http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 10/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 10/2021

Научная статья

Original article

УДК 332

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10632 

МОНИТОРИНГ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

MONITORING OF THE STRATEGIC PLAN OF THE MUNICIPALITY

Павленков Иван Михайлович, к.э.н., доцент кафедры «Экономика», Дзержинского филиала РАНХиГС, Россия г. Дзержинск, Нижегородская область

Pavlenkov Ivan Mikhailovich

Аннотация. В статье рассмотрены методические рекомендации по проведению мониторинга муниципального образования, выделены основные задачи мониторинга и определены важнейшие группы индикаторов. Выделена главная задача мониторинга – оценка состояния программ и программных мероприятий для разработки рекомендаций по их корректировке или отдельных целевых показателей.

Abstract. The article discusses the methodological recommendations for monitoring the municipality, highlights the main tasks of monitoring and identifies the most important groups of indicators. The main task of monitoring is to assess the status of programs and program activities for the development of recommendations for their adjustment or individual targets.

Ключевые слова: муниципальное образование, стратегический план, индикаторы, мониторинг, показатели, программа, мероприятие

Keywords: municipal formation, strategic plan, indicators, monitoring, indicators, program, event 

Введение

Стратегические планирование определяет направления будущего развития муниципального образования [3, с. 44-53], [8, с. 110-117], [9, с. 236].

Значимость разработки таких планов определяется:

  • методологией разрабатываемых стратегических приоритетов и программ развития;
  • обоснованностью последовательности реализации стратегических программ развития;
  • качеством нормативно-правовая базы;
  • объективной заинтересованностью и непосредственным участием всех административных служб;
  • эффективностью контроллинговой системы мониторинговой реализации плана, основанной на качественном инструментарии мониторинга.

Общая схема мониторинга муниципального образования приведена на рисунке 1 .

Методические рекомендации по проведению мониторинга

В системе контроллинга мониторинг позволяет оценивать и осуществлять диагностику показателей, что  является необходимым условием для получения достоверной  информации о выполнении показателей развития  и на этой базе выполнения в системе контроллинга  необходимых корректировок [4, с. 36-45], [5, с. 88], [10, с. 78], [15, с. 363].

Среди механизмов реализации муниципальных планов стратегического развития можно выделить:

  • стратегически ориентированные механизмы;
  • механизмы, включающие программно-целевые методы;
  • ресурсные механизмы;
  • механизмы, основанные на стейкхолдерских отношениях.

Каждая группа включает целый ряд инструментов, перечень которых будет постоянно расширяться, и дополняться по мере освоения стратегических подходов.

Группа «Стратегически ориентированные механизмы»

Адаптация и мотивация системы управления включает все возможные структурные преобразования местного управления в соответствии с задачами реализации стратегического плана, а также определенную деятельность по непрерывной стратегической мотивации представителей Городской Думы и администрации в направлении активных действий и поддержки программ и мероприятий реализации плана [2, с. 73-78], [8, с. 110-117], [9, с. 236].

При преобразовании и адаптации структуры управления варианты:

  • создание специального подразделения, подчиненного мэру города;
  • создание координационного совета в рамках существующих структурных подразделений;
  • создание самостоятельной организации по реализации стратегического плана.

Мотивация местных властей и сотрудников администрации к активной реализации стратегического плана может обеспечиваться на основе:

  • постоянной информированности о ходе выполнения мероприятий и проектов плана;
  • активной коммуникации всех участников процесса;
  • проведения семинаров и конференций, в том числе электронных;
  • проведения экспертных опросов, интервью, распространения листков обратной связи;
  • формирования специальной интернет – страницы, посвященной реализации стратегического плана.

К местным политикам относятся:

  • экономическая политика;
  • инвестиционная политика;
  • политика поддержки предпринимательства;
  • жилищная политика;
  • инфраструктурная политика;
  • социальная политика;
  • политика развития науки и образования;
  • экологическая политика;
  • политика здравоохранения и спортивного развития;
  • политика развития культуры;
  • молодежная политика;
  • политика развития бизнес-туризма.

Каждая из политик включает комплекс мер, обеспечивающих успешное развитие города в соответствии с целями стратегического развития, выступая как механизм реализации стратегии.

