Московский экономический журнал 1/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 338.43

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_1_8

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ, КАК ФАКТОР, КОМПЕНСИРУЮЩИЙ ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ДЕФИЦИТ НА РЫНКЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ РОССИИ НА СРЕДНЕ И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

LABOR MIGRATION AS A FACTOR COMPENSATING FOR THE PROJECTED SHORTAGE IN THE RUSSIAN LABOR MARKET IN THE MEDIUM AND LONG TERM

Маргалитадзе Омари Николаевич, к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», академик Международной инженерной академии. Москва, E-mail: m-on-42@mail.ru

Margalitadze Omari N., PhD, Associate Professor of the State University of Land use Planning, Academician of the International Academy of Engineering. Moscow, E-mail: m-on-42@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития России на средне и долгосрочную перспективу с учётом прогнозируемого дефицита на рынке рабочей силы. Только рациональное использование имеющихся ограниченных ресурсов позволит экономике России устойчиво развиваться, полнее удовлетворить всё более растущие потребности общества и выйти на индикативные показатели, сформулированные в указах президента России о национальных целях и стратегических задачах развития страны. В настоящее время таким дефицитным ресурсом в мировой экономике, в том числе российской, является рабочая сила.

Для поступательного развития экономики России, вплоть до 2030 г., требуется приток как минимум 0,7-1 млн. трудовых мигрантов ежегодно. Сложная демографическая ситуация и дефицит рабочей силы наблюдается в большинстве развитых стран, который во многом восполняется привлечением иммигрантов, т.е. этот рынок становится довольно конкурентным. Результатом репрессивной миграционной политики может оказаться, что после выхода из кризиса, когда России с её демографической ситуацией обязательно понадобятся дополнительные трудовые ресурсы, они уже будут переориентированы на другие страны с более цивилизованным отношением к ним. Привлечь в это время этот дефицитный фактор производства на мировом рынке труда, на выгодных для отечественного бизнеса условиях, может оказаться затруднительным.

Автор предлагает меры по решению проблемы за счёт регулирующего воздействия государства, рационального использования имеющегося трудового потенциала, уменьшения оттока трудоспособного населения из страны, внутренней миграции, реинтеграции соотечественников из-за рубежа, привлечения иностранной рабочей силы.

Abstract. The article discusses the issues of sustainable development of Russia in the medium and long term, taking into account the projected shortage in the labor market. Only the rational use of the limited resources available will allow the Russian economy to develop steadily, more fully meet the ever-growing needs of society and reach the indicative indicators formulated in the decrees of the President of Russia on national goals and strategic objectives of the country’s development. Currently, such a scarce resource in the global economy, including the Russian one, is the labor force.

For the progressive development of the Russian economy, up to 2030, an influx of at least 0.7-1 million labor migrants is required annually. The difficult demographic situation and labor shortage is observed in most developed countries, which is largely compensated by the attraction of immigrants, i.e. this market is becoming quite competitive. As a result of the repressive migration policy, it may turn out that after overcoming the crisis, when Russia with its demographic situation will definitely need additional labor resources, they will already be reoriented to other countries with a more civilized attitude towards them. At this time, it may be difficult to attract this scarce factor of production in the world labor market, on favorable terms for domestic business.

The author suggests measures to solve the problem through the regulatory impact of the state, the rational use of the available labor potential, reducing the outflow of the able-bodied population from the country, internal migration, reintegration of compatriots from abroad, attracting foreign labor. 

Ключевые слова: устойчивое развитие, демографический кризис, COVID-19, рынок рабочей силы, иммиграция, соотечественники, внутренняя миграция, Д.Кард, Д.Ангрист, Г.Имбенс

Keywords: sustainable development, demographic crisis, COVID-19, labor market, immigration, compatriots, internal migration, D.Card, D.Angrist, G.Imbens

Только наиболее эффективное, рациональное использование имеющихся ограниченных ресурсов позволит экономике России устойчиво развиваться, полнее удовлетворить всё более растущие потребности общества и выйти на индикативные показатели, сформулированные в указах президента России от 2018 и 2020 годов, о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 и до 2030 годов, соответственно. Основные положения этих документов направлены на обеспечение устойчиво высокого роста экономики страны темпами, выше среднемировых, по осуществлению «прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека» [1, 2].

Ситуация на рынке рабочей силы России

Для решения этих задач необходимо комплексное и устойчивое развитие территории, эффективное использование имеющихся ресурсов. В настоящее время таким дефицитным ресурсом в мировой экономике, в том числе российской, является рабочая сила. По мнению экспертов, структурный дефицит трудовых ресурсов является одним из главных рисков для экономики страны. За три последних десятилетия численность населения в России снижается, что уже привело к сокращению трудовых ресурсов, и по прогнозам, продолжит снижаться в средне и долгосрочной перспективе. На стабилизацию рынка рабочей силы существенно не повлияло проведение пенсионной реформы, увеличение пенсионного возраста, хотя это и прогнозировалось за счёт российских граждан старшего трудоспособного возраста [3, 4].

