Московский экономический журнал 11/2020

image_pdfimage_print

УДК 330.15

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10899 

Тенденции развития сферы медицинского здравоохранения в России на опыте социально-экономических трансформаций зарубежных стран и регионов

Trends in the development of medical healthcare in Russia based on the experience of socio-economic transformations in foreign countries and regions

Валишина Галия Лутфуллаевна, кандидат технических наук, доцент, НАО «Медицинский университет Астана», Республика Казахстан

Атабаев Адыл Русланович, НАО «Медицинский университет Астана», Интерн, 1 курс, Республика Казахстан

Valishina Galiya Lutfullayevna, candidate of technical Sciences, associate Professor, NAO “Astana Medical University”, Republic of Kazakhstan

 Atabaev Adyl Ruslanovich, NAO “Astana Medical University”, Intern, 1st year, Republic of Kazakhstan

Аннотация. В статье получило свое отражение развитие сферы медицинского здравоохранения в России на опыте социально-экономических трансформаций зарубежных стран и регионов, выявленно постоянное развитие этой сферы, что позволит устранить проблемы связанные со здоровьем населения и соответственно повлиять на экономическую структуру общества. Новизна исследования направленна на формирование рыночной сферы государства, которая постоянно вносят изменения в медицинскую составляющую, а именно на качество предоставляемых медицинских услуг.

Summary. The article reflects the development of the sphere of medical health care in Russia based on the experience of socio-economic transformations of foreign countries and regions, reveals the constant development of this sphere, which will eliminate the problems associated with the health of the population and, accordingly, affect the economic structure of society. The novelty of the research is aimed at the formation of the market sphere of the state, which constantly makes changes in the medical component, namely, the quality of medical services provided.

Ключевые слова: здравоохранение, сфера услуг, медицина, опыт, инновации, население, подход, качество, уровень жизни.

Keywords: healthcare, service sector, medicine, experience, innovation, population, approach, quality, standard of living.

Наиболее главной и важной целью любого государства является сохранение и улучшение качества и уровня здоровья населения страны. Исходя из практического опыта для того, чтобы укрепить и сохранить здоровье, в первую очередь необходимо обратить внимание на общественное здоровье [1]. Для сохранения и поддержания общественного здоровья  необходимо предоставления качественных медицинских услуг.  В связи с этим показателем, приоритетной целью каждого государства является развитие системы здравоохранения [2] . Из истории мировой практики, мы видим, что уже предпринимаются попытки реформирования здравоохранения[3].Такая необходимость появилась в результате снижения уровня доступности медицины для населения, организационными издержками и недостаточным финансированием.  В каждом государстве есть своя модель здравоохранения. Зачастую модель одного государства значительно отличаются от остальных странсвоей эффективностью и организацией. Существует ли универсальная модель здравоохранения, которая была бы эффективная в условиях любого государства? Здесь мы с уверенностью можем сказать, что такой модели не существует.  Это напрямую связано с различием между странами, с разным уровнем централизации, распределением издержек между гражданами внутри одного  государства[4].

Основным  направлением исследования данной статьи является система здравоохранения вместе с накопленными знаниями, теоритическими и основанными на реальном опыте. Это все необходимо для проведения в дальнейшем реформ в сфере здравоохранения.

Существует три основные модели здравоохранения. Рассмотрим первую из них. В основе данной модели лежит преобладание частного сектора, предполагает отсутствие  государственной системы ОМС. Услуги здравоохранения оплачиваются из собственных средств населения. Такая модель функционирует на территории США. Смысл второй модели можно раскрыть таким образом, что здесь идет преобладание  двух систем здравоохранения, а именно система ОМС- государственная система обязательного страхования здоровья, формируемая за счет накоплений из налоговых отчислений работающего населения и ДМС- систему добровольного страхования, которая позволит получить медицинские услуги нефинансируемых государством[5].  В третьей модели здравоохранения основная роль отдается госаппарату, то есть финансирование идет напрямую из государственного бюджета. Для того, чтобы применять зарубежные методы и технологии необходимо подобрать наиболее подходящие к российским условиям, которые будут более адаптированы к российским финансовым возможностям в рамках модели социального страхования [6]. А также для применения  зарубежного опыта к российским условиям необходимо направить силы на обучение, которое будет основано на исследованиях и опыте зарубежных стран, а также адаптировать все механизмы под местные условия.  Все это поспособствует тому, чтобы достичь максимальных результатов в реформировании системы здравоохранения[7].

