Московский экономический журнал 1/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10005

Сравнительный анализ дополнительных профессиональных программ   повышения квалификации руководителей школ с низкими образовательными результатами и работающими в неблагоприятных условиях

Comparative analysis of additional professional development programmes for school managers with low educational outcomes and disadvantaged conditions

Смирнов Иван Андреевич, доцент ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», кандидат филологических наук, Россия, г. Казань

Smirnov Ivan Andreevich, Associate Professor, State Autonomous Educational Institution of Higher Education “Institute for the Development of Education of the Republic of Tatarstan”, Candidate of Philological Sciences, Russia, Kazan

Аннотация. В статье раскрывается сравнительный анализ дополнительных профессиональных программ   повышения квалификации руководителей   школ с низкими образовательными результатами и работающими в неблагоприятных условиях. Рассматривается характеристика программ повышения квалификации, их общие и отличительные компоненты.

Summary.  The article reveals a comparative analysis of additional professional programs for advanced training of school leaders with low educational results and working in unfavorable conditions. The characteristics of advanced training programs, their general and distinctive components are considered.

Ключевые слова: дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, компоненты программы, профессиональные компетенции.

Keywords: additional professional programs of advanced training, components of the program, professional competencies.

В условиях появления школ с низкими образовательными результатами и работающими в неблагоприятных условиях большое значение приобретает вопрос о повышении квалификации руководителей образовательных организаций в соответствии требованиям профессиональных стандартов [6, с.811-815].

В ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»  проектирование всех дополнительных профессиональных программ для руководителей образовательных организаций с низкими образовательными результатами и работающими в неблагоприятных условиях  осуществляется строго в соответствии с требованиями проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации и  в соответствии с профессиональными потребностями и профессиональным дефицитом руководителей образовательных организаций. Данные потребности и профессиональный дефицит выявляются на основе входного и выходного анкетирования слушателей. Анализ содержания образовательных запросов на повышение  квалификации позволяет утверждать, что наиболее актуальными для деятельности руководителей образовательных организаций в настоящее время выступают профессиональные дефициты, выявленные по таким показателям оценки эффективности управленческой деятельности как:

  • выполнение требований действующего законодательства–70 % респондентов;
  • мероприятия по обеспечению комплексной безопасности образовательной организации, правовых документов –57% респондентов;
  • создание условий для организации дополнительного профессионального образования работников образовательной организации (обучение в составе школьной педагогической команды; индивидуальные стажировки для педагогических работников; повышение квалификации в дистанционном формате) –42% респондентов;
  • перспективное развитие образовательной организации-38% респондентов;
  • информационная обеспеченность образовательного процесса-24% респондентов.

В ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»  реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для руководителей образовательных организаций двух типов. Первый направлен на формирование и совершенствование достаточно широкого спектра профессиональных компетенций руководителей по различным направлениям управленческой деятельности. К таким программам

относится «Организация и содержание образовательного процесса в школе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования» (объем программы-72 часа). Данная  программа разработана для руководителей образовательных организаций, имеющих разный уровень управленческого опыта и управленческой компетентности. Программа реализовывалась в 2018-2019 гг.

Технология реализации программы предполагала использование очно-дистанционной формы организации обучения.

Дистанционный модуль «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных условиях» рассчитан на 36 часов. Он предполагал изучение следующих тем:

  • Эффективная школа;
  • Самооценка качества процессов управления и обучения как основа перевода школы в эффективный режим работы;
  • Диагностика методической компетентности педагогов школы;
  • Профессиональное развитие педагогов школы;
  • Планирование мероприятий вывода школы из текущей ситуации.

Очное обучение (36 часов) охватывало изучение следующих модулей:

  • Модуль № 2 «Основная образовательная программа – траектория движения образовательной организации к достижению требований ФГОС: разработка, анализ, коррекция»;
  • Модуль № 3. «От проектирования к анализу урока, реализующего требования ФГОС общего образования»;
  • Модуль №4. «Внутришкольный контроль как механизм повышения качества образования: нормативно-правовые и методические основания»;
  • Модуль № 5. «Современные формы методической работы в школе в условиях реализации ФГОС общего образования».

Стажировка проводилась на базе образовательных организаций, сумевших преодолеть кризис в организации образовательного процесса и ставших успешными. К числу таких стажировочных площадок относится  МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

Итоговая аттестация-защита планов (программ) по переходу образовательной организации в эффективный режим работы.

