Московский экономический журнал 11/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 001:378.1

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10683

СОВРЕМЕННЫ ТЕНДЕНЦИИ ЭКСПОРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТЫ

MODERN HIGHER EDUCATION EXPORT TRENDS: FOREIGN AND DOMESTIC ASPECTS

Работа выполнена в рамках деятельности научно-учебной лаборатории Пензенского филиала Финуниверситета «Стратегии повышения конкурентоспособности международной деятельности вузов в глобальном цифровом пространстве»

Бондаренко Владимир Викторович, доктор экономический наук, профессор кафедры «Менеджмент, информатика и общегуманитарные науки» Пензенского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Таишева Ксения Сергеевна, соискатель ученой степени кандидата экономических наук, заведующий учебной частью Пензенского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Пензина Дарья Петровна, Пензенского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Bondarenko V.V., VVBondarenko@fa.ru

Taisheva K.S., KSTaisheva@fa.ru

Penzina D.P., darya.pitaikina@fa.ru 

Аннотация. Мировой рынок высшего образования – это сфера жесткой конкуренции ведущих мировых держав и систем с годовым оборотом порядка 100 млрд. долларов. Как отмечает ряд экспертов, от способности той или иной страны обеспечить рост экспорта образовательных услуг зависит конкурентоспособность ее национальной экономики. Пандемия коронавирусной инфекции способствовала пересмотру существующих факторов экспортеров образовательных услуг, как следствие, изменениям на мировом рынки высшего образования в целом и росту конкурентоспособности отдельных образовательных учреждений, в частности. Статья посвящена исследованию факторов конкурентоспособности экспорта образования с учетом существующих реалий и перспектив.

Abstract. The global market for higher education is an area of ​​fierce competition from the world’s leading powers and systems with an annual turnover of about $ 100 billion. As noted by a number of experts, the competitiveness of its national economy depends on the ability of a country to ensure the growth of exports of educational services. The coronavirus pandemic contributed to the revision of the existing factors of exporters of educational services, as a result, to changes in the global higher education markets in general and the growth of the competitiveness of individual educational institutions, in particular. The coronavirus pandemic contributed to the revision of the existing factors of exporters of educational services, as a result, to changes in the global higher education markets in general and the growth of the competitiveness of individual educational institutions, in particular. The article is devoted to the study of the factors of the competitiveness of the export of education, taking into account the existing realities and prospects.

Ключевые слова: высшее образование, конкурентоспособность, экспорт образования, цифровизация, цифровые образовательные технологии, цифровая образовательная платформа, цифровой университет, система управления обучением

Keywords: higher education, competitiveness, export of education, digitalization, digital educational technologies, digital educational platform, digital university, learning management system

Одна из сфер глобального высшего образования, наиболее пострадавших от пандемии – экспорт образования. Являясь одним из стратегических источников финансирования для университетов многих стран мира, международная мобильность студентов значительно снизилась с начала 2020 года. Эпидемиологические угрозы способствовали оптимизации процессов международной академической мобильности с одной стороны, совершенствованию слабых сторон данного направления с другой.

Одной из проблем, возникшей перед высшими учебными заведениями наряду с распространением коронаврусной инфекции и ограничений, стала неготовность оперативного перехода на качественное удаленное образование. Однако, современное высшее образование в соответствии с миссией Болонского процесса должно обеспечивать непрерывный процесс получения образования высокого качества образовательных услуг, а также на актуализацию всех элементов высшего образования под постоянно меняющие потребности, как студентов, так открытого рынка. Внедрение цифровых образовательных технологий в систему высшего образования – на сегодняшний день остается актуальной необходимостью и является условиям развития международной академической мобильности и конкурентоспособности на глобальном рынке образовательных услуг.

Ошибочно полагать, что о цифровизации образовательных процессов заговорили только в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 г. Вопросы инновационности преподавания, в том числе за счет цифровизации процессов обучения, ежегодно обсуждаются на Европейском пространстве высшего образования, в которое входит 48 стран, в том числе и Российская Федерация.