Статистика показывает, что в последнее время набирает популярность тенденция к страхованию управляемых услуг, такая популярность связана с возможностью снижения затрат на предоставляемые медицинские услуги и замедлению роста расходов[8].  Широкое распространение получают курсы медицинской помощи в стационарах. Стационарное лечение базируется в медицинских учреждениях и научно-исследовательских институтов. Государственные учреждения оказывают медицинскую помощь преимущественно неимущему населению с низким доходом, также предоставляются услуги незастрахованному населению [9]. Такая система наиболее интересна с точки зрения своих положительных характеристик. Здесь идет преимущественно качественное оказание услуг, использование эффективных и современных технологий для больных, высокая ответственность частного сектора за здоровье работающей части населения, также высока роль и медицинских объединений. Интересным остается и такое наблюдение, что по истечению некоторого времени сфера медицины перестает быть сферой оказания услуг, она превращается в своего рода индустрию, привлекающую поток финансовых ресурсов, а также способную привлечь интеллектуальные составляющие. Для государства неотъемлемым должно стать то, что оказание медицинских услуг должно осуществляться на высоком уровне. Это должно быть заложено в основе понимания понятия здравоохранения[10]. Исходя из горького опыта многих стран, в которых правительство использовала экономию средств в системе здравоохранении, а именно на качестве предоставляемых услуг для пациентов, такая экономия приводила к крупным дополнительным издержкам, которые уже были направлены на поддержание жизнедеятельности части населения, а именно хронических больных и инвалидов. Государства, в которых уровень жизни выше среднего стараются обеспечить максимальное развитие всех сфер, но преимущественным также остается здравоохранения. Соединенные штаты Америки ежегодно тратят огромные ресурсы не только на поддержание и сохранение нынешнего уровня жизни, но при этом на улучшение оказания медицинских услуг страны. Финансовые ресурсы США направлены на реформирование научных знаний в сфере медицины, на обеспечение каждого медицинского учреждения исправным, современным оборудованием, а также новейшими препаратами[11]. Проблема реформирования здравоохранения и качества предоставляемых услуг требует незамедлительных решений. Решение этой проблемы сводится к исследованиям опыта и практики зарубежных стран. Так отечественные исследования не отстают в актуальности стратегии повышения качества и экономичности предоставления медицинских услуг [11].  Это позволяет обеспечить безопасное предоставление медицинских услуг, а также особое внимание уделять просьбам пациентов и их потребностям, то есть позволит повысить отзывчивость системы здравоохранения к нуждам пациентов. Эти особенности позволили разработать новые подходы в сфере предоставления медицинских услуг. Постоянный рост хронических заболеваний приводит к тому, что образуется потребность в инновационных подходах к поддержанию жизнедеятельности таких пациентов и их лечению. Так, например, была разработана стратегия «Программа ведения болезней».  Основным направлением этой стратегии является возможность обеспечить всему больному населению государства  с хроническими заболеваниями наилучших условий для их выздоровления. Условия должны быть подходящими по всем показателям, то есть как с клинической точки зрения, так и с экономически выгодной для государства[12]. В Российской Федерации проводится рыночно ориентированная форма социальной сферы. Говоря о безопасности предоставляемых медицинских  услуг стоит упомянуть тот факт, что роль государства здесь будет является ключевой. Государство выступает в роли гаранта. Есть несколько направлений, которые являются основной составляющей группы реформ, а именно: постепенное внедрение рынка медицинских услуг и в дальнейшем его расширение, способствующее сокращению государственного участия в сфере управления учреждениями с медицинским уклоном; позволить государству принимать наибольшее участие в рыночных механизмах для снижения уровня негативного влияния рынка на оказание услуг; последним направлением такого рода реформ будет обеспечение высокого уровня роста экономического эффекта. Достичь этого можно будет с помощью создания и развития интегрированных структур. Деятельность учреждений с медицинской направленностью является немаловажным фактором для реформирования здравоохранения, в Европейских странах зачастую рассматривались проблемы здравоохранения под углом общественного уровня, что привело к ухудшению работы медицинских учреждений [13].Пониженное внимание к таким учреждениям, привело к ухудшению уровня их «жизни». Такие учреждения отличались низким уровнем оказания медицинской помощи, низкой координацией деятельности, предоставлением неактуальной информации по предоставляемым услугам, нерациональным управлением финансовым капиталом, неквалифицированным персоналом.  При наблюдении за деятельностью таких учреждений, государства проводили длительные исследования, и пришли к выводу, что наиболее правильным решением такой проблемы станет стимулирование  как медицинских учреждений (персонала и т.д.), так и самих пациентов. Впоследствии данных подход позволил усовершенствовать систему здравоохранения и улучшить экономическую эффективность учреждений с медицинским уклоном. В основе такого подхода лежала цель переориентирования со стационарной помощи на оказание первой медицинской помощи. Но такая система во многих странах вызвала неоднозначную реакцию, поскольку считают, что существует проблема в обеспечении равенства  доступа к предоставляемым медицинским услугам и значительным уровням издержки. Здесь интересным опытом может поделиться США, которые используют горизонтальную интеграцию. Создание экономической системы с наиболее выгодными условиями, позволит удовлетворить все необходимые потребности среди населения в районе, который находится в обслуживании определенного медицинского учреждения. Достичь такой системы позволит объединение и сотрудничество поставщиком медицинских услуг. В свою очередь ученые требуют относится к этому подходу с особым вниманием, поскольку для управления крупными сетями необходимо использовать взвешенные решения, так как обычно высокоорганизованные структуры более подвержены к самоуничтожению, поэтому для таких структур следует создать дополнительный резерв финансовых ресурсов, это позволит обеспечить их стабильность, несмотря на их стремление к разрушению и большие затраты[14].

