Московский экономический журнал 10/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 629.7

doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10619

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 

ANALYSIS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF UNMANNED AIRCRAFT

Просвирина Наталья Викторовна, к.э.н., доцент кафедры «Управление персоналом», Московский авиационный институт, e-mail: nata68.92@mail.ru

Prosvirina Natalya, candidate of economic sciences, associate professor of the department « Personnel Management», Moscow aviation institute.

Аннотация.  Современные беспилотные авиационные системы представляют собой наукоемкую, высокотехнологичную область и являются одним из наиболее перспективных направлений развития авиации, поэтому данное исследование является весьма актуальным. В статье рассмотрены тенденции развития и совершенствования авиационной беспилотной техники, проанализирован объем инвестиций в проекты беспилотных воздушных судов, показана динамика развития отечественных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и территориальное разделение разработчиков и производителей беспилотных воздушных судов,  определены сферы применения БПЛА, проанализировано распределение российских БПЛА по взлётной массе и типу силовой установки, рассмотрены преимущества БПЛА по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами, изучены барьеры развития рынка БПЛА и перспективы беспилотной авиации в России.

При подготовке данной работы использованы следующие методы исследования: анализ трудов российских и зарубежных ученых по развитию беспилотных летательных аппаратов, анализ нормативно-правовой базы (различного уровня), методы логических построений, обобщения, аналогий, сравнения, статистики, системного и ситуационного анализа.

Abstract. Modern unmanned aerial systems are a science-intensive, high-tech area and are one of the most promising areas for the development of aviation, so this study is very relevant. The article examines trends in the development and improvement of aviation unmanned aerial vehicles, analyzes the volume of investments in unmanned aircraft projects, shows the dynamics of development of domestic unmanned aerial vehicles and the territorial division of developers and manufacturers of unmanned aircraft, identifies the scope of UAVs, analyzes the distribution of Russian UAVs by takeoff weight and type of power plant, considered the advantages of UAVs in comparison with manned aircraft, studied the barriers to the development of the UAV market and the prospects for unmanned aviation in Russia.

In preparing this work, the following research methods were used: analysis of the works of Russian and foreign scientists on the development of unmanned aerial vehicles, analysis of the regulatory framework (at various levels), methods of logical constructions, generalization, analogies, comparison, statistics, system and situational analysis.

Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты (БПЛА), авиационная отрасль, самолётный и вертолётный тип БПЛА, классы беспилотных летательных аппаратов, беспилотные авиационные комплексы (БАК), нормативно-правовая база гражданских БПЛА, перспективы развития БПЛА

Key words: unmanned aerial vehicles (UAVs), the aviation industry, aircraft and helicopter types of UAVs, classes of unmanned aerial vehicles, unmanned aerial systems (UAS), the legal framework for civilian UAVs, the prospects for the development of UAVs

С каждым годом повышается роль высокотехнологичных отраслей в обеспечении конкурентоспособности России. Особую актуальность высокотехнологичные проекты в России приобретают в контексте развивающейся политики импортозамещения.

К высокотехнологичным производствам авиационной отрасли относится изготовление беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые создают основу технологической самостоятельности национального авиастроения. Серийный выпуск беспилотников на территории своей страны является приоритетной задачей для любой экономики из-за высокой добавленной стоимости, а их эксплуатация является чрезвычайно рентабельной.

Гражданский рынок беспилотных летательных аппаратов России в настоящее время характеризуется начальным ростом и развитием спроса и может стать прорывом в современном мире коммерции, когда ведущие технологические предприятия страны создадут условия для внедрения соответствующих технологий.

Быстрое развитие технологий беспилотных летательных аппаратов в мире, а также возрастающий спрос их технологий в гражданской и коммерческих сферах мира и России требуют дополнительных исследований по возможностям их двойного применения с освоением гражданского рынка. Для выявления потенциальных рыночных возможностей технологий беспилотных аппаратов высотного наблюдения на гражданском рынке проводятся исследования по расширению диапазона выполняемых работ, которые могут быть востребованы определенной группой потребителей рынка и его сегментами, оценка последствий и риска при реализации.