Высшие учебные заведения Соединенных Штатов Америки являются первопроходцами по внедрению передовых цифровых технологий в образовательном процессе. Методом проб и ошибок, они применяют  цифровые образовательные ресурсы в системе высшего образования уже более 60 лет. Современные цифровые инновации в системе высшего образования – онлайн-образование, открытые образовательные ресурсы, открытые курсы, массовый открытый онлайн-курс (МООК) и др. были созданы и впервые применены в США. На протяжении последнего пятилетнего периода 2015-2020 гг., ежегодно в высшие образовательные учреждения США поступает более 1 млн. иностранных граждан [].  По итогам 2020 г., количество иностранных студентов, находящихся на территории США снизилось на 43%, за счет эпидемиологической обстановки, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и миграционной политикой американского правительства. Однако, большая часть студентов смогла продолжить обучение в дистанционном формате, благодаря применяемым цифровым технологиях в вузах. Американские университеты были готовы к цифровой трансформации системы преподавания. Но, несмотря на это, Соединенные штаты Америки на сегодняшний день теряют лидирующие позиции по экспорту образования, в том числе и онлайн-образования [2, c. 5-6].

Рынок международного образования чрезвычайно важен для ведущих стран-экспортеров по нескольким причинам. Во-первых, международное образование приносит существенную прибыль экономике стран. Например, в 2019 году экспорт образования стал одним из стратегических источников прибыли для таких стран как США (43 млрд долл.), Великобритания (26 млрд долл.), Австралия (37,6 млрд долл.,3 третий по размерам экспорт Австралии). Кроме того, международное образование в значительной степени способствует созданию новых рабочих мест, как в университетах, так и за их пределами (например, в США каждые 7 иностранных студентов создают 3 рабочих места для национальной экономики) [6]. Во-вторых, международное образование – важный инструмент мягкой силы и дипломатии знаний, повышения репутации страны и лояльности иностранных студентов. В-третьих, международная мобильность – важный канал привлечения талантов на национальный рынок труда. Для отдельных университетов международная студенческая мобильность – это значительный источник дохода, способ повысить репутацию университета, привлечь сильных студентов из других стран, а также стимулировать международное научное сотрудничество и международную среду в университетах.

Глобальный рынок образовательных услуг определен многообразием национальных моделей и концепций системы высшего образования, характеризующих особенностями в методики и традиции преподавания.  Однако, в современных условиях меняются требования к экспортерам образования, которые на первое место ставят не формы и методы преподавания, а доступность при получении образовательных услуг.

Для индустрии образования, пандемия коронавирусной инфекции стала серьезным испытанием. Вузам в оперативном порядке пришлось перестраиваться на дистанционный образовательный процесс, дистанционный прием, проведение вступительных испытаний и собеседований удаленно. В большой степени это сказалась на экспорте образования: большая часть иностранных студентов пересмотрели необходимость обучения за рубежом.

До пандемии основными факторами, определяющими лидеров на рынке глобального образования, были:

  • развитая экономика и рынок труда в стране обучения;
  • качество образования и число сильных университетов;
  • стоимость обучения [3, c. 187].

Сейчас к ним также добавилась эпидемиологическая стабильность, доступность цифровой образовательной платформы для иностранных студентов, которая во многом определяет успех страны как образовательного направления в 2021 году. Кроме этого, политическая и экономическая стабильность. Внутриполитические проблемы некоторых государств, например, США и отдельных стран Европы по итогам 2021 г. сказываются на международной конкурентоспособности в сфере высшего образования, меняется их привлекательность для иностранных студентов.

Во многих странах принятые меры по стабилизации эпидемиологических угроз COVID-19 сказались на качестве преподавания, графике поступления и в целом на доступности образования. С другой, пандемия оказалась сильным стимулом для оптимизации учебного процесса, пересмотра ценностей университетов и порядка организации обучения с применением передовых цифровых образовательных технологий.

