Московский экономический журнал 10/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 338

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10604 

КРИТЕРИИ ВЫБОРА КУРСОВ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ 

CRITERIA FOR SELECTING GERMAN LANGUAGE COURSES IN NIZHNY NOVGOROD

Акопян Стелла Кипрановна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Григорян Карапет Мартинович, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

 Akopian S.K., akopyan.stell@yandex.ru

Grigoryan K.M., karapet.g@mail.ru

Lebedeva T.E., taty-lebed@mail.ru

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru 

Аннотация. В статье описаны результаты исследования актуальности дополнительного образования в сегменте языковых школ немецкого языка. Авторы подвергли детальному анализу выбор курсов немецкого языка как людьми, имеющими базовые знания, так и тех, кто приступает к его изучению с нуля. Рассмотрены такие факторы выбора как: цена, продолжительность и форма обучения, мотивация изучения языка, оптимальное время для посещения курсов, влияние пола и возраста репетиторов, известность языковых курсов/школ на выбор и т.д. Исследование было проведено сентябре 2021 года. Выборка составила 145 респондентов. Учитывая рост запросов на курсы немецкого языка, авторы полагают, что активное продвижение таких курсов в интернете и социальных сетях, проведение их по ВКС с участием носителей языка обеспечат успех компании/языковой школе. Выводы статьи соответствуют проведенному исследованию.

Abstract. The article describes the results of a study of the relevance of additional education in the segment of German language schools. The authors analyzed in detail the choice of German language courses both by people with basic knowledge and by those who start learning it from scratch. The following factors of choice were considered: price, duration and form of education, motivation for learning a language, optimal time to attend courses, influence of gender and age of tutors, popularity of language courses / schools to choose from, etc. The study was conducted in September 2021. The sample consisted of 145 respondents. Taking into account the growth of requests for German language courses, the authors believe that the active promotion of such courses on the Internet and social networks, their conduct on videoconferencing with the participation of native speakers will ensure the success of the company / language school. The conclusions of the article are consistent with the research conducted.

Ключевые слова: курсы иностранного языка, немецкий язык, рынок языковых курсов, спрос, опрос, исследование

Keywords: foreign language courses, German, language courses market, demand, survey, research

2020 год внес серьезные изменения в динамику развития рынка во всех его сегментах. По результатам проведенного исследования Высшей школы экономики, ФРИИ, ФОМ были сделаны выводы о сокращении рынка языковых курсов к концу 2021 года на фоне резкого, скачкообразного захвата рынка онлайн-курсами и компаниями.

Если в 2016 году изучающих языки в режиме онлайн было лишь 11%, и это доля рынка принадлежала возрастной группе 25-35 лет, из них 63% из них использовала для этого только онлайн-инструменты, остальные изучали язык в смешанном формате [1,3,6].

Тенденция перехода целевой аудитории в формат онлайн наметилась еще в 2018 году и была напрямую связана с более низкой ценой онлайн-курсов [2,5]. К 2021 году исследователи прогнозировали спад рынка языкового обучения: с 26,8 млрд рублей в 2016 году до 24,6 млрд рублей в 2021 году. При этом доля онлайн-обучения должна была вырасти с 5,8% до 15,9% [2,3,4]. Что же по факту: рынок в 1 полугодии 2021 года рухнул до показателей в 21,7 млрд рублей, а онлайн обучение иностранным языкам выросло до 20,1%. Безусловно все эти изменения были вызваны covid-19 и связанными с ним ограничениями для посещения офлайн курсов.

Как показывают исследования произошло и изменение целевой аудитории, возрастной сегмент расширился за счет школьников, пенсионеров, а также аудитории от 40-55 лет, которая нашла время в период локдаунов на изучение языка и воспользовалась выгодными, с том числе с маркетинговой точки зрения предложениями онлайн-школ. Как отмечают эксперты школы стали разрабатывать геймофицированные курсы, программы, учебный контент.

Целью исследования является изучение услуг дополнительного образования в сегменте немецкого языка. Объем выборки составил 145 человек. Исследование проводилось средствами google forms.

По результатам опроса, подавляющее большинство респондентов знают два языка родной и еще один (44,4%). Исходя из данного результата, можно предположить, что чуть меньше половины опрошенных: либо уже изучили один иностранный язык и стремятся к освоению третьего – немецкого, либо уже знают немецкий язык и хотят усовершенствовать свои знания. Почти равное процентное соотношение между людьми, знающими один язык (24,4%) и три (24,4%). Наименьшее число ответов пришлось на последний ответ – четыре и больше (8,9%).

