Московский экономический журнал 1/2021

image_pdfimage_print

УДК 338.28

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10055

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНЫМИ РИСКАМИ НА ОТРАСЛЕВОМ ПРЕДПРИЯТИИ 

PROJECT RISK MANAGEMENT TECHNOLOGY AT AN INDUSTRY ENTERPRISE

Ленкова Ольга Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет», Контактные данные: Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, д.38, e-mail: lenkovaov@tyuiu.ru

Чунихин Сергей Александрович, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет», Контактные данные: Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, д.38, e-mail: chunihinsa@tyuiu.ru

Lenkova Olga Viktorovna, candidate of economic sciences, associate professor, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Industrial University of Tyumen», Contact details: Russia, 625000, Tyumen, Volodarskogo St., 38, e-mail: lenkovaov@tyuiu.ru

Chunikhin Sergey Alexandrovich, candidate of geological and mineralogical sciences, associate professor, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Industrial University of Tyumen», Contact details: Russia, 625000, Tyumen, Volodarskogo St., 38, e-mail: chunihinsa@tyuiu.ru 

Аннотация. В статье рассмотрены риски, которые могут повлиять на продуктивность и результативность работы проектируемого к вводу в перспективе подразделения крупного нефтетранспортного предприятия. При этом после использования экспертных оценок, позволяющих выявить ключевые риски проекта, их вероятность и силу проявления (воздействия на объект), рекомендованы методы их дальнейшего анализа (АВС-методология), а также предложена комплексная стратегия управления рисками на рассматриваемом предприятии. В статье приводится авторская последовательность реализации приемов проектного менеджмента на нефтетранспортном предприятии. В результате последовательной декомпозиции работ по управлению рисками предложено формирование конкретных рекомендаций по участию в процессе управления рисками ключевых отделов и служб предприятия.

Summary. The article discusses the risks that may affect the productivity and performance of the unit designed for commissioning in the future. At the same time, after using expert assessments to identify the key risks of the project, their likelihood and manifestation (impact on the object), methods for their further analysis (ABC methodology) are recommended, and a comprehensive risk management strategy for the enterprise under consideration is proposed. The article presents the author’s sequence of implementation of project management techniques at an oil transportation enterprise. As a result of consistent decomposition of risk management activities, it was proposed to formulate specific recommendations for participation in the risk management process of key departments and services of the enterprise.

Ключевые слова: реализация проектов, проектные риски, реализация, стратегии, рекомендации, антирисковые меры, нейтрализация рисков.

Key words: implementation of projects, project risks, implementation strategy, recommendations, anti-risk measures, neutralization of the risks.

Введение. Роль трубопроводного транспорта нефти для экономики России в настоящее время трудно переоценить. Являясь связующим звеном между добывающими и перерабатывающими компаниями в условиях высокой дальности и сложности условий транспортировки трубопроводные магистрали являются наиболее дешевым видом транспорта. При этом в данной сфере хозяйствования наблюдаются проблемы, которые могут быть устранены только кардинальными способами, требующими инвестирования значительных средств и предварительной оценки рисков реализации проектных решений.

В качестве объекта исследования, апробационной площадкой, на информационном массиве которой проводились расчетно-аналитические процедуры,  послужило одно из специализированных структурных подразделений отечественной компании, оказывающей услуги в области транспортировки нефти.

Примечательно, что рассматриваемый объект оказывает серьезное внимание проектному анализу и управлению и получает активную поддержку от органов управления субъектом федерации (областью)в реализации крупных инвестиционных проектов.

Следует отметить, что в настоящее время множество источников научно-методического и практического характера посвящены вопросам проектного управления. Однако сложность, междисциплинарность и большое количество рискообразующих факторов предопределяют необходимость адаптирования общеметодологических подходов к практике функционирования подобных субъектов хозяйствования.

Теория. Проведение капитальных и планово-предупредительных ремонтов существующих объектов магистральных нефтепроводов – объективная необходимость и часть делового цикла отраслевых предприятий. При этом осуществление ремонтных работ требует соотвествующего оборудования, которое позволило бы проводить ремонты в местах с повышенной заболоченностью, и прочего технологического оснащения.  Растущая потребность в подобном специализированном оборудовании  диктует необходимость в реализации крепного инвестиционного проекта по расширению действующего ремонтно-механического завода путем строительства нового цеха. Всесторонний анализ данного проекта доказал необходимость его реализации и наличие ожидаемых положительных эффектов в будущем. Однако расчетные данные говорят о высокой степени рискованности данного проекта, что предопределяет целесообразность рассмотрения вопросов управления рисками для обозначенного объекта исследования для последующей разработки стратегических решений по преодолению каждого вида риска.

Предварительный анализ рассматриваемого проекта позволяет структурировать ожидаемые эффекты по уровням и характеру (таблица 1).

