http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 10/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 10/2020

УДК 338.462

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10714

Перспективы развития деловой авиации в регионах России 

Prospects for business aviation development in the Russian regions

Зуева Татьяна Игоревна, кандидат экономических наук, доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва 

Zueva Т.I., t-zueva@list.ru 

Аннотация. Положительная тенденция экономического развития ведущих регионов России создает благоприятные условия для развития деятельности предприятий, расширения деловых связей, и, как следствие, стимулирует  спрос на деловые авиаперевозки. Региональные авиакомпании заинтересованы в обновлении парка воздушных судов за счет более новой авиатехники. Критерием выбора нового воздушного судна для авиаперевозчика в первую очередь являются затраты на «кресло-километр». Анализ расчетных значений затрат на эксплуатацию турбореактивных и турбовинтовых воздушных судов в одной категории пассажировместимости и ценовом сегменте показал, что в качестве перспективного, с точки зрения обновления авиапарка бизнес-авиации в регионах России, может быть рассмотрен самолет King Air 350 i — многоцелевой легкий лайнер, выпускаемый компанией Beech Aircraft, США. Конкурентными преимуществами King Air 350 i являются его технические характеристики, акцент на безопасности полетов, удобство управления, комфортный дизайн, сравнимые экономические характеристики. Рассмотрен проект эксплуатации указанного воздушного судна в регионе России, показано, что проект имеет перспективы, ожидаемый экономический эффект и социальные результаты.

Summary. The positive trend in the economic development of the leading regions of Russia creates favorable conditions for the development of enterprises expanding business ties and as a result stimulates the demand for business air transportation. Regional airlines are interested in updating their fleet with newer aircraft. The new aircraft selecting criteria for an air carrier is primarily the cost of a “seat-kilometer”. Analysis of the estimated cost of operating turbojet and turboprop aircraft in the same category of passenger capacity and price segment has shown that the King Air 350 i that is a multi-purpose light airliner manufactured by Beech Aircraft, USA may be considered as a promising aircraft from the point of view of updating the business aviation fleet in the regions of Russia. The competitive advantages of the King Air 350 i are its technical characteristics, emphasis on flight safety, ease of operation, comfortable design, and comparable economic characteristics. The project of operation of the specified aircraft in the region of Russia is considered. It is shown that the project has prospects, expected economic effect and social results. 

Ключевые слова: деловая авиация, рынок услуг, регион, развитие, проект, конкурентные преимущества. 

Key words: business aviation, services market, region, development, project, competitive advantages.   

В связи с особенностями географических масштабов страны воздушный транспорт выполняет важную социально-экономическую роль, обеспечивая необходимую транспортную доступность и осуществление функции связности регионов российского государства.

Деятельность российской гражданской авиации на современном этапе осуществляется под воздействием таких факторов, как неустойчивая посткризисная стабилизация экономики страны, невысокие реальные доходы населения страны, неопределенность в развитии рынков международных перевозок в связи с напряженной геополитической обстановкой в мире, возросшей угрозой террористических атак, пандемий, которые делают невозможным прогнозирование закрытия/открытия авиасообщения со многими популярными регионами мира.

В регионах России авиатранспорт – важнейшая составная часть производственной и социальной инфраструктуры. Система транспортных коммуникаций является условием территориальной целостности регионов, единства экономического пространства. Она связывает регион с другими регионами России, с мировым сообществом, будучи основой обеспечения интеграции региона в глобальную экономическую систему.  

В области гражданской авиации основной целью является обеспечение посредством воздушного транспорта экономического роста и повышения уровня жизни, путем эффективного и качественного удовлетворения спроса населения и хозяйствующих субъектов на авиационные перевозки и работы, и создание на этой основе конкурентоспособных и самоокупаемых объектов гражданской авиации, таких как аэропорт и авиакомпания. Основной рост пассажиропотока связан с возобновлением чартерных рейсов, открытием дополнительных направлений и увеличением частоты полетов из регионов в аэропорты Москвы, а также реализацией ряда инвестиционных проектов по инфраструктурному обновлению аэропортов. Особое внимание в современных условиях уделяется деловым перевозкам.

Состояние гражданской авиации является одним из ключевых индикаторов развития экономики страны. Отрасль обеспечивает заказами авиационную промышленность, топливно-энергетический комплекс, генерирует спрос на значительные интервенции финансового сектора. Гражданская авиация является важной составляющей транспортного комплекса, играет весомую роль в решении социально-экономических задач, способствует укреплению экономических связей, расширению делового сотрудничества и культурного обмена между регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья. При этом, сокращение международных авиаперевозок связано со значительными ограничениями, вызванными пандемической обстановкой, и, в частности, со снижением туристической привлекательности заграничных поездок. Состав авиапарка, базирующегося в  выбранном для проведения исследования регионе России, приведен в таблице 1.

