Московский экономический журнал 11/2020

image_pdfimage_print

УДК 336.131

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10805 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ 

INTELLECTUAL POTENTIAL AND MIGRATION PROCESSES IN THE REGIONAL SECTION

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта 19-410-670006 «Влияние цифровизации экономических и социальных процессов на развитие трансграничного пристоличного региона (на примере Смоленской области)»

Филинов Виталий Александрович, декан факультета дополнительного образования, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Filinov V.A., filinov79@yandex.ru 

Кузавко Антон Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Kuzavko A.S., akuzavko@rambler.ru 

Васильева Елена Валерьевна, старший преподаватель кафедры менеджмента, заместитель декана факультета дополнительного образования, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Vasileva E.V., vasileva_upravl@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются факторы формирования  интеллектуального потенциала в регионе.  Выявлена взаимосвязь и противоречия между интеллектуальной миграцией и уровнем социально-экономического развития территории. Представлен расчет коэффициента интеллектуальных ресурсов региона и его взаимосвязь с динамикой валового регионального продукта. Определено, что только инновационное развитие, позволит сформировать точки экономического роста региона. 

Summary. The article examines the factors of the formation of intellectual potential in the region. Revealed the relationship and contradictions between intellectual migration and the level of socio-economic development of the territory. The calculation of the coefficient of intellectual resources of the region and its relationship with the dynamics of the gross regional product are presented. It is determined that only innovative development will allow the formation of points of economic growth in the region. 

Ключевые слова: регион, образование, высшее образования, интеллектуальный потенциал, интеллектуальная миграция, точки экономического роста.

Key words: region, education, higher education, intellectual potential, intellectual migration, points of economic growth.

В настоящее время процесс интеллектуализации труда является основным фактором экономических инноваций и развития в любом регионе. Мы считаем, что основа всех этих процессов сосредоточена на системе высшего образования и подготовки кадров высшей квалификации.

Важно отметить, что основным источником создания и накопления интеллектуального потенциала выступает система образования на всех ее уровнях. Система образования и образовательное пространство своей целью имеют создание новых знаний, их накопление и тиражирование. Таким образом, распространение знаний через образовательные порталы позволяет не только формировать интеллектуальный потенциал, но и перемещать его во времени и пространстве.

В настоящее время система образования, в том числе и высшего, в нашей стране находится в стадии серьёзных изменений. Данные изменения связаны с переходом к новому типу экономического развития – инновационному, где основным фактором производства интеллектуальный капитал, накопленный в форме интеллектуального потенциала. Высшее образование должно не только давать качественные знания и играть важную научную роль, но и стать главным двигателем инноваций и развития в регионе.

В настоящее время факторы экономического развития региона постепенно меняются. Это развитие основано на производстве информационных ресурсов. Следовательно, это изменение статуса инновационного процесса, и его цель – удовлетворение новых, всевозрастающих потребностей общества.

В этой связи, где бы географически не располагались университеты-лидеры (драйверы инноваций) с высокой репутацией в современных условиях могут привлекать перспективных студентов и играть ключевую роль в продвижении инновационного регионального развития.

В связи с этим определенный интерес вызывают различные комплексные факторы, которые ведут к формированию интеллектуального потенциала в регионе. На наш взгляд, к ним относятся:

  1. Трудовые ресурсы, обладающие высоким уровнем компетентности, в своей профессиональной деятельности.
  2. Направления и интенсивность процессов интеллектуальной миграции в межрегиональном пространстве.
  3. Инвестиционная активность в инновационном пространстве, динамика инвестиций в человека.

Таким образом, мы считаем, что интеллектуальный потенциал представляет собой некое сочетание знаний, практического опыта и личных возможностей конкретного человека, который способен создавать новые продукты для обеспечения конкурентоспособности организации, региона, государства.

Одним из основных показателей наличия и развития регионального интеллектуального потенциала является так называемый «коэффициент интеллектуального трудового ресурса». Мы полагаем, что метод расчета этого коэффициента заключается в делении экономически активного населения с высшим образованием и учёной степенью (рис. 1) на общую численность экономически активного населения на региональном уровне (рис. 2). Экономически активное население представлено на региональном уровне как квалифицированными кадрами на рынке труда, так и кадрами, не имеющими квалификации, но осуществляющих трудовую деятельность. В данном случае интеллектуальный потенциал на региональном уровне формируется той частью экономически активного населения, которая обладает необходимой квалификацией.

Рассчитаем этот показатель и определим факторы, влияющие на его динамику по регионам ЦФО за определенный период времени.

Из рисунка 1 видно, что доля лиц с высшим образованием и ученой степенью за рассматриваемый период растет. Это связано, как правило с тем, что на современном рынке труда наблюдается рост спроса на специалистов высшей квалификации, способных обеспечивать инновационное развитие региона, с одной стороны и доступностью этого образования – с другой.

Из рисунка 2 видно, что в большинстве регионов ЦФО доля экономически активного населения имеет тенденцию к снижению. В основном это связано с отрицательной динамикой показателей социально-экономического развития регионов и миграцией трудовых ресурсов. Важно отметить, что большинство иммигрантов, покидающих депрессивные регионы, имеют высокий уровень квалификации, что снижает уровень интеллектуального потенциала в этом регионе.

