Московский экономический журнал 10/2020

image_pdfimage_print

УДК 330.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10676 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

EDUCATIONAL SERVICE AS AN ECONOMIC CATEGORY IN THE CONDITIONS OF MARKET RELATIONS

Васильева Елена Валерьевна, старший преподаватель кафедры менеджмента, заместитель декана факультета дополнительного образования, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Vasileva E.V., vasileva_upravl@mail.ru 

Аннотация. В статье рассматриваются методологические основы понятия образовательная услуга, через призму аналитического подхода к таким дефинициям, как услуга и образование.

Исследуется результат предоставления образовательной услуги потребителю как сформированный у последнего комплекс навыков, умений, знаний в новых областях образовательного и научного пространства. В данном случае образовательная услуга выступает как экономическая категория, становясь объектом купли-продажи. Основная цель –  удовлетворение потребностей конечных потребителей в профессиональной трансформации, личностном развитии, как с интеллектуальной, так и профессиональной точек зрения.

Summary. The article discusses the methodological foundations of the concept of educational service, through the prism of an analytical approach to such definitions as service and education. The article examines the result of providing educational services to the consumer as a set of skills, abilities, and knowledge formed in the latter in new areas of the educational and scientific space. In this case, the educational service acts as an economic category, becoming an object of purchase and sale. The main goal is to meet the needs of end users in professional transformation and personal development, both from an intellectual and professional point of view.

Ключевые слова: образование, услуга, образовательная услуга, экономика, экономические отношения, рынок.

Keywords: education, service, educational service, economy, economic relations, market.

В настоящее время проблемы реализации образовательной политики в нашей стране выходят на первый план, поскольку система образования продолжает реформироваться на всех уровнях. Рассматривая образовательное пространство с позиции рыночного подхода важно понимать, что на ряду с формирование и развитием различных рынков (промышленный, продовольственный, финансовый и т.д.) формируется и развивается рынок образовательных услуг, где объектом купли-продажи выступает сама образовательная услуга.

В этой связи, с позиции применения исследовательского подхода, представляется необходимым проведение анализа методологических подходов к понятию образовательной услуги как экономическому понятию, изучение различных аспектов ее вовлечения в хозяйственный оборот.

Прежде чем анализировать методологические подходы к понятию «образовательная услуга» необходимо, по нашему мнению, исследовать такие понятия как услуга и образование.

Образование с позиции персонифицированного подхода представляет собой некий «багаж» компетенций, которыми обладает индивид, позволяющий ему свободно ориентироваться в социально-экономическом пространстве, понимая сущность происходящих процессов и явлений.

В данном случае образование, а главное его уровень, которым обладает индивид дает ему определенные преференции относительно тех индивидов, которые не имеют образования или его уровень достаточно низкий.

Если рассматривать систему образования с экономической точки зрения, то можно говорить, что образование является полноценным и полноправным участником рыночных отношений с собственным образовательным рынком, где, как и на других рынках, совершаются акты купли продажи.

Однако продукт, который выступает объектом купли-продажи имеет свою специфику. Этим продуктом является образовательная услуга и в отличие от рынка товаров имеет нематериальный характер. Еще одна особенность в том, что процесс отчуждения образовательной услуги также имеет свою особенность, право собственности на образовательный продукт может и не передаваться потребителю.

Понятие услуга, ее сущностное содержание мы рассматриваем как самостоятельную экономическую категорию, которая выступает посредником между продавцом и покупателем на рынке услуг. Услуга, как правило, также имеет нематериальный характер и призвана обеспечить удовлетворение разнообразных потребностей общества.

Применительно к образовательному пространству услуга может предоставляться на безвозмездной основе для потребителя, но продавцу ее оплачивает государство. Однако, на современном этапе, очень динамично развивается образовательный рынок, где услуга выступает объектом купли-продажи и предоставляется потребителю на возмездной основе.