На важность демографической проблемы для экономики России на инвестиционном форуме «Россия зовет!» акцентировал внимание президент России В. В. Путин: «Эта проблема приобрела системообразующий экономический характер в связи с отсутствием нужного количества рабочих рук на рынке труда. … Потери составляют примерно 1,1–1,2 п.п. в год. И по гуманитарным соображениям, и с точки зрения укрепления нашей государственности, и по экономическим соображениям решение демографической проблемы — одно из главных» [5]. В ходе ежегодной пресс-конференции президент России вновь назвал проблемы в демографии причиной нехватки рабочих рук в стране. Он считает, что серьезное увеличение численности населения в работоспособном возрасте «к 2024-му, к 2030 году … является одной из важнейших задач и одним из драйверов роста» [6].

Ситуацию на рынке рабочей силы усугубило введение в 2014 году западных санкций против России и продовольственные контрсанкции, которые Россия ввела в ответ. Это оживило темпы роста объёмов производства в отдельных областях сельского хозяйства, но подстегнуло продовольственную инфляцию, при устойчивом падении реальных располагаемых доходов населения за последние 10 лет. С падением цены на нефть и замедлением экономического роста обрушился курс рубля к свободно конвертируемым валютам. Рекордного уровня достиг чистый отток капитала из страны. За последние годы в России также обострилась демографическая ситуация по причине депопуляции населения, сокращения рождаемости и повышения смертности, под влиянием пандемии COVID-19.  По оценке международной аудиторско-консалтинговой компании FinExpertiza на российском рынке труда дефицит рабочей силы достиг максимума за семь лет и на конец 2021 года составил ежемесячно 2,2 млн работников. При этом, за последний год потребность в кадрах увеличилась почти на четверть [7]. Согласно исследованию, проведённого Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара, в четвёртом квартале 2021 года на четверти российских предприятий увеличению производства препятствовал дефицит кадров [8].    

При нашем демографическом кризисе и слабой населённости азиатской части страны иммигранты благо для России, они дают возможность компенсировать спад прироста трудовых ресурсов, который будет в ближайшие годы только усугубляться. Ведь по заключению экспертов, для поступательного развития экономики России, вплоть до 2030 г., требуется приток как минимум 0,7-1 млн. трудовых мигрантов ежегодно. Однако, приток иммигрантов в последние годы резко сократился. Если до пандемии коронавируса в России находилось от 9 до 11 млн. иммигрантов, в том числе две трети из них были трудовые мигранты, сейчас их число сократилось вдвое [9, 10].

Рабочая сила как дефицитный ресурс

Не вызывает сомнения, что при сокращении населения и инвестиций, невозможно добиться прорывного экономического роста экономики. Вместе с тем, при очевидной стагнации экономики России и возможного роста безработицы, из-за проблем, вызванными распространением пандемии коронавируса, правительство вынуждено вводить дополнительные препятствия для трудовой иммиграции. Тем более очевидно, что в такой ситуации стране нужен четкий баланс трудовых ресурсов.

Экономически выгодно заняться планомерной организацией приема, размещения, повышения образования, интеграции в общество иммигрантов. По данным Программы развития ООН (ПРООН), составляя лишь 3,5 процента населения планеты, иммигранты производят 9 процентов мирового ВВП. А в соответствии с исследованиями Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ), увеличение числа иммигрантов на 1 процент приводит к росту дохода населения на 2 процента. Иммигранты приносят пользу как странам своего происхождения, так и прибытия, способствуя тем самым их экономическому росту, улучшению благосостояния населения [11].

Кроме этого, лауреаты Нобелевской премии по экономике 2021 года Д.Кард, Д.Ангрист и Г.Имбенс убедительно доказали, что иммиграция может благотворно сказаться на доходах коренных жителей в стране пребывания и не обязательно приводит к сокращению рабочих мест [12].

В целом тема влияния внутренней и внешней миграции на рынок рабочей силы, доходы и экономическую динамику регионов России сильно политизирована. Между тем, как показывают научные исследования ЦБ России, приток иммигрантов увеличивает экономическую активность в принимающих регионах, но это влияние минимально по объёму, минимален рост зарплат на рынке труда как принимающих, так и экспортирующих рабочую силу регионов, не выявлено и влияние миграции на безработицу [13].

Сложная демографическая ситуация и дефицит рабочей силы наблюдается во многих развитых странах, который во многом восполняется привлечением иммигрантов, т.е. этот рынок становится довольно конкурентным. Каждая страна индивидуально решает вопрос приёма иммигрантов, некоторые традиционно более открыты к ним по разным причинам: гуманитарным, экономическим, территориальным. А есть более закрытые, которые считают, что у них и так много иностранной рабочей силы в стране. Результатом репрессивной миграционной политики может оказаться, что после выхода из кризиса, когда России с её демографической ситуацией обязательно понадобятся дополнительные трудовые ресурсы, они уже будут переориентированы на другие страны с более цивилизованным отношением к ним. Привлечь в это время этот дефицитный фактор производства на мировом рынке труда, на выгодных для отечественного бизнеса условиях, может оказаться затруднительным [14].