Результаты, представленные на рисунке 2 показывают, что большинство респондентов (57,1%) не изучают немецкий на данный момент, однако планируют это сделать, 33,3% уже занимаются изучением. Таким образом, подавляющее большинство опрошенных заинтересованы в изучении немецкого языка, следовательно, потенциальные клиенты курсов.

Следует пояснить результаты, отраженные на рисунке 3, так 36,4% опрошенных не изучают немецкий язык. Несомненно, такой показатель связан с предыдущим вопросом, где больше половины опрошенных не изучают язык, но собираются. 18,2% только начали обучение – изучают немецкий язык менее месяца.  Остальные результаты не сильно отличаются друг от друга:

15,9% – изучают полгода-год;

11,4% – месяц-полгода;

9,1% -год-три;

9,1% – больше трех лет.

Среди причин изучения немецкого языка, равное количество респондентов по 34,1% изучают язык для саморазвития (34,1%) и для поездки в немецкоязычную страну по работе/на отдых (рисунок 4). Наименее популярными оказались варианты: переезд в немецкоязычную страну (18,2%) и для работы (13,6%). Такой результат можно объяснить популярностью английского языка. Его обычно изучают именно для работы.

39,5% изучают немецкий язык на курсах, как и ровно сколько же респондентов не изучают немецкий язык самостоятельно, но собираются; 18,6% изучают самостоятельно.

Авторы отмечают, что самостоятельное изучение не исключает и работу на курсах. Следовательно, все опрошенные люди являются потенциальными клиентами курсов по немецкому языку, но те, что уже приступил к работе самостоятельно, более заинтересованы (рисунок 5).

Почти половина опрошенных (43,2%) готовы потратить на изучение не более 10 часов в неделю. 34,1% – 10-20 часов, 11,4% – 20-30 часов, 9,1% – 30-40 часов, 2,3% – больше сорока (рисунок 6).

Наименьшее количество опрашиваемых (13,6%) планирует изучать язык только до начального уровня. В то время как более глубокий уровень знаний пользуется успехом: 31,8% – продвинутый, 29,5% – средний, 25% – хочу владеть в совершенстве.

Учитывая результаты предыдущего вопроса, можно сделать вывод, что большинство опрошенных хотят овладеть высоким уровнем языка в более сжатые сроки.

39,5% надеются выучить язык до необходимого уровня за полгода. Учитывая, что большинство опрошенных хотят овладеть немецким на среднем уровне и выше, полгода – крайне небольшой срок; 32,6% готовы потратить на это от 1 до 2 лет (рисунок 7). Прилагая усилия и каждый день занимаясь, это вполне возможно.

Большинство респондентов в школе изучало английский язык (50%), немецкий изучали 31,8%, остальные – другие языки (рисунок 8).

При этом, 47,7% опрошенных не в состоянии оценить уровень школьных знаний иностранного языка, 34,1% высказались, что школьных знаний недостаточно для базового знания иностранного языка (рисунок 9). Следовательно, они могут наверстать упущенное на курсах, или записать на курсы своих детей.

34,1% готовы заплатить за курсы менее 10000р в год. 27,3% – 20000-30000р. Учитывая результат предыдущих вопросов, клиенты курсов немецкого языка ищут соотношение высокого качества, низкой цены и коротких сроков достижения цели.

С учетом эпидемиологической ситуации в России, большинство опрошенных (43,2%) предпочли вариант “онлайн посещение”. Изучать что-то новое, не выходя из дома очень удобно. Нет необходимости тратиться на проезд и носить с собой записи/учебники, 22,7%  выбрали “по будням до 17:00”. Скорее всего это часть респондентов, которые не работают, или работают по ненормированному графику.

Конечно, большинству (59,1%) не нужно чтоб преподаватель языка был его носителем. Но, для 40,9% людей это важно. При найме преподавателя работодателю стоит учесть этот критерий. Для 50% важно чтоб педагог понятно и доступно объяснял материал. Следующий по значимости критерий (29,5%) – наличие положительных рекомендаций. Это также является важной информацией для работодателей и кадровых агентств (рисунок 10).

Относительно практики с носителем языка, то 52,3% опрошенных затрудняются ответить на вопрос, это можно объяснить тем, что на данный момент респондентам не хватает опыта в изучении языка для оценки этого критерия, однако, 36,4% уверены, что практика нужна. 

