Московский экономический журнал 10/2020

image_pdfimage_print

УДК 578

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10693 

БИЗНЕС ВО ВРЕМЯ КОРОНАВИРУСА: ПОТЕРИ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТИ

BUSINESS DURING THE EARLY STAGES: LOSS OR OPPORTUNITY

Гапов Мурат Романович, Заместитель Министра экономического развития Карачаево-Черкесской Республики

Хубиева Диана Казимовна, Президент Торгово-промышленной палаты Карачаево-Черкесской Республики

Gapov Murat R., Deputy Minister of economic development of Karachay-Cherkess Republic

Khubieva D.R., President of the chamber of Commerce and industry of the Karachay-Cherkess Republic 

Аннотация. В рамках настоящей статьи рассматривается влияние, которое оказывает новая коронавирусная инфекция на деятельность экономических субъектов. Огромное число предприятий понесли убытки в связи с тем, что им пришлось в связи с введением ограничительных мер приостановить свою деятельность. Однако, есть предприятия, которым все же удалось адаптироваться в условиях пандемии, вызванной распространением  COVID-19, и даже улучшить свои финансовые показатели. Кроме того, предметом настоящего исследования является проблематика восстановительного роста экономики после завершения пандемии, вызванной распространением COVID-19. При этом, погружение в процесс цифровизации позволяет построить современный бизнес на бесконтактных коммуникациях, что в современном мире является принципиально важным для условий, при которых контактные коммуникации выступают источником опасных для жизни вирусных заболеваний.

Summary. Within the limits of present clause influence which is rendered new коронавирусная with an infection on activity of economic subjects is considered. Huge number of the enterprises have suffered losses in connection with that it it was necessary to suspend the activity in connection with introduction of restrictive measures. However, there are enterprises to which nevertheless managed to adapt in conditions пандемии, caused by distribution COVID-19, and even to improve the financial parameters. Besides a subject of the present research is the problematics of regenerative growth of economy after end пандемии, caused by distribution COVID-19. Thus, immersing in process digitalizations allows to construct modern business on contactless communications, that in the modern world is essentially important for conditions at which contact communications act as a source of virus diseases dangerous to a life.

Ключевые слова: пандемия, COVID-19, кризис, анти-хрупкость, коммуникации, цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, бизнес.

Keywords: pandemic, COVID-19, crisis, anti-fragility, communications, digitalization, information-communication technologies, business.

Развернувшаяся пандемия, вызванная распространением вируса COVID-19, бесспорно, рано или поздно закончится. При этом, с определенным ослаблением мер самоизоляции становится весьма очевидным, что формы той прежней жизни, которые были построены, прежде всего, на контактных коммуникациях постиндустриальной экономики, все же уходят в прошлое. Именно потому имеет определенный смысл не только исследовать происходящее в настоящее время, но и представить себе «постковидное» будущее или постковидный мир. Следует отметить о том, что восстановление стабильной жизни состоится лишь при условии, если существующие экономические факторы и возможности их использования будут грамотно оценены непосредственно в качестве оснований совершенно новых экономических отношений в современных изменившихся условиях.

К возникшим затруднениям индустрии хозяйствующие субъекты были по-разному подготовлены. Так одни компании все же смогли приспособиться, в то время как другим предприятиям пришлось объявить о своем банкротстве. Пандемия, вызванная распространением COVID-19, застала в врасплох многие субъекты бизнеса и отрасли экономики. Неподготовленность к возникшему кризису повышает риск их банкротства. С целью недопущения массовых закрытий многие государства инициируют программы, направленные на поддержку национальной экономики и бизнеса. В нашей стране можно выделить соответственно федеральные, региональные и муниципальные программы поддержки предпринимательства [2, с. 4].

Не взирая на негативное воздействие на экономику, некоторым отраслям и хозяйствующим субъектам все же удалось увеличить свои финансовые показатели в условиях пандемии коронавируса. Страх перед заражением COVID-19 и требования многих государств по предотвращению распространения коронавирусной инфекции стало следствием роста спроса на дезинфицирующую и защитную продукцию. Так, к таким товаром следует отнести антисептики, антибактериальные салфетки, марлевые повязки и одноразовые перчатки. Тем самым, производители указанной продукции и аптеки смогли увеличить в несколько раз свои доходы в условиях пандемии COVID-19. В нашей стране большие объемы заказов приходится, прежде всего, на государство. Доходы предприятий, производящих товары первой необходимости, включая маски и лекарственные препараты, выросли на 50 % [3, с. 195]. При этом, государство тратит несколько миллиардов рублей на закуп лекарственных препаратов, которые могут оказать помощь людям, заболевшим новой коронавирусной инфекцией. Тем не менее, появилась новая проблема, заключающаяся в том, что производительная мощность российских фармацевтических предприятий не достаточна для резко возросшего спроса на медицинские препараты.

