Московский экономический журнал 10/2020

image_pdfimage_print

УДК 379

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10679

ШКОЛЬНАЯ МЕБЕЛЬ: ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПОТРЕБИТЕЛЯМИ 

SCHOOL FURNITURE: CUSTOMER CHOICE FACTORS

Чихутова Анастасия Дмитриевна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Юрина Виктория Михайловна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Булганина Анастасия Евгеньевна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Chikhutova A.D., chihutova2015@yandex.ru

Yurina V.M., vika.yurina.98@bk.ru

Bulganina A.E., bulganina555@mail.ru

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования выбора школьной мебели для организации учебного процесса в образовательной организации и создания рабочего места дома. Целью исследования является анализ факторов выбора учебной/школьной мебели и учет особенностей целевой аудитории. В статье раскрываются такие факторы выбора как: влияние мебели на здоровье; время, проводимое за партой; наличие функциональных особенностей рабочего места; удобство. В выводах к статье авторы сформировали пакет требований, которое необходимо учитывать при выборе учебного/домашнего рабочего места. 

Summary. The article discusses the results of a study of the choice of school furniture for organizing the educational process in an educational organization and creating a workplace at home. The aim of the study is to analyze the factors of choosing educational / school furniture and consider the characteristics of the target audience. The article reveals such factors of choice as: the influence of furniture on health; time spent at the desk; availability of functional features of the workplace; convenience. In the conclusions to the article, the authors formed a package of requirements that must be considered when choosing a study / home workplace.

Ключевые слова: школьная мебель, эргономичность, удобство, школьники, студенты, факторы формирования спроса, опрос, исследование.

Keywords: school furniture, ergonomics, convenience, schoolchildren, students, factors of demand formation, survey, research. 

Введение. В период пандемии все обучающиеся столкнулись с необходимостью организации рабочего места дома. Именно в этот период было проведено исследование факторов выбора школьной мебели и ее оценки (школа, вуз). Как показывает статистика до 80% обучающихся имеют проблемы и нарушения осанки, по средним расчетам в положении «сидя» они проводят до 90% времени в день. Большое значение в организации рабочего места имеет учебная парта/стол не только в образовательном учреждении, но и дома.

Рынок школьной мебели в настоящее время слабо развит, для работы дома многие предпочитают покупать многофункциональные столы, или дети уроки выполняют за столами, которые есть дома, но абсолютно не соответствуют росту ребенка, его физиологическим параметрам. В некоторых случаев рабочей зоны у обучающегося дома вообще не существует.

  1. Материалы и методы исследования. Опрос был проведен в апреле 2020 года, выборка составила 187 человек, исследование проводилось средствами google forms.
  2. Результаты исследования. Результат опроса показал, что лишь 9,1% опрошенных устраивают парты, за которыми они сидят. Оставшиеся 80,9% не достаточно удовлетворены школьной мебелью в своих вузах, из них – 33,7% считают, что в основном парты удобные, но все же есть те, которые их не устраивают; 22,5% считают, что в основном школьная мебель неудобная в большинстве кабинетов; 34,8% считают, что школьная мебель в их учебном кабинете вообще не удобная.

Большинство опрошенных считают, что парты, влияют на процесс их обучения, здоровье и психологическое состояние и только 9,1% считают, что они вообще никак на них не влияют. 14,4% просто не задумывались об этом (рисунок 2).

Также 74,3% опрошенных студентов считают, что из-за неудобной парты может искривиться позвоночник, 16,6%, что можно пораниться об острые края, 5,9% считают, что это ни на что не влияет и 3,2% считают, что может ухудшаться зрение.

Для 91,4% из 100% опрошенных имеет значение внешний вид парты, так же результаты исследования выявили, что 27,3% считают, что в школе парты были намного удобнее, 25,1 % не задумывались об этом, 28,9% считают, что они были такими же и  только 18,2% считают, что в университете мебель все-таки удобнее, чем было в школе (рисунок 3).

В процессе реализации учебного процесса в образовательных организациях 62% учащихся проводят 6 часов за партой в сутки, 22,5% – проводят более 6 часов за партой в день, 12,8% – 3 часа за партой и всего лишь 2,7 проводят 1,5 часа за партой в сутки (рисунок 4).

На вопрос о том, хотели ли бы вы приобрести современную школьную парту для своего дома, 52,9% ответили, что никогда об этом не задумывались, но теперь они об этом подумают, 39% категорически отказываются приобретать  школьную парту, а 8% хотели бы ее приобрести для своего дома.

