Отраслевые стратегии как основной элемент промышленной политики Правительства РФ и обеспечения экономической безопасности // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2015. Т. 8. № 5 (43). С. 33-41.
  6. Смирнова О.О., Бочарова Л.К., Беляевская-Плотник Л.А., Богданова Ю.Н. Концептуальные подходы к формированию архитектуры документов стратегического планирования в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2019. Т. 10. № 4. С. 440-456.
  7. Смирнова О.О., Митрофанова И.В. Сбалансированность стратегического планирования в России: о системности подходов к документам, программам и проектам // Региональная экономика. Юг России. 2019. Т. 7. № 3. С. 14-24.
  8. Смирнова О.О., Беляевская-Плотник Л.А., Бочарова Л.К. Методологические подходы к реализации принципов формирования системы стратегического планирования в РФ // Инновации. 2020. № 2 (256). С. 37-42.
  9. Городецкий А.Е. Государственное стратегическое планирование: региональный опыт // Экономическое возрождение России. 2019. № 2 (60). С. 115-131.
  10. Екатериновская М.А. Проблемы методологии стратегического планирования в Российской Федерации // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. С. 45-50.
  11. Гришина И.В. Принципы обеспечения согласованности отраслевых и территориальных приоритетов в рамках стратегии пространственного развития России // Принципы стратегического планирования: методология и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции. М. 2018. С. 14-18.
  12. Юсупова И.В., Волкова М.А. Теоретические подходы к построению стратегического планирования развития территорий // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2018. № 1 (37). С. 137–140.
  13. Колбачев Е.Б. Теория отраслевых рынков: учебное пособие / под ред. Е.Б. Колбачева, И.С. Штаповой. Ростов-на-Дону: Феникс. 2012. 269 с.
  14. Алешко О.С., Буданов И.А., Устинов В.С. Особенности народно-хозяйственного прогнозирования отраслевых комплексов // Управление. 2015. № 1 (7). С. 18-31.
  15. Смирнова О.О. Главная государственная «точка роста» России: стратегия пространственного развития Российской Федерации и генеральная схема размещения и развития производительных сил СССР: методологические основы // Современные производительные силы. 2014. № 3. С. 14–21.
  16. Вязикова Г.В., Янё И.С. К вопросу об оценке маркетинговой деятельности предприятий // Вестник ОГУ. 2014. № 8 (169). С. 218-222.
  17. Брагина А.В., Вертакова Ю.В., Евченко А.В. Развитие сквозных технологий планирования деятельности промышленного предприятия в условиях цифровизации экономики // Организатор производства. 2020. Т. 28. № 1. С. 24-36.
  18. Приказ Министерства экономического развития РФ от 23 марта 2017 № 132 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации».
  19. Методические рекомендации по подготовке стратегий развития отраслей экономики / Режим доступа http://old.economy.gov.ru/minec/about/structure/depSectorEconom/2017030708
  20. Постановление Правительства Свердловской области от 22.10.2015 № 969-ПП «Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области».
  21. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2015 № 1083-ПП «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области».
  22. Прогнозирование эффективности социально-экономических преобразований в территориальных системах / под ред. А.Г. Шеломенцева, В.Д. Калашникова. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. 310 c.
  23. Антипин И.А., Власова Н.Ю., Иванова О.Ю. Стратегические приоритеты управления пространственными диспропорциями социально-экономического развития регионов России // Управленец. 2020. Т. 11. № 6. С. 28-43.
  24. Avin U., Goodspeed R. Using Exploratory Scenarios in Planning Practice // Journal of the American Planning Association. Vol. 86:4, pp. 403–416.
  25. Bryson J.M., Edwards L.H., Van Slyke D.M. Getting strategic about strategic planning research // Public Management Review. 2018. Vol. 20 (3), pp. 317 – 339.
  26. Scholl C., Kemp R. City Labs as Vehicles for Innovation in Urban Planning Processes // Urban Planning. 2016. Vol. 1 (4), pp. 89–102.