Другой тип дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для руководителей образовательных организаций, реализуемых в ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», имеет  монотематическую направленность и ориентирован на развитие комплекса профессиональных компетенций в конкретной области управленческой деятельности, отражающих лишь отдельные трудовые функции руководителя. К таким программам относится «Система оценки качества образования в образовательной организации: методологический и технологический инструментарий» (объем программы-72 часа).  В 2020 г. программа реализовывалась полностью в дистанционном формате. Цели и задачи данной программы четко ориентированы на формирование компетенций по конкретному виду профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций.  Данная программа   направлена на развитие профессиональных компетенций, прежде всего, в области формирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации.

Программный  материал  структурирован  в  блочно-модульной  системе   и предусматривает выделение отдельных модулей, логически взаимосвязанных и дополняющих друг друга.

Модуль 1 (нормативно-правовой) «Нормативно-правовые основы оценки качества образования» включает лекционные и практические занятия по темам:

  • Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога в сфере оценивания качества образования.
  • Понятие качества образования. Социальный заказ по изучению потребительской оценки качества образования.
  • Направления, формы и виды статистических измерений и мониторинговых исследований в системе оценки качества образования на разных уровнях управления: региональном, муниципальном, образовательной организации.
  • Механизмы оценки качества образования.

Модуль 2 (психолого-педагогический) «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности» раскрывает акмеологические аспекты психолого-педагогического сопровождения деятельности учителя в условиях ФГОС.

Модуль 3 (предметно-методический) «Содержательные аспекты профессиональной деятельности в области оценки качества образования» реализовывался в формате лекционных и практических занятий по следующим вопросам: «Система показателей и индикаторов, используемых при определении результатов деятельности образовательной организации», «Педагогическая диагностика учебных возможностей учащихся: методика определения планируемых результатов», «Практикум по анализу и интеграции ВПР во внутреннюю систему оценки качества образования», «Использование информационно-коммуникативных технологий для организации информационной прозрачности системы образования».

Модуль 4 (методический блок) содержит методические рекомендации по функционированию ВСОКО в образовательной организации.

Итоговая аттестация- защита проекта программы мониторинга в образовательной организации.

К  проведению занятий привлекались преподаватели ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», а также Ассоциации руководителей образовательных организаций. В рамках обучения проводилась виртуальная стажировка для слушателей курсов на базе ОШИ «Лицей имени Н.И.Лобачевского» Казанского федерального университета (директор Е.Г.Скобельцына) и МБОУ «СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан  (директор  Е.А.Паракова). Стажировка является необходимым условием развития управленческих компетенций [3, с.72-82].

Приведем пример программы стажировки по теме: «От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе».

Сравнительный анализ рассмотренных выше программ курсов повышения квалификации позволил нам определить их общие содержательные компоненты:

  • программы разработаны на основе современных достижений в области психолого-педагогических и специальных исследований, с учетом профессиональных требований, предъявляемых в соответствии с проектом профессионального стандарта руководителя образовательной организации и   в соответствии с профессиональными запросами и профессиональными затруднениями руководителей образовательных организаций;
  • программы соответствуют основным принципам государственной политики Российской Федерации и Республики Татарстан в области образования;
  • в реализации обеих программ наиболее оптимальными организа- ционными формами обучения являются лекции, практические занятия, стажировки, ознакомление с опытом коллег, консультации;
  • наличие в программах входного и выходного тестирования, связанного с  изучаемыми темами. Система тестовых заданий способствует с одной стороны – выявлению проблемных вопросов профессиональной деятельности слушателей, а с другой – осуществлению объективного и независимого контроля за уровнем подготовленности специалистов.

Вместе с тем сравнительный анализ программ «Организация содержания образовательного процесса в школе в соответствии с федеральными государственными стандартами общего образования» и «Система оценки качества образования в образовательной организации: методологический и технологический инструментарий» дал возможность выявить следующие отличия:

  • программы реализовывались в различном формате. Программа «Организация содержания образовательного процесса в школе в соответствии с федеральными государственными стандартами общего образования» предполагала очно-дистанционную форму организации обучения.

 Программа «Система оценки качества образования в образовательной организации: методологический и технологический инструментарий» полностью реализовывалась в дистанционном формате.

По итогам курсов «Система оценки качества образования в образовательной организации: методологический и технологический инструментарий» проводилась выходная диагностика. Ее цель -содействовать повышению качества курсов повышения квалификации. Приводим пример выходной диагностики.