Предоставление услуги есть процесс получения некой выгоды, одной стороной от другой. Данный процесс предполагает мысленное восприятие услуги, проба услуги, попробовав услугу, делаем  выбор, в основе которого лежит желание потребителей. Однако на момент приобретения услуги потребитель не имеет информации, какую он в итоге услугу получит. В связи с этим мы можем говорить об определенной функциональности услуги, которую нужно понимать в момент ее продажи, а именно:

  1. Услугу нельзя «потрогать руками».
  2. Нельзя гарантировать высокий уровень качества.
  3. Время начала предоставления не лимитировано.
  4. Уровень компетентности того, кто предоставляет услугу.
  5. Возможность предоставления услуги в соответствии с запросами потребителей.

Исследовав понятия,  услуга и образование мы переходим к анализу методологических подходов к понятию образовательная услуга. Понятие образовательная услуга появилось в экономической литературе относительно недавно в конце восьмидесятых годов XX столетия, когда начало формироваться пространство платных образовательных услуг, то есть услуг, предоставляемых на возмездной основе. Когда в обиход стали входить такие понятия как производитель и потребитель образовательной услуги, договор на оказание платных образовательных услуг и т.д.

Существует большое количество методологических подходов к определению понятия «образовательная услуга». Нами были проанализированы исследования различных авторов, результаты анализа представлены ниже.

О.А. Мазур и В.А. Долятойский дают следующее определение  образовательной услуги – «нематериальные действия, направленные на сознание личности, обеспечивающие реализацию потребности человека в приобретении определенного вида знаний, умений, навыков, доступ к специальности или квалификации; обеспечивающие удовлетворение потребностей рынка труда». В   данном определении говорится   только   о непосредственном контакте преподавателя и обучаемого   в части передачи знаний, умений и навыков, но не слова не сказано о  самостоятельном обучении [4, с.25].

С.Г. Борисова солидарна с О.А. Мазур и В.А. Долятойским и трактует понятие образовательная услуга как «процесс распространения знаний и умений в конкретной знаниевой области». Однако данное понятие раскрывается в достаточно узком смысле, касающемся исключительно профессиональной подготовки.

Также стоит отметить, что образовательная услуга характеризуется некоторой степенью неопределенности, по сравнению с другими видами услуг, поскольку опирается на способности ее непосредственных потребителей, базовую подготовку и общим интеллектуальным развитием.

Ш.З. Валиев определяет образовательные услуги как «творческий, целенаправленный процесс, который реализуется в образовательной организации с целью передачи и накопления конкретных знаний, умений и навыков, когда происходит изменение статуса обыкновенного потребителей в потребителя определенных образовательных программ».

С.В. Куров характеризует ее как «устойчивую, целенаправленную, четко организованную деятельность, которая осуществляется преподавателем или несколькими преподавателями (педагогическим коллективом) на основе межличностных коммуникаций между преподавателем и обучающимся в процессе трансляции знаний,  навыков и умений, через механизм формирования личности индивида». В данном определении не находят отражение процессы формирования практических навыков [5].

А.В. Белозеров определяет образовательную услугу как «услугу по организации процесса воспитания и обучения, то есть информационного насыщения образовательного пространства для формирования у обучающегося полноценного комплекса умений, навыков и знаний». Данное определение не отражает о каком информационном ресурсе идет речь.

В свою очередь Г.Д. Шкарлупина         отождествляет «образовательную услугу с некими отношениями, имеющими гражданско-правовую основу. Эти отношения носят исключительно возмездный характер, закрепляемый  договором между субъектами образовательных отношений, а именно, представителем образовательной услуги и получателем (потребителем) образовательной услуги. Данные образовательные отношения имеют своей целью формирования теоретических знаний и практических навыков у потребителя образовательной услуги». В данном определении рассматривается исключительно платное образование.

В.В. Чекмарев полагает,  что «образовательная услуга это четко сформированный продукт, на основе осуществления процесса  образовательного производства; процесс, данный процесс является источником формирования человеческого капитала на основе потребления интеллектуальных способностей «производителя» через призму механизма его воспроизводства. В основе данного определения лежит исключительно интеллектуальная составляющая «производителя».

