Московский экономический журнал 11/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10750

Социальная миссия «Университетских суббот» в современном образовательном контексте

Social mission of “University Saturdays” in the modern educational context

Пакунова Татьяна Анатольевна, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», pakunova@mail.ru

Пакунов Олег Станиславович, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», pakunov@mail.ru

Миронова Екатерина Игоревна, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», katemir13@mail.ru

Pakunova Tatiana Anatolevna Pakunov Oleg Stanislavovich Mironova Ekaterina Igorevna

Аннотация. В статье рассматривается опыт проведения образовательных и культурно-просветительских мероприятий в рамках проекта «Университетские субботы». Представлен анализ особенностей определения тематики и организации занятий в условиях конкурентной борьбы вузов на рынке образовательных услуг. Проводится исследование новаторских методик обучения и приобщения молодежи к художественному творчеству. Особое внимание уделяется цифровым аспектам взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Summary. The article is devoted to the project “University Saturdays”. It presents an analysis of the features of organization of classes in the market of educational services. Research is being conducted on innovative methods of teaching and introducing young people to artistic creativity. Special attention is paid to digital aspects of interaction between subjects of the educational process.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, новаторские методики, интерактивный формат, деловая игра, мастер-класс.

Key words: pedagogical experiment, innovative methods, interactive format, business game, master class.

Проект «Университетские субботы» представляет собой необычайно интересный, требующий всестороннего изучения социальный феномен, из года в год набирающий мощь и силу в процессе масштабного педагогического эксперимента, инициатором и главным вдохновителем которого выступает Департамент образования и науки города Москвы. Инновационный образовательный и культурно-просветительский проект не только синтезирует лучшие достижения в области академических приемов и методов передачи знаний молодежи, но и побуждает к поиску наиболее актуальных, эффективных, соответствующих духу времени инструментов взаимодействия вузов, школ и колледжей. Диапазон обучающих форматов поражает своим разнообразием: от серьезных научных лекций и лабораторных практикумов до творческих мастер-классов и приключенческих игр.

Очевидно, что Университетские субботы гармонично дополняют траекторию непрерывного образования как на формальном, так и неформальном уровнях. В первом случае, они стали одним из этапов образовательного маршрута, включающего освоение последовательно выстроенных учебных программ. Во втором, существенно изменили внесистемное обучение, обеспечив свободный доступ юных москвичей к получению знаний профессиональной и общекультурной направленности индивидуально или в составе группы.

Общественная парадигма XXI века, характеризующаяся невероятным прорывом в области технологий и информационно-коммуникативных возможностей, диктует свои правила выживания в конкурентной среде. Сегодня не только представители старшего поколения вынуждены держать себя в интеллектуальном тонусе, постоянно повышая свою квалификацию. Любой человек, ориентированный на успех и благополучие, должен перманентно, в течение всей жизни оставаться активным субъектом процесса социализации и образования. В педагогической практике с раннего детства делается установка на самообучение, саморазвитие, созидание и творчество, осмысление полезной информации и приобретение навыков сразу в нескольких областях. Однако, если запросы взрослых в обучении вполне прагматичны, то у подростков контуры таких потребностей зачастую весьма расплывчаты, условны, лишены конкретики. Отсюда совершенно справедливо возникает вопрос о вариативности как стратегии в определении тематики мероприятий, включенных в программу университетских суббот. Чем привлекательнее продукт и шире выбор, тем больше шансов привлечь потенциального потребителя. Четко отлаженный механизм формирования конкурентных преимуществ вузов предполагает учет маркетинговых законов: анализ спроса и предложения, фиксацию ведущих трендов.

При подготовке к встрече с учащимися школ и колледжей организаторам приходится учитывать целый ряд нюансов. Собравшиеся в одной аудитории разные категории слушателей могут отличаться по возрасту, способностям, степени подготовленности к восприятию новой информацию, наличию или отсутствию мотивации постигать, думать, действовать. Как правило, приходится только догадываться и строить прогнозы, кто проявит интерес к заявленной теме: организованные группы во главе с классным руководителем, дети с родителями или самостоятельные инициативные подростки. Опытный педагог неизменно готовится к неожиданным поворотам и импровизациям в рамках тщательно спланированного сценария.

Формулировка названия предстоящего мероприятия и его краткий анонс приобретают принципиальное значение. Самые серьезные темы обращают на себя внимание, если в них вводятся слова «захватывающее путешествие», «занимательный», «увлекательный», «загадки», «секреты», «тайны», «путь к успеху», «успешное будущее», «алгоритм успеха», «удивительный мир». Нередко мелькают в заголовках с трудом пытающиеся прижиться на русской почве лингвистические инопланетяне: лайфхак, флэшмоб, лайтпейнтинг, сторителлинг, life-design. Предельная вербальная ясность – это инструмент, позволяющий понять, например, что цветоведение – это про свойства цвета, а не про цветы.

