Московский экономический журнал 11/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 338

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10647 

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПЕТЕРБУРЖЦАМИ ДВОРЦОВЫХ КОМПЛЕКСОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДЛЯ ЭКСКУРСИОННОГО ОСМОТРА 

CRITERIA FOR THE CHOICE OF THE PALACE COMPLEXES OF ST. PETERSBURG FOR THE EXCURSION INSPECTION BY THE RESIDENTS

Белоусова Ксения Владимировна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лабазова Анастасия Васильевна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Belousova K.V., ksbel99@yandex.ru

Labazova A.V., n.labazova99@gmail.com

Bulganina S. V., bulgsv@mail.ru

Lebedeva T.E., taty-lebed@mail.ru 

Аннотация. В статье описаны результаты исследования потребительских предпочтений при выборе проведения досуга в Санкт-Петербурге, в частности в статье рассматривается экскурсионный отдых по дворцовым комплексам. Исследование было проведено среди жителей Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Москвы. Большую часть респондентов составили именно жители северной столицы, что добавляет интереса данному исследованию. Изучению подверглись такие категории как возраст, пол, популярность дворцовых комплексов, наличие и актуальность экскурсионных программ, стоимость входного билета, частота посещений, рекомендации к посещению, возможности подъезда к дворцовому комплексу. По результатам исследования авторы статьи сформировали ключевые выводы, которые помогут выработать стратегию дальнейшего развития дворцовых комплексов как центров притяжения туризма в Санкт-Петербурге и будут способствовать росту внутреннего турпотока. Выводы статьи соответствуют проведенному исследованию.

Abstract. The article describes the results of a study of consumer preferences when choosing leisure activities in St. Petersburg, in particular, the article examines excursion rest in the palace complexes. The study was conducted among residents of St. Petersburg, Nizhny Novgorod, Moscow. Most of the respondents were residents of the northern capital, which adds interest to this study. The study covered such categories as age, gender, popularity of palace complexes, the availability and relevance of excursion programs, the cost of an entrance ticket, frequency of visits, recommendations for visiting, the possibility of approaching the palace complex. Based on the results of the study, the authors of the article formulated key conclusions that will help develop a strategy for the further development of palace complexes as centers of attraction for tourism in St. Petersburg and will contribute to the growth of domestic tourist flow. The conclusions of the article are consistent with the research conducted.

Ключевые слова: дворцы, дворцовые комплексы, Санкт-Петербург, факторы выбора, внутренний туризм, опрос, исследование

Keywords: palaces, palace complexes, St. Petersburg, factors of choice, domestic tourism, survey, research

Петербург – город дворцов. Их количество, красота и роскошь интерьеров, великолепный внешний облик поражает воображение. С самого основания Петербурга здесь жила царская семья, богатые аристократические фамилии, для них строились великолепные летние и зимние дворцы и резиденции. Летний и Зимний, Меншиковский дворец, дворец Белосельских-Белозерских, Аничков, Мраморный и Таврический, Михайловский и Мариинский, все они настоящие архитектурные жемчужины Петербурга [1,2]. Возведенные знаменитыми зодчими в разное время, эти дворцы создают неповторимый образ города.

Дворцовые комплексы являются центрами притяжения как российских, так и иностранных туристов. Сохранению дворцов всегда уделялось большое внимание, однако, не все они содержались должным образом долгие годы. В настоящее время посещение дворцов является и основой проведения литературных, познавательных экскурсий, а также одной из новых форм обучения – образовательное событие [3,6]. Театральные экскурсии также часто обращаются к дворцам и дворцовым комплексам. Сохранение дворцового наследия закреплено в ряде программ и Стратегии развития внутреннего туризма. В период закрытия границ и наличия туристических ограничений для путешествий к рынку внутреннего туризма обратились не только жители других город России, но и сами петербуржцы [4,5].

Цель исследования – выделить критерии выбора осмотра дворцовых комплексов.

В результате анкетирования было опрошено 260 человек. Среди них 61,5% — это мужчины, а 38,5% — это женщины. Опрос проводился в течение сентября-октября 2021 года. Возраст опрошенных представлен на рисунке 1.

65,4% опрошенных проживают в Санкт-Петербурге, а 34,6%- нет.

Уточняя виды досуга характерные для респондентов уточнено, что большинство из них посещают кафе и рестораны- 61,5%, также есть люди любящие, гулять по паркам (50%), заниматься спортом (46,2%), посещать торговые центры (42,3%).

Дворцы Санкт-Петербурга привлекают 92,3% респондентов.

Самым посещаемым дворцом в Санкт-Петербурге по результатам исследования, оказался Дворец Юсуповых на Мойке (50%). Второе место разделили Зимний дворец, Мраморный дворец и Михайловский Дворец- 46,2%. Далее идет Строгановский дворец- 38,5%, Летний дворец Петра I- 30,8%, Аничков дворец- 26,9%, Меншиковский дворец- 23,1% и самым непосещаемым оказался Мариинский дворец- 19,2%.

34,6% респондентов посещают дворцы достаточно часто (раз в месяц) или каждый приезд в Санкт-Петербург; несколько раз в год – 23,1%; редко, то есть 2-3 раза в год и реже- 11,5% (рисунок 2).

Чаще всего, дворцы посещают летом (61,5%), вторым по популярности временем года является весна- 30,8%, осенью- 26,9%, и всех реже зимой- 23,1%.

