Московский экономический журнал 10/2020

image_pdfimage_print

УДК 338.482.22

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10706

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЮГА РОССИИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

TOURIST AND RECREATIONAL POTENTIAL OF THE SOUTH OF RUSSIA AND ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC INSTRUMENTS FOR ITS DEVELOPMENT

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00820 / The reported study was funded by RFBR, project number 20-010-00820

Анопченко Татьяна Юрьевна, доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»

Anopchenko Tatyana Yuryevna, doctor of Economics, Professor, Dean of the Faculty of Economics and
Management, FSBEI HE «Smolensk State University»

Минатуллаев Арслан Айнутдинович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой
«Менеджмент» ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет
народного  хозяйства»

Minatullaev Arslan Aynutdinovich, candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Management, SAEI HE «Dagestan State University of National Economy»

Ревунов Роман Вадимович, кандидат экономических наук, доцент,

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»

Revunov Roman Vadimovich, candidate of Economic Sciences, Associate Professor, FSAEI HE «Southern Federal University»

Аннотация. В статье рассмотрены основные показатели туристско-рекреационной отрасли Республики Дагестан за период 2015-2019 гг., анализируются приоритетные экологические проблемы Республики Дагестан и направления их решения на современном этапе, изучается взаимосвязь качественного состояния природной среды и туристической привлекательности региона. Авторами обоснованы организационно-экономические и административно-правовые инновации, направленные на реализацию конкурентных преимущество Республики Дагестан на российском и мировом рынках туристических услуг.

Summary. The article examines the main indicators of the tourist and recreational industry of the Republic of Dagestan for the period 2015-2019, analyzes the priority environmental problems of the Republic of Dagestan and approaches to their solution at the present stage, studies the relationship between the quality state of the natural environment and the tourist attractiveness of the region. The authors substantiated organizational-economic and administrative-legal innovations aimed at realizing the competitive advantage of the Republic of Dagestan in the Russian and world markets of tourist services.

Ключевые слова: туристско-рекреационная отрасль, туризм, регион, Республика Дагестан, Юг России, устойчивое развитие, экология, природопользование.

Key words: tourist and recreational industry, tourism, region, Republic of Dagestan, South of Russia, sustainable development, ecology, nature management.

Введение

Необходимость ускорения темпов социально-экономического развития регионов Российской Федерации ставит задачу поиска драйверов и точек роста, способных придать позитивные импульсы всей хозяйственной системе. В данном контексте, особую актуальность представляют исследования, ориентированные на достижение целей и критериев устойчивого развития, подразумевающего экономический рост, сбалансированный с поддержанием благоприятного состояния природной среды.

Вопросы оценки эффективности управления туристско-рекреационной деятельностью на микро- и мезоэкономическом уровнях рассматривались в трудах Т. Ю. Анопченко, А. Д. Мурзина, Р. В. Ревунова [1, 2], исследованию проблем развития туристско-рекреационной отрасли на микро- и мехоэкономическом уровнях посвящены работы Слобожанина А. В., Егорычевой С. А. [11], международный и региональный опыт развития туризма анализируется в работах Логиновой Н. Ю. [4],Овсянникова С. А. [8], взаимосвязь реализации экологических инноваций и развития туризма исследована в трудах Карповой Г. А., Максимовой Т. Г. [3]. Вместе с тем, проблемы организационно-экономического стимулирования туристско-рекреационной сферы Юга России пока не получили исчерпывающей научной интерпретации, что является дополнительным аргументом в пользу актуальности и своевременности тематики настоящего исследования. В настоящее время туристско-рекреационная отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся в мире [9]. Cреди специфических особенностей отрасли необходимо минимальное негативное воздействием на экосистемы. Данное обстоятельство обусловливает рост популярности на рынке «зелёных» туристско-рекреационных продуктов, и экологического туризма, в целом. Рассмотрим на материалах Республики Дагестан приоритетные направления и организационно-экономические механизмы эффективного развития экологического и других видов туризма.

Методы

Использование в процессе исследования методов научной абстракции, группировки статистических данных, расчёта динамики показателей за период наблюдения, удельного веса элементов в совокупности позволили обеспечить высокий уровень достоверности итоговых выводов и результатов.