Поэтому, чтобы в будущем не потерять потоки мигрантов, особенно с постсоветского пространства, необходимо работать с ними по стабильным и известным правилам, сокращать количество принимаемой рабочей силы осторожно, т.е. с неукоснительным выполнением всех предусмотренных действующим законодательством выплат и компенсаций. У нас же никак не завершатся постоянные изменения законодательства по отношению к мигрантам. Иммигранты – сила, а не слабость России, и этой силой надо учиться пользоваться.

Опираясь на создавшиеся демографические реалии, первые лица государства резко осуждают репрессивную миграционную практику в ряде регионов России, прекращение иммиграции признано угрозой национальной безопасности страны. Они призывают ломать пресловутые административные барьеры, мешающие приехавшим легализоваться в России, создать условия для привлечения в нашу страну квалифицированной рабочей силы, людей образованных и законопослушных [15]. В связи с необходимостью привлечения дополнительной рабочей силы в различные отрасли экономики, упрощаются получение гражданства РФ последними поправками к закону «О гражданстве Российской Федерации», которые внёс президент России в Государственную Думу 29 декабря 2021 года [16].

При этом, исполнительная власть на федеральном и местном уровнях делает далеко не всё, что нужно для регулирования миграционных потоков, адаптации и целевого привлечения трудовых мигрантов в конкретные регионы и отрасли рынка. А без серьезной работы по интегрированию этих людей, процесс становится сложным и для приезжих, и для региона, который их принимает.

Проблемы эмиграции россиян и внутренняя миграция

Особое внимание следует уделить использованию имеющегося трудового потенциала России. Надо сделать всё возможное, чтобы минимизировать значительный отток трудоспособного населения, в том числе специалистов, «утечку умов». Верно отметил президент РФ, что есть два способа решения этой проблемы: либо закрывать выезд из страны, или создавать нормальные условия труда и достойно платить, чтобы профессионалы оставались в стране. Выбор взвешенного решения за властью [17].  При этом надо учитывать, что эмиграция хотя частично и компенсируется иммигрантами, но в основном уезжают профессионалы, а замещаются они менее квалифицированными кадрами. Так, например, согласно исследованию Института социологии РАН «Анализ миграционных процессов и их социальная составляющая в субъекте Российской Федерации», доля иммигрантов с высшим образованием среди приезжих составляет от 13 до 17 %, тогда как среди эмигрантов из России высшее образование имеют 50,4%, а среднее специальное 37,7%. А это, естественно, будет сдерживать рост производительности труда в экономике страны [18].

Как свидетельствуют данные ООН, по числу принятых мигрантов Россия занимает четвертое место в мире (11,6 млн человек) и третье – по эмиграции россиян в другие страны. За пределами РФ в 2020 году проживали 10,8 млн ее граждан – или 7,4 процента от её населения [19].  По данным исследования, проведенного в 2021 году порталом “Такие дела” общая эмиграция из России за два последних десятилетия составила до 5 миллионов человек. В т.ч. за последние годы уезжали по 300 тысяч граждан ежегодно. Более половине выехавших (55%) – 20-40 лет. Основными причинами эмиграции называли: стремление к безопасности, стабильности и заботу о будущем детей [20].

На глобальном рынке сложилась конкуренция на рабочую силу. В этой связи многие страны предлагают существенно ослабить требования к соискателям, особенно к квалифицированным специалистам, в том числе из России, хотят выдавать визы на полгода или даже год для поиска работы или для открытия бизнеса. При этом по ряду вакансий предлагается набирать людей со знанием не местного, а английского языка. Некоторые страны ЕС (Германия, Финляндия, Польша) облегчили въезд для иностранцев, в том числе объявляя о перспективе безвизового режима для российской молодежи [21].

В 2020-2021 годы, когда наблюдается снижение количества приезжих в Россию иностранных рабочих, казалось бы, должны были открыться возможности для внутренних мигрантов. Однако запросов от соотечественников на вакансии, занимаемые иммигрантами, не стало резко больше. Немногие безработные из регионов России готовы идти в ЖКХ, на стройки, в сельское хозяйство, туда, где сегодня ощущается дефицит рабочей силы и необходим тяжелый физический труд. На экспертном уровне рассматриваются и предлагаются разные варианты привлечения россиян на рабочие места, замещаемые иммигрантами. Однако российские граждане менее мобильны, привыкли к определенному уровню комфорта в своем регионе и далеко не все готовы жить и работать вдали от дома на условиях, приемлемых для иммигрантов.

Вместе с тем, эксперты обращают внимание, что сейчас в тех отраслях, где заняты иммигранты, зарплата выше, чем во многих регионах России. При стимулировании внутренней трудовой миграции, правильной организации процесса рекрутинга из трудоизбыточных российских регионов, где по данным Росстата больше всего проблем с трудоустройством (Северная Осетия — Алания, Карачаево-Черкесия, Тува, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Хакассия, Республика Алтай и др.), можно было бы привлекать россиян для замещения иностранной рабочей силы на объектах их привлечения. Приоритетным можно рассматривать вахтовый метод, чтобы исключить отток коренного населения и экономическую стагнацию этих территорий. Более того, заработанные деньги они будут инвестировать в регионы, откуда были рекрутированы, и тем самым способствовать их социально-экономическому развитию.