Проект Университетские субботы базируется на трех китах – просвещении, популяризации, профориентации. Благодаря реализации целостной концепции «трех п» происходит интеграция элитарного научного знания в образовательную среду. Ученые-преподаватели не понаслышке знают, насколько важно излагать мудреные вещи простым языком, не опускаясь до чрезмерного упрощения, нарочитой примитивизации и вульгаризации науки. Ставится цель пробудить интерес к обсуждаемой теме в соответствии с формулой «не развлекать, а вовлекать». Первостепенное значение придается содержательному контенту занятий и методике их проведения. В университетских субботах отчетливо прослеживается дух института менторства, когда преподаватель вуза бескорыстно делится опытом, выступая одновременно в нескольких ипостасях: авторитетного ученого, мастера и наставника. Дельный совет по выбору будущей профессии может стать судьбоносным для молодых людей, находящихся на пороге профессионального самоопределения.

Статистика регистраций на официальном сайте суббот московского школьника красноречиво свидетельствует о высоком спросе на мероприятия творческой направленности. [1] Так, на архитектурном факультете Государственного университета по землеустройству уже не первый год реализуется комплексная образовательная программа, включающая мастер-классы, практикумы, квесты и викторины. Отличительной чертой таких занятий является синтез теории и практики с обязательным использованием интерактивных методик обучения. Программа состоит из авторских занятий по технике ручной графики, макетирования и моделирования, пластическому и декоративно-прикладному искусству, дизайну интерьеров и ландшафтному дизайну. Познавательный контент сочетается с практическим обучением, при котором приветствуются нестандартные решения поставленных задач, поощряется полет фантазии, смелые идеи, разрушающие стереотипы восприятия окружающего мира.

Разработаны новаторские методики профориентации школьников в области архитектуры и дизайна, которые прошли апробацию в рамках проведения деловой игры «В архитекторы пойду, пусть меня научат!», тренинга «Хочу стать архитектором!» и др. Шаг первый – объяснение специфики профессиональной деятельности архитектора, связанной с проектированием зданий и сооружений, планированием территорий и облагораживанием общественных пространств. Наивные рассуждения о том, что архитектор «строит дома», уступают место солидным знаниям об этапах создания проекта: от анализа ситуации, рождения замысла, поиска образа, подготовки чертежей, составления сметы и рабочей документации до воплощения и ввода объекта в эксплуатацию. Постепенно в речевой оборот школьников вводятся термины и понятия: эскиз, скетч, макет, композиция, художественный замысел, эстетические свойства, экономическая целесообразность, функциональное зонирование, социальная инфраструктура, ландшафт, цифровое проектирование. Коммуникативную функцию выполняет мультимедийное оборудование, помогающее демонстрировать изображения архитектурных шедевров, видеоролики, выводить на экран чертежи, ключевые тезисы, имена и даты. Значительную роль в ходе усвоения материала играют наглядные пособия из методических фондов университета. Структура занятий разрабатывается на основе специализированной литературы. [2]

Лейтмотивом звучит тезис о том, что современный архитектор – это полимат, универсальный человек с энциклопедическими знаниями, компетентно разбирающийся как в точных науках, инженерных конструкциях и строительных материалах, так и в художественной сфере. Архитектор не остается в стороне от проблем экологии, демографии, урбанизации, развития транспортной сети, сохранения культурного наследия. Одаренный от природы неординарными способностями он постоянно совершенствует свое мастерство, не останавливаясь на достигнутых результатах. Таким образом, акцент делается не только на профессиональных, но и на личностных качествах будущего специалиста.

Пристальное внимание уделяется развитию навыков общения, товарищеской взаимовыручки и поддержки в контексте проектной деятельности. Значительная часть занятий проводится в интерактивном формате, когда участники образовательного мероприятия выполняют задания в игровой форме индивидуально или в составе команд. В ходе Университетских суббот игра позволяет ребятам моделировать ключевые моменты взрослой профессиональной деятельности, примерить на себя роль лидера и в полной мере почувствовать ответственность за каждого члена единого творческого организма.

Особой популярностью у молодежи пользуются тематические квизы – модернизированные викторины, мотивирующие участников вступить в состязание и продемонстрировать свои лучшие качества: эрудицию, логику, смекалку, быстроту реакции и волю к победе. В дистанционном формате состоялись квизы «Что мы знаем про искусство?», «Культура народов мира», «Искусство народов мира» и др.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что «Университетские субботы» – это социально значимый и перспективный проект с глобальным влиянием на судьбу общества и национальной экономики. [3] Его миссия заключается в воспитании гармонично развитой личности, человека цифрового будущего, в реалиях которого новое знание превращается безусловную ценность, хлеб насущный, приоритетную потребность для построения профессиональной карьеры и достижения успеха.

Список источников и литературы

  1. Субботы московского школьника. Официальный портал Департамента образования и науки города Москвы // https://events.educom.ru/calendar
  2. «Землеустроительное образование и наука: из XVIII в XXI век». Сб. материалов Международного научно-практического форума, посвящённого 240-летию со дня основания Государственного университета по землеустройству. – М.: ГУЗ, 2019, с. 258 -265; Волкова П. Мост через бездну. – М.: АСТ, 2017. – 304 с.; Дмитриева Н. Краткая история искусств. С древнейших времен по XVI век. – М.: «РИПОЛ классик»/«Пальмира», 2019. – 319 с.: илл. и др.
  3. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» http://government.ru/info/35568/