Бизнес-перевозки, деловые перевозки, которые не связаны с регулярными рейсами, зависят от спроса деловой элиты, крупных компаний, стремящихся максимально эффективно использовать дорогостоящее рабочее время прежде всего топ-менеджмента. В силу таких особенностей возрастает спрос на транспортные услуги, осуществляемые  в условиях эксклюзивности, комфорта, конфиденциальности и без суеты.

Устойчивый спрос на услуги бизнес авиации объясняется целым рядом факторов [1].

  1. Нежелание находиться в зависимости от расписания регулярных линий. При нестабильном выполнении регулярных рейсов и частых задержках рейсов авиакомпаниями бизнесмены зачастую банально не могут вылететь на важные переговоры или провести их в планируемые сроки. Напротив, владелец собственного вертолета в силах назначать и переносить свой вылет на любое удобное ему время. Кроме того, отпадает необходимость пребывать в аэропорт за 2-3 часа до назначенного времени вылета.
  2. Желание сократить количество времени, затрачиваемого на перелет. При необходимости выполнения непрямых рейсов, в которых предусмотрены стыковки, пассажир, при пользовании вертолетом или самолетом деловой авиации, может значительно сократить количество времени, затрачиваемого на перелет. В современных российских условиях, когда нередко отсутствует прямой рейс между пунктом отправления и назначения, находящимися в соседних или даже в одном регионе.
  3. Желание передвигаться по воздуху с наибольшей безопасностью. Воздушные суда деловой авиации, как правило, пилотируются только высококлассными пилотами, большая часть из которых, после завершения соответствующего курса обучения приходит из регулярных авиакомпаний. Кроме того, такие летательные аппараты проходят более тщательное и качественное техническое обслуживание и не совершают рейсы при наличии даже незначительных отказов.
  4. Желание передвигаться по воздуху с наибольшим комфортом.

Бизнес-авиация становится инструментом оперативного ведения бизнеса также для начинающих предпринимателей и чиновников.

Российский рынок деловых перевозок сфокусирован преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. На долю этих двух городов приходится около 80% всех бизнес-полетов, остальные 20% — на другие регионы России.

Однако невозможно четко оценить емкость отрасли не только в конкретном регионе, но и в России в целом, поскольку большая часть частных деловых самолетов, принадлежащих россиянам, зарегистрирована за рубежом. Непрозрачность обусловлена еще и тем, что из-за особенностей российских правил и законов большинство бортов зарегистрировано за рубежом на офшорные компании. По усредненным данным, в интересах российских собственников в 2018 году летали порядка 500 воздушных судов бизнес-авиации. При этом парк самолетов бизнес-авиации, зарегистрированных в России, составлял около 70 воздушных судов [2].  

Большинство частных деловых воздушных судов, оказывающих услуги в России, — это машины иностранного производства Falcon, Cessna, Hawker, Embraer Legacy и Challenger, так как в России (и ранее в СССР) производство подобных летательных аппаратов не осуществляется. Наибольшей популярностью пользуются модели с дальностью полета 3–5 тыс. км. Особенность последних лет – в отрасль готовы прийти инвесторы, которые готовы финансировать область строительства инфраструктурных объектов, специализированных пассажирских терминалов и ангарных комплексов для обслуживания рейсов деловой авиации.

В последнее время количество рейсов ежегодно увеличивается, а число перевезенных пассажиров составляет более 120 тысяч человек.  Отслеживается динамика роста. Поставки самолетов для деловой авиации и АОН в 2019 году возросли на 9,3%, при этом в вертолетном сегменте сокращение объемов поставок составило 16,3% [3,4]. В последние годы отечественные операторы постоянно отвоевывали рынок, а иностранные по экономическим, политическим причинам снижали долю присутствия на рынке. На динамику роста оказал положительное влияние результат антироссийских санкций. Среди положительных изменений на рынке деловой авиации является борьба с серым каботажем, то есть незаконным выполнением транспортных услуг внутри определенной страны иностранным перевозчиком – западные авиаперевозчики раньше работали на российском рынке, хотя законодательство это запрещало, сейчас с ними стали бороться, что позволило отечественным авиакомпаниям увеличить долю на российском рынке в сегменте деловой авиации.