При привлечении россиян на вакантные места возникает проблема с низкой оплатой и условиями труда, а также социальный аспект (обеспечение жилплощадью, медицинское обслуживание, социальные гарантии, питание, оплата проезда, подъемные на первый месяц и т.п.). Привлекательными для россиян рабочие места мигрантов сделала бы высокая зарплата, их механизация и автоматизация, но это требует инвестиций и времени. Если делать ставку на внутреннюю рабочую силу, которая более требовательна ко всему этому, то работодатель будет вынужден делать дополнительные расходы, которые негативно отразятся на себестоимости и конкурентоспособности произведённых благ. Им выгоднее привлечь дешёвую иностранную рабочую силу, готовую работать за относительно низкую зарплату, в условиях несоблюдения условий труда и правил техники безопасности, низких социальных гарантий, бытовых неудобств. Что они и делают.

Правительство Москвы в конце 2021 года уже заявило, что намерено полностью отказаться от трудовых мигрантов в некоторых сферах, например, в ЖКХ и строительстве, а на их места пригласить специалистов из российских регионов. Городские власти намерены разработать план, который позволит за счёт повышения технологичности строительства, использования средств механизации и автоматизации, сократить штат рабочих на объектах втрое, обойтись без иммигрантов, и более того, увеличить вдвое скорость возведения объектов [22].

Но это скорее средне и долгосрочная перспектива. Представляется, что планировать миграционную политику значит смотреть на многие годы вперед.

Здесь, наверное, нужна чёткая государственная политика, федеральная программа, направленная на минимизацию эмиграции из страны трудоспособного населения, создания им условий труда и отдыха в своей стране, которые привлекли бы на рабочие места, замещаемые иностранной рабочей силой, коренных жителей, особенно в отраслях массового привлечения иммигрантов. Для этого надо повысить инвестиционную активность бизнеса, упорядочить оплату труда на непрестижных работах, развивать систему профессионального переобучения, социального страхования, создать дешевый рынок жилья. Тем самым можно повысить мобильность граждан между отраслями и регионами страны, избежать большой зависимости некоторых отраслей экономики от иммигрантов. И уже после её реализации можно говорить об отказе от иностранной рабочей силы. Эту программу ещё надо выработать и потом реализовать.

Реинтеграция соотечественников

Свою положительную роль в привлечении трудовых мигрантов из числа соотечественников сыграл Указ президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» и Государственная программа к нему. За 15 лет по этой программе на историческую родину вернулись около одного миллиона человек, тем самым во многом компенсирована естественная убыль населения, появились дополнительные трудовые ресурсы для национальной экономики.

К сожалению, этот ресурс постепенно исчерпал себя. Хотя представляется, что резервы ещё есть, если организовать систему встречного приёма соотечественников нашими дипломатами в тех странах, где они проживают. При собеседовании, с желающими переехать в Россию на постоянное жительство с семьями, можно было бы на месте принимать запросы на убежище и визу, параллельно в России подыскивается регион, где их могли бы принять, предоставить жильё, работу. Местные предприниматели, заинтересованные в дополнительной рабочей силе, могли бы софинансировать, вместе с государством, их переезд, обустройство и трудоустройство на новом месте жительства. Можно организовать шефство волонтёров, активистов из коренных жителей над приезжими семьями, тем самым оживить опустевшие сельские поселения, где почти не осталось молодежи, где некому работать [23].

Миграционная политика государства должна быть направлена на то, чтобы люди хотели приехать в Россию и остаться у нас жить. Особенно это важно в депрессивный период для экономики страны. Власть должна реально продемонстрировать, что будет оказывать поддержку иммигрантам, заинтересованным в интеграции, что они будут безболезненно встроены в социальную, культурную и общественную жизнь наравне с жителями России. Вместе с тем, в случае провала интеграции, неуправляемый миграционный прирост может вместо ожидаемого драйвера разгона экономики страны, превратиться в его тормоз. Отсутствие интеграции мигрантов несет риски роста напряженности в обществе из-за культурных различий, увеличения теневого сектора, навеса безработицы, процессов, дезинтегрирующих общество. Перед властью стоит противоречие, которое ей надо разрешить: рост ксенофобских настроений коренного населения к приезжим, и вместе с этим в экономике не хватает дешевой рабочей силы [24].

Эти и многие другие проблемы гуманизации политики и практики при приёме и легализации в РФ переселенцев обсуждали в октябре 2021 года делегаты Всемирного конгресса российских соотечественников из 102 стран мира, а также Форум переселенческих организаций на международной конференции с представителями Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ МВД России). Были выработаны соответствующие рекомендации и предложения правительству по улучшению ситуации в этой сфере.

