Московский экономический журнал 11/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10099

«Электронная Школа» муниципального служащего как элемент оптимизации кадровой политики в сфере государственного муниципального управления

«Electronic School» of a municipal employee as an element of optimizing personnel policy in the field of state municipal administration

Куликова Елена Сергеевна, доцент кафедры государственного и муниципального управления Уральского государственного экономического университета

Kulikova Elena Sergeevna

Аннотация: В данной статье рассматривается проблематика повышения компетентности и квалификации с позиций повышения эффективности использования человеческого потенциала в сфере государственного муниципального управления. Сфера ГМУ является основой успешного развития любой территории, определяет ее конкурентоспособность и человечесий фактор. Компетентность муниципальных служащих, их своевременная осведомленность и грамотность в рамках освоения современных компетенций является ключевой целью данного исследования. Основным методом проведения реакции на современной положение вещей в данной сфере является проектный подход, метода и методология которого является основным пезультатом данного исследования в рамках предложенных мероприятий, которые по совокупности представляют собой разработанную методику реализации поставленной в исследовании цели в формате конечного продукта, который возможно применять в реальной практической деятельности функционирования муниципальных образований.

Summary: This article discusses the issues of improving competence and qualifications from the standpoint of increasing the efficiency of the use of human potential in the field of state municipal administration. The sphere of the State Medical University is the basis for the successful development of any territory, determines its competitiveness and the human factor. The competence of municipal employees, their timely awareness and literacy in the development of modern competencies is the key goal of this study. The main method for carrying out the reaction to the current state of affairs in this area is the project approach, the method and methodology of which is the main result of this study in the framework of the proposed activities, which together represent the developed methodology for implementing the goals of the study in the format of the final product, which can be used in real practical activities of the functioning of municipalities.

Ключевые слова: кадровая политика, ГМУ, муниципальные служащие, информационный портал, эффективность муниципальных образовательных процессов.

Keywords: personnel policy, State Medical University, municipal employees, information portal, the effectiveness of municipal educational processes.

Современная кадровая политика в сфере муниципального управления, прежде всего, должна быть направлена на формирование кадрового потенциала, способного решать задачи нового этапа развития экономики и общества. В настоящее время эта проблема в значительной мере может решаться путём повышения эффективности местных образовательных процессов, что обеспечивает доступность и открытость базы данных для сотрудников муниципальной службы при любом уровне должностной иерархии.

Для повышения профессиональной компетенции муниципальных служащих и реализация системы правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, и, как следствие, проведение более качественного конкурсного отбора. Актуальна модернизация системы дополнительного профессионального обучения, для чего мы предлагаем создание электронной Школы муниципального служащего в виде информационного портала.

 Школа муниципального служащего – это комплекс мероприятий, направленных на повышение знаний муниципальных служащих, лиц включенных в кадровый резерв на должности муниципальной службы, на оказание консультационно-методической помощи муниципальным служащим при подготовке к аттестации.

Слушателями Школы являются:

1) муниципальные служащие со стажем работы не более 1 года, граждане,  включенные в кадровый резерв на должности муниципальной службы администрации города Югорска в текущем календарном году;

2) муниципальные служащие, нуждающиеся в проведении обучающих мероприятий по направлениям деятельности структурного подразделения;

3) муниципальные служащие, подлежащие аттестации и сдаче квалификационного экзамена в текущем календарном году.

Лекторами (докладчиками) могут стать высококвалифицированные специалисты и (или) опытные работники органа местного самоуправления, муниципальные служащие, обучившиеся на курсах повышения квалификации, а так же специалисты, приглашенные из учреждений, имеющих право на образовательную деятельность (по согласованию).

Создание  электронной Школы муниципального служащего в виде информационного портала позволит размещать:

  • информационные ресурсы учебного и правового характера;
  • вебинары;
  • тренинги;
  • конференции;
  • информационные статьи;
  • и прочие материалы, необходимые для самообучения муниципальных служащих.

Каждый муниципальный служащий будет иметь личный кабинет в данном портале, где будут отражаться результаты аттестации, итоги повышения квалификации, дополнительного обучения, разработанный план индивидуального развития на три года вперед и т.д. 

К своему личному кабинету каждый муниципальный служащий будет иметь доступ под определенным паролем.