Цифровизация в системе высшего образования – это, с одной стороны необходимая реальность, с другой стороны – каждодневный вызов всем образовательным организациям высшего образования.

Тенденция на переход к дистанционному обучению, вызванная ограничениями из-за распространения коронавирусной инфекции, продолжает наблюдаться по всему миру и в 2021 году. Однако, реализация дистанционного обучения требует со стороны образовательных организаций, в том числе высших учебных заведений, наличие определенной инфраструктуры.

При этом, сотрудники российских университетов отмечают, что поддержка на уровне государства смогла бы стать большим подспорьем для сохранения сильных позиций России на рынке международного образования. В первую очередь, такими мерами могут стать дополнительные стипендии для иностранных студентов, однако не менее важны и другие меры – нормативная поддержка, помощь университетам в маркетинге и продвижении, а также в поддержке создания новых продуктов экспорта. На рисунке 1 представлены меры государственной поддержки, которые были указаны сотрудниками международных отделов российских университетов как наиболее желаемые в период постпандемии, при проведении исследования Высшей школы экономики в 2020/20221 учебном году [2, c. 188].

Таким образом, развитие экспорта образования в современных условиях невозможно без поддержки государства в области приема иностранных студентов высшие учебные заведения.

Безусловно, на сегодняшний день современные тенденции в экспорте образования основаны на цифровизации процесса обучения. Цифровые технологии и онлайн формат обучения способен открыть и новые возможности – например, охват большего числа иностранных студентов, создание онлайн программ и курсов, набор русскоязычных студентов из стран СНГ на общие программы в онлайн формате, создание совместных программ с другими университетами мира без необходимости физически перемещаться в страну обучения. Кроме этого, важна государственная поддержка в части визовых регулирований, изменения процедуры вступительных испытаний, финансовой поддержки университетов. Рынок образования меняется очень быстро – скорость реагирования университетов на эти изменения способна определить их судьбу как экспортеров образования и судьбу стран как образовательных направлений на ближайшие несколько лет.

Сегодня российские вузы также пересматривают стратегию экспорта образования: часть учебных заведений планируют и успешно создают онлайн-курсы для иностранных студентов, часть организовывают дипломные программы онлайн, в том числе в партнерстве с зарубежными вузами.

В рамках ключевой инициативы «Цифровая образовательная среда» общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, утвержденном Правительством Российской Федерации, Минобрнауки России реализует комплекс мер государственной поддержки подведомственных ООВО, направленных на обеспечение финансовой и методической поддержки цифровизации вузов. В 2020 году на реализацию программ цифрового развития из федерального бюджета выделены субсидии образовательным организациям, которые наиболее остро нуждаются в поддержке цифрового развития. Реализация программ цифрового развития образовательных организаций и в целом программы финансовой и методической поддержки цифровизации позволяет продолжать эффективную реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, что предотвращает возможные риски негативного влияния на качество подготовки кадров из-за введенных ограничений по реализации образовательных программ в очной форме в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Также отмечается положительный вклад программы в экономику в части закупок оборудования отечественного производства [4, c. 640].

Действительно, не в последнюю очередь институты надеются на государственную поддержку, выраженную, например, в дополнительном финансировании инициатив, помощи в рекрутинге (например, через государственные организации), упрощении системы приема иностранных студентов.

В 2020 г., пандемия коронавирусной инфекции заставила все мировое сообщество переосмыслить роль и значение цифровых технологий в образовательном процессе. Те вузы, которые применяли в образовательном процессе элементы цифровизации – обучающие платформы, онлан-курсы, компьютерные обучающие программы и тренажеры, были более мобильны при переходе на дистанционный процесс обучения. В 2019 году 32 вузами России была подписана «Хартия о цифровизации образовательного пространства». Инициаторами объединения были Тольяттинский государственный университет, Омский государственный технический университет, а также НИУ «Московский институт электронной техники».