Иммигранты нужны экономике

В период коронавирусной пандемии трудовым мигрантам сложнее попасть в Россию из-за закрытых границ. А сокращение рабочей силы угрожает восстановлению российской экономики. Закрытие границ привело к тому, что на рынке рабочей силы оказалось довольно много свободных рабочих мест, как высоко, так и низкоквалифицированных. Многие министерства и ведомства, руководители ряда регионов России заявляли о нехватке рабочих на стройках, транспорте, сфере услуг, в ЖКХ, на сезонных сельхозработах и просили правительство увеличение квот на приглашение иммигрантов. Некоторые ведомства даже ставили вопрос организации чартерных поездов для доставки рабочих из соседних стран.

В связи с этим Министерство труда и социальной защиты России на основании предложений федеральных и региональных органов власти, а также межведомственной комиссии, в состав которой включены представители МВД, Минпромторга, Минсельхоза, Минтранса, Минэкономразвития, Минстроя и Минвостокразвития России заранее определяет квоту для привлечения иностранных работников на будущий год. Квота рассчитана по заявкам работодателей, которые не могут набрать сотрудников в своём регионе, а фирмы готовы обеспечить выполнение необходимых санитарно-эпидемиологических требований для приезжих.

При этом надо принимать во внимание, что иммигранты не просто идут на рабочие места, которые не занимает коренное население, но также и создают их. Поскольку они тратят часть своей заработной платы по месту работы, они увеличивают спрос на людей, производящих товары и услуги, которые сами же потребляют. Не вызывает сомнения, что Россия нуждается в мигрантах, причем не в гастарбайтерах, а в постоянных жителях. К этому стремится и часть иммигрантов. Однако некоторые недальновидные политики, популисты всех мастей, используют эту проблему предвыборным инструментом, разжигают ксенофобию и мигрантофобию, ссылаясь, что отражают настроения населения. При этом совершенно игнорируется экономическая выгода от мигрантов [25].

Иногда властные структуры дают противоречивые и даже взаимоисключающие трактовки действующей в стране миграционной политики. Так, например, если чиновники экономического блока правительства, требуют привлечения иностранной рабочей силы для поддержки бизнеса, и соответственно, послабление режима их въезда и пребывания в стране, то силовики, опираясь на опасения коренного населения о мигрантской угрозе, считают, что увеличенный приток иммигрантов несет серьезные риски роста преступности, возникновения конфликтов на этнической и религиозной почве. Да, граждане других государств и лица без гражданства тоже совершают преступления, но по официальным данным МВД России, удельный вес совершённых ими правонарушений в 2-3 раза ниже, чем уровень преступности по стране.

Иммиграция очень нужна для экономики нашей страны. Но нужны легальные мигранты, которые, интегрируясь, трудятся и платят налоги, инвестируют в экономику, систему здравоохранения и образования. И категорически не нужна нелегальная миграция, которая устраивает только недобросовестный бизнес и криминальные структуры. Кроме этого, надо помнить, что иммигранты, особенно нелегальные, искажают ситуацию на рынке рабочей силы, пока есть дешёвая рабочая сила, бизнесу невыгодно инвестировать в новую технику и технологию, увеличивать производительность труда. Важно понять, что трудовые мигранты, при разумном их использовании, нужны России и их привлечение не ущемляет интересы коренного населения, и их об этом надо информировать.

Каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутреннего экономического положения. В России, учитывая огромную протяженность и высокую проницаемость гра­ниц, необходимы четкие требования, квоты и льготы для различных категорий ми­грантов, что позволит существенно снизить нелегальную миграцию, создать бла­гоприятные условия для регулирования миграционных потоков и привлечения нужных стране специалистов. Главное, не переусердствовать, принимая ограничительные меры.

Что надо сделать

Существует большое количество проблем, от которых зависит стабилизация рынка рабочей силы России. Часть из них будет решена в результате выполнения плана мероприятий финального этапа Концепции демографической политики РФ, в семи разделах которого определены проекты до 2025 года в нескольких сферах — от профилактики профессиональных заболеваний до развития практик ответственного родительства [26].

Однако полностью проблему этим не решить. Этот план, рассчитан на среднесрочную перспективу, и необходимо позаботиться о долгосрочной программе стабилизации рынка трудовых ресурсов России на период до 2050 года. Кроме того, экономике России нужна дополнительная рабочая сила уже сейчас. Для решения этой задачи за счёт привлечения иммигрантов нужно, чтобы потенциальные доходы от иностранной рабочей силы были бы достаточно высокими, а риски ведения бизнеса существенно снижены. Опираясь на мнение учёных и экспертов, зарубежную и отечественную практику, можно выделить факторы, решение которых может стать предметом совместных согласованных усилий общества и власти, положительно повлияет на привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы и соответственно – устойчивое развитие экономики России [27, 28, 29].