Результаты и обсуждение

В настоящее время в Республике Дагестан реализуются мероприятия Национального проекта «Экология» (утверждён Советом при президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.). Критерии успешной реализации проекта на мезоэкономическом уровне предполагают достижение следующих целевых показателей: ликвидация всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов; эффективное обращение с отходами производства и потребления, в том числе за счет ввода в промышленную эксплуатацию мощностей по утилизации отходов; сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма в Республике Дагестан, в том числе за счет особо охраняемой природной территории федерального значения; повышение качества питьевой воды посредством строительства и модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий; экологическое оздоровление и сохранение уникальных водных объектов; сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма в Республике Дагестан, в том числе посредством создания не менее 1 новой особо охраняемой природной территории; обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100 % к 2024 году.

Достижение указанных целей способствует формированию позитивного экологического эффекта, а также повышает конкурентоспособность туристско-рекреационной отрасли экономики Республики Дагестан (и всего Юга России, в целом). Основные показатели туристско-рекреационной отрасли Республики Дагестан за период 2015-2019 гг. представлены в таблице 1 [10].

Анализ информации, представленной в таблице 1, позволяет сказать о разнонаправленных трендах в развитии туристско-рекреационной отрасли Республики Дагестан. Среди положительных тенденций необходимо отметить рост туристического потока с 430,0 тыс. чел. в 2015 г. до 850,0 тыс. чел. в 2019 г. (+420,0 тыс. чел, +97,7 %), увеличение количества рабочих мест в отрасли с 7,9 тыс. до 10,0 за период наблюдения (+2,1 тыс., +26,6 %), объёма платных туристских услуг с 2265,0 млн руб. до 3133,4 млн руб. за период 2015-2019 гг (+868,4 млн руб., +38,3 %). Негативной тенденцией является сокращение количества иностранных туристов, въехавших в Республику Дагестан с 35,3 тыс. чел. в 2015 г. до 27,8 тыс. чел. в 2019 г. (-7,5 тыс. чел., -21,2 %). В контексте развития такого перспективного направления, как экологический туризм, рассмотрим природные особенности Республики Дагестан.

По территории Дагестана протекают 1800 рек с общей длиной 24 тыс. км. Кроме рек насчитывается около 100 озёр. Природоохранные мероприятия Республики Дагестан должны учитывать территориальную неоднородность: отроги Главного Кавказского хребта на юго-востоке; Прикаспийская, Терско-Сулакская и приморская низменности на севере и востоке; горный внутренний Дагестан.

В настоящее время среди важнейших экологических проблем Дагестана необходимо выделить: наличие техногенных объектов (гидроэлектростанции, водохранилища, дамбы), которые оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду; изменение структуры ландшафтов в связи с массовой вырубкой лесов; неорганизованное водоотведение; дефицит пресной воды; загрязнение водоёмов и почв бытовыми и хозяйственными отходами и стоками; опустынивание земель. На современном этапе одним из перспективных путей роста экономики является «зелёный рост», то есть такой формат социально-экономического развития, при котором сохраняется баланс экологических и экономических интересов. Важным сегментом «зелёной экономики» является экологический туризм.

Для решения вопроса экологизации экономики и всей социально-экономической сферы России и её регионов нужны определённые условия. Во-первых, необходимо кардинально менять сознание общества и предпринимательской среды. Во-вторых, нужно подготовить законодательную базу с учётом интересов устойчивого развития. В-третьих, необходимо разработать комплекс мер экономического и других видов стимулирования природопользователей к сокращению деструктивного воздействия на экосистемы. Особой проработки требует механизм развития и поддержки «зелёных» рынков. Во всем мире производство экологически чистых товаров и услуг осуществляется за счёт мер государственной поддержки, выраженной в налоговых преференциях, софинансировании, предоставлении государственных гарантии и т. п.

В природоохранной деятельности отдельными блоками можно выделить три взаимосвязанные части – почва, вода и воздух. Здесь можно структурировать возникающие проблемы в этих сферах, пути их решения и место в решении данных проблем отдельных инноваций и/или их комплексов [12, 13]. Приоритетные экологические проблемы Республики Дагестан и направления их решения на современном этапе представлены в таблице 1 [5, 7].

