Московский экономический журнал 10/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 330.341

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10579 

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 

INNOVATIVE INFRASTRUCTURE: PROBLEMS AND DEVELOPMENT TRENDS

Герасимов Кирилл Борисович, доктор экономических наук, доцент кафедры, Самарский государственный технический университет

Васильчиков Алексей Валерьевич, доктор экономических наук, профессор кафедры, Самарский государственный технический университет

Смирнова Елизавета Александровна, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Gerasimov K.B., 270580@bk.ru

Vasilchikov A.V., vav309@yandex.ru

Smirnova E.A., sheglowa.eliz@yandex.ru 

Аннотация. Сегодня тяжело представить мир без инноваций. Любое общество стремится развиваться и идти в ногу со временем. Именно поэтому формирование эффективной модели цифрового общества невозможно представить без компетентных кадров, научных предприятий, разработки инновационных продуктов. Данная статья посвящена изучению инновационной инфраструктуры и тенденциям развития в России. Рассмотрено понятие инновационной инфраструктуры, ее элементы. Приведены статистические данные технопарков России, а также примеры проектов инновационных инфраструктур. 

Abstract. Today it is hard to imagine a world without innovation. Any society strives to develop and keep up with the times. That is why the formation of an effective model of a digital society cannot be imagined without competent personnel, scientific enterprises, and the development of innovative products. This article is devoted to the study of innovation infrastructure and development trends in Russia. The concept of innovative infrastructure and its elements are considered. Statistical data of technoparks in Russia, as well as examples of projects of innovative infrastructures are presented. 

Ключевые слова: инновация, инновационная инфраструктура, патенты, цифровое общество

Keywords: innovation, innovation infrastructure, patents, digital society

Введение

Основным критерием, влияющим на развитие страны и общества, является возможность проведения своевременной технологической модернизации [1]. Для достижения данной цели государство в союзе с частными компаниями должны стараться создать необходимую инфраструктуру, как для общества, так и для страны в целом.

Способность к усвоению знаний и технологий является одной из наиболее важных концепций, которая в настоящее время рассматривается во многих странах и на различных уровнях, в том числе на национальном и организационном уровнях. Эта концепция была введена в качестве важнейшего элемента основанной на знаниях конкуренции между различными экономиками.

Способность поглощать знания и технологии является нематериальным активом, обеспечивающим стабильное конкурентное преимущество с течением времени и тесно связанным с открытыми инновациями. Положительные внешние эффекты, вызванные международными потоками технологий, предоставляют развивающимся странам возможность использовать такие внешние знания. Способности и компетентность целевой страны играют важную роль в понимании и использовании этих знаний.

Важность потенциала по освоению знаний и технологий на национальном уровне и разработка политики по его развитию – это вопросы, которые требуют большего внимания со стороны правительственных органов.

Инновации требуют создания соответствующей инфраструктуры на национальном уровне. Эта инфраструктура и её качество как вклад инноваций оказывают значительное влияние на эффективность инновационной деятельности. Кроме того, хотя способность поглощать знания и технологии является переменной величиной, влияющей на инновации, она больше изучалась на уровне фирм [2].

Изучение концепции потенциала освоения знаний и технологий и ее измерение показывают, что она относится к тому, как использовать инфраструктуру для инноваций [3].

Общая инновационная инфраструктура обеспечивают необходимые источники инноваций в экономике [4]. Следует отметить, что, хотя эта инфраструктура необходимы для создания надлежащих условий для устойчивых инноваций, их недостаточно. Инновационная инфраструктура может включать среду научно-технической политики страны; механизмы поддержки фундаментальных исследований и высшего образования; совокупную долю технологических знаний; а также новые идеи и их коммерциализацию.

Результаты исследования

Термин «инновационная инфраструктура» характерен для крупных проектов государственного уровня. Инновационная инфраструктура – это объединение компаний, которые в основном созданы для реализации. Они полностью ведут проект от его разработки до его конечного результата, то есть реализации самого продукта [5].

Таким образом, инновационная инфраструктура состоит из различных компонентов, выделенных в рамках национальной инновационной системы и теории роста, основанной на идеях. Также можно сказать, что инновационная инфраструктура состоит из запаса знаний страны, объема человеческих ресурсов и финансового капитала, выделяемых на инновации и другие варианты политики, и приверженности поддержке инноваций. Эта инфраструктура также включают национальную политику и другие ресурсы, влияющие на стимулы к инновациям и производительность НИОКР в экономике.