Положительная тенденция экономического развития ведущих регионов России сегодня ослаблена пандемией коронавируса, но, несмотря на это, прослеживается, и создает благоприятные условия для развития деятельности предприятий, расширения деловых связей, и, как следствие, стимулирует  спрос на деловые авиаперевозки. Региональные авиакомпании заинтересованы в обновлении своего парка за счет более новой авиатехники, что объективно приводит к повышению спроса на новые воздушные суда. Критерием выбора нового воздушного судна для авиаперевозчика в первую очередь являются затраты на «кресло-километр» того или иного воздушного судна, которые сочетают в себе не только экономичность для самой компании, но и максимальную отдачу от эксплуатации. В таблице 2 и 3 отображены расчетные значения затрат на эксплуатацию турбореактивных и турбовинтовых воздушных судов приблизительно в одной категории пассажировместимости и в ценовом сегменте.

Данная таблица показывает, что в качестве перспективного, с точки зрения обновления авиапарка бизнес-авиации в регионах России, может быть рассмотрен самолет King Air 350 i — многоцелевой легкий лайнер, выпускаемый компанией Beech Aircraft, США.

Самолеты семейства King Air выпускаются в большом числе модификаций, начиная с 1964 г. по настоящий момент. Самолет является дальнейшим развитием семейства легких многоцелевых самолетов King Air. По своим возможностям и эффективности самолет следующего поколения King Air 350i является лидером в своем классе, надежным и ожидаемым решением для бизнес – авиации.

Являясь самым экологически безопасным самолетом в своем сегменте рынка, King Air 350i способен принимать на борт большее количество пассажиров и при этом потреблять меньшее количество топлива, что позволяет значительно экономить средства. Кроме того, новейшая конструкция и усовершенствованные эксплуатационные качества позволяют повысить мощность и долговечность. Модель широко используется в авиации общего назначения как самолет для корпоративных перевозок. King Air 350 i позиционируется как многоцелевой легкий турбовинтовой лайнер, совмещающий в себе комфорт бизнес-самолета, топливную эффективность и вместительные багажные отсеки, Piaggio Avanti Evo – двухдвигательный турбовинтовой самолет, выпускаемый компанией Piaggio Aero, Италия.  Представленные на рассмотрение самолеты оснащены турбовинтовыми двигателями, к преимуществам турбовинтовых двигателей можно отнести меньший расход топлива по сравнению с турбореактивными, к недостаткам – шумность и меньшую скорость полета. Сравнение технико-экономических и летно-технических характеристик King Air 350 i  и  Piaggio Avanti Evo проводилось на основе данных открытых источников и информации Сonklin & de Decker, результаты приведены в табл. 4,5.

Согласно отчету о поставках самолетов авиации общего назначения, опубликованному Ассоциацией производителей авиации общего назначения (GAMA), King Air 350 i стабильно превосходит Avanti Evo по большинству показателей [3].

Конструкция King Air 350i позволяет перевозить до 7 пассажиров и их багаж при полной заправке топливом. Avanti Evo может перевести не более четырех пассажиров, уменьшив количество топлива и соответственно дальность полета. King Air 350i сертифицирован по тем же правилам, что и коммерческие самолеты, которые используются в авиакомпаниях. В этой категории требуется гораздо более высокий уровень безопасности и резервирования.  В таблице 6 приведены результаты сравнения показателей операционных расходов для рассматриваемых воздушных судов, полученные с использованием Conklin & de Decker Aircraft Performance Comparator.

Конкурентными преимуществами King Air 350 i являются его внешние и внутренние характеристики, акцент на безопасности полетов, удобство управления, комфортный дизайн, высокие технические характеристики – данные показатели входят в список основных необходимых факторов при выборе самолета деловой авиации во всем мире, данное воздушное судно имеет и сравнимые экономические характеристики. Учитывая высокие технические показатели, приобретение данного самолета потенциальным владельцем – предпринимателем или организацией можно рассматривать как событие с высокой долей вероятности. Эксплуатация осуществляется авиакомпанией – перевозчиком в таком случае на основании договора летно-технической эксплуатации.

Рассмотрим расчет проекта эксплуатации самолета King Air 350i авиакомпанией АК-3, использующей бизнес – авиацию. Проект направлен на улучшение уровня обслуживания бизнес-пассажиров авиакомпании. Целью данного проекта является: расширение и обновление парка самолетов авиакомпании; повышение безопасности и рентабельности бизнес – авиаперевозок в регионе; улучшение качества услуг бизнес-авиации. Инициатором проекта можно рассматривать авиакомпанию. В рамках данного проекта планируется осуществить замену выбывающих из эксплуатации воздушных судов путем дополнительного приобретения самолета. Предполагается осуществление пассажирских перевозок бизнес – класса.

Приобретение дополнительного самолета позволит: привлечь дополнительных VIP-клиентов за счет высокого комфортного, современного дизайна и экономичности расходов за рейс;  расширить и увеличить географию полетов авиакомпании; улучшить имиджевую и финансовую составляющую авиакомпании. Плательщик – учредитель авиакомпании бизнес-авиации.