В системе контроллинга на основе мониторинга осуществляется измерение показателей конечных результатов за определенный период, что позволяет [1, с. 24], [7, с. 150], [12, с. 1], [14, с. 1]:

  • выявить отклонения показателей программ и мероприятий;
  • оценить эти отклонения и подготовить информацию по корректировке целей и отдельных показателей;
  • разработать рекомендации для принятия решений администрацией.

Группа «Программно-целевые механизмы»

Прогнозы развития обеспечивают преемственность и координацию между стратегическим планом, среднесрочным и годовым планом, позволяют выявить возможные проблемы и тенденции.

Инвестиционные программы и проекты позволяют экономить и решать стратегические задачи и улучшать инвестиционный климат города, совершенствовать среду предпринимательства и т.д.

Целевые программы и проекты обеспечивают достижение целей стратегического плана и оказывают продолжительное влияние на имидж и способствуют повышению доверия, усиливают готовность города к инвестированию и т.д.

Целевые программы развития, позволяют разрабатывать мероприятия достижения важнейших результатов стратегического плана развития.

Группа «Ресурсные механизмы»

К механизмам ресурсной группы можно отнести:

  • различные организационные ресурсы;
  • собственные и заемные финансовые ресурсы;
  • внешняя и внутренняя информация;
  • кадровые ресурсы.

На современном этапе особую актуальность приобретают внешняя и внутренняя информация, а также организационные ресурсы, которые обеспечивают достоверность методов управления и применение современных программно – технических комплексов. Важную роль при этом играют кадры, их квалификация и уровень освоения методологии стратегического планирования.

Группа «Механизмы, основанные на стейкхолдерских отношениях»

Реализация планов опираться на разнообразные механизмы партнерства:

  • широкое общественное и гражданское участие обеспечит: процесс консолидации сообщества в целом; активную поддержку проектов и программ; их «включенность» в соответствующий процесс городского развития;
  • частно – общественное партнерство: является элементом  реализации стратегического плана; позволяет снизить  риски при реализации важных проектов; усиливает интегрирующую роль стратегического плана;
  • региональное сотрудничество позволяет: использовать преимущества в пределах области; реализовывать свои амбициозные идеи; стать лидером сотрудничества среди городов области;
  • сетевое партнерство представляет собой активный механизм поддержки стратегического планирования за счет: «ноу-хау»; политического сотрудничества в областях городской политики; сетевое сотрудничество является наиболее эффективной формой процесса кооперации, создающей базу для постоянного обмена опытом и работы над проектами с различными партнерами – членами сети.

В процессе реализации стратегического плана необходимо в системе контроллинга провести мониторинг:

  • постановки целей, направлений и задач, реализующих направления и цели;
  • сформированных целей, направлений и задач;
  • количественных и качественных показателей реализации стратегического плана.

Для выполнения мониторинга определяются индикаторы. Выбор индикаторов является трудоемким процессом. От качественного определения индикаторов зависит оценка эффективности конечных результатов достижения показателей стратегического развития [1, с. 24], [6, с. 42-49], [13, с. 2].

Мониторинг индикаторов направлен на то, чтобы:

  • повысить эффективность стратегического плана;
  • обеспечить достижение главной цели и направлений стратегического пана;
  • обеспечить информацией для принятия решений в корректировке стратегического плана;
  • обеспечить эффективную работу всех участников стратегического процесса.

Мониторинг включает в себя три составные части:

  1. Мониторинг факторов внешней среды. Исследует и оценивает состояние внешней среды, которая имеет важное значение для муниципального образования.
  2. Мониторинг целей, направлений и задач городского развития. Итогом должны быть отчеты об уровне достижения целей, направлений и задач городского развития, что является основанием в системе контроллинга разработки рекомендаций по корректировке показателей стратегического развития.
  3. Мониторинг реализации целевых программ и мероприятий. Собирается информация об уровне реализации мероприятий стратегической программы развития.

В настоящее время в силу сложности задач оценки стратегического плана развития, нет единой и общепринятой методики, поэтому рассмотрим общие методические рекомендации по проведению оценки в системе контроллинга.

