Московский экономический журнал 11/2019

image_pdfimage_print

УДК  339.54

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10110

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF NON-TARIFF REGULATION MEASURES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Ахмедзянов Р.Р., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное дело», Калужский государственный университет, ЧОУ ВО Институт управления бизнеса и технологий, Россия, г. Калуга

Мигел А.А., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное дело», Калужский государственный университет, Россия, г. Калуга

Кондрашова И.В., специальность «Таможенное дело», Калужский государственный университет, Россия, г. Калуга

Akhmedzyanov R.R., rakhmed@yandex.ru

Miguel A.A., amigel@mail.ru

Kondrashova I.V., ir-ir97@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрено применение мер нетарифного регулирования. Обозначены цели применения нетарифных мер регулирования. Выделены основные формы рассматриваемых ограничений. Проведен анализ выдаваемых лицензий в период с 2016 года по 2018 г.г. Предложены направления повышения эффективности применяемых мер.

Summary[E1] : The article considers the application of non-tariff regulation measures. The purposes of application of non-tariff measures of regulation are designated. The basic forms of the considered restrictions are allocated. The analysis of the issued licenses in the period from 2016 to 2018 is carried out. The directions of increase of efficiency of applied measures are Offered.

Ключевые слова: нетарифное регулирование, лицензирование, экспорт, импорт, лицензия, экспортный контроль.

Keywords: non-tariff regulation, licensing, export, import, license, export control.

Современная мировая экономика находится в динамично – развивающемся  процессе либерализации международной торговли, экономика нашей страны не исключение. Внутренний рынок страны становится более открытым для размещения иностранных товаров, в связи с этим возникает существенная необходимость в применении  эффективных инструментов для защиты интересов отечественных производителей. Таковыми являются нетарифные меры регулирования внешней торговли, которые приобретают наибольшую популярность в применении, вытесняя меры тарифного регулирования. Существует большое количество нетарифных мер, однако не все из них находят одинаково широкое применение. Кроме того, применение различного вида нетарифных ограничений между участниками международной торговли вызывает огромное количество споров и разногласий.

В  рассмотрении понятия нетарифного регулирования в первую очередь необходимо обратиться к Федеральному закону N 164 – ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».  Пунктом 17 статьи 2 закреплено следующее определение: «нетарифное регулирование –  метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера».[1.]

Введение мер нетарифного регулирования применяется исходя из следующих целей:

  1. Обеспечение государственной безопасности;
  2. Защита интересов государства, таких как, жизнь и здоровье населения, отечественные производители, окружающая среда, включая животных и растения, художественное, историческое, археологического наследие и достояние народов;
  3. Соблюдение и выполнение условий международных обязательств. [2.]

Кроме того могут вводиться особые виды запретов и ограничений, которые применяются в целях:

  1. Поддержания платёжного баланса (экспортные и импортные квоты);
  2. Защиты финансового положения государства (Союза). [3.]

Отдельной формой мер нетарифного регулирования выступает экспортный контроль. Задача его применения заключается в реализации мер по обеспечению порядка осуществления ВЭД в отношении таких товаров, которые могут быть использованы как в мирных целях, так и  для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или при подготовке и совершении террористических угроз. Введение автоматического лицензирования (наблюдения) преследует цель мониторинга динамики экспорта и импорта отдельных видов товаров. Вводится при невозможности отслеживания количественных показателей и в отношение тех товаров, которые включены в единый перечень товаров. 

Относительно лицензирования следует выделить случаи его применения:

  1. Введение количественных ограничений на отдельные виды товаров при экспорте или импорте;
  2. При разрешении экспорта или импорта товаров, которые могут оказать негативное влияние на интересы государства;
  3. В случае предоставления исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров.[1.]

Стоит отметить, что наряду с лицензированием широко применяется квотирование, в большинстве случаев обе меры применяются совместно, поскольку для получения лицензии сначала необходимо получить квоту, в объёме которой будет получена лицензия.

Рассматривая экономическую функцию нетарифного регулирования, следует отметить, что нетарифные меры выполняют протекционистские задачи, и на практике видно, что нетарифные меры работают более эффективно, чем тарифное регулирование. Это объясняется тем, что тарифное регулирование применяется однократно, а нетарифные меры многократно, то есть могут быть введены на разных этапах внешнеэкономической сделки.

Россия в вопросах нетарифного регулирования внешней торговли сконцентрировалась на технических барьерах — национальных требованиях к техническим характеристикам товаров, специальных требованиях к качеству товаров, системам сертификации и др. Это одна из наиболее эффективных мер нетарифного регулирования, поскольку не запрещена правилами ВТО и позволяет жестко контролировать допуск иностранных товаров в национальную экономику. Наиболее распространённой формой нетарифного регулирования является лицензирование. Статистика выданных лицензий в период с 2016 по 2018 год представлена на рисунке 1. [4.]