С учётом вышеизложенного, можно было бы предложить некоторые меры, направленные на стабилизацию рынка рабочей силы России на средне и долгосрочную перспективу:

  • Разработка и реализация взвешенной долгосрочной государственной иммиграционной политики, направленной не только на привлечение иностранной рабочей силы, но и на постепенное их замещение коренным населением;
  • Совершенствование законодательства, судебной системы, искоренение коррупции, бюрократизма, чрезмерного усложнения канцелярских процедур, искусственных препятствий при сдаче документов, отнимающих у иммигрантов массу времени и средств;
  • Главное управление по вопросам миграции (ГУВМ МВД России), как часть силового министерства, больше демонстрирует репрессивный подход к приезжим. Более эффективно было бы для страны, если ГУВМ вместе с этим, станет активно заниматься экономическими, гуманитарными, культурными и социальными аспектами государственной миграционной политики.
  • Особое внимание следует уделить использованию имеющегося трудового потенциала, уменьшению оттока трудоспособного населения из страны, в том числе специалистов, «утечке умов»;
  • Рассмотреть вопрос замещения иммигрантов россиянами из трудоизбыточных регионов, преимущественно вахтовым методом, чтобы исключить отток коренного населения и экономическую стагнацию этих территорий. Более того, заработанные деньги они будут инвестировать в развитие регионов, откуда были рекрутированы;
  • Изучить и обобщить на федеральном и региональном уровне опыт правительства Москвы по замещению трудовых мигрантов местными работниками в строительстве и объектах ЖКХ за счёт проведения организационно-технических мероприятий;
  • Необходимо увеличение инвестиций в человеческий капитал с целью создания условий для повышения внутренней мобильности рабочей силы (географической миграции между регионами страны);
  • Организовать систему встречного приёма соотечественников нашими дипломатами в тех странах, где они проживают. Предприниматели, заинтересованные в дополнительной рабочей силе, могли бы вместе с государством софинансировать их переезд, обустройство и трудоустройство. Нужно привлечь к этому волонтёров, местных жителей;
  • Необходимо сделать акцент на экономию живого труда на единицу продукции за счёт роста производительности труда, стимулирования внедрения в производство прогрессивной техники и технологии, достижений научно-технического прогресса, применения лучшего зарубежного и отечественного опыта хозяйствования, увеличения финансирования НИОКР выше 2% от ВВП;
  • Формирование более прозрачной системы найма иностранцев, которая способна решить проблему их трудоустройства и защиту от произвола недобросовестных работодателей (создание нормальных условий для труда и отдыха, легализацию трудовых мигрантов, исключение задержки зарплат, социальных выплат и т.п.);
  • Постпандемийный приток мигрантов демонстрирует прирост производства в наиболее пострадавших отраслях: строительстве, торговле, транспорте, ЖКХ, сельском хозяйстве. Однако ключевым фактором для восстановления этих сфер в дальнейшем будет профессионализм работников, уровень производительности их труда. В случае их низкой квалификации, в долгосрочной перспективе, рост будет ограниченным. Следовательно, при приглашении иностранной рабочей силы следует обратить внимание на их знания и опыт работы, соответствие квалификационным требованиям потенциального работодателя;
  • Для успешной интеграции мигрантов следует обеспечить им возможность реализации ключевых прав человека: права на достойный труд, доступ к образованию и медицине. Возложив ответственность за иммигрантов на организации, которые будут их завозить и привлекать к работе;
  • Создание цифровой платформы, которая будет объединять данные на иммигрантов, собираемые разными ведомствами, но исключительно для мониторинга процесса интеграции, а не для продолжения применения силовой политики, основанной преимущественно на ограничении и запрете въезда;
  • Обеспечение Федеральной, региональной и местной властью информационной поддержки по просвещению населения относительно необходимости миграционного прироста для экономики страны;
  • Серьезные коррупционные опасения вызывает рост рынка посреднических услуг в сфере миграции, в том числе в виде ФГУПов, где госуслуги предоставляются на платной основе;
  • Необходимо упрощение системы въезда и пребывания трудовых мигрантов в стране, с обеспечением необходимых мер санитарно-эпидемиологического контроля;
  • Требуют уточнения условия и процедуры подтверждения зарубежного образования, из-за чего многие не могут работать в России даже по дефицитным для страны специальностям (например, врачи и фармацевты в условиях сложной эпидемиологической обстановки); и т.п.

Экономика России имеет большой резерв для существенного роста в перспективе, это огромный и уникальный рынок, имеющий большой потенциал к модернизации и внедрению инноваций, но для его эффективного использования нужен такой важный фактор производства, как рабочая сила, которого в производственном комплексе страны явно недостаточно. Обеспечение экономики России достаточными трудовыми ресурсами безусловно поощрит предпринимательскую инициативу, позволит выйти на восстановительный тренд экономического развития и добиться долговременных, устойчивых и достаточно высоких темпов её роста.

Но без проведения серьезных институциональных реформ, ликвидации внутренних и внешних барьеров это будущее может быть под большим вопросом. 