Цель оценки стратегического плана муниципального образования заключается в развитии всех его сфер [7, с. 150], [9, с. 236].

К основным задачам оценки можно отнести:

  • оценить необходимость разработки стратегического плана (иной программы);
  • оценить качество, компетентность разработчиков, содержание и ресурсную обеспеченность стратегического плана;
  • оценить результативность, т.е. отклонение факта выполнения от установленных показателей стратегического плана;
  • оценить затраты ресурсов в ходе реализации стратегического плана.

Задачи оценки для каждого конкретного муниципального образования могут отличаться.

Оценка стратегического плана может выполняться на разных его стадиях реализации:

  • на предварительной стадии: оценка необходимости и предварительная оценка эффективности стратегического плана;
  • на промежуточной стадии: на основных этапах стратегического плана;
  • на стадии завершения реализации стратегического плана: для анализа причин ошибок и неудач.

Последовательность работ по оценке:

  • согласование задания;
  • формирование целей оценки плана;
  • разработка план – графика оценки;
  • сбор и анализ данных;
  • отчет о результатах оценки.

Структура отчета должная содержать следующие данные:

  1. Резюме.
  2. Введение
  3. Результаты оценки.
  4. Рекомендации.
  5. Приложения.

Оценка стратегического плана позволяет оценить состояние и разработать рекомендации, которые направлены на повышение эффективности механизмов управления [3, с. 44-53], [8, с. 110-117], [9, с. 236], [13, с. 2].

Оценка позволяет структурировать все индикаторы на индикаторы оценки реализации и управление развитием стратегических планов.

С помощью индикаторов реализации проводится мониторинг установленных целей, сформированных задач и разработанных мероприятий. Индикаторы реализации можно подразделить на:

  • группу ключевых индикаторов, с помощью которых оцениваются цели развития;
  • группу основных индикаторов, с помощью которых оцениваются задачи развития;
  • группу вспомогательных индикаторов, с помощью которых оцениваются мероприятия по развитию.

Индикаторы, с помощью которых в контроллинге осуществляется управление развитием, подразделяются на:

  • индикаторы качества разработанных документов стратегического плана;
  • индикаторы, отражающие нормативно-правовую поддержку.

Создание системы индикаторов важная часть контроллинга. Система индикаторов разрабатываться совместно с разработкой плана с обязательным выделением индикаторов управления качеством [1, с. 24], [3, с. 44-43], [11, с. 2-6].

Такие индикаторы позволяют оценить:

  • количество участников обсуждения проблем города;
  • качество управления городом;
  • участие стейкхолдеров в обсуждении стратегии развития города и др.

Для разработки стратегического плана необходимо иметь нормативную, правовую и законодательную поддержку, поэтому для обеспечения реализации плана формируется система индикаторов.

Большинство городов, что является социально оправданным, главной целью определяют рост качества и уровня жизни граждан.

При разработке целей развития требуется более четко определить индикаторы качества жизни.

  1. Рост благосостояния:
  • прожиточный минимум;
  • реальная заработная плата;
  • номинальная заработная плата;
  • доходы граждан;
  • динамика расходов;
  • отношение доходов к расходам, в %;
  • доля населения, имеющего доход не превышающий прожиточный минимум, в %;
  • доля населения, имеющего доход меньше двойного прожиточного минимума, в %;
  • децильный коэффициент;
  • отношение доходов денежных к минимуму прожиточному, в %;
  • фактическая обеспеченность населения жильем.
  1. Рост потенциала экономического:
  • объем производства;
  • доля добавленной стоимости;
  • индекс (%) физических объемов;
  • производительность труда;
  • объем продукции сельского хозяйства;
  • доля продукции перерабатывающей промышленности (сельского хозяйства) муниципального образования в общем объеме производства промышленной (сельскохозяйственной) продукции региона, %;
  • уровень загрузки основных производственных фондов (с устранением сезонных факторов), в %;
  • уровень собственных доходов;
  • инвестиции;
  • динамика инвестиций;
  • износ фондов;
  • оборот розничной торговли;
  • доходы граждан;
  • обеспеченность связью;
  • экономически активное население и др.

3.Индикаторы человеческого капитала:

  • численность;
  • продолжительность жизни;
  • индекс.