Из рисунка 1 видно, что в целом произошло сокращение выдаваемых лицензий, но значительно увеличилось количество зарегистрированных заявлений в электронной форме. Это связанно с тем, что с 2016 года была введена система электронного лицензирования товаров, что значительно упрощает действия по предоставлению документов в соответствующие органы.

В целом представленная динамика в выдачи лицензий вызвана активным применением мер нетарифного регулирования в условиях ведения санкционной политики. Особое внимание, прикованное к лицензированию, обусловлено функциями, которые на него возложены. Среди них контрольная функция, которая оказывает помощь в отслеживании перемещаемых товаров. Информационная функция позволяет формировать статистику по лицензируемым товарам, что помогает провести анализ эффективности применения мер нетарифного регулирования. Разрешительный порядок перемещения товаров через таможенную границу государства реализуется посредством лицензирования. Лицензия является основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров. Ведение и порядок формирования реестра о выданных лицензиях определяется Правительством РФ.

Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности РФ основывается на его гармонизации с нормами и правилами ВТО. Кроме того, требуется изменение и дополнение законодательной базы для упрощения порядка лицензирования и процедуры выдачи лицензий, а также создания необходимых правовых условий для реализации российскими предпринимателями прав и возможностей по продвижению российских товаров на мировой рынок. В связи с этим, повышение эффективности применения мер нетарифного регулирования предполагает:

  • ужесточение контроля соответствия ввозимых товаров национальным стандартам качества и техническим нормам;
  • широкое использование ограничений на импорт сельскохозяйственной продукции;
  • усиление экспортного контроля;
  • применение жестких защитных мер в ответ на дискриминационные ограничения импорта российских товаров со стороны торговых партнеров нашей страны;
  • унификация отечественного законодательства и законодательства ЕАЭС, с целью адаптации к нормам ВТО;
  • сокращение времени на оформление пакета документов.

В рамках последнего утверждения Министерство промышленности и торговли РФ подготовило проект о введение электронного лицензирования. На самом деле, приложением N 7 к Договору о ЕАЭС, уже предусмотрена выдача лицензий в электронном виде. [5.] Но России лицензирование внешней торговли до сих пор осуществляется на бумаге, включая регистрацию лицензий на таможне, списание последней количества выпущенного товара в счёт лицензии и отчётность об исполнении лицензий перед Минпромторгом.[6.]

Таким образом, при повышении эффективности нетарифного регулирования будут реализованы следующие задачи:

  1. Формирование «прозрачных» условий при принятии и реализации решений, связанных с нетарифным регулированием;
  2. Борьба с коррупцией в таможенных органах, которые являются ответственными при решении вопросов, связанных с нетарифными мерами;
  3. Более глубокая интеграция и кооперация в рамках ЕАЭС;
  4. Повышение конкурентоспособности российских товаров;
  5. Оптимизация нетарифного регулирования для уменьшения нагрузки на участников ВЭД.

При реализации данных направлений российские участники внешнеэкономической деятельности будут находиться в более справедливых и недискриминационных условиях, что поспособствует развитию экспортных возможностей России и позволит улучшить структуру российского экспорта.  

В заключении стоит отметить, что меры нетарифного регулирования реализуются посредством использования инструментов административного регулирования, и их использование необходимо тогда, когда экономические рычаги работают не достаточно эффективно.  На современном этапе нетарифные ограничения распространены во всех странах мира. Отношение к ним правительств, экспортеров и импортеров неодинаково. Однако ни одна страна не отказалась от их применения, и не ставит этой задачи на ближайшее будущее.

Использованные источники

  1. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164 – ФЗ (ред. от. 28.11.2018) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».  // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/
  2. Внешнеэкономическая деятельность: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Покровская. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. – 731 с. – Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
  3. Маховикова Г. Таможенное дело: учебник. – 2–е издание, переработанное и дополненное. / Г. Маховикова, Е. Павлова. – М.: Юрайт, 2015. – 408 с.
  4. Гомон И.В., Непарко М.В. Особенности антисанкционных мер Российской Федерации на современном этапе //Финансовая экономика – 2018.-  № 7.- с. 1305-1305
  5. Министерство промышленности и торговли. Официальный сайт [Электронный сайт]. Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/ (дата обращения 10.04.2019)
  6. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017) // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
  7. Электронное лицензирование внешней торговли: чего бояться? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://npsrv.ru/stati/elektronnoelicenzirovanie-vneshney-torgovli-chego-boyatsya (дата обращения 10.04.2019)