Таким образом,  провести некую тенденцию, основанную на международном историческом опыте всех государств. Эта тенденция показывает, что по истечении определенного времени у всего есть свой срок, также это и напрямую относится к различным применяемым стратегиям и реформам. Каждая модель со временем перестает  функционировать, поэтому так и важна эта необходимость в создании и совершенствовании систем и сфер государства на постоянной основе. В связи с тем, что идет постоянное развитие государств и всех сфер государства все подвержено изменениям. Это необходимо, чтобы все подходы соответствовали уровню жизни на текущий момент, поскольку устаревшая модель не сможет обеспечить эффективную деятельность в системе здравоохранения [15].Для достижения наилучшего эффекта в любой сфере деятельности государства, необходимо использование современных подходов, но это не единственное условие. Для наилучшего эффекта необходимо обеспечить полное проникновение государства в сферу здравоохранения, позволить контролировать качество услуг, своевременное оказание помощи, позволить обеспечить медицинские учреждения необходимыми  средствами и резусами, позволить проводить исследования и находить решения для улучшения качества жизни и здоровья граждан [15]. Каждое государство всегда стремилось к поиску новых и улучшению действующих подходов эффективного управления. Анализируя реформирование в сфере здравоохранения с экономической точки зрения были выделены два основных направления, а именно совершенствование системы укрепления централизованного управления и совершенствование пациенто-центрической стратегии оказания первой медицинской помощи. Также отличным решением в развитии сферы здравоохранения будет модель инновационного развития здравоохранения. Как показывает зарубежный опыт эта модель позволит на постоянной основе совершенствовать все действующие подходы, стратегии в сфере оказания медицинских услуг. При этом данная модель подходит для стран, которые не имеют собственных фундаментальных и прикладных разработок и не имеющие достаточного количества ресурсов для этих целей [12]. Для модернизации системы здравоохранения России наиболее  значимым является опыт создания региональных кластеров с целью инновационного развития сферы медицинских услуг [13]. Все недостатки и достоинства современной системы здравоохранения сейчас внимательно изучаются, для того, чтобы в дальнейшем создать наиболее оптимальные и верные модели и системы в развитии здравоохранения. Как уже говорилось ранее для улучшения системы здравоохранения необходимо в корне пересмотреть деятельность работы медицинских учреждений так, например, стоит рассмотреть возможность отказаться от деятельности врачей, которая в большей степени является затратной и неэффективной; пересмотреть обучение в ВУЗах страны; обеспечить доступность и своевременность оказания первой медицинской помощи для любой категории пациентов, а также расширить спектр вопросов и заданий для студентов; обеспечить достаточным количеством ресурсов все медицинские учреждения, как частного, так и государственного сектора. Все эти подходы позволят эффективно и своевременно оказывать медицинскую помощь населению, а также увеличить продолжительность жизни граждан нашей страны.