Задавая вопрос о том, сколько вы готовы потратить на школьную парту для вашего дома 56,7% ответили, что только 4000 рублей, 27,3%  –  6000 рублей, а также по 8% опрошенных готовы купить ее за 10000 рублей и за 15000 рублей.

Необходимыми дополнительными элементами 74,3% считают наличие крючков, 51,3% подножки, 36,9% полочки снизу и 18,2% отдельного места для ручки и карандаша (рисунок 5).

Важным фактором при выборе парты является материал изделия. По результатам исследования 78,6% предпочитают парты из дерева, 18,2% из пластика и только 3,2% из металла.

На вопрос о том, что вас не устраивает в вашей школьной мебели 57,8% ответили, что это отсутствие крючков, 63,6% – острые и ободранные края, 64,2% – грязные и разрисованные парты, 41,7% – парты сильно шатаются при письме, 34,8% – не умещаются ноги под партой, 37,4% – сидения от парт слишком далеко (рисунок 6).

62% ответили – закругленные края, 76,5% – прочная конструкция и 39,6% – нетоксичные материалы. Лидирующую позицию при выборе того, что делает парту менее опасной, занимает прочная конструкция.

Таким образом, можно сделать ряд выводов. Большинство опрошенных мною студентов не устраивает школьная мебель (парты и стулья) в их учебных заведениях. Многие переживают о том, что от неправильности парты может искривляться их позвоночник. Для студентов, которые проводят такое большое количество времени в своем учебном заведении, очень важно, чтобы парты были чистыми и удобными. Желательно, чтобы они имели крючки и подножки, а также регулировались по высоте. Предпочтительнее для студентов парты, рассчитанные на двух человек и без наклона. Сидеть студентам удобнее на стульях, чем на скамейках. На взгляд студентов очень важно, чтобы у парты были закругленные края и прочная конструкция, что делает ее менее травмоопасной.

Литература

  1. Кожевникова О.А., Новикова А.С. Школьная мебель учебной аудитории образовательного учреждения//Евразийское Научное Объединение. 2019. № 2-2 (48). С. 104-106.
  2. Латышевская Н.И., Крылова Н.В. Школьная мебель. аспекты проблем В сборнике: Здоровье, образование, воспитание детей и молодежи в XXI веке. Материалы международного конгресса. Москва, 2004. С. 182-184.
  3. Лебедева Т.Е. Маркетинговые исследования Учебно-методическое пособие / Ответственный редактор О.В. Каткова. Нижний Новгород, 2008.
  4. Пятырова Е.В., Ефременко Е.Е., Ковалевская Е.В., Рымина Т.Н. Школьная мебель и ее влияние на здоровье детей//Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2010. № 1-2 (41-42). С. 99-100.
  5. Сирант Л.Б., Николаев Н.П. Влияние эргономических параметров школьной мебели на функциональное состояние ребенка В сборнике: Инновационные технологии в сфере сервиса и дизайна. Электронный ресурс: материалы I Международной научно-технической конференции. Редакционная коллегия: М.И. Бальзанников, Н.Г. Чумаченко, Н.В. Афанасьева, Е.Г. Вышкин. 2014. С. 44-46.

Referents

  1. Kozhevnikova O.A., Novikova A.S. SHkol’naya mebel’ uchebnoj auditorii obrazovatel’nogo uchrezhdeniya//Evrazijskoe Nauchnoe Ob”edinenie. 2019. № 2-2 (48). pp. 104-106.
  2. Latyshevskaya N.I., Krylova N.V. Shkol’naya mebel’. aspekty problem V sbornike: Zdorov’e, obrazovanie, vospitanie detej i molodezhi v XXI veke. Materialy mezhdunarodnogo kongressa. Moskva, 2004. pp. 182-184.
  3. Lebedeva T.E. Marketingovye issledovaniya Uchebno-metodicheskoe posobie / Otvetstvennyj redaktor O.V. Katkova. Nizhnij Novgorod, 2008.
  4. Pyatyrova E.V., Efremenko E.E., Kovalevskaya E.V., Rymina T.N. SHkol’naya mebel’ i ee vliyanie na zdorov’e detej//Zdorov’e. Medicinskaya ekologiya. Nauka. 2010. № 1-2 (41-42). pp. 99-100.
  5. Sirant L.B., Nikolaev N.P. Vliyanie ergonomicheskih parametrov shkol’noj mebeli na funkcional’noe sostoyanie rebenka V sbornike: Innovacionnye tekhnologii v sfere servisa i dizajna. Elektronnyj resurs: materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii. Redakcionnaya kollegiya: M.I. Bal’zannikov, N.G. CHumachenko, N.V. Afanas’eva, E.G. Vyshkin. 2014. pp. 44-46.