Выходная диагностика

  1. Оцените уровень организации обучения (график занятий, разнообразие форм деятельности, своевременность получения информации и обратной связи и т.п.) (по 5-бальной шкале, где 1 – неудовлетворительно, 5 – отлично)
  2. Оцените уровень удовлетворенности содержанием обучения (по 5-бальной шкале, где 1 – неудовлетворительно, 5 – отлично)
  3. Оцените эффективность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (по 5-бальной шкале, где 1 – неэффективно, 5 – эффективно)
  4. Оцените загруженность обучения (по 5-бальной шкале, где 1 – очень низкая   загруженность, 5 – высокая загруженность)

В диагностировании приняли участие 70 слушателей.

На первый вопрос: «Оцените уровень организации обучения (график занятий, разнообразие форм деятельности, своевременность получения информации и обратной связи и т.п.)» ответили:

  • «5»-35 чел. (50 %);
  • «4»-35 чел. (50%).

На 2 вопрос: «Оцените уровень удовлетворенности содержанием обучения» ответили:

  • «5»-35 чел. (50 %);
  • «4»-34 чел. (49%);
  • «3»-1 чел. (1%).

На 3 вопрос: «Оцените эффективность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий» слушатели дали следующие ответы:

  • «5»-35 чел. (50 %);
  • «4»-34 чел. (49%);
  • «3»-1 чел. (1%).

На 4 вопрос: «Оцените загруженность обучения» слушатели курсов отмечают:

  • высокую загруженность -16 чел. (23%);
  • хорошую загруженность-34 чел. (49%);
  • среднюю загруженность -8 чел. (11%);
  • низкую и очень низкую загруженность отмечают 15 чел. (17%).

Слушатели курсов отметили гибкость программы, эффективность курса, его актуальность. Многие слушатели отметили, что можно выстроить свою траекторию повышения качества образования в образовательной организации.

Анализ программ повышения квалификации позволил выявить ряд недостатков.

  1. Организационные:
  • недостаточная вариативность учебных программ,
  • недостаточное методическое обеспечение программ.
  1. Методические:
  • нечеткие критерии эффективности обучения по программам;
  • отсутствие в программах тем, связанных с лидерством руководителя образовательной организации [1, с.813-822];
  • отсутствие в программах тем, связанных с имиджем образовательной организации и руководителя [2, с.154-159].

Изучение образовательных запросов слушателей  ГАОУ  ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» подтверждает  актуальность данных тем для руководителей образовательных организаций.

Можно предложить целый ряд мер, направленных на повышение качества подготовки слушателей:

  • важная роль должна принадлежать разработке методов промежуточной и итоговой оценке знаний нормативно-правового, психолого-педагогического характера и знаний в рамках своей специализации;
  • осуществление постоянного мониторинга качества обучения;
  • необходимо включить в программы темы, связанные с творческим саморазвитием руководителя в условиях цифрового образования [5,с.359-360];
  • в качестве вариативного компонента программ   предусмотреть модули, связанные с национальной системой учительского роста, развития лидерских качеств руководителя образовательной организации.

Таким образом, развитие профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций с низкими образовательными результатами и работающими в неблагоприятных условиях  в системе повышения квалификации должно осуществляться средствами дополнительных профессиональных программ с учетом профессиональных потребностей и в соответствии с проектом профессионального стандарта руководителя образовательной организации.

Литература

  1. Смирнов И. А. Вопросы лидерства в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников образования Республики Татарстан //Московский экономический журнал. -2020.-№6.-С.813-822.
  2. Смирнов И.А. Формирование имиджа образовательной организации как фактор реализации инновационных процессов в образовании// АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И  ПРАВА:  Материалы IV  Международной научно-практической   конференции (г. Томск, 25 Января 2019 г.).- С.154-159.
  3. Салихова Л. Ф. ,Идрисов И. Р., Смирнов И.А. Стажировка руководителей образовательных организаций в рамках курсов повышения квалификации как необходимое условие развития управленческого потенциала// Отечественная и зарубежная педагогика. -2016. -№4(31).- С.72-82.
  4. Коптелов А.В. Особенности формирования внутренней системы оценки качества образования в учреждении дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. – Челябинск. – 2016. –№ 3 (28).
  5. Смирнов И.А. Творческое саморазвитие руководителя школы в условиях цифрового образования //IV Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. Сборник¬ статей ¬участников Всероссийской ¬научно-практической¬ конференции с ¬международным участием- Казань-2019. – С. 359-360.
  6. Коптелов А. В., Обоскалов А. Г., Машуков А. В. Развитие профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций средствами дополнительных профессиональных программ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 811–815.