Результат расчета коэффициента интеллектуальных ресурсов в регионе, представлен на 3 рисунке, который показывает потенциальные возможности для формирования интеллектуального потенциала региона.

Считаем важным преимуществом при расчете «коэффициента интеллектуальных ресурсов в регионе» соотношение между показателем и темпами социально-экономического развития региона.

Анализируя результаты, полученные на третьем рисунке, можно сделать вывод, что отрицательная мотивация к наращиванию интеллектуального потенциала в близлежащих регионах, таких как Смоленская область, Брянская область, Калужская область, Тульская область, а положительная динамика данного показателя в Москве обусловлена именно процессом передачи знаний или миграции знаний между этими регионами.

Для того, чтобы социально-экономическое развитие регионов было обеспечено, а также был обеспечено повышение уровня жизни населения в регионе важно способствовать развитию региональной образовательной системы, развитию ее структуру и инфраструктуру, то есть создавать условия для формирования и развития регионального интеллектуального потенциала. Также, необходимо создать благоприятные условия для сохранения интеллектуальных ресурсов в регионе и развитие интеллектуальной миграции. В Смоленской области есть объективные предпосылки для создания на базе Смоленского государственного университета регионального опорного университета, который повысит уровень интеллектуального потенциала региона и обеспечит его инновационное развитие [4, с. 94].

Интеллектуальный потенциал постоянно развивается во времени и пространстве. Непрерывное развитие интеллектуального потенциала породило понятие «интеллектуальная миграция». Существует тесная связь между накоплением интеллектуального потенциала и интеллектуальной миграцией (трансфером знаний). Так называемая интеллектуальная миграция дает возможность распространения знаний и опыта за пределы географических границ конкретной территории, что позволяет трудовым ресурсам наиболее эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал.

Однако мы считаем, что интеллектуальная миграция носит в своей основе противоречивый характер. Для одних регионов это, несомненно, благо, поскольку интеллектуальный потенциал растет за счет притока качественных трудовых ресурсов, с одной стороны, а с другой стороны, это негативно сказывается для регионов, в которых происходит процесс оттока интеллектуальных трудовых ресурсов, что приводит к снижению уровня социально-экономического развития.

В современных условиях процесс накопления интеллектуального потенциала, в том числе, и за счет интеллектуальной миграции является ключевым фактором инновационного социально-экономического развития региона. Современный технологический уклад региональной экономики, основан на интеграции нано-, био- и информационных технологий, что в конечном итоге должно обеспечить региону поступательное экономическое и социальное развитие, занять передовые позиции в межрегиональном пространстве. В этой связи особым образом интеллектуальный потенциал человека представляется важнейшим фактором инновационного социально-экономического регионального развития.

Накопление интеллектуального потенциала – это процесс непрерывного обновления и расширения знаний, в том числе за счет интеллектуальной миграции. Этот процесс находится в постоянном движении. Главным источником накопления интеллектуального потенциала является образовательное пространство, в части высшего и послевузовского, а также дополнительного образования в межрегиональном разрезе.  Помимо образовательной среды источником накопления интеллектуального потенциала являются врожденные способности человека и сформированный опыт.

В инновационной экономике процесс накопления интеллектуального потенциала изменил свою сущность. Он стал основываться на ценностных критериях, таких как знания, потенциал здоровья, этика, род занятий, квалификация, организованность, креативность и творчество.

Интеллектуальная миграция, как фактор накопления интеллектуального потенциала представляет собой динамичный и целенаправленный процесс, формирующий расширенное воспроизводство интеллектуального капитала в межрегиональном разрезе, на основе главной ценности – знаний.

Таким образом, интеллектуальная миграция и процесс накопления интеллектуального потенциала в региональном разрезе теснейшим образом между собой взаимосвязаны. Эта взаимосвязь и взаимодействие вызывают качественные изменения в социально-экономическом развитии регионов, повышая уровень благосостояния населения, изменяя структуру и инфраструктуру регионального развития. В этой связи возникает необходимость более пристального внимания на процессы интеллектуальной миграции между регионами, с целью сбалансированности их социально-экономического развития.

Литература

  1. Боровикова Т.В., Филинов В.А. Интеллектуальный потенциал региона: методика оценки // Региональные исследования. №3, 2014. С.38-42
  2. Кузавко А.С., Шевченко О.А. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в условиях евразийского экономического союза // Социально-экономические проблемы развития предпринимательства: региональный аспект: Материалы VI Ежегодной Международной научно-практической конференции. – СанктПетербург: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики. – 2017. С. 148–152.
  3. Филинов В.А. Воспроизводство интеллектуального потенциала региона // материалы международной научно-практической конференции «Творческое наследие А.С. Посникова и современность в рамках программы «Возвращенные имена» Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2015. с. 33-37.
  4. Филинов В.А., Васильева Е.В. Интеллектуализация труда как ключевой фактор регионального развития. Internatinal Journal of advanced studies. 2018. Т.8. №4-3. С. 92-98