Для сбалансированного пространственного развития страны, необходимо в приоритетном порядке поддерживать развитие науки и высшего образования в регионах, создавать максимально комфортные условия для интеграции наших университетов, академических институтов с реальным сектором экономики и в целом вывести региональную высшую школу и науку на новый уровень. В этой связи Минобрнауки России в 2021 году продолжит реализовывать целый комплекс конкретных мер по модернизации всей системы науки и высшего образования, в том числе нацеленных на адаптацию к потребностям реального сектора экономики. Национальный проект «Наука и университеты» Основные задачи деятельности Министерства на 2021 год связаны с созданием условий для выявления и развития талантов и профессионального роста научных, инженерных и предпринимательских кадров и для повышения уровня капитализации образовательного потенциала населения; получением новых знаний за счет развития и поддержки фундаментальных исследований, обеспечивающих готовность страны к большим вызовам и своевременной оценке рисков, обусловленных научно-технологическим развитием; поддержкой всех стадий «жизненного цикла» знаний за счет формирования эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, повышения восприимчивости экономики и общества к инновациям, создания условия для развития наукоемкого бизнеса. Также опережающее развитие инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая формирование и реализацию национальных и международных проектов класса «мегасайенс», инфраструктуры информационного обеспечения научной, научнотехнической и инновационной высокотехнологичной деятельности с обеспечением беспрепятственного доступа к ней. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» разработан национальный проект «Наука и университеты», реализация которого началась в 2021 году. В состав национального проекта «Наука и университеты» входит четыре федеральных проекта:

  • «Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям» (Исследовательское лидерство);
  • «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» (Инфраструктура);
  • «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок» (Кадры); «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии» (Интеграция) [1].

Ключевыми подходами к формированию национального проекта «Наука и университеты» стали:

  • внедрение и развитие эффективно работающих моделей интеграции науки и образования, включающих новые подходы к управлению, сопряжению научной и образовательной деятельности, финансовому менеджменту;
  • передача объединениям организаций ресурсов и связанной с их использованием ответственности в обмен на расширенную автономию;
  • ориентация целей и задач развития ООВО и научных организаций на национальные приоритеты, развитие территорий и отраслей, а также создание условий и возможностей для самореализации граждан;
  • создание условий для развития региональных систем высшего образования и науки, при которых нивелируются институциональные и административные границы, что способствует социально-экономическому и научно-технологическому развитию субъектов Российской Федерации и страны в целом;
  • обеспечение кадрами (российскими и иностранными) регионов и высокотехнологичных отраслей экономики, владеющими своей специальностью на современном по мировым меркам уровне, способными ориентироваться в меняющихся производственных процессах, перестраиваться и быть готовыми к постоянному обучению [1].

В целях содействия увеличению вклада ООВО в достижение национальных целей развития Российской Федерации, сбалансированного пространственного развития страны, обеспечения доступности качественного высшего образования в регионах разработана Программа стратегического академического лидерства «ПРИОРИТЕТ-2030», реализация которой рассчитана на предстоящие 10 лет. При ее разработке были проанализированы итоги всех предыдущих стратегических инициатив по трансформации высшего образования, учтены их достоинства и недостатки. В программе примет участие не менее 100 университетов, отобранных на конкурсной основе. При этом по предварительным оценкам значительная часть потенциальных участников будет представлена региональными университетами. Также согласно Правилам проведения отбора, в программах развития, которые ООВО представят в составе заявок для участия в отборе, дополнительно может предусматриваться реализация мероприятий с формированием консорциумов – объединений, в том числе без образования юридического лица, с другими ООВО, научными организациями, с иными организациями на основании соглашений о взаимодействии. При оценке программы развития ООВО будет приниматься во внимание формирование таких консорциумов.