Инновационная инфраструктура характеризуется несколькими элементами [6]. Производственно-технологическая инфраструктура, она обеспечивает доступ организаций к производственным ресурсам. Примером этой группы служат технопарки, бизнес-инкубаторы.

Запатентовать инновационный продукт или получить защиту интеллектуальной собственности возможно с помощью консалтинговой инфраструктуры.

Подготовке кадров отводится большое внимание, так как это одна из важных составляющих. Квалифицированные специалисты необходимы для вывода продукта на рынок и его поддержания. Но стоит отметить, что даже при качественной подготовке кадров Вузами, им необходимо набраться опыта в отведенной сфере деятельности, чтобы с легкостью справляться с поставленными задачами [7].

Одним из главных этапов производства и продвижения инновационного продукта является вывод информации в средства массовой информации. Этим занимается информационный сектор [8].

Один из главных секторов – финансовый. Он характеризуется организациями, которые заинтересованы в финансировании исследований и производству опытных образцов [9].

Главной задачей сбыта является создание привлекательности инновационного продукта для инвесторов.

Стоит отметить, что лидирующую позицию в области инновационной инфраструктуры занимает Южная Корея. Так, например, Швеция всегда стремилась развиваться в сфере инноваций. Именно поэтому в этой стране организован высокий уровень образования и создаются научно-исследовательские институты. Одной из стран, которая также может послужить примером, является Германия. Ее высокий рейтинг в области инновационных инфраструктур обеспечивает качество товаров, является показательным во всем мире. Также страна отличается показателями качественного образования и большим числом кандидатов Нобелевской премии.

Россия в тоже время, старается также не отставать в области инновационного развития. Так, например, у нас имеется научный центр в Сколково. Но стоит отметить, что все-таки данное направление не является приоритетным в нашей стране. Для разработки инноваций отдается предпочтение крупным научным и исследовательским центрам России [10].

Стоит отметить, что в России акцент делают на уровень и масштаб проекта инновации, то есть, чем выше статус инициатора, тем больше ему доступно инструментов инновационной структуры.

В 2015 г. Ассоциацией кластеров и технопарков России разработан ГОСТ Р 56425-2015 Технопарки. В нем определены основные требования, затрагивающие развитие и финансирование инновационной инфраструктуры на территории Российской Федерации, а также возможность привлечения иностранных инвестиций. Стоит отметить, что в условиях современных реалий с учетом пандемии COVID-19, поступают запросы на реализацию проектов удаленно, что говорит о новом этапе развития инновационной инфраструктуры в России.

Основываясь на данных обзора «Технопарки России, рассмотрим динамику развития инновационной инфраструктуры в период 2014-2019гг.

Как видно из таблицы, наблюдается положительная динамика развития технопарков, так за 5 лет их число увеличилось в 2,7 раза, что составило 269 единиц. Стоит обратить внимание, что в сфере высоких технологий, количество объектов занимает незначительный удельный вес в совокупности. Это связано с тем, что спрос на данные инфраструктурные объекты низок со стороны государства и незаинтересованности со стороны бизнеса.

Для инновационной инфраструктуры характерны два типа особой экономической зоны.

Первый тип – промышленно-производственный, он в свою очередь, ориентирован на привлечение производственных предприятий. Это могут быть площадки для сбора высокотехнологических объектов. Стоит отметить, что такой тип особой экономической зоны нацелен на гражданский центр и всячески активно поддерживается трансферт технологий, получение лицензий и патентов.

Вторым типом является особая экономическая зона техническо-внедренческого типа. Для данного типа характерна разработка инновационного продукта с нуля и до запуска в производства. В основном, это разработки для стратегического назначение аэрокосмической или энергетической отрасли. Именно поэтому данная экономическая зона является закрытой и ведется строгий контроль за разработками [11].

Рассмотрим перспективы развития инновационной инфраструктуры в России. Так, например, одной из форм можно выделить лаборатории и тест-платформы. Крупные компании организовывают собственные отделы по обеспечению инновационной инфраструктуры в кадрах и технологиях, а также финансирования. Данная форма является независимой от государственных программ, как в финансовой, так в юридической части, но в тоже время позволяет избежать «утечки информации». Одним из таких примеров можно привести ПАО «Сбербанк», так в 2020 году открыты 10 лабораторий инновационных продуктов (робототехника, искусственный интеллект).