4.Индикаторы здоровья:

  • расход всего на здравоохранение;
  • затраты на одного жителя;
  • обеспеченность населения врачами;
  • профилактический осмотр населения;
  • заболеваемость населения;
  • обеспеченность детского отдыха;
  • рождаемость.

5.Индикаторы образования:

  • доля населения с высшим и незаконченным высшим образованием;
  • расходы на душу населения местного бюджета на образование;
  • обеспеченность школьными местами;
  • обеспеченность профессионального образования местами;
  • профориентация и переподготовка кадров;
  • заказ муниципалитета на специалистов с высшим образованием;
  • затраты на образование и переподготовку одного жителя;
  • доступность информационных систем для жителей.

6.Индикаторы культурного и духовного потенциала:

  • количество зрительных залов;
  • посещаемость зрительных залов;
  • количество музеев;
  • посещаемость музеев жителями;
  • библиотечный фонд города;
  • посещаемость (чит./год на 1000 жителей) библиотек;
  • финансирование культурных и социальных программ муниципалитетом.

7.Индикаторы безопасности:

  • расходы всех бюджетов и расходы внебюджетные   на профилактику ЧС и охрану окружающей среды;
  • число объектов с опасным производством;
  • экологическое состояние окружающей среды;
  • ущерб от чрезвычайных ситуаций; 
  • число преступлений;
  • раскрываемость преступлений в муниципальном образовании.

8.Индикаторы качества среды:

  • территория;
  • плотность населения;
  • обеспеченность жильем;
  • уровень благоустройства жилья;
  • обеспеченность социальной инфраструктурой;
  • фондов социальной сферы на человека;
  • состояние окружающей среды по основным показателям.

Мониторинг позволяет отследить стратегический план развития города и на основе информации о реализации плана и набора индикаторов провести анализ стратегического плана.

Выводы

  1. Разработаны рекомендации по разработке мониторинга муниципального образования и определены основные задачи стратегического мониторинга: оценить отклонение факта выполнения от установленных показателей стратегического плана; оценить затраты ресурсов в ходе реализации стратегического плана, разработать рекомендации, которые направлены на повышение эффективности механизмов управления.
  2. Сформирована система индикаторов, которая разрабатывается совместно с разработкой стратегического плана. Определены важнейшие группы индикаторов.

3.Показано, что основным результатом использования в системе контроллинга мониторинга стратегического плана является оценка состояния программ и программных мероприятий для разработки рекомендаций по их корректировке или отдельных целевых показателей.

 Список источников

  1. Контроллинг. Карминский А.М., Фалько С.Г., Жевага А.А., Иванова Н.Ю. Учебник / Карминский А.М., Фалько С.Г., Жевага А.А., Иванова Н.Ю./-М.: 2013.
  2. Ларионов В.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности// Вестник Академии. 2013. № 4. С. 73-78.
  3. Павленков И.М. Программный подход к стимулированию развития муниципального образования. Инновации в менеджменте. 2018. № 3 (17). С. 44-53.
  4. Павленков И.М. Контроллинг в системе управления муниципального образования. Контроллинг. 2018. № 68. С. 36-45.
  5. Павленков И.М. Методы контроллинга реализации функций муниципального образования. Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 88.
  6. Павленков И.М. Проблемы и задачи информатизации процессов управления муниципального образования. Инновации в менеджменте. 2018. № 1 (15). С. 42-49.
  7. Павленков М.Н., Кемайкин Н.К., Павленков И.М. Управление предприятием жилищно-коммунального хозяйства города на основе контроллинга: монография / М.Н. Павленков, Н.К. Кемайкин, И.М. Павленков. – М.: Автономная некоммерческая организация «Академия менеджмента и бизнес-администрирования», 2016. – 210 с.
  8. Павленков И.М. Формирование показателей оценки эффективности деятельности муниципального образования. European Social Science Journal. 2017.№12-2. С. 110-117.
  9. Совершенствование механизмов управления социально-экономическим развитием муниципального образования / И.М. Павленков [и др.]. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. -306 с.
  10. Трифонов, Ю.В. Стратегиче­ское управление в рыночной экономике: монография / Ю.В. Трифонов [и др.]. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2003. – 291 с.
  11. Фалько С.Г. Предмет контроллинга как самостоятельной научной дисциплины// Контроллинг. 2005. № 13. С. 2-6.
  12. Фалько С.Г. Контроллинг: миссия, современное состояние и перспективы развития//Управляем предприятием. 2013. № 7. С. 1.
  13. Фалько С.Г. О важности системного проектирования// Инновации в менеджменте. 2018. № 2 (16). С. 2.
  14. Фалько С.Г. Контроллинг: миссия, современное состояние и перспективы развития//Управляем предприятием. 2013. № 7. С. 1.
  15. Хан, Д. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга / Д. Хан; пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 928 с.