На наш взгляд, наиболее обобщенным является определение, которое отражено в трудах В.П. Щетинина. Данное определение рассмотрено с нескольких ракурсов:

1) С позиции личности или индивида – образовательная услуга формирует у потребителя либо общепринятый,  либо определенный уровень профессиональных навыков, знаний и умений, что позволяет потребителю образовательной услуги, всецело удовлетворять их персональные потребности в процессе карьерного роста, а также в саморазвитии и самоутверждении.

2) С позиции организации – институт образовательная услуга работает не только как возможность получения основного профессионального образования, но в большей части, как институт повышения профессиональной квалификации и как институт профессиональной переподготовки, что является необходимым сохранения конкурентоспособности индивида и повышения эффективности его трудовой деятельности.

3) С позиции государства и общества образовательная услуга дает возможность обеспечить процесс расширенного воспроизводства человеческого и интеллектуального капитала, что, в свою очередь, формирует трудовой потенциал национальной экономики [8,с.285-290].

Можно сказать, что потребности личности в получении образовательных услуг являются объективными, поскольку позволяют  индивиду развивать свои врожденные таланты, иметь на рынке труда конкурентные преимущества и в профессиональной деятельности, формировать банк человеческого, и как следствие, интеллектуального капитала, позволяющего обеспечить профессиональный рост и карьерное продвижение.

Таким образом, наш подход к определению понятия «образовательная услуга», как элемента рыночных отношений, сводится к следующему: «образовательная услуга» – это экономически значимая категория, участник экономических отношений между продавцом и покупателем (потребителем), являющаяся результатом взаимодействия между этими субъектами. Данное взаимодействие предполагает передачу умений, навыков и знаний  в виде совокупности информационных ресурсов. Предоставление образовательной услуги имеет своей целью формирование и развитие у индивида человеческого и интеллектуального потенциала, что способствует его конкурентоспособности и профессиональному росту.

Итак, мы можем сделать следующие выводы: существуют неопределенности в анализе понятия «образовательная услуга». Ее можно трактовать как экономическую категорию, что для нас является наиболее важным и значимым, так и как социальную, что тоже нельзя не учитывать при рассмотрении этого понятия. Все это продиктовано тем, что рассмотрение образовательных услуг в призме рыночной экономики является результатом смешанного характера этого общественного блага. 

Литература

  1. Белозеров А.В. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг: автореферат дис. … кандидата юридических наук: 12.00.03 / Моск. гос. соц. ун-т. – Москва, 2000. – 20 с.
    Гражданское право; семейное право; гражданский процесс; международное частное право.
  2. Борисова С.Г. Особенности понятия «образовательные услуги». Международный академический вестник / Изд-во: АНО «Исследовательский центр информационно-правовых технологий» (Уфа). 2016. С. 8-11.
  3. Валиев Ш.З. Рынок образовательных услуг / Ш.З. Валиев; С. –Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. – Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2001. – 139 с.: ил. – Библиогр.: С. 130-133. 
  4. Долятовский В.А., Мазур О.А. Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг – Ростов-на-Дону: РГЭУ-НИЭУП,2006, С. 21-26.
  5. Куров С.В. О правовой природе договора платного образования/ С.В. Куров // Право и образование. – 2002. – № 3.
  6. Чекмарев В.В., Чекмарев Вл.В., Логвин Н.В., Коновалова Е.В. Образовательные региональные системы как мезоэкономические: постановка проблемы / Экономическое развитие регионов России / Под науч. ред. В.В. Чекмарева. – Кострома: КГУ. 2016. – С. 313-329.
  7. Шкарлупина Г.Д. Теория и методика преподавания правовых дисциплин. М., Директ-Медиа. 2014.
  8. Щетинин, В. П. Экономика образования: учебное пособие / В. П. Щетинин, Н. А. Хроменков, С. Рябушкин. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 305 с.