Второй формой можно выделить объединение технопарков и образовательных учреждений. В свою очередь ВУЗы страны подготавливают высококвалифицированных кадров для разработки новых уникальных технологий. Но одной из проблем этой формы является огромная финансовая зависимость от бюджета государства, а также грамотная проработка вопроса патентования и коммерциализация инновационных продуктов. Примером практического применения можно выделить то, что в России, по данным за 2020 г., было зарегистрировано 3026 ед. МИП в составе вузов [12], при этом активную работу в течение года (последние данные приведены только за 2019 г.) вели только 34,7 % [13].

Еще одной формой выделяют формирование финансовых и технологических целевых фондов за счет взносов крупных компаний. Ведущие компании на территории России в сфере энергетики, транспорта, создают фонды совместно с профильными учебными заведениями, которые имеют право использовать для заказных проектов инноваций в рамках стратегий их развития. Так, например, в 2018 гг. был создан «Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом»», в 2019 г. Тольяттинским государственным университетом инициировано создание консорциума «Цифровые университеты», включающего 16 университетов, 6 индустриальных парков и 1 научного партнера [14].

Стоит отметить, что интерес к инновационным инфраструктурам в России будет неуклонно расти, независимо от вносимых ограничений в сфере трансфера инновационных технологий, потому что от этого зависит положение страны в цифровизации [15].

Нельзя не отметить проблемы в развитии инновационной инфраструктуры [16]. Так, например, можно выделить зависимость допуска к инновационной инфраструктуре от размера компании и его положения на рынке, что в целом может привести к монополизации рынка. Политические аспекты также присутствуют и проявляются в заинтересованности государства в повышении конкурентных позиций и автономности национальной экономики с учетом усиления санкционного давления со стороны других стран.

Также имеется положительный вектор развития инновационной инфраструктуры в России и обусловлен он формами развития инновационной инфраструктуры в РФ, например, лаборатории или тест-платформы различных компаний; объединение технопарков и вузов; формирование финансовых и технологических специальных фондов за счет взносов крупных компаний.

Список источников

  1. Прохоров Е.Ю., Максимова О.Н. Информатизация управления, как элемент инновационной инфраструктуры // Вопросы экономических наук. 2007. № 4(26). С. 118-119.
  2. Трухляева А.А., Шевандрин А.В. Развитие информационной инфраструктуры управления инновационным комплексом макрорегиона // Современные гуманитарные исследования. 2008. № 3(22). С. 70-75.
  3. Васильчиков А.В., Герасимов К.Б., Чечина О.С. Инновационный менеджмент. Самара: Самарский государственный технический университет, 2019. 153 с.
  4. Васяйчева В.А., Герасимов Б.Н. Развитие процесса инновационной деятельности предприятия // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2018. № 10(168). С. 69-76.
  5. Семенова Ф.З., Боташева Л.С. Влияние развития инновационной инфраструктуры на активизацию инновационной деятельности // Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 352-355.
  6. Герасимов Б.Н. Методологические инструменты науки управления в социальных и экономических средах // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2020. № 4. С. 4-17.
  7. Чечина О.С. Ресурсное обеспечение инновационного развития отраслевой экономической системы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. № 4. С. 61-67.
  8. Самарская И.М. Источники финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Евразийский научный журнал. 2016. № 4. С. 179-185.
  9. Черкасов М.Н. Использование общеэкономических и специфических механизмов стимулирования инновационной деятельности и развития инфраструктуры инновационного комплекса // Вопросы экономических наук. 2013. № 1(59). С. 26-33.
  10. Современные теории размещения. URL: http://inion.ru/site/assets/files/5385/kuznetsov_sovremennye_teorii_razmeshcheniia.pdf
  11. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от 22.07.2005 г. (в ред. от 30.12.2020 г. № 532-ФЗ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/
  12. Реестр учета уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнёрств, сформированный по итогам 4 квартала 2020 года (2021). URL: https://mip.extech.ru/reestr.php
  13. Результативность научной деятельности организаций, выполняющих исследования и разработки (2019) [Электронный ресурс] – URL: https://riep.ru/upload/iblock/951/9512bf2bfbac5e1e894cd12f4a882600.pdf
  14. Ассоциация «Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом» (2011). URL: https://strategy.hse.ru/news/34852848.html
  15. Цифровая экономика Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v 7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
  16. Мировые практики создания инновационной инфраструктуры. URL: https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnaya-infrastruktura