Отразим в таблице 1 цели и задачи предлагаемого проекта.

Рассмотрим предложения более подробно.

Материалы Электронной Школы муниципального служащего могут быть разделены по направлениям обучения, стадиям адаптации,  повышения квалификации кадрового резерва, согласно  представленным на рисунке 1.

В течение года каждый муниципальный служащий будет иметь возможность доступа до информационных ресурсов.

 По итогам года (на определенную дату) будет выводиться статистика просмотра материалов, размещенных в данном портале, что может являться для аттестационной комиссии  своеобразным подтверждающим результатом  индивидуального развития муниципального служащего.

Ответственным за создание и наполнение информационного портала и кабинета индивидуального развития являются сотрудники Управления информационной политики администрации города Югорска

Структура данного Управления представлено на рисунке 2.

В задачи Управления входит осуществление следующих действий:

  • разработка, координация и проведение единой информационной политики администрации города;
  • проведение единой муниципальной политики в сфере информатизации, формирования информационных ресурсов и коммуникационной среды на территории муниципального образования;
  • обеспечение взаимодействия администрации города и главы города со средствами массовой информации;
  • обеспечение доступности информации о деятельности администрации и главы города.

Таким образом, кадровый ресурс администрации позволяет реализовать предложенное мероприятие.

Рассмотрим примерную последовательность создания электронной Школы муниципального служащего, ориентировочные затрат, ответственных лиц и т.д.

Для реализации предложенного проекта необходимы ответственные лица.

Отразим структуру проекта на рисунке 3.

Предполагается три уровня управления проектом по созданию электронной Школы муниципального служащего – Глава администрации будет осуществлять контроль за реализацией проектом, начальник Управления по вопросам муниципальной службы, кадров и наград и специалисты отдела будут осуществлять консультационные функции создания электронной Школы муниципального служащего и функции наполнения материалами портала.

Начальник Управления информационной политики будет являться ответственным лицом  за создание электронной платформы, специалисты данного управления будут реализовать идею по созданию электронной Школы муниципального служащего.

Составим матрицу ответственности по выполнению работ (таблица 2).

В данной матрице символом О обозначают ответственного за работу,  символом И – исполнителя работы, К – консультанта, П – приемка работ

Очень важную роль в процессе создания электронной платформы играет профессионализм исполнителей и обязательный процесс консультации с другими подразделениями администрации, чтобы учесть специфику и потребности.

Составим график реализации предложенного проекта (рисунок 4).

Для реализации электронной Школы муниципального служащего необходимо создание определенной электронной платформы, закупка дополнительного оборудования (камеры, наушники с микрофонами и т.д.).

Затраты на реализацию предложенного мероприятия будут складываться из оплаты труда персонала, занятого на создании информационного портала, затрат на покупку недостающих камер, наушников с микрофонами, компьютерной техники. Отразим в таблице  14  необходимую сумму затрат.

Размер капитальных затрат составил 94780 руб. Все затраты связаны с приобретением  дополнительных технических средств для дистанционной работы муниципальных служащих.

Фонд оплаты труда будет состоять из затрат на дополнительное стимулирование персонала в виде премиальных выплат к основной заработной плате. Дополнительное премирование в данном случае очень важно, поскольку позволяет заинтересовать персонал в качественном и более скором выполнении сложных работ.

Размер дополнительного премирования в месяц (среднее) составит 10,0 тыс. руб. Данная сумма усреднена, поскольку более высокое премирование будет осуществляться сотрудникам информационного подразделения, а более низкое сотрудникам, осуществляющим преимущественно консультационную функцию, но по расчетам используем усредненную сумму.

Фонд дополнительного премирования составит: 10 * 10 * 9 = 900 тыс. руб.

Общая сумма затрат на реализацию проекта за 10 месяцев составит: 900 + 94,78 = 994,78 тыс. руб.

Создание электронной Школы муниципального служащего позволит сотрудникам администрации г. Югорска повысить уровень доступа до информационных материалов, что будет способствовать более качественному самообразованию, облегчит способ прохождения дополнительного образования, поскольку наличие видео-материалов, учебной и правовой литературы  в постоянном доступе позволит неоднократно возвращаться к спорным моментам муниципальному служащему.