Тенденции развития и совершенствования авиационной беспилотной техники тесно связаны с продолжением процессов структурной перестройки промышленности, национальными приоритетами развития науки и техники, конъюнктурой мирового рынка. Предпосылки этих изменений – глобализация экономики, процессы слияния и взаимосвязей в отрасли, развитие информационных технологий.

Авиационные сообщества непрерывно исследуют эксплуатационные и технические характеристики беспилотных летательных аппаратов, расширяя представление гражданской авиации о полетах без пилота и пассажиров.

Аэрокосмическая отрасль, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и государство продолжают заниматься изучением возможностей БПЛА, давая более точные определения компонентам, и их интеграцией. Разрабатывают современные технологии аэрокосмической области, которые позволяют реализовать актуальные, безопасные, более совершенные способы эффективного применения гражданской авиации в коммерческих целях.

В настоящее время, сохраняется актуальной проблема безопасной интеграции беспилотных летательных аппаратов в воздушное пространство. Стейкхолдеры проводят всесторонние экспертизы, чтобы создать защитные системы обнаружения и предупреждения от непреднамеренного или незаконного вмешательства беспилотников в частотные секторы, обеспечить эшелонирование относительно других воздушных судов, разработать надежную нормативную базу, основанную на применении Стандартов и рекомендуемой практики (SARPS), которые дополняются правилами аэронавигационного обслуживания (PANS), а также проводить медицинское обследование членов экипажа БПЛА и выдавать им свидетельства.

В настоящий момент наблюдается устойчивый рост инвестиций в проекты беспилотных воздушных судов (БВС). Общий объем мировых инвестиций превысил $4 млрд, инвестиции США и Китая занимают 75% от всего объема.

БПЛА на данный момент, в авиационной среде входят в число самых перспективных видов техники. Они активно используются в силовых ведомствах и Российской армией, а также находят своё применение в гражданском коммерческом секторе.

В связи с повышающемся интересом к применению гражданских беспилотных летательных аппаратов, в научной среде особое внимание уделяют: истории создания БПЛА, их конструктивным особенностям, областям, в которых они могут быть применены и перспективам развития.

В настоящий момент в России официально зафиксировано более 100 государственных и частных компаний, чья деятельность тем или иным способом связана с исследованиями, разработками, производством, выпуском, эксплуатацией беспилотных воздушных судов. Работы ведут как крупные корпорации, так и средние и мелкие конструкторские бюро за счет частного финансирования, всевозможных грантов, и, конечно, большую часть они получают из государственного бюджета.

Приблизительно, в процентном соотношении разработчики и производители беспилотных воздушных судов разделены следующим образом: Москва и Московская область имеет 60%, в Санкт-Петербурге задействовано 11% предприятий, Казань и Ижевск занимают 12%, поделив между собой по 6% соответственно, 3% взял на себя Красноярск, остальные 14% в малом соотношении разделили между собой такие города, как Воронеж, Смоленск, Рыбинск, Таганрог и другие города России (рис. 3)

В беспилотной авиации специалисты делят воздушные суда на три типа:

1) аппараты, которые запрограммированы и осуществляют полёт под управлением навигационных систем;

2) суда, на которых есть система ограничений и программа повторяющихся движений;

3) БПЛА, которыми управляют дистанционно.

Несмотря на то, что беспилотные летательные аппараты сейчас находятся на пике своей популярности, даже в официальных документах ИКАО, нельзя встретить единой классификации, из-за множества конфигураций, характеристик и компонентов БПЛА.

Еще одной логичной классификацией является ранжирование беспилотных летательных аппаратов по сферам использования или назначению. В научной сфере беспилотные летательные аппараты используются для получения новых знаний, причем не имеет значения то, из какой области эти знания и где потом будут применены. Это могут быть испытания новой техники (в т. ч. новых принципов полета) или наблюдения за природными явлениями.