 References

  1. Kontrolling. Karminskij A.M., Fal`ko S.G., Zhevaga A.A., Ivanova N.Yu. Uchebnik / Karminskij A.M., Fal`ko S.G., Zhevaga A.A., Ivanova N.Yu./-M.: 2013.
  2. Larionov V.G., Fal`ko S.G. Kontrolling v sfere oxrany` okruzhayushhej sredy` i e`kologicheskoj bezopasnosti// Vestnik Akademii. 2013. № 4. S. 73-78.
  3. Pavlenkov I.M. Programmny`j podxod k stimulirovaniyu razvitiya municipal`nogo obrazovaniya. Innovacii v menedzhmente. 2018. № 3 (17). S. 44-53.
  4. Pavlenkov I.M. Kontrolling v sisteme upravleniya municipal`nogo obrazovaniya. Kontrolling. 2018. № 68. S. 36-45.
  5. Pavlenkov I.M. Metody` kontrollinga realizacii funkcij municipal`nogo obrazovaniya. Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. 2019. № 12. S. 88.
  6. Pavlenkov I.M. Problemy` i zadachi informatizacii processov upravleniya municipal`nogo obrazovaniya. Innovacii v menedzhmente. 2018. № 1 (15). S. 42-49.
  7. Pavlenkov M.N., Kemajkin N.K., Pavlenkov I.M. Upravlenie predpriyatiem zhilishhno-kommunal`nogo xozyajstva goroda na osnove kontrollinga: monografiya / M.N. Pavlenkov, N.K. Kemajkin, I.M. Pavlenkov. – M.: Avtonomnaya nekommercheskaya organizaciya «Akademiya menedzhmenta i biznes-administrirovaniya», 2016. – 210 s.
  8. Pavlenkov I.M. Formirovanie pokazatelej ocenki e`ffektivnosti deyatel`nosti municipal`nogo obrazovaniya. European Social Science Journal. 2017. № 12-2. S. 110-117.
  9. Sovershenstvovanie mexanizmov upravleniya social`no-e`konomicheskim razvitiem municipal`nogo obrazovaniya / I.M. Pavlenkov [i dr.]. N. Novgorod: NIU RANXiGS, 2013. -306 s.
  10. Trifonov, Yu.V. Strategiche¬skoe upravlenie v ry`nochnoj e`konomike: monografiya / Yu.V. Trifonov [i dr.]. – N. Novgorod: Izd-vo NNGU, 2003. – 291 s.
  11. Fal`ko S.G. Predmet kontrollinga kak samostoyatel`noj nauchnoj discipliny`// Kontrolling. 2005. № 13. S. 2-6.
  12. Fal`ko S.G. Kontrolling: missiya, sovremennoe sostoyanie i perspektivy` razvitiya//Upravlyaem predpriyatiem. 2013. № 7. S. 1.
  13. Fal`ko S.G. O vazhnosti sistemnogo proektirovaniya// Innovacii v menedzhmente. 2018. № 2 (16). S. 2.
  14. Fal`ko S.G. Kontrolling: missiya, sovremennoe sostoyanie i perspektivy` razvitiya//Upravlyaem predpriyatiem. 2013. № 7. S. 1.
  15. Xan, D. Stoimostno-orientirovanny`e koncepcii kontrollinga / D. Xan; per. s nem. – M.: Finansy` i statistika, 2005. – 928 s.

Для цитирования: Павленков И.М. Мониторинг стратегического плана муниципального образования // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-54/

© Павленков И.М, 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 10.