Как видно из таблицы, у данного проекта преимущественно положительные ожидаемые эффекты. Однако рассматриваемый проект сопровождается большим количеством рисков, перечень основных из которых был составлен экспертно (табл.2).

Согласно авторской логике, из представленного перечня следует исключить риски, вероятность наступления которых и ожидаемое влияние на результирующие показатели деятельности предприятия равна нулю. То есть, из дальнейших аналитических процедур могут быть исключены такие факторы, как колебания спроса, ценовое конкурентное давление, увеличение производства у конкурентов и неплатежеспособность потребителей). Оставшиеся риски целесообразно проранжировать и структурировать по группам (А, В и С), в основе которых лежит приоритетность рассмотрения и управления организацией. Например, в первую очередь, руководству предприятия следует обращать внимание и предпринимать необходимые меры в отношении рисков, попадающих в группу «А». В то время, как риски группы «С» являются менее значимыми, так как вероятность их наступления мала или последствия от реализации ничтожны (затраты на управление данными рисками могут значительно превышать потери компании в случае наступления указанных рисков). (рис. 1)[5].

Примечательно, что большинство рисков рассматриваемого проекта можно считать управляемыми. При этом в отношении многих рисков из приоритетной группы («А») целесообразно применение стратегии «Снижение». Это говорит о том, что существует возможность принятия  превентивных решений, которые позволят не допустить данные риски. Некоторые риски предусматривают возможность реализации стратегии по их «передаче» посредством страхования или пересмотрения договоров с контрагентами. Также следует отметить, что для рассматриваемого проекта характерно достаточно большое количество рисков, которые необходимо принять, так как эти риски базируются на влиянии внешней макросреды, факторы воздействия которой неподконтрольны организации (природно-климатические, транспортно-коммуникационные и пр.).

В продолжение исследования следует конкретизировать рекомендации в отношении разных рисков с уточнением ответственных лиц, за реализацию данных рекомендаций на нефтетранспортном предприятии (табл. 4).

Заключение. В данном исследовании предпринята попытка реализации конвергентного подхода к управлению рисками в сложнопостроенных отраслевых структурах. Предложенный авторами подход предполагает последовательные осуществление расчетно-аналитических процедур для концентрирования усилий на наиболее актуальных видах риска для конкретного отраслевого проекта.

Предложенные рекомендации по управлению каждым видом рисков возможно и целесообразно осуществить на нефтетранспортном предприятии. Следует отметить, что для повышения степени реализуемости данного проекта, может возникнуть необходимость получения поддержки областных органов власти в виде предоставления предприятию разного рода преференций (налоговые льготы, финансирование и пр.). Это может помочь значительно снизить практически все обозначенные риски и, как следствие, общий уровень риска проекта.

При этом в продолжение исследования видится возможным решение вопросов количественной оценки рисков и последствий от реализации управляющих воздействий, построение организационной модели системы управления проектными рисками на исследуемом предприятии и т.д.

Список использованных источников

  1. Давиденко, Н., Кудашев А. Финансовый менеджмент: эволюция взглядов и уточнение предмета / Проблемы теории и практики управления. – 2008. – №1. – С. 116-118.
  2. Романюк, Н. Ф. Затраты предприятия как объект управления и источник риска [Электронный ресурс] // Известия Тульского Государ-ственного Университета. – 2011. – №2. – с. 137-151. – Режим доступа: http://elibrary.unecon.ru/materials_files/refer/A5293_b.pdf
  3. Устав ПАО «Траснефть» [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: http://www.transneft.ru/information/104/
  4. Шмидт, А.П. Мониторинг рисков нефтетранспортного пред-приятия / А. П. Шмидт // Журнал: Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика, – 2012, №1, с.19-22
  5. Пленкина В.В., Ленкова О.В. Управление рисками нефтегазовой компании в условиях стратегических преобразований // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-1 (59-1). С. 487-491.

List of sources used

  1. Davidenko, N., Kudashev A. Financial management: evolution of views and refinement of the subject / problems of theory and practice of management. – 2008. – №1. – P. 116-118.
  2. Romaniuk, N. F. costs of the enterprise as an object of management and a source of risk [Electronic resource] // proceedings of the Tula State University. – 2011.-№2.-p.137-151.– Mode of access: http://elibrary.unecon.ru/materials_files/refer/A5293_b.pdf
  3. Charter of PJSC “Trasneft” [Electronic resource]. – Mode to access: http://www.transneft.ru/information/104/
  4. Schmidt, A. P. monitoring of risks of oil transportation enterprise / A. p. Schmidt / / Journal: news of higher education institutions. Sociology. Economy. Politics, – 2012, №1, p. 19-22
  5. Plenkina, V. V., Lenkova O. V. Risk management oil and gas companies in terms of strategic reforms // Economics and entrepreneurship. 2015. № 6-1 (59-1). P. 487-491.