Сферы применения БПЛА укрупненно представлены на рисунке 4.

Гражданская область применения беспилотных летательных аппаратов обширна. Отрасли и потребители услуг, предоставляемых с помощью БПЛА:

  • сельское хозяйство – обработка растений от сорняков и насекомых, обработка животных от гнуса, отслеживание миграции стада;
  • строительство – топографическая съемка, геодезические исследования, землеустройство, контроль за высотным строительством;
  • нефтегазовый сектор и сектор безопасности – контроль целостности нефтегазопроводов, поиск утечек и обрыва электросетей и т.д.;
  • научные организации – изучение атмосферных и геомагнитных явлений, испытания новых аэродинамических схем и их систем управления и т.д.;
  • рекламные кампании – различные световые шоу с применением технологии роя, съемка рекламных роликов, передача информации в местах массового скопления путем применения технологии надписи на небе (draw in sky);
  • средства массовой информации – аэрофотосъемка репортажей;
  • личное использование – развлечения, аэрофотосъемка, соревнования и т.д. [3]
  • кинематограф;
  • чрезвычайные ситуации;
  • безопасность – на службе в полиции и МЧС, охрана границ;
  • экологический мониторинг – борьба с браконьерами, мониторинг состояния атмосферы, картографирование и контроль состояния лесного фонда, мониторинг таяния ледников;
  • программный мониторинг и электронная карта ЛЭП;
  • электроэнергетика.
  • внутрипроизводственное применение – инвентаризация складских помещений, выполняемая воздушно, интеллектуально и автономно;
  • логистика. [4]

Беспилотные воздушные суда делят на самолётного и вертолётного типа. БПЛА вертолётного типа, которые имеют четыре несущих лопастных винта, ещё называют мультикоптерами. На рынке беспилотных летательных аппаратов 30% имеют вертолётный вид, а 70% составляют машины самолётного типа [5].

График распределения российских беспилотных воздушных судов вертолётного и самолетного типа по взлётной массе показан на рисунке 5.

На графике видно, что две трети российских беспилотников имеют массу менее 100 кг, они относятся к классам микро- и мини ближнего радиуса действия, лёгкие малого и среднего радиуса действия. Такие показатели объясняются высокой доступностью БПЛА этих видов из-за низкой стоимости, а также простотой в использовании и разнообразием выполняемых функций. Беспилотных воздушных судов вертолётного типа тяжёлых классов на данный момент не существует, а наибольшую долю имеют БПЛА с весом менее 7 кг и пользуются большим спросом на гражданском рынке БПЛА.

Учитывая специфику российского рынка, в авиационных сообществах беспилотные аппараты классифицируют следующим образом (таблица 2).

Силовая установка в БПЛА оказывает воздействие на летно-технические характеристики и стоимость. В России применяются двигатели трех видов: поршневые, газотурбинные и электрические [7].

На рисунке 6 представлены диаграммы, на которых распределены в процентном соотношении беспилотники вертолётного и самолетного типа по виду двигателя. Больше половины, а именно 55% самолетного типа БПЛА имеют поршневой двигатель, в свою очередь практически столько же (54%) беспилотников вертолётного типа имеют электрический. И, наоборот, в 39% вертолётных беспилотниках установлен поршневой, а в 33% самолётных – электрический двигатель. Такое деление поясняется средней ценой и высокой надежностью электродвигателей и других комплектующих.