Стоит отметить, что среди опрошенных людей моложе 18 лет не оказалось; 43,2% респонденты в возрасте 18-25 лет. Это объясняется тем, что в этом возрасте люди в основном получают высшее образование и готовятся искать работу.

Ровно половина (50%) опрошенных имеют доход от 20000р до 30000р. Данные цифры объясняют результаты опроса “Сколько вы готовы потратить на курсы”. Большинство выбрали самую низкую цену.

У большинства опрошенных уже есть высшее образование (36,4%),

34,1% в процессе получения. Следовательно, реклама на сайтах образовательных учреждений может быть крайне эффективна.

Таким образом, по результатам опроса можно сделать следующие выводы:

Потенциальные клиенты в большинстве своем имеют доход 20000-30000р, следовательно ориентируются на услуги “по карману”. Вместе с тем, рассчитывают в сжатые сроки изучить язык до среднего уровня и выше.

Основной аудиторией являются женщины от 18 до 25 лет с высшим и неоконченным высшим образованием. Ищут курсы по интернету. Следовательно, при организации рекламы необходимо запускать ее в интернете. Рекомендуется реклама на сайтах, которые интересны женщинам от 18 до 25 лет. Также реклама на сайтах университетов будет эффективной.

При организации учебного процесса необходимо учесть, что большинство клиентов предпочтут обучение и общение с носителем языка по видеосвязи. Стационарное обучение стоит проводить в нижней части города.

Главные критерии при выборе педагога – доступность подачи информации и наличие положительных рекомендаций. Если преподаватель является носителем языка, это также повысит его востребованность.

Список источников

  1. Булганина С.В., Ромашова И.А., Деулина С.А. Исследование спроса на образовательные услуги//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 1. № 7 (33). С. 68-72.
  2. Волкова А.Ю., Путилина Е.А. Перспективы дистанционного обучения иностранному языку. В сборнике: Lingua Academica: Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции . Под ред. Н.А. Крашенинниковой. 2020. С. 150-154.
  3. Гайдай В.О. Некоторые вопросы совершенствования механизма формирования долгосрочных взаимоотношений с клиентами на основе образовательных инструментов маркетинга // Общество, экономика, управление. – 2018. – Т. 3. – № 1. – С. 57-64.
  4. Ломакина Т.Ю., Васильченко Н.В. Современная технология обучения иностранному языку: проектирование и опыт//Москва, 2021.
  5. Решетько Н.И., Дорошенко А.Н., Соболев Ф.Д. Реализация маркетинговых стратегий для языковых школ и курсов//Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2021. № 1. С. 46-54.
  6. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий //Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. № 1 (26). С. 5.

References

  1. Bulganina S.V., Romashova I.A., Deulina S.A. Issledovanie sprosa na obrazovatel’nye uslugi//Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2018. T. 1. № 7 (33). S. 68-72.
  2. Volkova A.YU., Putilina E.A. Perspektivy distancionnogo obucheniya inostrannomu yazyku. V sbornike: Lingua Academica: Aktual’nye problemy lingvistiki i lingvodidaktiki. Materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii . Pod red. N.A. Krasheninnikovoj. 2020. S. 150-154.
  3. Gajdaj V.O. Nekotorye voprosy sovershenstvovaniya mekhanizma formirovaniya dolgosrochnyh vzaimootnoshenij s klientami na osnove obrazovatel’nyh instrumentov marketinga // Obshchestvo, ekonomika, upravlenie. – 2018. – T. 3. – № 1. – S. 57-64.
  4. Lomakina T.YU., Vasil’chenko N.V. Sovremennaya tekhnologiya obucheniya inostrannomu yazyku: proektirovanie i opyt//Moskva, 2021.
  5. Reshet’ko N.I., Doroshenko A.N., Sobolev F.D. Realizaciya marketingovyh strategij dlya yazykovyh shkol i kursov//Buhgalterskij uchet i nalogooblozhenie v byudzhetnyh organizaciyah. 2021. № 1. S. 46-54.
  6. Smirnova ZH.V., Kochnova K.A. Obuchenie sotrudnikov servisnyh predpriyatij s ispol’zovaniem informacionnyh tekhnologij //Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T.7. № 1 (26). S. 5.

Для цитирования: Акопян С.К., Григорян К.М., Лебедева Т.Е., Булганина С.В. Критерии выбора курсов немецкого языка в Нижнем Новгороде // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-26/

© Акопян С.К., Григорян К.М., Лебедева Т.Е., Булганина С.В., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 10.