References

  1. Proxorov E.Yu., Maksimova O.N. Informatizaciya upravleniya, kak e`lement innovacionnoj infrastruktury` // Voprosy` e`konomicheskix nauk. 2007. № 4(26). S. 118-119.
  2. Truxlyaeva A.A., Shevandrin A.V. Razvitie informacionnoj infrastruktury` upravleniya innovacionny`m kompleksom makroregiona // Sovremenny`e gumanitarny`e issledovaniya. 2008. № 3(22). S. 70-75.
  3. Vasil`chikov A.V., Gerasimov K.B., Chechina O.S. Innovacionny`j menedzhment. Samara: Samarskij gosudarstvenny`j texnicheskij universitet, 2019. 153 s.
  4. Vasyajcheva V.A., Gerasimov B.N. Razvitie processa innovacionnoj deyatel`nosti predpriyatiya // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo e`konomicheskogo universiteta. 2018. № 10(168). S. 69-76.
  5. Semenova F.Z., Botasheva L.S. Vliyanie razvitiya innovacionnoj infrastruktury` na aktivizaciyu innovacionnoj deyatel`nosti // Finansovaya e`konomika. 2018. № 8. S. 352-355.
  6. Gerasimov B.N. Metodologicheskie instrumenty` nauki upravleniya v social`ny`x i e`konomicheskix sredax // Menedzhment i biznes-administrirovanie. 2020. № 4. S. 4-17.
  7. Chechina O.S. Resursnoe obespechenie innovacionnogo razvitiya otraslevoj e`konomicheskoj sistemy` // Vestnik Yuzhno-Ural`skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: E`konomika i menedzhment. 2014. T. 8. № 4. S. 61-67.
  8. Samarskaya I.M. Istochniki finansirovaniya innovacionnoj deyatel`nosti v Rossijskoj Federacii // Evrazijskij nauchny`j zhurnal. 2016. № 4. S. 179-185.
  9. Cherkasov M.N. Ispol`zovanie obshhee`konomicheskix i specificheskix mexanizmov stimulirovaniya innovacionnoj deyatel`nosti i razvitiya infrastruktury` innovacionnogo kompleksa // Voprosy` e`konomicheskix nauk. 2013. № 1(59). S. 26-33.
  10. Sovremenny`e teorii razmeshheniya. URL: http://inion.ru/site/assets/files/5385/kuznetsov_sovremennye_teorii_razmeshcheniia.pdf
  11. Federal`ny`j zakon «Ob osoby`x e`konomicheskix zonax v Rossijskoj Federacii» № 116-FZ ot 22.07.2005 g. (v red. ot 30.12.2020 g. № 532-FZ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/
  12. Reestr ucheta uvedomlenij o sozdanii xozyajstvenny`x obshhestv i xozyajstvenny`x partnyorstv, sformirovanny`j po itogam 4 kvartala 2020 goda (2021). URL: https://mip.extech.ru/reestr.php
  13. Rezul`tativnost` nauchnoj deyatel`nosti organizacij, vy`polnyayushhix issledovaniya i razrabotki (2019) [E`lektronny`j resurs] – URL: https://riep.ru/upload/iblock/951/9512bf2bfbac5e1e894cd12f4a882600.pdf
  14. Associaciya «Konsorcium oporny`x vuzov Goskorporacii «Rosatom» (2011). URL: https://strategy.hse.ru/news/34852848.html
  15. Cifrovaya e`konomika Rossijskoj Federacii. Rasporyazhenie Pravitel`stva RF ot 28.07.2017 g. № 1632-r. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v 7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
  16. Mirovy`e praktiki sozdaniya innovacionnoj infrastruktury`. URL: https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnaya-infrastruktura

Для цитирования: Герасимов К.Б., Васильчиков А.В., Смирнова Е.А. Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021/

© Герасимов К.Б., Васильчиков А.В., Смирнова Е.А., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 10.