Специалисты отмечают, что за последние 15 лет использование поршневых двигателей в моделях самолётного типа сократилось на 25%, с 80% до 55% и на 21%, у вертолётных БВС, с 60 до 39%. Эксперты связывают такие показатели с увеличением числа моделей тактических беспилотников самолётного типа с электрическим двигателем и моделей вертолётного типа – мультикоптеров. Также увеличилось производство ударных БПЛА самолётного вида с газотурбинными двигателями. В свою очередь из-за дороговизны использования газотурбинных двигателей в вертолётных БВС, они перешли на поршневые и дизельные двигатели [8]. Стоит отметить, что большая часть устанавливаемых поршневых двигателей являются импортными, что тормозит серийные выпуски беспилотных летательных аппаратов.

В последние 10-15 лет за рубежом резко активизировались разработки беспилотных летательных аппаратов большой высоты и продолжительности полета (БВП), интегрируемых в беспилотные авиационные комплексы (БАК), а тех, в свою очередь, в беспилотные авиационные системы (БАС).

Интенсивное развитие в последнее время высотных БПЛА можно рассматривать как переломный момент в истории авиационной техники. Хотя, и еще не до конца осознанный. Отсутствие пилота на борту самолета позволило реализовать немыслимый до сих пор уровень летно-технических характеристик.

  • продолжительность полета – более суток;
  • высота полета – не менее 20 км;
  • дальность полета – не менее 20000 км;

В процессе становления отрасли беспилотной авиационной техники в Российской Федерации на текущий момент развивается ряд прорывных технологий: производство авиационных конструкций из композитных материалов; аддитивные технологии; технологии цифровой радиосвязи, включая широкополосные линии передачи данных; технологии робототехники, включая системы машинного зрения, обеспечивающие навигацию БПЛА при ограничении доступности спутниковых систем; технологии скоростного летательного аппарата вертикального взлета/посадки и сверхкороткого взлета/посадки для обеспечения безаэродромного базирования и эксплуатации БВС малого, среднего и тяжелого классов; обработка видовой информации, технологии автоматической сшивки и восстановления рельефа; технология, обеспечивающая безопасное применение беспилотников в общем с пилотируемыми воздушными судами воздушном пространстве.

По сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами БПЛА имеют следующие преимущества:

  • БПЛА можно применять на сверхмалых высотах, что позволяет получить недостижимую для пилотируемых аппаратов геодезическую точность (до 2–3 см против 15–20 см); практически в любую погоду, под облаками;
  • на БПЛА практически всегда можно поставить такую же съемочную аппаратуру, что и на пилотируемом летательном аппарате, так как она имеет небольшой вес; в силу значительно меньшего веса самого БПЛА для съемки требуется намного меньше энергии и, соответственно, затрат (например, 1 час полета вертолета стоит от 120 тыс. руб., 1 час полета БАС – от 20 тыс. руб.);
  • БПЛА можно доставить к месту выполнения работ дешевыми наземными видами транспорта или регулярным авиарейсом, пилотируемый аппарат доставить к месту работ намного дороже;
  • БПЛА эффективнее при съемке линейных объектов (так как тяжелому пилотируемому летательному аппарату трудно следовать траектории этого объекта) и при съемке небольших объектов;
  • БПЛА может обеспечить значительно большую точность прохождения заданного маршрута вследствие меньшей массы и автоматического управления;
  • дроном может владеть непосредственно потребитель данных, нет необходимости заказывать съемку и дожидаться выполнения работ;
  • доставка дронами сокращает время доставки заказов: беспилотники могут «вручить» заказ буквально за полчаса;
  • эксплуатация профессионального БПЛА обходится в 10 раз дешевле, чем вертолета или самолета, и к тому же безопасней для пилотов, поэтому ВВС многих стран переоснащают парк своих летательных средств;
  • аналогично в сравнении со спутниками, БПЛА имеют значительно более низкие затраты на разработку и эксплуатацию, лучшее разрешение и точность съемки, мобильность, независимость от облачности. [9]

Однако, есть некоторые барьеры для развития рынка беспилотных летательных аппаратов: правовые барьеры, технические ограничения, рыночные барьеры (рис. 7).