Для 61,5% – наличие интересных экскурсионных программ, является очень значимым при выборе мероприятия. Цена билета стоит на втором месте по значимости – 53,8%. И самыми не распространенными являются расположение от дома и продолжительность экскурсий – 30,8% и 19,2% соответственно.

Чаще всего экскурсии по Санкт-Петербургским дворцам посещают с друзьями, либо с парой – 46,2%. Далее идет поход с семьей или в одиночку – 34,6%, и самыми не популярными ответами являются “с коллегами” или “не посещаю”- 11,5%.

Главными целями для опрошенных являются развлечение и проведение времени с пользой- 61,5% и 65,4% соответственно. Менее популярными являются изучение чего-то нового и написание статьи- 38,5% и 26,9%. Ну и самой не популярной целью является общение с интересными людьми- 11,5%.

Для 61,5% советы друзей и знакомых являются значительными при выборе дворца. Популярными новостными источниками ориентируются чуть меньше людей – 50%. Ну и самыми не популярными являются реклама и социальная сеть – 19,2%.

57,7% опрошенных считают советы друзей и знакомых решающим фактором для посещения экскурсий. Менее популярным является высокая оценка критиков и личный интерес 53,8% и 46,2% соответственно. Самым не популярным являются дешевые билеты – 30,8%.

Для 34,6% опрошенных, продолжительность экскурсии не влияет на их выбор, либо чем дольше, тем лучше. И только 30,8%- выбирают только те, что меньше часа (рисунок 3).

На вопрос о справедливой цене входного билета были получены следующие результаты: от 300 до 500 рублей – 38,5% (рисунок 4).

Среди респондентов подавляющее большинство посещало хотя бы 1 дворец в Санкт-Петербурге – 65,4%. Причины, по которым респонденты не посещали дворцовые комплексы отражены на рисунке 5.

50% респондентов добираются до дворца на общественном транспорте. 46,2% – на машине, и лишь малая часть, а именно 3,8% добираются пешком.

65,4%- принимали участие в фотосессиях, проходящих во дворцах, остальным это не интересно.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что дворцовые комплексы Санкт-Петербурга продолжают привлекать внимание туристов. Петербуржцы готовы еженедельно готовы посещать дворцы, те, кто приезжает в город на Неве из других городов России хотя бы раз посещали дворцы – 65,4%. Сохраняет свою популярность среди дворцов дворец Юсуповых на Мойке – 50%, среди времени города, и это легко объяснимо тем, что на территории можно провести большее количество времени является лето.

Сохранение дворцов Санкт-Петербурга необходимо для еще большего привлечения внимания к внутреннего туристическому рынку и увеличения туристского потока.

 Список источников

  1. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Белоусова К.В., Лабазова А.В. Санкт-Петербург: исследование туристской привлекательности города//Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 6 (96). С. 140-142.
  2. Лебедева Т.Е., Булганина С.В., Сульдина В.В., Вдовина О.А. Анализ предпочтений потребителей туристкого рынка//Наука Красноярья. 2017. Т. 6. № 4-3. С. 217-221.
  3. Прохорова М.П.Ваганова О.И.Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 4.
  4. Снегирев А.С., Шерстянкина Л.Л., Хижная А.В., Булганина С.В. Исследование спроса на культурно-познавательные и образовательные туры по Санкт-Петербургу у молодежи//Наука Красноярья. 2020. Т. 9. № 3-3. С. 125-130.
  5. Третьяков Н.С. К 90-летию музеефикации пригородных дворцов г. Санкт-Петербурга//Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2009. № 1. С. 265-269.
  6. Фахрутдинова Г.Р., Хабибулина Л.Ф. Современные литературные экскурсии Москвы и Санкт-Петербурга в развитии туристской индустрии России//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 1. С. 100-107.

References 

  1. Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Belousova K.V., Labazova A.V. Sankt-Peterburg: issledovanie turistskoj privlekatel’nosti goroda//Nauka i biznes: puti razvitiya. 2019. № 6 (96). S. 140-142.
  2. Lebedeva T.E., Bulganina S.V., Sul’dina V.V., Vdovina O.A. Analiz predpochtenij potrebitelej turistkogo rynka//Nauka Krasnoyar’ya. 2017. T. 6. № 4-3. S. 217-221.
  3. Prohorova M.P., Vaganova O.I. Proektirovanie i realizaciya obrazovatel’nogo sobytiya v professional’noj podgotovke budushchih menedzherov // Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T. 7. № 1 (26). S. 4.
  4. Snegirev A.S., SHerstyankina L.L., Hizhnaya A.V., Bulganina S.V. Issledovanie sprosa na kul’turno-poznavatel’nye i obrazovatel’nye tury po Sankt-Peterburgu u molodezhi//Nauka Krasnoyar’ya. 2020. T. 9. № 3-3. S. 125-130.
  5. Tret’yakov N.S. K 90-letiyu muzeefikacii prigorodnyh dvorcov g. Sankt-Peterburga//Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriya. 2009. № 1. S. 265-269.
  6. Fahrutdinova G.R., Habibulina L.F. Sovremennye literaturnye ekskursii Moskvy i Sankt-Peterburga v razvitii turistskoj industrii Rossii//Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv. 2019. № 1. S. 100-107.

Для цитирования: Белоусова К.В., Лабазова А.В., Булганина С.В.,  Лебедева Т.Е. Критерии выбора петербуржцами дворцовых комплексов Санкт-Петербурга для экскурсионного осмотра // Московский экономический журнал. 2021. № 11. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2021-5/

© Белоусова К.В., Лабазова А.В., Булганина С.В.,  Лебедева Т.Е., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 11.