Литература

  1. Андреева, О.В. (2016) Основные направления финансирования здравоохранения региона в условиях усиления реализации страховых принципов его организации / О.В. Андреева, А.С. Такмазян, М.О. Отришко // Финансовые исследования. № 4. С. 171-181.
    2. Арыкбаев, Р.К. (2017) Роль медицинского страхования в финансировании здравоохранения в современных условиях / Р.К. Арыкбаев, С.П. Людоговская // Экономика и бизнес: теория и практика. № 6. С. 11-14.
    3. Банин, С.А. (2017) Справедливое финансирование – главная цель функционирования системы здравоохранения / С.А. Банин // Инновационное развитие экономики. № 4. С. 129-135.
  2. Бородинова, И.А.(2018) Проблемы финансирования сферы здравоохранения в Российской Федерации / И.А. Бородинова // Современные научные исследования и разработки. № 3. С. 139-141.
    5. Буздык, Г.А. (2017) Проблемы функционирования бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения РФ / Г.А. Буздык, Г.С. Олейник // Наука вчера, сегодня, завтра. 2017.  № 10.  С. 105-110.
    6. Васильев, В.П. (2017) О материально-финансовом обеспечении здравоохранения / В.П. Васильев   // Социологические исследования.                     2017.   № 3.  С. 150-154.
    7. Власова, О.В.(2018) Совершенствование финансового обеспечения учреждения здравоохранения на основе внедрения платных медицинских услуг / О.В. Власова // Региональный вестник. № 1.  С. 34-36.
    8. Глазов, К.Н. (2018) Развитие региональных рынков платных медицинских услуг (на примере Самарской области) / К.Н. Глазов // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. № 2.  С. 2.
    9. Головина, Е.И. (2016) Теоретические основы финансового механизма обязательного медицинского страхования  / Е.И. Головина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.  2016.  № 3.  С. 100-105.
    10. Гринкевич, Л.С. (2016) Одноканальное финансирование: из прошлого в будущее здравоохранения России  / Л.С. Гринкевич, С.А. Банин // Финансы и кредит. № 33. С. 2 – 20.
    11. Дерябин, А.В.(2018) Исследование структуры финансовых ресурсов учреждения здравоохранения / А.В. Дерябин, А.В. Дерябина, А.С. Ерохин // Корпоративная экономика.    № 1.  С. 43-48.
    12. Емельянов, Д.Н.(2016) Трилемма финансирования здравоохранения в условиях перехода к инновационному развитию экономики / Д.Н. Емельянов // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова.  Т. 24.  № 2.  С. 153-165.
  3. Журавлева, Т.А. (2016) Анализ финансирования здравоохранения в России и его оценка для сохранения здоровья нации / Т. Журавлева, Н. Гревцева // Финансовая жизнь. № 4.  С. 75-80.