References

  1. Federal`ny`j zakon ot 28.06.2014 № 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii».
  2. Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 29.10.2015 № 1162 «Ob utverzhdenii Pravil razrabotki, korrektirovki, osushhestvleniya monitoringa i kontrolya realizacii otraslevy`x dokumentov strategicheskogo planirovaniya Rossijskoj Federacii po voprosam, naxodyashhimsya v vedenii Pravitel`stva Rossijskoj Federacii».
  3. Smirnova O.O. Strategicheskoe planirovanie v Rossijskoj Federacii. Sistemnost` i kachestvo federal`ny`x dokumentov // E`konomicheskie strategii. 2012. № 1. S. 34-41.
  4. Smirnova O.O. Metodologiya i bazovy`e principy` razrabotki otraslevy`x dokumentov strategicheskogo planirovaniya Rossijskoj Federacii – strategij razvitiya otraslej e`konomiki i social`noj sfery` // Problemy` e`konomiki i menedzhmenta. 2015. № 9 (49). S. 58-68.
  5. Smirnova O.O., Simonova Yu.V. Otraslevy`e strategii kak osnovnoj e`lement promy`shlennoj politiki Pravitel`stva RF i obespecheniya e`konomicheskoj bezopasnosti // Kontury` global`ny`x transformacij: politika, e`konomika, pravo. 2015. T. 8. № 5 (43). S. 33-41.
  6. Smirnova O.O., Bocharova L.K., Belyaevskaya-Plotnik L.A., Bogdanova Yu.N. Konceptual`ny`e podxody` k formirovaniyu arxitektury` dokumentov strategicheskogo planirovaniya v Rossii // MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie). 2019. T. 10. № 4. S. 440-456.
  7. Smirnova O.O., Mitrofanova I.V. Sbalansirovannost` strategicheskogo planirovaniya v Rossii: o sistemnosti podxodov k dokumentam, programmam i proektam // Regional`naya e`konomika. Yug Rossii. 2019. T. 7. № 3. S. 14-24.
  8. Smirnova O.O., Belyaevskaya-Plotnik L.A., Bocharova L.K. Metodologicheskie podxody` k realizacii principov formirovaniya sistemy` strategicheskogo planirovaniya v RF // Innovacii. 2020. № 2 (256). S. 37-42.
  9. Gorodeczkij A.E. Gosudarstvennoe strategicheskoe planirovanie: regional`ny`j opy`t // E`konomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2019. № 2 (60). S. 115-131.
  10. Ekaterinovskaya M.A. Problemy` metodologii strategicheskogo planirovaniya v Rossijskoj Federacii // E`konomika. Nalogi. Pravo. 2015. № 3. S. 45-50.
  11. Grishina I.V. Principy` obespecheniya soglasovannosti otraslevy`x i territorial`ny`x prioritetov v ramkax strategii prostranstvennogo razvitiya Rossii // Principy` strategicheskogo planirovaniya: metodologiya i praktika: materialy` Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M. 2018. S. 14-18.
  12. Yusupova I.V., Volkova M.A. Teoreticheskie podxody` k postroeniyu strategicheskogo planirovaniya razvitiya territorij // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo e`nergeticheskogo universiteta. 2018. № 1 (37). S. 137–140.
  13. Kolbachev E.B. Teoriya otraslevy`x ry`nkov: uchebnoe posobie / pod red. E.B. Kolbacheva, I.S. Shtapovoj. Rostov-na-Donu: Feniks. 2012. 269 s.
  14. Aleshko O.S., Budanov I.A., Ustinov V.S. Osobennosti narodno-xozyajstvennogo prognozirovaniya otraslevy`x kompleksov // Upravlenie. 2015. № 1 (7). S. 18-31.
  15. Smirnova O.O. Glavnaya gosudarstvennaya «tochka rosta» Rossii: strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii i general`naya sxema razmeshheniya i razvitiya proizvoditel`ny`x sil SSSR: metodologicheskie osnovy` // Sovremenny`e proizvoditel`ny`e sily`. 2014. № 3. S. 14–21.
  16. Vyazikova G.V., Yanyo I.S. K voprosu ob ocenke marketingovoj deyatel`nosti predpriyatij // Vestnik OGU. 2014. № 8 (169). S. 218-222.
  17. Bragina A.V., Vertakova Yu.V., Evchenko A.V. Razvitie skvozny`x texnologij planirovaniya deyatel`nosti promy`shlennogo predpriyatiya v usloviyax cifrovizacii e`konomiki // Organizator proizvodstva. 2020. T. 28. № 1. S. 24-36.
  18. Prikaz Ministerstva e`konomicheskogo razvitiya RF ot 23 marta 2017 № 132 «Ob utverzhdenii Metodicheskix rekomendacij po razrabotke i korrektirovke strategii social`no-e`konomicheskogo razvitiya sub“ekta Rossijskoj Federacii i plana meropriyatij po ee realizacii».
  19. Metodicheskie rekomendacii po podgotovke strategij razvitiya otraslej e`konomiki / Rezhim dostupa http://old.economy.gov.ru/minec/about/structure/depSectorEconom/2017030708
  20. Postanovlenie Pravitel`stva Sverdlovskoj oblasti ot 22.10.2015 № 969-PP «Ob utverzhdenii Poryadka razrabotki, korrektirovki, osushhestvleniya monitoringa i kontrolya realizacii Strategii social`no-e`konomicheskogo razvitiya Sverdlovskoj oblasti».
  21. Postanovlenie Pravitel`stva Sverdlovskoj oblasti ot 07.12.2015 № 1083-PP «Ob utverzhdenii Poryadka prinyatiya reshenij o razrabotke, formirovaniya, utverzhdeniya i realizacii otraslevy`x i mezhotraslevy`x strategij social`no-e`konomicheskogo razvitiya Sverdlovskoj oblasti».
  22. Prognozirovanie e`ffektivnosti social`no-e`konomicheskix preobrazovanij v territorial`ny`x sistemax / pod red. A.G. Shelomenceva, V.D. Kalashnikova. Ekaterinburg: Institut e`konomiki UrO RAN, 2008. 310 c.
  23. Antipin I.A., Vlasova N.Yu., Ivanova O.Yu. Strategicheskie prioritety` upravleniya prostranstvenny`mi disproporciyami social`no-e`konomicheskogo razvitiya regionov Rossii // Upravlenecz. 2020. T. 11. № 6. S. 28-43.
  24. Avin U., Goodspeed R. Using Exploratory Scenarios in Planning Practice // Journal of the American Planning Association. 2020. Vol. 86:4, pp. 403 – 416.
  25. Bryson J.M., Edwards L.H., Van Slyke D.M. Getting strategic about strategic planning research // Public Management Review. 2018. Vol. 20 (3), pp. 317 – 339.
  26. Scholl C., Kemp R. City Labs as Vehicles for Innovation in Urban Planning Processes // Urban Planning. 2016. Vol. 1 (4), pp. 89–102.

Для цитирования: Антипин И.А., Иванова О.Ю. Принципы и технологии согласования отраслевых стратегий и стратегии социально-экономического развития региона // Московский экономический журнал. 2021. № 11. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2021-8

© Антипин И.А., Иванова О.Ю., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 11.