Таким образом, повышение международной конкурентоспособности российских вузов в условиях глобальных трансформаций является актуальной многосторонней задачей, основанной не только на цифровых трансформациях, но и на поиск новых форм и методах взаимоотношений между вузами и иностранным контингентом, а также между вузами в частности и международной государственной политики в целом. Университеты не смогут повышать международную академическую мобильность без государственной поддержки, которая должна быть основана на комплексных принимаемых государством стратегических ориентиров. Тем самым можно прогнозировать приток иностранных студентов в российские вузы, академическое развитие университетов, становлении дипломатии знаний, «мягкой силе» и повышение эффективности международного сотрудничества, а также повышения уровня доходов вузов от основной и дополнительной образовательной деятельности. 

Список источников

  1. О мерах реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» // Постановление правительства Российской Федерации от 13.05.2021 №729 // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105210040
  2. Бейзеров, В.А. Развитие экспорта образовательных услуг посредством зарубежных филиалов университетов // В.А. Бейзеров // Инновации в образовании. – 2021. – №2. – С. 5-14.
  3. Бондаренко, В.В. Повышение конкурентоспособности российских вузов в мировом образовательном пространстве в условиях глобальных угроз // В.В. Бондаренко // Образование и право. – 2020. – № 5.  – С. 186-190.
  4. Голубев, В.Н. Международная студенческая мобильность: причины, основные понятия и проблемы // В.Н. Голубев // В сборнике: ДОСТИЖЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ И КЛАССИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ. Материалы 75-ой научной сессии сотрудников университета. Витебск, 2020. – С. 639-640.
  5. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса в дистанционной форме / И. А. Карлов, В. О. Ковалев, Н. А. Кожевников, Е. Д. Патаракин, И. Д. Фрумин, А. Н. Швиндт, Д. О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 56 с.
  6. Официальный сайт LMS «Eliademy». – Режим доступа: URLhttps://www.courseminded.com/ (дата обращения: 08.11.2021)

References

  1. O merax realizacii programmy` strategicheskogo akademicheskogo liderstva «Prioritet-2030» // Postanovlenie pravitel`stva Rossijskoj Federacii ot 13.05.2021 №729 // [E`lektronny`j resurs] // Rezhim dostupa: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105210040
  2. Bejzerov, V.A. Razvitie e`ksporta obrazovatel`ny`x uslug posredstvom zarubezhny`x filialov universitetov // V.A. Bejzerov // Innovacii v obrazovanii. – 2021. – №2. – S. 5-14.
  3. Bondarenko, V.V. Povy`shenie konkurentosposobnosti rossijskix vuzov v mirovom obrazovatel`nom prostranstve v usloviyax global`ny`x ugroz // V.V. Bondarenko // Obrazovanie i pravo. – 2020. – № 5.  – S. 186-190.
  4. Golubev, V.N. Mezhdunarodnaya studencheskaya mobil`nost`: prichiny`, osnovny`e ponyatiya i problemy` // V.N. Golubev // V sbornike: DOSTIZhENIYa FUNDAMENTAL`NOJ I KLASSIChESKOJ MEDICINY` I FARMACII. Materialy` 75-oj nauchnoj sessii sotrudnikov universiteta. Vitebsk, 2020. – S. 639-640.
  5. E`kspress-analiz cifrovy`x obrazovatel`ny`x resursov i servisov dlya organizacii uchebnogo processa v distancionnoj forme / I. A. Karlov, V. O. Kovalev, N. A. Kozhevnikov, E. D. Patarakin, I. D. Frumin, A. N. Shvindt, D. O. Shonov; Nacional`ny`j issledovatel`skij universitet «Vy`sshaya shkola e`konomiki», Institut obrazovaniya. – M.: NIU VShE`, 2020. – 56 s.
  6. Oficial`ny`j sajt LMS «Eliademy». – Rezhim dostupa: URLhttps://www.courseminded.com/ (data obrashheniya: 08.11.2021)

Для цитирования: Бондаренко В.В., Таишева К.С., Пензина Д.П. Современны тенденции экспорта высшего образования: зарубежный и отечественный аспекты // Московский экономический журнал. 2021. № 11. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2021-41/

© Бондаренко В.В., Таишева К.С., Пензина Д.П., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 11.