Современный кризис, который был вызван пандемией коронавируса, можно рассматривать в качестве своего рода теста на анти-хрупкость именно тех систем, инструментов и механизмов, которые были актуальны для «докоронавирусного» мира и могут послужить появлению чего-то нового. Так как природа рыночной экономики реализуется, как правило, через предпринимательство, то именно российский бизнес, его формы, масштабы и, конечно же, эффективность определяет уровень развития экономики государства и возможности его социально-экономического развития. Наблюдения в период пандемии COVID-19 показывают, что смог выжить тот бизнес, который, говоря обычным языком, смог работать своего рода «на удёленке». При этом, возможность «удалёнки» обеспечивается современными информационно-коммуникационными технологиями, особенно в их продвинутом техническом стандарте – цифровизации. Таким образом, цифровизация смогла продвинуть и укрепить материально-технические возможности развития постиндустриальной экономики как экономике сервисно-цифрового типа, при которой деление благ на товары и услуги представляется весьма относительным и условным. В данном случае размывание границ непосредственно между производством материальных и нематериальных благ, происходит, как правило, в рамках модели «товар + услуга», в которой продукты и услуги соответственно «связаны», а потребителю вместе с товаром гарантируется определенный набор сопутствующих услуг [1, с. 353].

Отметим, что под влиянием цифровизации происходит постепенная трансформация отношений между продавцами и покупателями, при этом их взаимодействие все чаще происходит посредствам сети Интернет, что свидетельствует о том, что бизнес переходит в новую цифровую форму. Тем самым, цифровая трансформация отношений на рынке способствует упрощению торговых процедур посредствам перехода в новую цифровую форму, а также активному применению электронной торговли. В период пандемии появились новые формы проявления рыночного спроса, иными словами модель подписки, шеринг-экономика и персонализация. Тем самым, на стороне рыночного предложения Интернет позволил продавцам предлагать по более низким ценам достаточно широкий ассортимент товаров и услуг, увеличив при этом пространство и время, в течение которого тот либо иной продукт считается жизнеспособным.

Безусловно, что цифровым технологиям, прежде всего, мы обязаны изменениям повседневной жизни непосредственно в сторону комфорта. Досуг стал несколько разнообразнее, работа с современными устройствами намного легче, сбор информации происходить весьма быстрее, а совершать покупки стало возможным, не покидая своего дома. Современные  информационно-коммуникационные технологии позволяют вырабатывать совместные управленческие решения, передавать значимую визуальную информацию, которая необходима, к примеру, в вопросах принятия оперативных решений врачами, инженерами, конструкторами без непосредственного контакта. Практически повсюду, где для производства какого-либо товара либо услуги отсутствует необходимость в контактной коммуникации с различными клиентами либо покупателями в осуществлении прямой и обратной связи, используются цифровые технологии и, тем самым, продолжается функционирование бизнеса в тяжелых условиях пандемии COVID-19 [6, с. 103].

Таким образом, мы смогли убедиться, что информационно-коммуникационные технологии в условиях цифровизации качественно меняют традиционные представления о том, как хозяйствующие субъекты могут существовать и как ими соответственно можно управлять, каким именно образом они взаимодействуют друг с другом и как собственно  потребители получают доступ к товарам и услугам, при этом пользуясь бесконтактными способами коммуникаций. Абсолютно всё, что без какого-либо ущерба для блага и потребителя может быть переведено в новый формат цифровой экономики, безусловно обладает свойством анти-хрупкости, и это, в свою очередь, будет развиваться, в первую очередь, на фоне восстановительного роста.