В рамках данного проекта на сегодняшний день рассматриваемая авиакомпания не имеет обученных пилотов. Обучение можно пройти только в США, готовых пилотов на данное воздушное судно в России нет, так как нет массовой эксплуатации данного вида воздушных судов в России. По условиям поставки обучение двух пилотов и двух инженеров входит в стоимость покупки самолета. Планируется обучить дополнительно двух пилотов.  Выбор четырех пилотов обосновывается тем, что пилотам необходима замена во время обучения, отпусков, больничных, также для соблюдения норм режима отдыха, имея в виду тот факт, что на данном самолете рейсы могут выполняться круглосуточно.

Техническое обслуживание данного самолета планируется на имеющейся в регионе базе, с руководством которой планируется подписать договор об обслуживании самолета King Air 350. Планируется получение дополнительного сертификата и допусков на инженеров на проведение технического обслуживания самолета King Air 350.

С учетом предварительных – плана прихода воздушного судна, ввода самолета  в эксплуатацию, медиа-плана и бизнес-плана, были рассчитаны в ходе данного исследования показатели эффективности проекта. Рассматриваемый период выбран 15 лет. Дисконтированный индекс рентабельности (DPI) составил по результатам расчетов 1,17. Внутренняя норма доходности (IRR) составила 11%, срок окупаемости проекта (PP) составил 7,5 лет. Из данных показателей можно сделать вывод, что проект эксплуатации представленного самолета является экономически выгодным для авиакомпании. В целом, наличие положительного экономического и социального эффекта от реализации проекта эксплуатации данного самолета бесспорно, проявление социального эффекта ожидается как в отношении работников авиакомпании, так и в отношении увеличения количества и улучшении качества оказания услуг VIP-пассажирам, увеличении охвата пассажиров услугами, в увеличении поступления налоговых платежей в госбюджет.

Тенденция развития бизнес-связей и бизнес-перевозок и их обеспечения рассматривается актуальной и в перспективе, при этом, возникают системные проблемы, связанные с возможностями имеющихся аэропортов принимать данные воздушные суда. Доступ деловой малой авиации к перегруженным и ограниченным по мощности имеющимся аэропортам становятся все сложнее во всем мире. При этом, международные ассоциации представителей бизнес-авиации поддерживают разработку и поощряют использование небольших вспомогательных аэропортов, а также совместное использование военных аэропортов в данных целях, где это возможно. По данным ИКАО [8], в период 2002 – 2015 годы ежегодные темпы роста количества воздушных судов составляли 4,4 процента, среднегодовые темпы роста за тот же период составляли 4,2 процента. Это означает, что системы управления аэропортов ожидает дальнейшее значительное увеличение, как пассажиропотоков, так и объемов движения воздушных судов. Постоянный ежегодный рост объемов перевозок без достаточного обновления инфраструктуры и увеличения потенциала для удовлетворения спроса, может привести к включению большего числа аэропортов в список объектов с ограниченной пропускной способностью. Изменения в объемах и структуре рынка авиаперевозок приводят к увеличению ограничений на рынке авиаперевозок, но, в то же время, могут привести к повышению деловой привлекательности малой, и, в том числе, бизнес-авиации, в ближайшем будущем, с учетом выполнения необходимых требований по экологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Грек К.К. Рынок деловой авиации: мировой опыт и российская действительность. Российский внешнеэкономический вестник. №12 (Декабрь) 2008. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cru/article/n/rynok-delovoy-aviatsii-mirovoy-opyt-i-rossiyskaya-deystvitelnost, свободный.
  2. Белова Л. Бизнес-авиация пролетела. Экономика региона. Коммерсантъ. Приложение №87 от 23.05.2018, стр. 11 [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3636303 – свободный.
  3. Отчет GAMA: результаты высоки, будущее туманно. Новости Деловой Авиации. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.bizavnews.ru, свободный.
  4. Поставки самолетов для деловой авиации и АОН в 2019 году возросли на 9,3%. “Авиатранспортное обозрение” (АТО), 20 февраля 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ato.ru/company/gama, свободный
  5. Грашина, М.Н. Основы управления проектами / М.Н. Грашина, В.Р. Дункан.- 2-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.-237с.
  6. Международный маркетинг: Учебное пособие/ Н.И. Перцовский, И.А. Спиридонов, С.В. Барсукова; под ред. Н.И. Перцовского.- М.: Высшая школа, 2001.
  7. Нечаев, П.А., Самойлов, И.А., Самойлов, В.И. Конкурентоспособность гражданских самолетов. Интегральная оценка. / Авт.-сост. Нечаев П.А., Самойлов И.А., Самойлов В.И.. – М.: Изд-во МАИ, 2003 г.
  8. Study on international general and business aviation access to airports // ICAO, 2005. – 22 c.