Список источников

  1. Указ президента РФ от 7.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
  2. Указ президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года” // http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
  3. Серова Е.В.Наумов А.С.Янбых Р.Г.Орлова Н.В.Абдолова С.Н. Проблемы сельского развития и новые подходы к их решению в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2021. № 6 (384). С. 10-16.
  4. Кирпичев В.В., Лучкин А.Г., Афанасьева Н.А. Демографические факторы развития Евразийского экономического союза // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 1285-1294. 
  5. Выступление Владимира Путина на инвестиционном форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет!» 30.11.2021 // http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/comminity_meetings/67241
  6. Большая пресс-конференция Владимира Путина 23.12.2021 // http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/press_conferences/67438
  7. Расулов В. Рынку труда не хватает кадров // https://www.kommersant.ru/doc/5130639
  8. Цухло С.В. Российская промышленность в августе 2021 года: дефицит работников – Мониторинг экономической ситуации в России: Тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2021. № 14(146). Сентябрь. Сс. 22-25. https://www.iep.ru/ru/monitoring/rossiyskaya-promyshlennost-v-avguste-2021-goda-defitsit-rabotnikov.html
  9. Маргалитадзе О.Н. Факторы, влияющие на устойчивое развитие сельских территорий России, при прогнозируемом дефиците на рынке рабочей силы // Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. №2. С.27-30.
  10. 10. Шарапова Н.В., Шарапова В.М. Оценка факторов воспроизводства трудовых ресурсов сельских территорий // Экономика сельского хозяйства России. № 11. С. 89-91.
  11. Миграция – одно из условий восстановления экономики после кризиса // https://news.un.org/ru/story/2020/10/1388792
  12. Сергеев М. Приток трудовых мигрантов может повысить доходы коренных жителей // Независимая газета. 12.10.2021. https://www.ng.ru/economics/2021-10-12/100_211012nobel.html
  13. Кудаева М., Редозубов И. Влияние миграционных потоков на экономическую активность и рынок труда России в целом и региональном аспекте. Серия докладов об экономических исследованиях. Банк России. Декабрь, 2021 // https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/131869/wp_khab_dec.pdf
  14. Гайсин Р.С. Мировая продовольственная проблема в условиях глобального демографического перехода // Экономика сельского хозяйства России. 2021. № 9. С. 96-102. http://esxr.ru/article/3914].
  15. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию от 21.04.2021. (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) // http://www.kremlin.ru/acts/bank/46794].
  16. Законопроект № 49269-8 «О гражданстве Российской Федерации» //https://sozd.duma.gov.ru/bill/49269-8
  17. Путин заявил о снижении темпов «утечки мозгов» // https://www.kommersant.ru/doc/4269184
  18. Ловушка для России: социологи доказали, что мигранты тормозят развитие страны // https://newizv.ru/article/general/09-12-2021/lovushka-dlya-rossii-sotsiologi-dokazali-chto-migranty-tormozyat-razvitie-strany
  19. Россия входит в пятерку лидеров как по числу мигрантов, так и по числу граждан страны, проживающих за рубежом // https://news.un.org/ru/story/2021/01/1394392
  20. Эмиграция 2000-х. Куда и почему уезжали из России // https://tochno.st/materials/emigratsiya-2000-kh
  21. Веденеева В. Польская миграционная политика: формирование парадигмы (1989–2019). // Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 12, сс. 105-112. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-12-105-112
  22. Собянин призвал уменьшить количество трудовых мигрантов на стройках // https://www.kommersant.ru/doc/5079292?from=top_main_1
  23. Указ президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» и Государственная программа к нему // http://www.kremlin.ru/acts/bank/23937
  24. Кононов Л., Леденева В. Адаптация и интеграция международных мигрантов: теоретико-методологические проблемы // Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 4, сс. 103-112. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-4-103-112
  25. Малахов В., Мотин А. Право и политика в сфере миграционного регулирования // Мировая экономика и международные отношения. 2020. т. 64. № 7. сс. 108-116. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-7-108-116
  26. Правительство утвердило план по реализации Концепции демографической политики до 2025 года. Распоряжение от 16 сентября 2021 года №2580-р // http://government.ru/news/43296/
  27. Зверева Т., Карпович О.   Общая миграционная политика ЕС: новый старт? // Международная жизнь. 2021. №7. С. 94-103.   https://interaffairs.ru/jauthor/material/2538.
  28. Лапина Н. “Исламский фактор” и общественно-политическая дискуссия по вопросам иммиграции в современной Франции // Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 11, сс. 97-105. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-11-97-105
  29. Булатов А., Габарта А., Сергеев Е. Международные финансовые центры как каналы притока иностранных трудовых мигрантов в города Европы // Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 10, сс. 122-132. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-10-122-132 