Непроработанная регуляторика является одним из ключевых барьеров для широкого внедрения БПЛА во многих странах мира. При этом беспилотные технологии развиваются намного быстрее, чем разрабатывается законодательство, чтобы регулировать отрасль.

Барьеры развития рынка БПЛА в России:

  • Отсутствие в российском законодательстве четкой информации о правилах использования потребительских и коммерческих дронов, а также запрет на свободное использование БПЛА в воздушном пространстве России;
  • Отсутствие в России современной производственной и компонентной базы, ориентированной на массовый потребительский и массовый коммерческий рынок, что приводит к высоким издержкам и повышению стоимости аппаратов;
  • Беспилотные средства относятся к категории товаров, экспорт которой де-юре из России ограничен и может быть осуществлен только в случае наличия разовой лицензии ФСТЭК. Де-факто для производителей это означает полный запрет на экспорт, так как получение лицензии ФСТЭК для каждой единицы БПЛА весьма длительная и затратная процедура, при таких условиях о выходе на зарубежный массовый рынок говорить не приходится. Аналогичная ситуация и в других странах участниках ЕАЭС, где существуют таможенные ограничения на импорт или экспорт данных аппаратов.
  • Существует опасность создания проблем для других участников воздушного движения, а также транспортных средств, инфраструктуры и людей на земле. Серьезные опасения по использованию дронов не по назначению для вмешательства в частную жизнь и коммерческую тайну, возможность перехвата и получения контроля за дроном другими лицами. Для снижения рассмотренных рисков в ряде стран существует требование обязательного страхования коммерческих БПЛА. Все это сдерживает развитие отрасли и в результате объем частных венчурных инвестиции в проекты, связанные с БПЛА в России ничтожно мал. [3]

Компании понимают преимущества использования дронов, но им необходимы прозрачные правила, определяющие порядок и область использования этих устройств, устанавливающие требования к безопасности и эффективности эксплуатации дронов, а также основания, на которых соответствующие органы будут выдавать лицензии или разрешения на коммерческое использование беспилотников. Важную роль в этом процессе должны сыграть страховые компании. Их задача – оформлять полисы, защищающие операторов дронов и компании от ущерба и гражданской ответственности. Как только будет создана нормативно-правовая база, многие компании, не решающиеся сейчас использовать дроны, примут решение об их внедрении, чтобы опередить конкурентов.

В настоящее время российский рынок беспилотной техники находится на начальном этапе развития. Тем не менее, появляется большое количество производителей БПЛА с широким модельным рядом беспилотных летательных аппаратов. Развитие в России отрасли БПЛА в ближайшем будущем приведет к повышению экономической безопасности и обороноспособности страны. Спектр военных БПЛА, принятых на вооружение российской армии, постоянно расширяется, также, как и количество самих БПЛА. При этом нарастающими темпами продолжаются разработки разведывательно-ударных и ударных БПЛА. Модельный ряд БПЛА вертолетного типа расширяется и в военном, и в гражданском секторе за счет создания мультироторных БПЛА.

Использование БПЛА в качестве универсальных высотных платформ для размещения многоцелевого оборудования без участия человека, с одной стороны, упрощает процедуру нормативно-правового регулирования. Тем не менее вопросами для проработки нормативно-правовой базы гражданских БПЛА остаются:

  • определение уровня безопасности;
  • интеграция БПЛА в контролируемое воздушное пространство;
  • технико-экономическое обоснование эффективности применения;
  • внедрение перспективных технологий в сектора экономики;
  • вопросы надежности связи и управления БПЛА;
  • вопросы технического обслуживания и наземного обеспечения;
  • вопросы подготовки квалифицированного персонала (инженеров и операторов);
  • вопросы летной годности и сертификации. [10]

Массовое производство российских беспилотных летательных аппаратов, которые не будут уступать по техническим характеристикам зарубежным аналогам, позволит развить научно-технический потенциал авиационной отрасли, обеспечить лидерство в военной и гражданской сферах, укрепить позиции России на мировом рынке современных высокотехнологичных технологий.