Наиболее хрупким и уязвимым сегментом постиндустриальной экономики оказалась экономика впечатлений или же экономика свободного времени, которая включает в себя экономику гостеприимства, индустрию фитнеса, а также красоты и здоровья, которые были довольно широко развиты и распространены в городских агломерациях, формировали значительное число рабочих мест, привлекая при этом достаточно большие массы посетителей весьма на ограниченных локациях и предполагающие применение бесконтактных коммуникаций. С целью снятия возникших проблем в развитии указанного сегмента бизнеса, безусловно, важно, чтобы со стороны государства в процессе выработки критериев безопасности, были включены новые параметры обеспечения безопасных социальных коммуникаций [5, с. 74].

Тем самым, весьма нетрудно предположить, что средствами контроля за соблюдением новых коммуникационных стандартов безопасности могут стать, прежде всего, новые разработки цифровых технологий и, предположительно, новые формы ведения бизнеса (как современные охранные структуры, только в настоящее время это будут технологии и оборудование, применяемое с целью контроля за соблюдением установленных стандартов коммуникаций).

Подводя итог, отметим, что «пост-ковидный мир» – это прежде всего мир цифровой экономики, ее распространения, развития и внедрения в разнообразные формы ведения бизнеса и его практически полную модернизацию. Цифровая экономика весьма антихрупкое основание надежности и защиты от угроз несоциальной направленности. Утверждение абсолютно не новое, однако же пандемия, вызванная распространением вируса COVID-19, актуализировала его, показав тем самым, что цифровые технологии считаются непосредственно тем актуальным технологическим стандартом, который соответственно может адаптировать формы бесконтактного взаимодействия с целью дальнейшего развития экономики и общества в целом.

Однако весьма сложно представить жизнь людей без традиционного, контактного общения, и оно, конечно же, сохранится именно в тех формах, которые в современном мире зачастую называют уходящими и отмирающими, таких как семья, брак либо домашнее хозяйство. Ценность указанных институтов в условиях распространения бесконтактных коммуникаций принципиально измениться, что вызовет изменения в бизнесе, усовершенствовав его либо же прекратив его существование. На лицо действие принципа «выживает сильнейший».

В заключении необходимо отметить, что распространение COVID-19 оказало огромное влияние на экономическую составляющую всего мира. Риск глобальной катастрофы настолько велик, что власти многих государств решили пожертвовать развитием экономики дабы обеспечить должный уровень социальной безопасности в стране. Среди наиболее пострадавших от пандемии отраслей экономики можно выделить, прежде всего, туризм, ресторанный бизнес, фитнес и транспорт, иными словами все те отрасли, которые предполагают массовые скопления людей и переезды между регионами и государствами. С целью поддержки наиболее пострадавших хозяйствующих субъектов государство ввело определенные налоговые льготы и обеспечило выделение определенных  субсидий [4, с. 19].

При этом, к выигравшим представителям бизнеса следует отнести фармацевтические предприятия, аптеки, производителей защитных масок, перчаток и дезинфицирующих средств. Наряду с этим, избежать кризисную ситуацию также смогли те экономические субъекты, которые обеспечивают доставку еды и корпорации, предоставляющие услуги по обеспечению дистанционных видеоконференций. Тем не менее, при продлении карантинных мер, вызванных угрозой распространения COVID-19, указанные компании также начнут испытывать определенные сложности, поскольку у людей определенно снизится покупательская способность. 

Список использованной литературы

  1. Александрова В. А. Влияние мер по борьбе с COVID-19 на мировую экономику // E-Scio. – 2020. – № 4 (43). – С. 353 – 360.
  2. Анпилов С.М., Сорочайкин А.Н. Как пандемия COVID-19 изменит Россию // Экономика, управление и право в современных условиях: Межвуз. сб. ст. / Под ред. М.М. Матвеевой. Тольятти: Изд-во ИССТЭ, 2020. Вып. 30. С. 4-8.
  3. Березовская Н. Ю., Гатиятулин Ш. Н. Экспортный и импортный потенциал российской фармацевтической отрасли в условиях пандемии COVID-19 // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. – 2020. – № 3 (19). – С. 195-200.
  4. Грачева Н. С. Налоговые льготы как инструмент стимулирования экономической деятельности в период пандемии COVID-19 // Перо науки. – 2020. – № 22. – С. 19 – 23.
  5. Зюкин Д.В. COVID-19 или рестарт экономики // Наука и практика регионов. 2020. №1(18). С. 74-80.
  6. Скляр М.А., Кудрявцева К.В. Цифровизация: основные направления, преимущества и риски// Экономическое возрождение России. 2019. № 3 (61). Сс. 103-114.