References

  1. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated 7.05.2018 “On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024” // http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
  2. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 dated 21.07.2020 “On National development goals of the Russian Federation for the period up to 2030″ // http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
  3. Serova E.V., Naumov A.S., Yanbykh R.G., Orlova N.V., Abdolova S.N. Problems of rural development and new approaches to their solution in Russia // International Agricultural Journal. 2021. No. 6 (384). pp. 10-16.
  4. Kirpichev V.V., Luchkin A.G., Afanasyeva N.A. Demographic factors of development of the Eurasian Economic Union // Economic relations. – 2020. – Volume 10. – No. 4. – pp. 1285-1294.
  5. Vladimir Putin’s speech at the VTB Capital Investment Forum “Russia is calling!” 30.11.2021 // http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/comminity_meetings/67241
  6. Vladimir Putin’s big press conference on December 23, 2021 // http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/press_conferences/67438
  7. Rasulov V. The labor market lacks personnel // https://www.kommersant.ru/doc/5130639
  8. Tsukhlo S.V. Russian industry in August 2021: shortage of workers – Monitoring the economic situation in Russia: Trends and challenges of socio-economic development. 2021. № 14(146). September. Ss. 22-25. https://www.iep.ru/ru/monitoring/rossiyskaya-promyshlennost-v-avguste-2021-goda-defitsit-rabotnikov.html
  9. Margalitadze O.N. Factors influencing the sustainable development of rural areas of Russia, with a projected shortage in the labor market // International Agricultural Journal. 2019. No.2. pp.27-30.
  10. Sharapova N.V., Sharapova V.M. Assessment of factors of reproduction of rural labor resources // The economics of agriculture in Russia. 2021. No. 11. pp. 89-91.
  11. Migration is one of the conditions for economic recovery after the crisis // https://news.un.org/ru/story/2020/10/1388792
  12. Sergeev M. The influx of migrant workers can increase the incomes of indigenous residents // Independent newspaper. 12.10.2021. https://www.ng.ru/economics/2021-10-12/100_211012nobel.html
  13. Kudaeva M., Redozubov I. The impact of migration flows on economic activity and the labor market of Russia in general and in the regional aspect. A series of reports on economic research. The Bank of Russia. December, 2021 // https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/131869/wp_khab_dec.pdf
  14. Gaisin R.S. The world food problem in the context of the global demographic transition // The economics of agriculture in Russia. 2021. No. 9. pp. 96-102. http://esxr.ru/article/3914 ].
  15. Putin V.V. Message of the President to the Federal Assembly dated 21.04.2021. (About the situation in the country and the main directions of domestic and foreign policy of the state) // http://www.kremlin.ru/acts/bank/46794 ].
  16. Draft Law No. 49269-8 “On Citizenship of the Russian Federation” //https://sozd.duma.gov.ru/bill/49269-8
  17. Putin announced a reduction in the rate of “brain drain” // https://www.kommersant.ru/doc/4269184
  18. A trap for Russia: sociologists have proved that migrants slow down the development of the country // https://newizv.ru/article/general/09-12-2021/lovushka-dlya-rossii-sotsiologi-dokazali-chto-migranty-tormozyat-razvitie-strany
  19. Russia is among the top five in terms of both the number of migrants and the number of citizens of the country living abroad // https://news.un.org/ru/story/2021/01/1394392
  20. Emigration of the 2000s. Where and why they left Russia // https://tochno.st/materials/emigratsiya-2000-kh
  21. Vedeneeva V. Polish migration policy: the formation of a paradigm (1989-2019). // World Economy and International Relations, 2020, vol. 64, No. 12, pp. 105-112. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-12-105-112
  22. Sobyanin urged to reduce the number of migrant workers at construction sites // https://www.kommersant.ru/doc/5079292 ?from=top_main_1
  23. The decree of the President of the Russian Federation dated 22.06.2006 No. 637 “On measures to assist the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad” and the State program for him // http://www.kremlin.ru/acts/bank/23937
  24. L. Kononov, V. Ledeneva Adaptation and integration of international migrants: theoretical and methodological problems of World economy and international relations, 2021, vol. 65, No. 4, SS. 103-112. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-4-103-112
  25. Malakhov V., Motin A. Law and policy in the field of migration regulation // World economy and international relations. 2020. vol. 64. No. 7. ss. 108-116. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-7-108-116
  26. The Government has approved a plan to implement the Concept of Demographic Policy until 2025. Order No. 2580-r dated September 16, 2021 // http://government.ru/news/43296/
  27. Zvereva T., Karpovich O. Common migration policy of the EU: a new start? // International life. 2021. No. 7. pp. 94-103. https://interaffairs.ru/jauthor/material/2538
  28. Lapina N. “The Islamic factor” and the socio-political discussion on immigration in modern France // World economy and International Relations, 2021, vol. 65, No. 11, pp. 97-105. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-11-97-105
  29. Bulatov A., Gabarta A., Sergeev E. International financial centers as channels for the influx of foreign labor migrants to European cities // World Economy and International Relations, 2021, vol. 65, No. 10, pp. 122-132. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-10-122-132

Для цитирования: Маргалитадзе О.Н. Трудовая миграция, как фактор, компенсирующий прогнозируемый дефицит на рынке рабочей силы России на средне и долгосрочную перспективу // Московский экономический журнал. 2022. № 1. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2022-8/

© Маргалитадзе О.Н., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 1.