Список источников

  1. Развитие рынка беспилотных летательных аппаратов 2020 // Ernst & Young URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/news/2020/05/ey_uav_survey_18052020-ver3.pdf (дата обращения: 01.10.2021).
  2. Кузнецов Г.А., Кудрявцев И.В., Крылов Е.Д. Ретроспективный анализ, современное состояние и тенденции развития отечественных беспилотных летательных аппаратов // Инженерный журнал: наука и инновации. 2018. №9 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektivnyy-analiz-sovremennoe-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya-otechestvennyh-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov (дата обращения: 11.10.2021)
  3. Дроны и беспилотные летательные аппараты 2020 // Investmoscow.ru. Инвестиционный портал города Москвы URL: investmoscow.ru/media/3341139/дроны-и-беспилотные-летательные-аппараты.pdf (дата обращения: 05.10.2021).
  4. Сферы применения беспилотных летательных аппаратов // Геоскан Пионер. Документация URL: https://docs.geoscan.aero/ru/master/database/base-module/sphere/sphere.html (дата обращения: 03.10.2021).
  5. Шибаев В., Шнырев А., Буня В. Беспилотные авиационные системы: безопасность полетов и критические факторы. Аэрокосмический курьер, 2011, № 1, с. 55–57
  6. Беспилотные летательные аппараты: теория и практика // Съёмка с воздуха URL: https://rusdrone.ru/blog/arkhiv/bespilotnye-letatelnye-apparaty-teoriya-i-praktika/?sphrase_id=501 (дата обращения: 06.10.2021).
  7. Кузнецов Г.А. Беспилотные летательные аппараты с поршневыми двигателями: история создания, применение и перспективы развития. Научное обозрение, 2010, № 3, с. 40–45.
  8. Ерохин Е. «Армейские» беспилотники. БЛА российских Вооруженных сил на форуме «Армия-2017». Взлет, 2017, № 11–12, с. 20–23.
  9. Рынок дронов в России и в мире, 2017 г. (беспилотные летательные аппараты, БЛА, БПЛА) // JSON TV URL: https://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-dronov-v-rossii-i-v-mire-2017-g-bespilotnye-letatelnye-apparaty-bla-bpla-20180427124557 (дата обращения: 05.10.2021).
  10. Каримов А.Х. Возможности беспилотных авиационных систем следующего поколения // Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск № 47 // Московский авиационный институт URL: https://mai.ru/upload/iblock/020/vozmozhnosti-bespilotnykh-aviatsionnykh-sistem-sleduyushchego-pokoleniya.pdf (дата обращения: 09.10.2021).
  11. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Факторы конкурентоспособности и перспективы развития российского гражданского авиастроения // Московский экономический журнал. 2017. № 3. С. 61.
  12. Kraev V.M., Siluyanova M.V., Tikhonov A.I. Creation of supersonic civil aviation in Russia // Russian Engineering Research. 2020. Т. 40. № 9. С. 755-758.
  13. Краев В.М., Силуянова М.В., Тихонов А.И. Подходы к разработке моделей жизненного цикла отечественной авиационной техники // Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 52.
  14. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Прогнозирование и перспективы развития отечественной авиационной промышленности // В сборнике: Стратегическое планирование и развитие предприятий. Материалы Восемнадцатого всероссийского симпозиума. Под редакцией Г.Б. Клейнера. 2017. С. 975-979.