Проблемы природоохранной деятельности в административных границах городов Республики Дагестан имеют свои специфические особенности [6]. Парковые территории городов многие годы были в запущенном, бесхозном состоянии. В последние 5-10 лет представители местной и федеральной власти взяли решение этих проблем под свой контроль. Основным объектом по решению этих проблем является столица Республики Дагестан – город Махачкала, где проживает треть населения республики. Основными парковыми территориями Махачкалы являются: Родопский бульвар; парк Ленинского комсомола; Эльтавский лес; Афганский парк. Восстановив эти парковые территории, можно организовать новые туристские направления, например «Города юга России», «Экология городов Дагестана» и другие аналогичные [6, 7].

Действующее федеральное законодательство предусматривает систему штрафных санкций за загрязнение окружающей среды. Указанная система нуждается в комплексном совершенствовании по следующим основаниям: во-первых, размеры экологических платежей непропорционально ниже стоимостного эквивалента ущерба, наносимого природной среде экологодестабилизирующим природопользованием; во-вторых, хозяйствующим субъектам выгоднее платить штрафы за загрязнение природной среды, чем осуществлять инвестиции в снижение антропогенного воздействия; в-третьих, экологические платежи поступают в местный, региональный и федеральный бюджеты и не образуют единого фонда финансирования природоохранной деятельности, что затрудняет реализацию средне- и долгосрочных инвестиционных проектов в природоохранной сфере; в-четвертых, действующий механизм государственного надзора за соблюдением природоохранного законодательства провоцирует риски коррупционных проявлений.

В контексте экологизации экономики и развития туристско-рекреационной отрасли на микро- и мезоэкономическом уровнях, необходимо рассмотреть вопросы управления охраной биоресурсов (животный мир, водные биоресурсы, лесные ресурсы, природные экологические чистые источники энергии и другие). В Республике Дагестан реализуется комплекс мер, направленный на улучшение экологической ситуации и создание привлекательной туристской инфраструктуры.

В результате проведенной работы, а также с учётом предложений и замечаний, поступивших в ходе общественных обсуждений проекта, полностью согласованы границы проектируемого национального парка «Самурский» с собственниками и арендаторами испрашиваемых земельных участков, в том числе с органами государственной власти, администрациями заинтересованных муниципальных образований и физическими лицами, в том числе получены согласования Докузпаринского, Ахтынского, Магарамкентского и Дербентского районов, а также  согласование Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.

Материалы по согласованию границ направлены в федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды» и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Заключение

Подводя итог сказанному, необходимо сформулировать следующие основные выводы:

  1. Анализ данных последних тридцати лет показывает, что туристско-рекреационная сфера является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Данная тенденция находится во взаимосвязи с развитием транспортно-логистической инфраструктуры, в частности: увеличением количества портов, аэропортов, развитием сети железных и автомобильных дорог. Синергетический эффект указанных выше процессов находит своё выражение в расширении доступности путешествий для туристов, что способствует вовлечению в потребление туристических продуктов новые группы граждан, в т. ч. со сравнительно невысокими доходами. В свою очередь, новые группы потребителей генерируют спрос на транспортные и туристско-рекреационные услуги.
  2. В условиях обострения глобальной конкурентной борьбы за туристические потоки, одним из основных факторов повышения эффективности является чёткое позиционирование на рынке, то есть формирование оригинальных туристических продуктов, способных привлечь потребителей как на российском, так и на мировом рынке туристско-рекреационных услуг. В контексте сказанного, Юг России, в целом, и Республика Дагестан, в частности, обладают уникальным потенциалом, способствующим разработке привлекательных для потребителей туристско-рекреационных предложений. Элементами указанного потенциала являются: сочетание благоприятных природно-климатических факторов, способствующих развитию оздоровительного и пляжного туризма; разнообразие культурных и исторических традиций, способствующих развитию этнографического и других видов познавательного туризма; оригинальная кулинарная традиция (в т. ч. винодельческая), способствующая развитию гастрономического туризма.
  3. Механизмом наиболее эффективной реализации вышеизложенных конкурентных преимуществ, по нашему мнению, является создание организационно-экономических и административно-правовых предпосылок, в частности: формирование благоприятной инвестиционной среды для хозяйствующих субъектов туристско-рекреационной отрасли в виде налоговых преференций на микро- и мезоэкономическом уровнях (в рамках полномочий органов местного самоуправления и субъектов РФ, предусмотренных гражданским, налоговым, бюджетным законодательством); разработка механизма предоставление государственных гарантий по обязательствам субъектов туристического рынка; содействие продвижению туристических продуктов Юга России, в целом, Республики Дагестан, в частности на международном уровне. Возможными инструментами подобного содействия может быть софинансирование со стороны органов государственной власти участия южно-российских представителей в международных туристических выставках, форумах; юридическая поддержка при заключении сделок с иностранными партнёрами.
  4. Прогнозируемый социально-экономический эффект, возникающий вследствие реализации вышеизложенных предложений, заключается в увеличении доходов хозяйствующих субъектов туристско-рекреационной отрасли, увеличению занятости (что особенно актуально для субъектов Северо-Кавказского федерального округа), увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Анопченко Т. Ю. Подходы к оценке эффективности управления туристско-рекреационной деятельностью на микро- и мезоэкономическом уровнях / Анопченко Т. Ю., Мурзин А. Д., Ревунов Р. В. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. №3(113). С. 130-135.
  2. Анопченко Т. Ю. Направления повышения эффективности использования туристско-рекреационного потенциала Республики Крым в контексте критериев устойчивого развития / Анопченко Т. Ю., Мурзин А. Д., Ревунов Р. В. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. №7(105). С. 108-114.
  3. Карпова Г. А., Максимова Т. Г. Мониторинг и проактивное управление экологическими инновациями в туризме: постановка задачи // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия экономика и экологический менеджмент. 2019. №4. С. 165-176.
  4. Логинова Н. Ю. Туристский бизнес Великобритании: история и основные направления развития отрасли // Сервис plus. 2015. Т. 9. № 2. С. 19-24.
  5. Минатуллаев А. А. Возможности использования краудсорсинга для повышения конкурентоспособности туристической фирмы // УЭПС: управление, экономика, политика и социология. 2020. №3. С. 3-8.
  6. Минатуллаев А. А., Абдулжалилов Ш. И. Особенности и перспективы развития туризма в Республике Дагестан // III Международная научно-практическая конференция «Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики», 20 июня 2017 г. НП «ДТИПБ» 2017. С. 7-16.
  7. Минатуллаев А. А., Синикова Г. В. Инновации в сфере туризма // VI Международная научно-практическая конференция «Формирование туристического имиджа территорий Северного Кавказа. Анализ, практика, проблемы, перспективы. Комитет по туризму РД, ДГУНХ, ДГТУ, 15-16 декабря 2015г., Махачкала 2016г. С.148-152.
  8. Овсянникова С. А. Экологический туризм как одно из направлений въездного туризма в республике Алтай / Овсянникова С. А. //Актуальные вопросы преподавания в высшей школе: теория и практика: сб. научных трудов: в 2 частях. – Горно-Алтайск, 2015. С. 146-148.
  9. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/apps/news/story.asp? NewsID=56809&Kw1=tourism&Kw2=&Kw3=#. WnWx3dRUypo (дата обращения 06 ноября 2020 г.)
  10. Официальный сайт Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан http://dagtourism.com (дата обращения 07 ноября 2020 г.)
  11. Слобожанин, А. В. Развитие культурно-экологического туризма в Тульской области («Природа и культура Тульского края: путешествие сквозь века») / Слобожанин А. В., Егорычева С. А. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №10-2. С. 218-220.
  12. Юрина В. С., Кудинова Г. Э., Кудинова Н. А. Инновации в управлении природоохранной деятельностью. Экологический аудит территорий и экологическое нормирование // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. №3. С. 35-36.
  13. Яшалова Н. Н. Экологические инновации как приоритетное направление «зелёной» экономики // Вестник УрФУ. Серия экономики и управление. 2012. №5. С. 72-80.