Использование информационного портала позволит создавать вебинары специалистам различных областей из любой точки нашей страны, что значительно расширит возможности обмена опыта с другими муниципальными образованиями, это позволит разработать и внедрить новые технологии в проведении конкурсного отбора, позволит разработать способы выявления творческого подхода к решению задач муниципального управления.

Предполагается, что организационное и образовательное воздействие электронной Школы муниципального служащего будет способствовать формированию квалифицированного высокоморального типа муниципального служащего, обеспечивающего равноправный доступ до муниципальной службы, формировать и разрабатывать новые технологии проведения конкурсного отбора.

Электронная  Школа муниципального служащего позволит размещать в едином месте методик, пособий, памяток  в сфере профилактики коррупции на муниципальной службе, реализовать проведение адаптационных мероприятий по формированию навыков служебного поведения дистанционно, будет способствовать более активному вовлечению муниципальных служащих в обсуждение проектов муниципальных правовых актов.

Единое информационное пространство Школы позволит  легко проводить совещания, семинары, «круглые столы» по актуальным вопросам противодействия коррупции, что будет способствовать формированию антикоррупционного поведения.

Формированию антикоррупционного поведения муниципальных служащих будет способствовать также их участие в конкурсах профессионального мастерства, где в качестве конкурсных заданий предлагается написание работ, выполнение конкурсных заданий по антикоррупционной тематике, что также легко будет проводить дистанционно.

Вовлечение для участия в вышеуказанные конкурсы обучающихся общеобразовательных организаций города Югорска способствует их погружению в специфику муниципальной службы и направлено на перспективную подготовку молодежи к службе,  формированию навыков антикоррупционного поведения и готовит к успешному прохождению конкурсного отбора.

Таким образом, не смотря на то, что предложенное мероприятие прямо

не направлено на изменение процедуры конкурсного отбора, оно прямо определяет более успешные условия формирования процедуры конкурсного отбора.  Качество проведения конкурсного отбора и направлено на обеспечение принципа равного доступа граждан и снижение угрозы фиктивного прохождения конкурсного отбора, то есть снижению угрозу коррупционного проявления.

Целевыми показателями задачи будут являться:

  • увеличение доли назначений на должности муниципальной службы из кадровых резервов с 60 % до 75 %;
  • увеличение доли вновь назначенных муниципальных служащих, имеющих навыки антикоррупционного поведения с 40 % до 100 %;
  • снижение количества коррупционных проявлений (нарушений ограничений и запретов, требований служебному поведению) в деятельности
  • муниципальных служащих с 5 до 1.

Экономическая эффективность будет выражаться в снижении трудоемкости ведения Школы муниципальных служащих. Социальным эффектом от предложенного мероприятия будут являться:

  • снижение угрозы фиктивного прохождения конкурсного отбора;
  • обеспечение принципа равноправного доступа к муниципальной службе;
  • снижение числа коррупционных проявлений;
  • развитие личностного и профессионального потенциала муниципального служащего;
  • рост социально-экономического благополучия населения на территории МО.

На достижение целей и задач предложенного проекта могут оказать влияние следующие риски:

  • сокращение бюджетного финансирования;
  • невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств
  • поставщиками и подрядчиками работ по поставке оборудования;
  • ненадлежащее выполнение сотрудниками информационного подразделения своих обязательств.

С целью минимизации рисков планируется:

  • осуществление мониторинга реализации каждого этапа проекта;
  • корректировка при необходимости этапов проекта;
  • перераспределение финансовых ресурсов в целях целенаправленного и эффективного расходования бюджетных средств;
  • изменение системы мотивации сотрудников, внедрение штрафных санкций за некачественное выполнение работ.

Таким образом, мы видим, что повышение эффективности проведения конкурсного отбора должно быть комплексным, и не возможно без квалифицированного персонала

Список литературы

  1.  Российской Федерации [Электронный  ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). –  Режим  доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
  2. . –  Режим  доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
  3. [Электронный  ресурс]:   федер. закон РФ от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018). –  Режим  доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
  4. государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный  ресурс]: федер. закон РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017). –  Режим  доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
  5. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный  ресурс]: федер. закон РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018)  (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) . –  Режим  доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
  6. [Электронный  ресурс]: федер. закон РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019). –  Режим  доступа: Консультант Плюс, в локальной сети вуза