References

  1. Razvitie ry`nka bespilotny`x letatel`ny`x apparatov 2020 // Ernst & Young URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/news/2020/05/ey_uav_survey_18052020-ver3.pdf (data obrashheniya: 01.10.2021).
  2. Kuzneczov G.A., Kudryavcev I.V., Kry`lov E.D. Retrospektivny`j analiz, sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya otechestvenny`x bespilotny`x letatel`ny`x apparatov // Inzhenerny`j zhurnal: nauka i innovacii. 2018. №9 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektivnyy-analiz-sovremennoe-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya-otechestvennyh-bespilotnyh-letatelnyh-apparatov (data obrashheniya: 11.10.2021)
  3. Drony` i bespilotny`e letatel`ny`e apparaty` 2020 // Investmoscow.ru. Investicionny`j portal goroda Moskvy` URL: investmoscow.ru/media/3341139/drony`-i-bespilotny`e-letatel`ny`e-apparaty`.pdf (data obrashheniya: 05.10.2021).
  4. Sfery` primeneniya bespilotny`x letatel`ny`x apparatov // Geoskan Pioner. Dokumentaciya URL: https://docs.geoscan.aero/ru/master/database/base-module/sphere/sphere.html (data obrashheniya: 03.10.2021).
  5. Shibaev V., Shny`rev A., Bunya V. Bespilotny`e aviacionny`e sistemy`: bezopasnost` poletov i kriticheskie faktory`. Ae`rokosmicheskij kur`er, 2011, № 1, s. 55–57
  6. Bespilotny`e letatel`ny`e apparaty`: teoriya i praktika // S“yomka s vozduxa URL: https://rusdrone.ru/blog/arkhiv/bespilotnye-letatelnye-apparaty-teoriya-i-praktika/?sphrase_id=501 (data obrashheniya: 06.10.2021).
  7. Kuzneczov G.A. Bespilotny`e letatel`ny`e apparaty` s porshnevy`mi dvigatelyami: istoriya sozdaniya, primenenie i perspektivy` razvitiya. Nauchnoe obozrenie, 2010, № 3, s. 40–45.
  8. Eroxin E. «Armejskie» bespilotniki. BLA rossijskix Vooruzhenny`x sil na forume «Armiya-2017». Vzlet, 2017, № 11–12, s. 20–23.
  9. Ry`nok dronov v Rossii i v mire, 2017 g. (bespilotny`e letatel`ny`e apparaty`, BLA, BPLA) // JSON TV URL: https://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-dronov-v-rossii-i-v-mire-2017-g-bespilotnye-letatelnye-apparaty-bla-bpla-20180427124557 (data obrashheniya: 05.10.2021).
  10. Karimov A.X. Vozmozhnosti bespilotny`x aviacionny`x sistem sleduyushhego pokoleniya // E`lektronny`j zhurnal «Trudy` MAI». Vy`pusk № 47 // Moskovskij aviacionny`j institut URL: https://mai.ru/upload/iblock/020/vozmozhnosti-bespilotnykh-aviatsionnykh-sistem-sleduyushchego-pokoleniya.pdf (data obrashheniya: 09.10.2021).
  11. Prosvirina N.V., Tixonov A.I. Faktory` konkurentosposobnosti i perspektivy` razvitiya rossijskogo grazhdanskogo aviastroeniya // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. 2017. № 3. S. 61.
  12. Kraev V.M., Siluyanova M.V., Tikhonov A.I. Creation of supersonic civil aviation in Russia // Russian Engineering Research. 2020. T. 40. № 9. S. 755-758.
  13. Kraev V.M., Siluyanova M.V., Tixonov A.I. Podxody` k razrabotke modelej zhiznennogo cikla otechestvennoj aviacionnoj texniki // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. 2019. № 1. S. 52.
  14. Prosvirina N.V., Tixonov A.I. Prognozirovanie i perspektivy` razvitiya otechestvennoj aviacionnoj promy`shlennosti // V sbornike: Strategicheskoe planirovanie i razvitie predpriyatij. Materialy` Vosemnadczatogo vserossijskogo simpoziuma. Pod redakciej G.B. Klejnera. 2017. S. 975-979.

Для цитирования: Просвирина Н.В. Анализ и перспективы развития беспилотных летательных аппаратов // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-41/

© Просвирина Н.В., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 10.